Дьякон Кураев резко отрицательно отозвался о шахматах:
Мерзкое время — шахматный турнир, даже подростковый. В ночь перед партией какого только зла не пожелаешь своему сопернику. Дело в том, что если играешь в футбол и проиграл Ваньке — ну и что, ну подумаешь, у Ваньки ноги длиннее, переживу. Но если я играл в шахматы и проиграл Изе — это что же, эта морда жидовская умнее меня, получается?!
Дьякон Кураев резко отрицательно отозвался о шахматах:
Мерзкое время — шахматный турнир, даже подростковый. В ночь перед партией какого только зла не пожелаешь своему сопернику. Дело в том, что если играешь в футбол и проиграл Ваньке — ну и что, ну подумаешь, у Ваньки ноги длиннее, переживу. Но если я играл в шахматы и проиграл Изе — это что же, эта морда жидовская умнее меня, получается?!
Позиция православной церкви такова: дух соревнования, состязания, когда ты желаешь поражения сопернику, противоречит христианским заповедям любить других и не желать им зла. В более общем смысле лозунг РПЦ: "Физкультура - хорошо, спорт - плохо."
Подробнее можно прочесть хотя бы в книге Сосонко, там есть эссе о шахматах и религии.
Шиншиленыш: Позиция православной церкви такова: дух соревнования, состязания, когда ты желаешь поражения сопернику, противоречит христианским заповедям любить других и не желать им зла. В более общем смысле лозунг РПЦ: "Физкультура - хорошо, спорт - плохо."
Подробнее можно прочесть хотя бы в книге Сосонко, там есть эссе о шахматах и религии.
Футбол это физкультура?
__________________________
не надо шутить с войной
Кураев: "Мир профессиональных шахмат - это просто гадюшный мир, где все друг друга ненавидят, кусают, подсиживают". Видать, для дьякона шахматы закончились на матче Карпов-Каспаров.
Mikhail_Golubev: У детей, способных заинтересоваться шахматами, нет проблем с логикой и так. Главное - шахматы учат принимать решения и нести ответственность.
Имхо.
С одной стороны да. С другой - любая сколь угодно тупая игра на деньги учит етому гораздо быстрее и еффективнее.
В тупой игре на деньги причинно-следственная связь менее наглядна, чем в шахматах. Можно думать, что день не задался, не фартит, и т.д. А в шахматах, если проиграл, - то ясно, что сделал какие-то глупые ходы и, по большому счету, получил по заслугам.
Конечно, не всем подходит такой жесткий метод закалки личности, во всяком случае на длинной временной дистанции. Но что подходит всем? Детям желательно пробовать и шахматы, и много других вещей. Не подошло - бросили в нужный момент, нормально.
Ага, вот тут в значительной степени сходимся.
Я еще добавлю (повторюсь, но об етом редко говорят кроме меня) по поводу "сделал какие-то глупые ходы" - я очень благодарен Крамнику, в ранге чемпиона мира зевнувшему мат в один ход. Для человека ето абсолютный рекорд, избавляющий от вредной иллюзии про то, что человек способен контролировать свой мозг, и что шахматы игра не вероятностная, не зависящая от случайностей.
То есть давно сказано "человеку свойственно ошибаться" - но оно так трудно до всех доходит, что каждый раз полезно напоминать.
При етом понятно, что другая крайность тоже глупость - упорной работой над собой и своими мозгами вероятность ошибок можно и нужно понижать. Но она всегда очень заметно не нулевая. И в етом месте (тут каспаровская мысль, но я разделяю) шахматы сильно уступают покеру (и многим другим играм). В покере ето очевидная банальность, почти всем доступная, наглядные азы. В шахматах очень мало кто доходит до такой просветленности, и почти никто не понимает сразу.
Отсюда не самое очевидное следствие - если мы и вправду всерьез будем думать про пользу для детей - азартным играм (как минимум нескольким) нужно обучать их параллельно с шахматами. Сейчас ето едва ли не уголовная статья, что сказываеццо существенно на жизнеспособности ёбщества в целом.
1. Самый важный для жизни раздел математики - теория вероятности. И в школе оно не преподается, а необходимо
2. Еще более "рреволюционная" очевидность - в школе необходимы уроки азартных игр. Включая практические занятия. В такой курс и шахматы органично войдут как его важная часть.
Понятно что ето все не при нынешней власти, а КМПКВ
cтарик:В мире, где деньги-это всё,
Учите детей покеру!
Это ясно простому докеру,
Ежели он не осёл...
При чем тут "докер"? Рифма, как обычно, "рулит", а смысла - кот наплакал.
Старик, вы не понимаете, что такое "азартная игра". Есть понятие, с точки зрения теории игр (это имел в виду Базар, как я понимаю), и есть бытовое, про которое вы говорите.
"Азарт" - это от французского слова "hazard", что переводится на русский как "случай" (одно из значений). В Теории игр, игры делятся на "игры с полной информацией" (шахматы, шашки, рэндзю...) и на "игры с неполной информацией" (многие карточные, домино...).
Это - принципиально разные игры. В играх с неполной информацией необходимо владеть элементами теории вероятностей, необходимо чувствовать оппонента... То есть играя в такие игры, человек приобретает некоторые другие качества и знания - тоже нужные, но не те которые приобретаются при игре, например, в шахматы.
А что касается "азартных игр" в бытовом смысле, то и в шахматы многие играют азартно и на деньги. То есть, эти нюансы зависят не столько от игры, сколько от человека - игрока.
1. Самый важный для жизни раздел математики - теория вероятности. И в школе оно не преподается, а необходимо
2. Еще более "рреволюционная" очевидность - в школе необходимы уроки азартных игр. Включая практические занятия. В такой курс и шахматы органично войдут как его важная часть.
Понятно что ето все не при нынешней власти, а КМПКВ
любое гос-во будет против теории вероятности как школьного предмета, так как доход от лотерей резко упадет
__________________________
не надо шутить с войной
Ага, Сэд, вы все верно написали. Я только уточню, что азартные игры в школе не "вместо шахмат", а вместе с шахматами - ибо знание отличия игр с полной и неполной информацией, о котором вы написали, тоже важное.
Я против отдельного предмета "шахматы" в школе (за факультативное обучение для желающих), но как часть школьного курса теории игр они были бы очень уместны. Другой вариант - включать их как часть в курс мировой культуры, но он по-моему хуже (хотя можно и там и там с разных сторон).
cтарик:В мире, где деньги-это всё,
Учите детей покеру!
Это ясно простому докеру,
Ежели он не осёл...
При чем тут "докер"? Рифма, как обычно, "рулит", а смысла - кот наплакал.
Старик, вы не понимаете, что такое "азартная игра". Есть понятие, с точки зрения теории игр (это имел в виду Базар, как я понимаю), и есть бытовое, про которое вы говорите.
Докер-портовый грузчик,то-есть простой работяга,но даже он смысл поймёт...в отличие от вас
В некомпетентности не раз уж уличённый,
Какой-же, хвастунишка, вы учёный?!
Старик, у меня есть документ об образовании. Я закончил механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова.
Приведите хоть один пример, когда я был уличен в некомпетентности.
Я думаю (надеюсь), что на этом месте вы заткнетесь, наконец.
Оно - образование? Нет, не мешает. Оно, ведь, достаточно абстрактное. Да и так давно это было, что осталось только то, что не мешает... "Башка мешает" - это я вас понимаю. Она многим мешает; но не всем.
LB: Но что делать, если не все готовы признать игру для игры, шахматы для шахмат? Хочешь-не-хочешь а приходится говорить о смысле, значении, пользе...
что делать? обходиться без них, и жить в свое удовольствие.
всяко же лучше, чем пудрить людям мозги умножать сущности без необходимости и придумывать какую-то неопределяемую пользу
За исключением игры на досуге в своё удовольствие шахматы могут только помешать любым другим потугам в жызни. Не стоит на них уж-де учиться, дабы преуспеть в чем-нибудь ещё.
bazar: Я еще добавлю (повторюсь, но об етом редко говорят кроме меня) по поводу "сделал какие-то глупые ходы" - я очень благодарен Крамнику, в ранге чемпиона мира зевнувшему мат в один ход. Для человека ето абсолютный рекорд, избавляющий от вредной иллюзии про то, что человек способен контролировать свой мозг, и что шахматы игра не вероятностная, не зависящая от случайностей.
То есть давно сказано "человеку свойственно ошибаться" - но оно так трудно до всех доходит, что каждый раз полезно напоминать.
При етом понятно, что другая крайность тоже глупость - упорной работой над собой и своими мозгами вероятность ошибок можно и нужно понижать. Но она всегда очень заметно не нулевая. И в етом месте (тут каспаровская мысль, но я разделяю) шахматы сильно уступают покеру (и многим другим играм). В покере ето очевидная банальность, почти всем доступная, наглядные азы. В шахматах очень мало кто доходит до такой просветленности, и почти никто не понимает сразу.
Теорией вероятности интересовался в детстве (поэтому даже не помню, входила ли она в школьную программу), помню, кстати, что меня возмущало, что в совлотерее ("Спринт"?) был такой вид выигрыша типа "возьмите новый билет" - сильно подозревал, что эти выигрыши включаются в общую официальную сумму выигрышей (50 процентов, что ли) - вопрос, включаются или нет, до конца не исследовал (зато написал на каком-то турнире на эту тему юмореску). Азартными карточнами играми в ранней молодости злоупотреблял не год и не два - просто потому, что это было в высшей степени принято в cреде советских шахматистов.
Так вот что имею сказать.
В шахматной игре, между людьми, можно найти мильон случайных факторов, но в том-то и соль, что, когда вы проигрываете в шахматах, то, при минимальной способности к самоанализу, встаете во весь рост перед фактом, что ошибки не случайны, а продиктованы недостатками вашего собственного подхода к игре. Устраняя эти недостатки, вы совершенствуетесь.
Каждое поражение в шахматах - это отличный урок.
Шахматы - игра с открытой информацией, на этом основаны и их достоинства, и минусы. Это важная ниша - как говорится, если бы таких игр не было, их надо было бы придумать.
Что касается изучения карточных игр в школе, не доводилось об этом размышлять, но "Пиковую даму" обязательно нужно бы включить в этот курс. :)
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Случайно прочитал на стенке шахклуба где иконостас из чемпионов мира с цитатами, что по мнению Крамника "как говорят математики шахматы игра конечная". И вдруг понял очевидное - что все подсчеты из популярных книжек максимального количества ходов в одной партии и максимальногно количества шахматных партий вообще основаны на нелепом с точки зрения математики правиле 50 ходов. Которое и с точки зрения шахмат абсурдно = ибо давно известна масса позиций, выигрывающихся за большее количество ходов (то есть ничейных по современным правилам). Его характер чисто практический, использовать его в теории иначе как в шутку - грязное передергивание. Конечно число шахматных позиций, конечно число атомов во вселенной, но шахматы и математика, как творения разума - очевидно бесконечны. А ограничься математики натуральным рядом от 1 до 50 - были бы и разговоры про конечность математики.