|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не рискуйте - даже Кудрину есть куда рости!
Всего 20 миллионов американских рублей и вы сможете назвать данный шедевр любым именем от а1 до h8 из 32 предложеных вариантов |
|
|
номер сообщения: 88-8-169 |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1282 |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1283 |
|
|
|
Либерале да Верона ''Шахматисты'' (1475)
Миниатюра из книги ''История Пено де Монтобана'' (1470)
Лукас ван Лейден ''Игра в шахматы'', фрагмент картины (1508)
Андреа Ладини ''Игра в шахматы'' (.?.)
Анри-Пьер Пику ''Игра в шахматы в Индии'' (1876)
Вячеслав Шварц ''Сцена из домашней жизни русских царей'' (1865)
Артуро Риччи ''Игра в шахматы'' (.?.)
Жан-Леон Жером ''Альмеи, играющие в шахматы'' (1870)
Жан-Жорж Вибер ''Наполеон и кардинал. Шах!'' (.?.)
Неизвестный автор ''Сеанс одновременной игры вслепую Пола Морфи в кафе ''Режанс'' (1858)
Шарль Барг ''Играющие в шахматы на террасе'' (1883)
Луиджи Муссини ''Шахматный турнир при дворе короля Испании'' (1883)
Александр Деметриус Гольц ''Девочка играет в шахматы с куклой'' (1900)
__________________________
IvanStepanovъ тот же IvanStepanov |
|
|
номер сообщения: 88-8-1628 |
|
|
|
David Llada
Galina Satonina (1905–2000) was a multiple-time Kazan and Tatarstan women’s champion, and the leading chess painter of the Soviet era. She painted world champions and other famous players, ranging from early stars Philidor, Morphy and Anderssen, all the way through to Fischer, Karpov and Kasparov. |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1694 |
|
|
|
«Шахматист» (нидерл. Schaker) — наиболее известный рисунок из альбома Liber Amicorum, принадлежащий голландскому художнику Яну де Браю и изображающий игрока в редкую разновидность шахмат — курьерские шахматы (одно из двух достоверных изображений за трёхсотлетнюю историю игры).
Размер рисунка Яна де Брая — 92 на 153 миллиметра, он выполнен в полную страницу альбома (без полей). Рисунок пером изображает молодого человека, который сидит за столом, где установлена большая доска для курьерских шахмат (8 клеток на 12), однако шахматы не расставлены на доске, а лежат на ней в беспорядке. Одну из фигур молодой человек держит в руке (рука лежит на белом платке, закрывающем часть доски), другую руку он прижимает к груди. Молодой человек запечатлён явно не в домашней обстановке (на нём головной убор). В центре на заднем плане весьма условно изображена листва в стакане с водой, а справа от него — окно с полуопущенной сверху шторкой. Надпись на предыдущей странице альбома, относящаяся к рисунку, гласит:
«Нельзя играть в шахматы в одиночку, а так как никто не хочет играть со мной, мне придется отказаться (от игры в них)». |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1699 |
|
|
|
AIKEN John Macdonald (1880 – 1961) The Chess Problem.
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1700 |
|
|
|
Реми-Фюрси Дескарсен, «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью», 1793.
Мужчина в домашнем халате, в ночном колпаке, улыбаясь, указывает на доску жестом победителя. Смерть же делает жест побеждённого: обращает к доске открытую руку. Она встала, словно собирается уйти. Почему вообще этот мужчина изображён играющим со смертью? Может быть, он был тяжело ранен или болен? Нет, за его спиной висит картина, изображающая сцену из мифа об Асклепии, легендарном античном враче, который умудрялся вырывать пациентов из рук самого бога смерти Аида.
Даже если бы художник не подписал портрет доктора де С., эта картина подсказала бы нам, что перед нами – врач, сопоставимый по успешности лечения с Асклепием. Недаром его халат расцвечен цветами – словно уборы жены Аида Персефоны, каждый год по весне преодолевающей смерть и покидающей её царство, чтобы на земле вновь цвела жизнь. |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1702 |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1703 |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1704 |
|
|
|
Макс Оппенгеймер, Берлин, конец 20х, "Шахматный матч". Музей Леопольда, Вена. |
|
|
номер сообщения: 88-8-1705 |
|
|
|
Где еще можно найти статью под названием Шахматная игра как творческая стратеги Марселя Дюшана?
Конечно же, в Вестнике Академии Русского Балета!
Приятно все-таки за нашу игру, уважаемую даже в храме антраша и фуэте :)
Кстати, девушка по имени Билбекова И.М., аспирант института современного искусства*, продолжает работать и писать о шахматах.
Правда, последнюю статью вскользь просмотреть не получилось. Нужны кресло, сигара и бокальчик :)
*) на момент написания статьи. |
|
|
номер сообщения: 88-8-1707 |
|
|
|
Смерть Ивана Грозного (картина Маковского)
Картина была представлена весной 1888 года на коллективных выставках в Петербурге, а затем в Москве, Варшаве и городах США. В 1889 году она выставлялись на Всемирной выставке в Париже вместе с двумя другими работами художника — «Демон и Тамара» и «Суд Париса». Картины получили большую золотую медаль I класса выставки, французское правительство также наградило Маковского орденом Почётного легиона за картину «Смерть Ивана Грозного». |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1721 |
|
|
|
Давид Ллада
"Королевская охота", автор Анастасия Бородина. Анастасия Бородина - художница русского происхождения из Манчестера, Англия. Она училась в Академии художеств Ильи Репина в Санкт-Петербурге. |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1724 |
|
|
|
Игроки в шахматы (школа Караваджо)
История картины
Картина создана в 1610 году (некоторые искусствоведы расширяют рамки датировки до периода с 1590 по 1610 годы), обычно атрибутируется кругу (школе) Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Merisi Michelangelo detto Caravaggio, 1573—1610). В отдельных авторитетных каталогах приписывается самому художнику[4]. Размер картины 128 на 94 сантиметров, картина принадлежит Галерее Академии Венеции (выставлена в экспозиции Convento dei Canonici Lateranensi Gallerie dell'Accademia), Inv. Nr. 743. Техника — масляная живопись на холсте.
На картине изображены три человека, двое из которых играют в шахматы: мужчина, скромно, но изящно одетый; юноша, одетый в яркий дорогой костюм, которого приобнимает женщина; сама женщина одета в полупрозрачную рубашку и простое лёгкое платье (на лице заметны морщины, она явно не молода, ведёт себя развязно, в руке зажат кошелёк с деньгами, вероятно, она — девица легкого поведения). На мужчинах шляпы, рядом с шахматной доской лежит горсть серебряных монет. Место действия, остающееся в полутьме, не вызывает уважения у персонажей и позволяет им не считаться с условностями. На столе в непосредственной близости от мужчины два разных вида крепкого алкоголя.
Молодой человек одерживает победу в партии, жест руки противника обычно выражает на картинах этого времени удивление или признание своего поражения.
Сюжет, связанный с азартом в играх, представлен творчеством и самого Караваджо, а особенно широко — в творчестве его последователей[8]. Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры. Часто в основе работ последователей художника оказывались композиции самого Караваджо, а иногда даже сюжетно не связанные с азартной игрой. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Ромбоутс даже процитировал двух персонажей итальянского художника: стоящий спиной солдат на переднем плане и старик, всматривающийся сквозь очки в карты своего соседа.
Изображение игры в шахматы в творчестве караваджистов представлено только данной картиной. Обычно они изображали игру в карты или триктрак, где победа определяется в значительной степени везением и проявляются гораздо более яркие страсти. |
Позиция на доске
На картине легко различима шахматная позиция на доске. У чёрных большой материальный и позиционный перевес. Юноша делает ход чёрной ладьёй, которую держит в руке над доской, на а3, ставя мат белому королю. Как и на некоторых других картинах этого времени, чёрные клетки здесь соответствуют расположению белых на современной доске (a1 белая, а не чёрная, как требуется сейчас). |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1726 |
|
|
|
Многие из живописцев, создававших картины с изображением шахматной доски с фигурами, достаточно неплохо разбирались в шахматах, поэтому порой эстетическое удовольствие от созерцания творения художника можно успешно совместить с анализом самой шахматной позиции.
«Мат в три хода» (англ. Check Mate in Three Moves) — картина художника Хильдура Нильсена Праля (1885 г.). На полотне датского художника изображены три человека, которые склонились над шахматной доской в поисках решения.
На самой доске изображена позиция из шахматной задачи известного шахматного композитора Германа фон Готтшаля, опубликованная в журнале «Kleine Problemschule» в 1885 году.
Ход белых. Мат в 3 хода. |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1727 |
|
|
|
Адольф Александр Лесрель Lesrel, Adolphe Alexandre (1839-1929)
Французский художник Adolphe Alexandre Lesler был увлечен XVII веком. Его картины - это зачастую жанровые сцены, относящиеся к светской жизни 17-го столетия. Костюмы, платья, предметы искусства, мебель были подробно изучены художником, чтобы обеспечить историческую точность работ. Был членом Национального общества изящных искусств (1890). Жил и работал в Париже. |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1728 |
|
|
|
Эрвин Айхингер (1892-1950) Шахматы.
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1729 |
|
|
|
lasker emanuel: Ход белых. Мат в 3 хода. |
Первый не очень, но дальше очень даже. |
|
|
номер сообщения: 88-8-1730 |
|
|
|
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, 1784
"Конрадин и Фридрих Баденский в ожидании приговора"
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1731 |
|
|
|
ШВАРЦ Вячеслав Григорьевич
Сцена из домашней жизни русских царей
«Сцена из домашней жизни русских царей» (встречаются и другие названия полотна: «Сцена из домашней жизни русских царей. Игра в шахматы», «Игра в шахматы», «Царь играет в шахматы», картина экспонировалась на выставке «Русская историческая живопись» в 1939 году под названием «Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы», под этим названием получила широкую известность в советское время и упоминалась в исторических монографиях) — картина российского художника Вячеслава Григорьевича Шварца (1838—1869), создана в 1865 году. В сентябре этого же года Вячеслав Шварц представил на очередную выставку Императорской Академии художеств три картины: «1) „Празднование Вербного воскресения в Москве в половине XVII века“, 2) „Ратник земского ополчения (XVI ст.)“, 3) „Сцена из домашнего быта русских царей (полов. XVII в.) — игра в шахматы“», сопроводив их прошением о присвоении ему звания академика по результатам их рассмотрения. Звание академика было ему присвоеноПерейти к разделу «#Создание художником картины, её оценка современниками и судьба».
Картину приобрёл у художника в том же 1865 году известный коллекционер и меценат Николай Строганов. На протяжении XIX и XX веков она была неоднократно представлена на престижных выставках. В настоящее время полотно входит в коллекцию и постоянную экспозицию Государственного Русского музея в Санкт-ПетербургеПерейти к разделу «#Создание художником картины, её оценка современниками и судьба».
В разное время искусствоведы и культурологи по разному оценивали картину художника. Так, советский искусствовед Алла Верещагина писала, что выбор подобных эпизодов вместо «великого множества трагических и драматических эпизодов бурного XVII века» определялся ограниченным пониманием художником русской истории. Напротив, современный искусствовед Мария Чукчеева считает, что картина отражала насущные потребности эпохи 1860-х годов, когда изучение быта допетровского времени было «одним из актуальнейших вопросов» исторической науки того времени. Тем не менее искусствоведы единодушны в высокой оценке воссоздания художником повседневной жизни XVII века, уже современники художника отмечали его «тонкую, филигранную работу», «замечательное старание и верность» деталям изображаемой эпохи |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1732 |
|
|
|
Джеймс Норкот и его загадочные «Шахматисты»
Картина английского художника, искусствоведа и мемуариста Джеймса Норткота (англ. James Northcote, 1746—1831), находится в коллекции Вустерского музея искусств, Вустер, штат Массачусетс.
Вустерский музей искусств, где хранится картина.
Картина создана в 1807 году Джеймсом Норткотом (англ. James Northcote, 1746—1831), членом британской Королевской академии искусств (иногда называется в качестве даты создания полотна 1831 год). Искусствовед Джейком Саймон ссылается на документы, свидетельствующие о приобретении картины у художника мистером Джаном Плоуденом 21 января 1809 года за 61 фунт стерлингов. Историк шахмат Билл Уолл датировал её 1800 годом, а искусствовед Никас Сфикас относит её создание к 1806 году. Техника — холст, масло. Размер — 106,7 на 144,8 сантиметров.
В настоящее время картина находится в коллекции Вустерского музея искусств, Вустер, штат Массачусетс. Она была передана музею в дар от Джанет Б. Дэниелс в память Брюса Годдарда Дэниелса. Инвентарный номер 2005.71. Чемпионка мира по шахматам гроссмейстер Александра Костенюк заинтересовалась сюжетом картины, она разместила сообщение о ней в своём личном блоге на английском языке, что привлекло к ней внимание широкой аудитории.
В отношении сюжета картины выдвигались различные версии:
I версия. Профессор Вустерского политехнического института Брайан Мориарти (известен как специалист по компьютерному дизайну) посвятил анализу картины одну из своих лекций. Он отмечает, что на картине изображены два хорошо одетых внешне похожих друг на друга джентльмена разного возраста, которые обдумывают расставленный на шахматной доске эндшпиль. Мальчик, также имеющий внешнее сходство с ними, стоит за одним из игроков (левым), а маленькая декоративная собачка сидит в углу.
Шахматисты не находятся в центре внимания художника. Они одеты в тёмные, неброские цвета, их фигуры растворяются в пространстве картины. Мальчик, напротив, изображён на парчовом фоне и одет в костюм золотого цвета с ажурным белым воротником. Это выглядит, по мнению искусствоведа, так, как если бы он находился под лучами прожектора. Он не проявляет никакого интереса к шахматной игре. Его внимание направлено в сторону от пространства картины. Кажется, что он смотрит прямо на зрителя. В левой руке он держит перед собой лист бумаги, покрытый непонятными символами. Его указательный палец правой руки указывает на нечто, находящееся в пределах его досягаемости: на лист бумаги или на человека рядом с ним.
По мнению Брайана Мориарти, три фигуры являются изображением трёх этапов жизни человека, они представляют одного и того же человека на разных этапах жизни. Мориарти основывает своё мнение на сходстве лиц и причёсок персонажей картины, а также на последовательности смены цвета одежды («старение»: от золота через коричневый цвет до серого). Менее вероятным он считает последовательное изображение трёх разных лиц, связанных кровным родством: сына, его отца и деда. Мальчик, по мнению искусствоведа, символизирует современность, он смотрит на зрителя. Взрослый персонаж находится перед ним, то есть обращён к будущему. Самый старый персонаж смотрит назад, в прошлое. Ему принадлежит право хода в шахматной партии, представленной на картине. Картина воспринимается Мориарти как аллегория быстрого хода времени.
В своё время художник был известен в первую очередь картинами животных. Он изображал кошек, слонов, собак и птиц… Собака была широко признанным символом благородства на картинах этого периода. Она также использовалась как символ верности, а иногда плотской похоти, но выражение благородства, по мнению Мориарти, является наиболее вероятным в контексте данной картины.
II версия. Выдвигалась гипотеза (Джан Ньютон), что третий персонаж является не юношей, а девушкой, переодетой в юношу (или которой сознательно приданы андрогинные черты), а в руке у неё не лист бумаги, а веер. В качестве доказательства приводятся следующие аргументы: причёска (по мнению исследователя, она — женская и характерна для периода Регентства 1811—1820 годов), макияж (помада на губах и румяна), кружевной воротник вместо галстука, принятого в то время у мужчин.
Уильям Оуэн. Тревор Плоуден. 1790-е годы
III версия. По мнению греческого искусствоведа Никаса Сфикаса, картина не является аллегорическим изображением, на ней изображены конкретные, реально существовавшие лица[4]:
Уильям Генри Чичели Плоуден[англ.] (21 апреля 1787 — 27 марта 1880) — английский политик. Он был управляющим Британской Ост-Индской компании. Плоуден был назначен Вторым суперинтендантом британской торговли в Китае королём Вильгельмом IV 10 декабря 1833 года, но в его отсутствие должность перешла к Джону Фрэнсису Дэвису. В 1847 году он был избран членом Лондонского королевского о́бщества по развитию знаний о природе, современники отмечают его живой интерес к науке. В 1847 году он был избран членом парламента от Ньюпорта, остров Уайт, но занимал депутатское место только в течение одного срока. Представлял консервативную партию. Он был женат дважды: в 1818 году на Кэтрин Хардинг, а после её смерти в 1827 году он снова женился в 1830 году на Джейн Аннет Кэмпбелл. Их сын Уильям Чичели Плоуден выполнял административные обязанности в Индии, как и отец становился членом парламента.
Его старший брат — Тревор Джон Чичели Плоуден (4 июня 1784, Калькутта, Западная Бенгалия, Индия — 7 июля 1836, на борту корабля по пути на мыс Доброй Надежды). Работал в Ост-Индской компании. Супруга (брак был заключён 1 февраля 1808 года) — Фрэнсис Лина Эрскин (Плоуден, родилась до 1790 года). Тревор Плоуден имел четырёх детей. На могильном памятнике на кладбище Сент-Джонс в Калькутте высечено: «Памяти Тревора Джона Чичели Плоудена — ласкового мужа и отца, достойного государственного служащего и добродетельного гражданина, который в течение тридцати лет поклонялся Богу в этой церкви, этот простой памятник любви и уважения возвела его жена и дети. Родился 4 июня 1784 года, умер 7 июля 1836 года. Ты превратил мою печаль в радость. Ты снял с меня вретище и препоясал меня веселием». Сохранился его портрет кисти Уильяма Оуэна.
Их наставник — преподобный Роберт Стивенс.
Сторонником этой точки зрения является также искусствовед Джейкоб Саймон. Он отмечает, что творчество художника было тесно связано с семьёй Плоуденов. В частности, он выполнил портрет Уильяма Генри Чичели Плоудена в 1814 году, а портрет матери братьев — Софии Плоуден с её сестрой Лукрецией (в девичестве Проссер, в 1777 году София выйдет замуж за Ричарда Плоудена) он исполнил ещё в 1776 году, когда только начинал свою карьеру живописца. Также он написал портрет Гамильтона Гамильтона — сына Лукреции Проссер, вышедшей замуж за адмирала Чарльза Гамильтона. Несколько раз он запечатлел облик и самого адмирала.
Для картины Джеймса Норткота характерно мастерство композиции и оригинальность в трактовке сюжета, но среди современников он не почитался как выдающийся рисовальщик или колорист. Работая под непосредственным руководством Джошуа Рейнольдса, он оказался под влиянием творчества малоизвестного сейчас художника Джона Опи, которым он восхищался, хотя и воспринимал его как более успешного конкурента[16]. На протяжении всей своей жизни он был преданным почитателем Тициана. Картина Норткота — хороший образец английской школы живописи конца XVIII — начала XIX века[8].
Для картины характерна некоторая театральность. Интерьер заполняют персонажи, похожие на действующих лиц спектакля, а тяжёлая парчовая ткань за их спиной напоминает раздвинутый занавес на театральной сцене. |
|
|
номер сообщения: 88-8-1733 |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1734 |
|
|
|
Уильям Патрик Робертс. Кубические «Игроки в шахматы»
Уильям Патрик Робертс — английский художник, который жил в период с 1895 по 1980 гг. Работы Робертса знамениты во всём мире благодаря его красочным картинам, наполненным сложными формами и композицией.
Будущий художник родился в семье, которая была далека от искусства: мама была домохозяйкой, а отец работал плотником. Талант мальчика проявился уже в его юные года: в 14 лет юноша уже зарабатывал себе на жизнь за счёт рисования рекламных плакатов. В 15 лет мальчику удалось поступить в Школу искусств Слейд: здесь он познакомился и завёл настоящую дружбу с будущими звёздами: Дэвидом Бомбергом; Марком Гертлером; Кристофером Невинсоном.
На пике карьеры работы художника считали началом школы авангарда в английской школе живописи.
Сам Роберт настойчиво позиционировал себя как кубист (кубист — художник или скульптор, который работает в направлении кубизма — модернисткое течение 1-ой четверти ХХ века. Его возникновение относят к появлению работ Пикассо и Брака.).
Интересный факт, что в начале своего творческого пути художник отправился во Францию за вдохновением. Увидев в музеях картины французских постимпрессионистов и кубистов, он настолько был впечатлён, что решил работать только в стиле кубизма. |
Игроки в шахматы
Посмотрите на картину. Не правда она завораживает? Это сочетание красок, форм и исполнение — заставляют глаз остановиться именно на этом произведении. Картина была создана примерно в 1929-1930 годах. В своё время полотно произвело настоящий фурор и была продана за £994 000. Через несколько лет картина не утратила в цене и была перепродана за £1 100 000.
Сила картины Робертса была замечена ещё его современниками, когда «Шахматисты» впервые были выставлены в зале Лондонской ассоциации художников 1931 года. Тогда критик The Times отметил: «Мистер Робертс объединяет картину с помощью чистой силы его эмоций, на что указывают отношение и выражение лица — момент напряженности в картинах.» Такие элементы в значительной степени являются частью работ Робертса того времени, и картины конца 1920-х и начала 1930-х годов часто наполнены экспрессивностью, усиленной наблюдательной и композиционной способностью, которую художник изобразил.
|
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1735 |
|
|
|
Загадки истории: встречался ли Ленин с Гитлером?
"Игра в шахматы: Ленин с Гитлером - Вена 1909", автор - Эмма Левенштамм.
«Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909» (англ. A Chess Game: Lenin with Hitler — Vienna 1909, иногда название обозначается как англ. Hitler playing chess with Lenin) — скандально известный офорт художницы Эммы Лёвенштамм (нем. Emma Löwenstamm), на котором, по утверждению Ричарда Вествуд-Брукса (искусствоведа аукционного дома, продававшего картину), запечатлена сцена шахматного поединка между двумя политиками, произошедшего в Вене в 1909 году. Большинство, однако, датирует офорт более поздним временем и не признаёт возможности подобной встречи.
Офорт создан в 1909 году художницей Эммой Лёвенштамм, которая, по мнению некоторых искусствоведов, была учительницей живописи Адольфа Гитлера. На обратной стороне гравюры стоят карандашные подписи «Ленина», «Гитлера» и самой художницы Эммы Лёвенштамм, указано место (Вена) и год создания (1909) офорта. Подпись художницы стоит также на краю лицевой стороны изображения.
Размеры офорта — около 51 на 38 сантиметров.
Сама встреча могла произойти в Вене, в доме, принадлежащем состоятельной и пользующейся некоторой известностью еврейской семье. К этому времени Адольф Гитлер был неудачливым молодым акварелистом, а Владимир Ленин находился в эмиграции, где писал книгу «Материализм и эмпириокритицизм».
Живописец и график Эмма Лёвенштамм происходила из древней еврейской семьи с корнями в Кракове и Амстердаме. Родилась в семье торговца в городе Наход (Чехия). Переехала в Вену, где брала частные уроки графики и живописи. Пользовалась техникой рисования углём, пером, освоила и мел. Выставлялась с 1901 года, позже стала членом Ассоциации немецких художников в Праге. Работала в стиле реализма с некоторым влиянием модерна[.
Еврейская семья, фамилия которой обычно в средствах массовой информации не сообщалась, но подразумевалось из контекста, что это семья самой художницы (некоторые средства массовой информации акцентируют внимание на том, что дом художницы якобы служил «салоном для политических вольнодумцев»), выехала из Австрии накануне Второй мировой войны, оставив большую часть своего имущества, в том числе гравюру и шахматы (доску и комплект фигур), изображённые на ней, на попечение экономки. Правнук домоправительницы Феликс Эднхофер (нем. Felix Ednhofer) занялся изучением офорта и составил досье доказательств, насчитывающее более 300 страниц. Он умер в 1990-х годах, а его сын предпринял попытку продать этот офорт и шахматы с аукциона Mullock’s в Ладлоу, графство Шропшир на западе Англии. Досье содержит отчёты судебно-медицинских экспертов и искусствоведов, а также свидетельские показания, доказывающие, что Эмма Лёвенштамм существовала (в чём первоначально также возникали некоторые сомнения), что она работала в Вене и была наставницей Адольфа Гитлера.
В 1984 году в прессе впервые появилась информация о том, что данный офорт, выполненный в 1909 году, когда художница приехала в австрийскую столицу, существует, он находится в частной коллекции Феликса Эднхофера. В 2001 году информацию об офорте разместил немецкий шахматный журнал «Шах».
Широкую известность и интерес общественности принесло офорту сообщение «The Daily Telegraph» о том, что рисунок 1 октября 2009 года будет выставлен на аукцион Mullock’s (лот № 501) за 40 000 фунтов стерлингов (64 000 долларов США)[ под названием «A Chess Game: Lenin with Hitler — Vienna 1909». Также были выставлены на продажу и шахматы, которые, по утверждению владельца, были запечатлены на офорте (цена на них также была определена в 40 000 фунтов стерлингов). Журналисты газеты «Нью-Йорк Таймс» оценивали возможность продажи офорта даже за 95 000 долларов. По данным аукционистов, существовало всего пять оттисков гравюры. В российской прессе мелькали даже сообщения о возможности продажи офорта за 400 000 фунтов стерлингов. В некоторых сообщениях утверждается, что рисунок и шахматы были проданы вместе за 100 000 фунтов, и что их приобрёл коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. По другим данным, картину с изображением Гитлера и Ленина за шахматной доской (как и комплект шахмат, которыми они якобы играли) никто не купил.
В следующем 2010 году подтвердилось, что аукцион 2009 года прошёл неудачно, и оба лота опять были выставлены на аукцион. Именно перед этой продажей (за ту же цену) в лот было добавлено «досье, доказывающее» подлинность офорта. Досье упоминается во всех последующих описаниях лота. Кроме того сохранилось объявление от 2010 года о продаже через интернет-аукцион. Ни там, ни там лот не был продан, и в последний раз он появился в следующем году в каталоге аукциона 19 апреля 2011 года. Ориентировочная предпродажная цена лота 570 обозначена только в 10 000 — 15 000 фунтов. С тех пор сведений о судьбе офорта нет.
Сюжет
На гравюре Адольф Гитлер сидит возле окна и играет чёрными фигурами, а Владимир Ленин изображён напротив в тени. Гитлер размышляет над партией, подперев левой рукой голову, а Ленин в это время делает ход левой рукой, при этом в действительности Ленин был правшой.
Шахматный композитор Херберт Граземан в книге «Schach ohne Partner für Könner», вышедшей в 1982 году, пишет:
Когда Гитлеру был двадцать один год, у него не было никаких конкретных планов на будущее, и он ещё не решил полностью посвятить себя политике. Молодой Адольф жил тогда в Вене, вёл бродячий образ жизни и был заядлым посетителем шахматных кафе, просиживая в них до глубокой ночи. Игра увлекла его так, что он стал опасаться, как бы шахматы не засосали его полностью. Поэтому в один прекрасный день Гитлер принял решение покончить с шахматами раз и навсегда.
Он утверждал, что получил эту информацию от оберштурмфюрера СС и шахматного композитора Адо Кремера (1898—1972), заместителя Ганса Франка, генерал-губернатора оккупированной нацистами Польши, любителя и покровителя шахмат. А тот в свою очередь получил эти сведения в конфиденциальной беседе с самим Гитлером.
Голландский гроссмейстер, журналист и писатель Геннадий Сосонко, пытаясь подтвердить или опровергнуть данную информацию, провёл частное расследование. Он не обнаружил никаких следов шахматных книг в библиотеке Адольфа Гитлера, а в его записях и речах обнаружил только одно упоминание шахмат в мае 1933 года, когда Гитлер обращался к депутатам рейхстага, оправдывая действия штурмовиков:
Если вы называете эти отряды воинскими подразделениями, тогда военными ассоциациями можете называть шахматные клубы и общества собаководов.
Дискуссия об офорте и изображённых на нём персонажах
I версия. Главным сторонником этой версии выступал историк-любитель и владелец офорта Феликс Эднхофер, опубликовавший серию статей в немецких журналах 1990-х годов. Владелец раритета был уверен в подлинности этого офорта — это подтверждается 300-страничным заключением экспертов (которые подвергли анализу изображение, бумагу, а также чернила, использованные для подписей), которое он составил и предоставил журналистам и сотрудникам аукциона. В подлинности офорта были убеждены эксперты аукционного дома Mullock’s. Искусствовед аукционного дома и его эксперт Ричард Вествуд-Брукс (англ. Richard Westwood-Brookes) даёт 80 % шансов, что подписи Ленина, Гитлера и художницы могут быть подлинными. При этом, он настаивает, что на 100 % определить подлинность подписи вообще невозможно на любом документе любого времени. Аукционист утверждает, что Ленин мог пользоваться париком из конспиративных соображений. Он побывал в это время в Париже, а также в Германии, был лишь вопрос нескольких часов поездки оттуда на поезде в Вену, он мог легко ускользнуть от внимания окружающих на нескольких дней. Отвечая всем сомневающимся в подлинности, он пишет: «Это изображение является произведением искусства, а не фотографией»[3], списывая все неточности и несовпадения на специфику самого изображения. Сомнения у искусствоведа вызывала изначально лишь личность противника Гитлера, в котором он готов был видеть даже одного из австрийских социал-демократов. Тем не менее, авторитетное британское издание «The Daily Telegraph» первым опубликовало офорт как изображение, на котором Адольф Гитлер и Владимир Ленин играют в шахматы.
II версия. Значительно большее количество искусствоведов, историков и шахматистов выступило против данной трактовки офорта.
Владимир Лавров, доктор исторических наук, автор книги «Имя Россия. В. И. Ленин», настаивает на несовместимости взглядов и характеров Ленина и Гитлера, которые делали невозможным личное общение за шахматной доской.
Некоторые историки считают, что в это время Ульянов был почти лысым, волосы оставались лишь по бокам. А на рисунке видно, что мужчина, сидящий справа, не испытывает проблем с облысением. Кроме того, Адольф Гитлер на офорте, по их мнению, выглядит слишком старым для 20-летнего юноши, каковым он был в действительности в это время.
Ричард Джон Эванс (англ. Richard J. Evans), профессор современной истории в Кембриджском университете (написал трёхтомную «Историю Третьего Рейха»), утверждает, что шахматный поединок был фикцией. «Нет, он не мог иметь место», — сказал он в интервью «The New York Times». По его мнению, 1909 год был крайне неудачным для Гитлера, он мог иметь хороший костюм, для того, чтобы сходить в оперу, но он не стал бы его носить во время игры в шахматы. Эванс говорит, что Гитлер никогда не учился у художницы, именно поэтому он не смог поступить в Венскую Академию изящных искусств. Эванс заключил, что подписи были, вероятно, поддельные: «Было бы крайне странно для них подписывать подобный документ».
Ричард Пайпс, профессор истории Гарвардского университета, утверждает, что человек на офорте не был Лениным и вообще не имеет с ним никакого сходства. Он не носил грима и парика, утверждает Пайпс, они ему не были нужны. Хотя в 1909 году Ленин был главой большевиков и был хорошо известен в России, но власти были больше озабочены террористами, «Ленин не считался опасным», — заявил Пайпс. Он также утверждал, что Ленин отказался от шахмат, потому что думал, что они отвлекают его от более серьёзной работы. В письме к брату Ленин писал 17 февраля 1910 года:
Дорогой Митя! Получив твою задачку, я чуточку «раззадорился» на шахматы, — а то было совсем всё перезабыл. Не играл, кажись, год, а всего за последние годы сыграл несколько «гусарских» и полугусарских партий. Задачку твою я решил легко. А вот в «Речи» увидел сегодня этюд, который решил не сразу и который мне очень понравился… Красивая штучка!
— С. Б. Губницкий. Мир шахмат и шахматы в мире
III версия. Существует также предположение, что офорт мог быть создан в 1930-х годах как интеллектуальная забава, Эммой Лёвенштамм или кем-то другим, как сатирический комментарий к международной обстановке после 1933 года или внутренней ситуации в Германии до 1933 года. Первоначальное его значение было затем забыто, с течением времени он стал восприниматься как подлинная зарисовка с натуры. Историк Хелен Раппапорт утверждает, что нет никаких доказательств того, что Ленин был в Вене в 1909 году, хотя он бывал там в другое время. Также она настаивает, что Ленин был «лысый, как летучая мышь, с 1894 года, а волосы у него были только по бокам головы». В эмиграции он не был известен как Ленин и вместо этого использовал сразу несколько псевдонимов. Она утверждает, что офорт имеет смысл ретроспекции, и история искусства полна подобных встреч между знаменитыми людьми, которые были созданы фантазией художников.
Хранитель фондов петербургского Музея политической истории Алексей Бойко воспринимает офорт как часть иконографии Ленина и сопоставляет его с работами советских художников 30-х годов, хотя отмечает, что первые работы, в которых художники пытались запечатлеть его образ для потомков, появились именно во время эмиграции. Он допускает, что офорт можно считать «и мифом, и реальностью, поскольку по годам это примерно возможно». «Теоретически всё может быть. В это время он действительно был за границей», — делает вывод он. Он отмечает, как и московский искусствовед Андрей Ерофеев, что в то время офорт современниками не мог восприниматься как сознательная провокация общественности.
|
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1739 |
|
|
|
Давид Ллада
"Шахматист", автор Корнелиу Баба (1948, Румынская галерея современного искусства). |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1746 |
|
|
|
«Миранда играет в шахматы с Фердинандом, шутливо обвиняя его в обмане» — наиболее известная картина французского художника Жилло Сент-Эвра
Картина написана на сюжет из «Бури» Уильяма Шекспира.
В первых десятилетиях XIX века художники стали искать вдохновение не в классической древности, а сделали выбор в пользу Средневековья и эпохи Возрождения. Жилло Сент-Эвр выбрал шекспировские образы.
Сцена происходит на заколдованном острове, где Миранда и её отец Просперо находятся уже на протяжении двенадцати лет. Главными действующими лицами картины являются молодые влюблённые Миранда и Фернандо, изображённые на переднем плане, а на заднем плане слева — их отцы.
Так описывается эта сцена в пьесе:
«Открывается вход в пещеру; там Фердинанд и Миранда играют в шахматы.
Миранда:
Мой нежный друг, не хочешь ли меня
Поймать в ловушку?
Фердинанд:
Ни за что на свете,
Любимая, хитрить с тобой не мог бы.
Миранда:
За сотню царств наверно бы схитрил,
Но честной всё ж сочла бы я игру.
Алонзо:
Коль это — лишь волшебное виденье,
Утрачу я единственного сына
Сегодня дважды» |
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1747 |
|
|
|
Замечено в Торремоча-де-Харама, Испания.
Пишут,что позиция из известного этюда. |
|
|
номер сообщения: 88-8-1748 |
|
|
|
"Игра в шахматы в Михайловском саду". Холст, масло, 145 x 120 см. 1951.
Хороший Эдуард Ильич.
|
|
|
номер сообщения: 88-8-1749 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|