|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
как выяснилось народ у нас - сплошь театралы:-)
поэтому без долгих предисловий.
понятно, что в советское время любая пьеса хоть на йоту отклонявшаяся от установленных канонов была обречена преодолевать препоны, преграды, тупость и ретроградство чинуш - этот конфликт в свою очередь рождал свой театр - театр абсурда, фарса, трагедий и комедий.
вот одна из сцен этого театра.
(практически готовую к премьере пьесу Радзинского "104 страницы о любви" - решено было снять...).
Ночью раздался он — звонок телефона. И прелестный женский голос (который я тогда так хорошо знал) ласково сказал мне:
— Ну и как — ты счастлив?
— Счастлив, — ответил я элегически.
В ответ зазвучали стальные нотки (очаровательное создание работало редактором в Министерстве культуры):
— Тогда приготовься: твою пьесу снимают.
— То есть как?!
— То есть так: о ней приготовлено постановление.
- ???
— Дело в том, что наш министр Екатерина Алексеевна Фурцева... как и положено истинной Екатерине
Великой... много любила. Говорят, даже резала себе
вены от любви. Но, как бывает с много любившими
дамами, вступив в возраст и в чин, она стала особенно
нравственной. А твоя пьеса... это не надо тебе объяснять...
очень безнравственная. Там молодой человек спит с
девушкой сразу, в первый же день... нет, в первый же
вечер знакомства. Короче, послезавтра театр Ленинского комсомола вызван на наш не очень мягкий ковер и уже приготовлено постановление об этом театре. Не могу не обрадовать: твоя пьеса его возглавляет.
— А что же мне делать?
— Умереть.
И повесила трубку.
В театр Ленинского комсомола я дозвониться никак не мог. Директор исчез, у Эфроса телефон молчал. Весь день я думал, что же мне делать.
И решил пойти на грозное заседание.
....
Приглашения у меня не было. Заседание начиналось в 10 утра. С половины десятого я начал прогуливаться у входа в Министерство культуры. Я ждал. Наконец он появился — директор театра. Он поглядел на меня с ужасом, как на восставшего из могилы покойника. Вместо того чтобы спокойно отдыхать во гробе — продолжает зачем-то торчать среди живых. Он спросил:
— А что вы тут, собственно, делаете?
Я ответил бодро:
— А меня пригласили... — и почему-то засмеялся.
Зал был полон. Все смотрели на дверь. Наконец дверь распахнулась. И она буквально ворвалась в зал. Вот так,
наверное, вылетает потревоженная медведица из берлоги. Взглянув огненно на бедного директора, она сказала:
— Встаньте!
Он встал.
— Почему по городу развешаны эти афиши — «Сто четыре способа любви»?
Директор знал свое дело. Он молчал, и взгляд его был полон раскаяния.
— Молчите? — сказала она трагически. — А знаете ли
вы количество абортов среди несовершеннолетних?
Этого директор не знал. Но раскаялся еще больше.
— А я знаю... Я знаю количество абортов среди несовершеннолетних, — повторила она каким-то плачущим
голосом. — И вот в это время Театр имени Ленинского комсомола... Ленинского комсомола! — грозно повторила
она, — ставит пьесу про шлюшку, которая все время залезает в чужие постели...
Наступила тишина. И в этой тишине, видимо, не выдержав напряжения, я неожиданно для себя... встал. И сказал:
— Екатерина Алексеевна, там ничего этого нет. И вы неправильно назвали пьесу. Она называется: «Сто четыре
страницы про любовь».
Я много потом думал, что такое тишина. Есть описание тишины в лесу, тишины в горах... но тишину, которая наступила тогда, описать отчаиваюсь. Наконец она спросила:
— А кто вы такой?
Я ответил:
— Я — автор пьесы.
Зал несколько ожил — и я даже услышал легкий смешок. Ибо выглядел я тогда лет на шестнадцать, наверное. К тому же для солидности у меня росли какие-то прозрачные усы — вид был отвратительный.
— Вы — член партии? — спросила она грозно.
— Я — комсомолец.
По залу снова пронесся легкий смех. Они никогда не видели в этом зале драматургов-комсомольцев. Тут она как-то сбилась. Я это почувствовал. Она сказала:
— Сядьте. Мы дадим вам слово.
И предоставила слово своему заместителю.
Замминистра не был оригинален. Он сказал, что сейчас, когда среди несовершеннолетних такое количество абортов, в Театре имени Ленинского комсомола репетируется пьеса, где «шлюшка постоянно залезает в чужие постели»...
Тут он опрометчиво сделал паузу. Тотчас встал я и сказал:
— Там ничего этого нет. Вы просто не читали пьесу.
...И начался театр...
Екатерина Алексеевна (грозно):
— Сядьте! И немедленно!
Я сел.
Следующим выступал главный редактор газеты «Советская культура». Нельзя сказать, что и он захотел быть оригинальным. Он объявил, что теперь, когда количество абортов среди несовершеннолетних так велико, в это трудное для молодежи время, Театр имени Ленинского комсомола ставит пьесу про «шлюшку»...
Здесь я тотчас поднялся и сказал:
— Ничего этого в пьесе нет. Вы тоже не читали пьесу.
Она:
- Я поняла. Вы решили сорвать наше заседание. Идите и выступайте.
Я должен был умирать от страха... но я умирал от ярости! На меня с большим любопытством смотрел зал. Предстояло нечто вроде корриды, где человек идет на быка, но без шпаги. Просто идет, и все.
Но я сумел сказать себе — никакой ярости! Ты должен, как твоя героиня, их всех любить. Они несчастные.
И я начал рассказывать. Я рассказывал правду, потому что я не писал пьесу про «шлюшку». Это была вечная история про молодого человека, который ведет ту обычную, веселую и легкую жизнь, которую во все времена вели и будут вести молодые люди. И которую люди пожилые будут именовать «распутством». Он вовлекает в эту жизнь случайную девушку и... и в нее влюбляется! И она тоже. История, тысячу раз рассказанная... и всегда новая. Но любовь — это обязательно пробуждение высокого, чистоты, это — бремя, страдание... Потому что, если этого всего нет, то это скорее следует назвать собачьей страстью, мощным сексуальным порывом... и прочим. Именно «прочим», но не любовью.
Потом министрами культуры перебывало много тухлых мужчин с тухлыми глазами. Их никогда нельзя было ни в чем переубедить. А вот она была женщиной. Прекрасной женщиной. В этом было все.
В этом, думаю, была и ее гибель.
Уже в начале моей длинной речи о любви она вся повернулась ко мне... Она слушала. И не просто слушала.
От напряжения я сразу охрип, и она подала мне воду.
— Не волнуйтесь, — говорила она нежно.
А я видел ее руки с рубцами от бритвы...
И когда я окончил, она долго молчала. Потом сказала:
— Как нам всем должно быть сейчас стыдно...
Я подумал, она скажет, «...что мы с вами не читали пьесу».
Она сделала паузу и сказала куда лучше:
— ...Что мы с вами уже не умеем любить.
И далее была неумолима. Она вновь предоставила слово своему заместителю.
Замминистра рассказал, как важно для молодежи умение любить — особенно сейчас, когда такое количество абортов среди несовершеннолетних. Потому что любовь облагораживает молодежь, делает ее чище.
Затем она дала слово главному редактору «Советской культуры». Он тоже отметил, что умение любить облагораживает, и потому количество абортов среди несовершеннолетних после постановки Театра имени Ленинского комсомола сократится...
Я хорошо помнил слова маркиза де Кюстина: «Нигде в мире нет такого количества вельможных рабов, как в России». И знаменитую фразу Чернышевского помнил: «Все рабы — снизу доверху».
Все это я читал, но впервые увидел, как это наглядно демонстрировали.
Мы шли по улице со счастливейшим директором театра. Он сказал:
— Думаю, этак театров сто сейчас будут репетировать твою пьесу.
Я радостно согласился.
Но он ошибся. Их было 120.
По пьесе сняли фильм «Еще раз про любовь».
А потом моя Стюардесса перелетела через наши границы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Могу повторить: Радзинский ВСЕГДА врёт. Но даже если бы я не знал это совершенно точно, то, что каждое слово в этом анекдоте - ложь, очевидно. "Нэ так это было. Совсэм нэ так". |
|
|
|
|
|
А как?
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
|
|
|
А я почём знаю? А вот запах лжи - наглой, беззастенчивой, взахлёб - явственен. Одна деталь: "Я видел её руку с рубцами от бритвы". Тошнит. |
|
|
|
|
|
Даже, если этого не было, это стоило бы придумать.
Гениально! Взахлеб прочел про Фурцеву!
Ну, может про рубцы от бритвы несколько преувеличено, но... авторская фантазия! Блистательно! |
|
|
|
|
|
это притча... действительно блестящий текст.
несколько абзацев - заменяют тонны "правдивых" описаний :-)) |
|
|
|
|
|
несколько абзацев - заменяют тонны "правдивых" описаний :-)) |
Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман... |
|
|
|
|
|
doka: арт.: это притча... действительно блестящий текст.
несколько абзацев - заменяют тонны "правдивых" описаний :-)) |
Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман... |
Обманы Радзинского всегда "возвышают" одного человека. И мы знаем имя этого человека. Текст действительно хорош. Тексты Гитлера к примеру тоже были неплохи, а от речей народ просто балдел. Радзинский конечно пожиже, но тоже хорош, хорош. |
|
|
|
|
|
и дальше:
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран... |
или болван |
|
|
|
|
|
Ну, а рефрен про аборты?!
Причем дважды! Сначала как у Фурцевой, а потом, опять как у нее, только уже "под нее"...
Возможно, и тут "нэ так было". Но каков гротеск! Как схвачена суть всего советского способа руководства культурой !
Мне кажется, можно и "рубцы" простить за такой блестящий текст... |
|
|
|
|
|
деталь про рубцы - абсолютно на месте,
накануне знакомая сообщает автору , что министр женщина страстная, вены резала,
такую подробность забыть он не мог,
и вот в абсолютно стрессовой ситуации , на трибуне, впервые в жизни - он видит то,
что хочет видеть, он хочет ухватиться за любую мелочь - лишь бы поверить ,
что перед ним живые люди, а не роботы... были ли на самом деле рубцы или нет - дело десятое.
так что психологически очень всё верно и точно. |
|
|
|
|
|
У вас реакция профессионалов. Вы смотрите как сделано, технику. А то, что на авторе негде пробы ставить, и сам текст воняет, чувств там никаких нет и в самом Радзинском их никогда и не ночевало - не видите.
"Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца. |
|
|
|
|
|
... были ли на самом деле рубцы или нет - дело десятое.
так что психологически очень всё верно и точно. |
Я тоже так подумал, после того как написал, что это преувеличение.
Он видел рубцы мысленным взором, не на яву...
Каков чертяка, этот Радзинский! |
|
|
|
|
|
Grigoriy "Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца.
-------------------------------------------------------------------------------------
Интересная мысль.Мысль интересная... |
|
|
|
|
|
Grigoriy: Могу повторить: Радзинский ВСЕГДА врёт. Но даже если бы я не знал это совершенно точно, то, что каждое слово в этом анекдоте - ложь, очевидно. "Нэ так это было. Совсэм нэ так". |
Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица; от греч. το ανεκδοτо — неопубликовано, букв. «не выдано») — жанр фольклора — короткая смешная история. В современной трактовке (с середины XIX века)[1] анекдот чаще всего не основан на реальных событиях... |
|
|
|
|
|
cтарик: Grigoriy "Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца.
-------------------------------------------------------------------------------------
Интересная мысль.Мысль интересная... |
Мысь принадлежит, если верить Довлатову, Бродскому. |
|
|
|
|
|
Честно говоря, сначала меня смутили размеры текста Радзинского( не люблю простыней), но когда начал читать, уже не мог оторваться. Даже если Радзинский все это выдумал, то сделал он это очень талантливо.
ЗЫ. А почему, кстати, Григорий, вы думаете, что Радзинский всегда врет? У вас есть какой-то опыт общения с этим субъектом? Или сами его тексты убеждают вас в его патологической лживости? |
|
|
|
|
|
Grigoriy: У вас реакция профессионалов. Вы смотрите как сделано, технику. А то, что на авторе негде пробы ставить, и сам текст воняет, чувств там никаких нет и в самом Радзинском их никогда и не ночевало - не видите.
"Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца. |
Григорий, хочу спросить - без ехидства, из "честного любопытства": как вы охарактеризуете свою реакцию? Это реакция - чья? Понятно, что не "профессионалов" (каких, чего профессионалов?...) |
|
|
|
|
|
Sad_Donkey: Grigoriy: Могу повторить: Радзинский ВСЕГДА врёт. Но даже если бы я не знал это совершенно точно, то, что каждое слово в этом анекдоте - ложь, очевидно. "Нэ так это было. Совсэм нэ так". |
Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица; от греч. το ανεκδοτо — неопубликовано, букв. «не выдано») — жанр фольклора — короткая смешная история. В современной трактовке (с середины XIX века)[1] анекдот чаще всего не основан на реальных событиях... |
Вот именно. Но Радзинский то подаёт это как реальность. А реальность такова, что всю жизнь он лизал властям и публике - очень умело, и потому его "творчество", которое ни к жизни ни к искусству(кроме искусства миньета) не имело никакого отношения пользовалось и пользуется успехом. В своём роде безусловно заслуженном. |
|
|
|
|
|
Sad_Donkey: Grigoriy: У вас реакция профессионалов. Вы смотрите как сделано, технику. А то, что на авторе негде пробы ставить, и сам текст воняет, чувств там никаких нет и в самом Радзинском их никогда и не ночевало - не видите.
"Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца. |
Григорий, хочу спросить - без ехидства, из "честного любопытства": как вы охарактеризуете свою реакцию? Это реакция - чья? Понятно, что не "профессионалов" (каких, чего профессионалов?...) |
Это реакция человека, которому глубоко противно искусство лизания задницы - блестящим мастером которого является Радзинский. Впрочем, я думаю, что это природный талант. Таким он родился. |
|
|
|
|
|
Grigoriy: А реальность такова, что всю жизнь он лизал властям и публике - очень умело, и потому его "творчество", которое ни к жизни ни к искусству(кроме искусства миньета) не имело никакого отношения пользовалось и пользуется успехом. В своём роде безусловно заслуженном. |
враньё.
однако, напомню, тред не о Радзинском, и не о Г., тем более. |
|
|
|
|
|
Grigoriy:Вот именно. Но Радзинский то подаёт это как реальность. А реальность такова, что всю жизнь он лизал властям и публике - очень умело, и потому его "творчество", которое ни к жизни ни к искусству(кроме искусства миньета) не имело никакого отношения пользовалось и пользуется успехом. В своём роде безусловно заслуженном. |
Определенно, вы для меня человек-загадка... |
|
|
|
|
|
Когда-то я, кажется, смотрел фильм "Еще раз про любовь". Но о чем там речь - хоть убей, не помню. Кто там в главной роли? Не Доронина? |
|
|
|
|
|
Pirron: Когда-то я, кажется, смотрел фильм "Еще раз про любовь". Но о чем там речь - хоть убей, не помню. Кто там в главной роли? Не Доронина? |
Т.Доронина и Лазарев.... Фильм этот - совершенно не событие... |
|
|
|
|
|
Sad_Donkey: Pirron: Когда-то я, кажется, смотрел фильм "Еще раз про любовь". Но о чем там речь - хоть убей, не помню. Кто там в главной роли? Не Доронина? |
Т.Доронина и Лазарев.... Фильм этот - совершенно не событие... |
Теперь вспомнил. Нет, фильм неплохой. В детстве он сильное на меня впечатление произвел. |
|
|
|
|
|
Grigoriy: cтарик: Grigoriy "Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца.
-------------------------------------------------------------------------------------
Интересная мысль.Мысль интересная... |
Мысь принадлежит, если верить Довлатову, Бродскому. |
Не Бродскому. Анатолию Найману.
- Толя, - зову я Наймана, - пойдемте в гости к Леве Друскину.
- Не пойду, - говорит, - какой-то он советский.
- То есть, как это советский? Вы ошибаетесь!
- Ну, антисоветский. Какая разница. |
|
|
|
|
|
|
Maks: Grigoriy: cтарик: Grigoriy "Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца.
-------------------------------------------------------------------------------------
Интересная мысль.Мысль интересная... |
Мысь принадлежит, если верить Довлатову, Бродскому. |
Не Бродскому. Анатолию Найману.
- Толя, - зову я Наймана, - пойдемте в гости к Леве Друскину.
- Не пойду, - говорит, - какой-то он советский.
- То есть, как это советский? Вы ошибаетесь!
- Ну, антисоветский. Какая разница. |
|
Разницы нет. В том смысле, что и то и другое есть проявление нетерпимости и фанатизма... |
|
|
|
|
|
Как выяснилось, Григорий не любит Радзинского даже больше, чем Гумилева.
На 1-ом канале иногда идут моноспектакли Радзинского, где он читает свои тексты. Всегда очень интересно. Стараюсь не пропускать.
В частности, приведенный текст слышал в его исполнении. Артистические способности у него тоже имеются.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
|
|
|
Maks: Grigoriy: cтарик: Grigoriy "Хуже просоветчины м б только антисоветчина". А в общем - те же яйца.
-------------------------------------------------------------------------------------
Интересная мысль.Мысль интересная... |
Мысь принадлежит, если верить Довлатову, Бродскому. |
Не Бродскому. Анатолию Найману.
- Толя, - зову я Наймана, - пойдемте в гости к Леве Друскину.
- Не пойду, - говорит, - какой-то он советский.
- То есть, как это советский? Вы ошибаетесь!
- Ну, антисоветский. Какая разница. |
|
Я сейчас не нашёл, но мне запомнился несколько иной вариант и с Бродским. Если бы не иной вариант, Я бы больше грешил на ошибку памяти, а так думаю, что у Довлатова рассказано в разных местах по разному. У него такое бывает. Но конечно ошибка вполне возможна.
А насчёт Радзинского я вполне возможно неправ - просто видел несколько его выступлений, о чём уже не помню, а впечатление лизания и вранья помню. И, в частности, вся эта Николаевская эпопея. |
|
|
|
|
|
ну да - не помню не знаю, зато пафоса до небес..
теперь - вскользь - николаевская эпопея.. Мол, знаю что-то этакое , что недоступно среднему уму..
потом выяснится - опять впечатления.. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|