Michael_S: Тихонов был крут, но вы это высказали таким образом, что звучит будто вы считаете, что под его руководством сборная СССР была более успешна, чем при Тарасове.
Под руководством Тарасова Сборная СССР ни разу не выиграла ни ЧМ, ни ОИ.
Это я не для того, чтобы унизить Анатолия Тарасова напоминаю. Наоборот, чтобы отдать дань уважения Аркадию Чернышеву.
Вы абсолютно правы. Мне следовало написать "чем при Чернышеве и Тарасове".
В возрасте 55 лет ушёл из жизни один из лучших шахматных тренеров России Владимир Николаевич Старцев, очень прямой и искренний человек.
Прощай Володя. Пусть земля тебе будет пухом.
Памяти А.М.Арканова (7.06.1933 - 22.03.2015) Сегодня ночью, на 82-м году жизни скончался писатель - сатирик Аркадий Михайлович Арканов. В его творчестве нашлось место для шахмат: он - соавтор книг "Любовь и шахматы. Элегия Михаила Таля" и "Сюжет с немыслимым прогнозом (белая и черная шахматная книга)".
Как жаль...
А ещё, Аркадий Михайлович любил шахматы и прилично играл.
Был членом наших делегаций на международных опен-турнирах.
Пусть земля ему будет пухом.
Умер Аркадий Арканов. Грустно. Светлый, теплый человек, один из последних ярких представителей того замечательного пласта советской интеллигенции, выросшего в послевоенные, послесталинские годы. Мы не были знакомы, хотя несколько раз виделись-здоровались на шахматных турнирах в Москве, на которые Арканов иногда захаживал. Аркадий Михайлович очень любил шахматы, сам играл на уровне кмс (его победа над мастером Грузманом даже вошла в книгу Глигорича как пример удачной трактовки королевского гамбита со стороны черных), много писал о нашей игре, дружил с шахматистами как старшего, так и молодого поколения (впрочем, самый молодой из его шахматных друзей Гарри Каспаров уже тоже отметил полувековой юбилей). Подтянутый, моложавый, с неповторимым тембром, который не тускнел со временем, казалось бы неподвластный годам - помню, с каким удовольствием слушал его выступление несколько лет назад, когда ему было уже под восемьдесят. Сатирик, а не юморист. Тонкий, но прежде всего интеллигентный - не зря в последние двадцать лет мы практически не видели Арканова на сцене. Время такое. И все равно, при первых же звуках его голоса в случайно включенном телевизоре, становилось как-то уютней, и, глядя на него, верилось, что есть вещи над которыми время не властно. Увы... Светлая память!
"Аут нихиль",- говорите. А мне кажется, что он чуть ли не стал родоначальником жанра (хотя вряд ли)юмористического монолога-диалога, когда натужная подмена или игра слов преобразовывается в безразмерное гоготанье. Я имею в виду нравившийся ему самому рассказ про замену объектов в лекции об обращении с младенцами. Как-то там стали фигурировать маленькие буЛГАХтеры (видать, для усиления комического эффекта). Дальше на эстраде с его лёгкой руки появились простофили, двусмысленно меняющие пол , жёны, имеющие в виду козла-мужа, а не настоящего козла...Были и другие неожиданные падения уровня. Я помню рекомендации судить творца по его лучшим вещам. Но меня раздражал апломб, с которым писатель крыл коллег за безвкусные, бездарные опусы, и тут же сам демонстрировал образцы критикуемого им ширпотреба. Мне кажется, его собрат и коллега Горин был намного качественнее и масштабнее его как литератор. При всём при этом земля ему пухом, и пусть то, что он сделал, помогает потомкам жить лучше и веселей
В таких сравнениях я придерживаюсь мнения Старого Семёна. Он как-то отвечал Пиррону, который сравнивал Аронова или Черняка или даже Левитанского, скажем, с Блоком. Будет время - поищу ссылку.
Давно хотел задать этот вопрос: жаль, что приходится это делать по такому печальному поводу.
В одном из своих интервью Аркадий Арканов упоминает свой "шахматный" рассказ "Поражение" (название "намекает" на "шахматный" рассказ "Победа" Василия Аксенова). Читал ли кто-нибудь этот рассказ? Есть ли он в какой-нибудь из его книг? в Интернете?
Дело в том, что в 1974 году я читал "комментарии" Аркадия Арканова к одной из партий полуфинального матча претендентов Карпов-Спасский. Как я сейчас понимаю, это и был рассказ "Поражение". Опубликован он был на 16-й странице "Литературной Газеты". Рассказ включал в себя полный текст партии (с диаграммами), завершившейся разгромом Спасского, с "комментариями потерпевшего", в которых оценка позиции все время переходила в сетования по поводу сложной жизненной и семейной ситуации... Помню, что это было абсолютно "некорректно" по отношению к Спасскому, но очень смешно. Долгое время я хранил эту вырезку из ЛГ, но в конце концов она потерялась. Никогда и нигде я более не встречал упоминания об этой публикации... Но вдруг кто-нибудь еще о ней помнит?
Человека в какой-то степени характеризует отношение к совершенно незнакомым людям. Помню, проходил мимо одного известного гроссмейстера, автоматически задержал взгляд и кивнул. И ответный взгляд - полный неприязни. Может быть, осточертели эти посторонние, вечно лезущие со своими вопросами, может, просто кто-то настроение испортил. В общем, от категорических выводов воздерживаюсь, но зарубка осталась.
А с Аркановым как-то почти столкнулся в дверях турнирного зала, и среагировать не успел, а он уже поздоровался. Первым. И очень приветливо, как с давним знакомым. Ну, может, спутал с кем-то, но вряд ли, скорее, это - "внутреннее".
... А, может, и вспомнил, но это тоже вряд ли. Летели мы однажды одним рейсом. Это был необычный, "шахматный" рейс. То есть, огромный ИЛ-86 заполнен был почти на 100% одними только шахматистами (эпизод из той главы моей биографии, которая называется "Пальма-де-Мальорка" и написана никогда не будет, но обрывками из которой я пару-тройку раз делился. Вспоминали Ларсена, и я вспомнил. Ушел из жизни Бухути Гургенидзе - как было не вспомнить? Борис Шашин, Яков Дамский... Теперь вот Аркадий Арканов).
Арканов летел на пару рядов впереди меня. И когда рассаживались, я заметил, что он - опытный путешественник! - снял пиджак и повесил на "плечики" в специальном закуточке-гардеробчике.
И вот часа через четыре увлекательнейшего полета самолет приземляется, все разом поднимаются с мест, достают вещи из багажных полок, образуется обычная "толкучка", Арканову до пиджака не добраться. А гардеробчик - напротив моего ряда. Отдергиваю занавесочку, достаю и протягиваю Арканову пиджак прямо на "плечиках". Нормальная реакция: удивлен, обрадован, благодарен. Только мимикой - через пару рядов.
Сущая мимолетность, не мог он меня запомнить.