Умер великий Виктюк. И, разумеется, ни слова, ни полслова о его гомосексуальности. В википедии в разделе "Семья" фигурирует прозрачная анекдотическая чушь ("со слов Виктюка, он был женат единственный раз в молодости на сотруднице "Мосфильма", с которой прожил недолго, после чего стал ярым противником брака; в студенчестве к нему испытывала симпатию Валентина Талызина, а сам режиссер позже был влюблён в Людмилу Гурченко; называл своими детьми учеников и актеров своего театра). Трудно вообразить более смешную пародию на чулан, чем эта нелепая "информация". Уж лучше б ее не было вообще.
В нулевые, когда ЛГБТ-тематика еще не была окончательно табуирована российским официозом, до думского закона и прочих радостей, в СМИ можно было прочитать такие, например, пассажи:
"Слава Виктюка - кумира богемы, эстета и эпатажника, певца порока и главного гей-режиссера нашего театра началась со "Служанок". Именно тогда публика впервые увидела то, что стало потом фирменным знаком театра Виктюка - томную пластику и вычурные гримы мужчин, играющих роли женщин... Демонстративная гомосексуальность Виктюка тогда тоже служила одной из примет элитарности. Его воспринимали как Данко отечественной гей-культуры....
... После 1991-го статьи о нем стали называться: "Голубые в городах", "Голубой провал", "Любовь в "голубых" тонах" и шли под рубрикой "эротика". Роман Григорьевич описал эту ситуацию так: "Я живой цветок перестройки. Подул августовский ветер, куда-то меня посеял, а я и пророс. А поскольку цветочек поднялся на нетрадиционной почве, то его не вырывают, не топчут..."
(Дина Годер " Любовник театра. Роман Виктюк как Данко отечественной гей-культуры", журнал "Итоги" 31.10.2006)
Гомосексуальная, квирная идентичность Виктюка - важный формообразующий элемент его театральной эстетики. По-моему, это общее место. Без расшифровки этого аспекта его личности невозможно вообще серьезно говорить о режиссере великого спектакля "Служанки", поставленного по пьесе великого французского квира, enfant terrible французской литературы, Жана Жене. Замалчивать этот факт все равно, что скрывать еврейское происхождение Бабеля или Жванецкого, анализируя их стиль и особенности литературного языка.
Виктюк прожил свою жизнь в чулане, пусть и весьма прозрачном. Он никогда не делал никаких публичных заявлений о своей личной жизни, не совершал никаких каминаутов. Это почти немыслимо для крупных (да и мелких) художников в России в 2020 году. А родившийся в 1936-м режиссер, проживший большую часть своей жизни в тоталитарном СССР со 121 статьей, в стране, не знавшей ни стоунволлов, ни гей-эмансипации 70-80-х, вообще не оперировал подобными категориями. Он, естественным образом, жил в чулане, как и абсолютное большинство советских и постсоветских гомосексуалов, поскольку вокруг был опасный и враждебный по отношению к ним мир. И многие из тех, кто его сегодня лицемерно оплакивает, являются адептами этого мира - в котором негетросексуальность "порочна" и должна замалчиваться.
Вы можете задать резонный вопрос, какое нам вообще дело до личной жизни великого театрального мастера. О, это классический гомофобный вопрос гетеронормативного дискурса, и касается он исключительно ЛГБТ-людей. Такое же, как до жен, любовниц, романов и страстей Мейерхольда, Товстоногова, Эфроса или Любимова, про которых мы знаем всё.
какое нам вообще дело до личной жизни великого театрального мастера?
Был бы:
Гомосексуальная, квирная идентичность Виктюка - важный формообразующий элемент его театральной эстетики. ... Замалчивать этот факт все равно, что скрывать еврейское происхождение Бабеля или Жванецкого, анализируя их стиль и особенности литературного языка.
А не очередное обвинение в гомофобии.
__________________________
не надо шутить с войной
был с женой на "Последней любви Дона Жуана" лет 12 назад. перед началом включали запись голоса Виктюка с посланием к зрителям. он извинялся, что не смог сам приехать на гастроли, ремонт был в театре. поразило.
да, конечно, все или практически все знали про его гомосексуальность.
да, понятно, что это прослеживалось в творчестве
"Такое же, как до жен, любовниц, романов и страстей Мейерхольда, Товстоногова, Эфроса или Любимова, про которых мы знаем всё." Театром не интересуюсь, но меня в принципе личная жизнь известных людей очень мало интересует. По моему ничего практически к впечатлению от творчества не добавляет.
Бывший капитан и главный тренер сборной Аргентины Диего Марадона попал в больницу в тяжелом состоянии. По сообщению аргентинских СМИ, 60-летний аргентинец перенес остановку сердца.
"Очень грустная новость. Я потерял хорошего друга и мир потерял легенду. Можно многое сказать, но сейчас я хочу просто выразить соболезнования семье Диего. Я надеюсь, что однажды мы будем играть вместе на небесах", — написал Пеле в своем Twitter.
__________________________
не надо шутить с войной
Личному врачу Марадоны выдвинули обвинения в непредумышленном убийстве. Расследование против врача начали на основании показаний дочерей Марадоны, которые поставили под сомнение действия врача.
Умерла Ирина Александровна Антонова, директор Пушкинского с 1961 года (в конце - президент), от Ильича до Ильича. В частности, символ декабрьских вечеров.
Умерла Ирина Александровна Антонова, директор Пушкинского с 1961 года (в конце - президент), от Ильича до Ильича. В частности, символ Удекабрьских вечеров.
RIP. Я редко бывал в Москве и почти всегда ходил в Пушкинский на картины. В основном смотрел импрессионистов. Кто там директор я не знал, но коллекция картин произвела впечатление. Врезалось в память Нотр-Дам в полдень и он же в полночь Ренуара.