История известная, но что в ней правда, а что вымысел?
В варианте с продолжением слышал, что письмо Юдиной нашли после смерти Сталина в его сейфе с сов секретными документами. Снова вопрос, насколько это правда?
Гонения на диссидентку-пианистку неожиданно сошли на нет в военные годы. Все те, кто раньше критиковал Юдину за "безыдейность и политическую слепоту", вдруг стали петь дифирамбы, признавая ее искусство "политически корректным" и "актуальным". Эта метаморфоза не могла произойти без какой-то очень серьезной и веской причины.
С.Волков пишет об этой причине: "Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, повергший в состояние ступора всех тамошних начальников. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Спросил: существует ли пластинка с записью концерта? "Конечно, есть, Иосиф Виссарионович", - ответили ему. "Хорошо, - сказал Сталин. - Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу".
Едва была повешена трубка, руководители Радиокомитета впали в дикую панику. Дело в том, что на самом-то деле никакой пластинки не было, а концерт передавали из студии. "Но Сталину, - рассказывает Шостакович, - смертельно боялись сказать "нет". Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать".
Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдина была спокойна. Дирижер от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого - та же история: он дрожал сам и сбивал оркестр. Только третий дирижер смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи - смена трех дирижеров. К утру запись была готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и был отправлен Сталину.
Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию товарища Сталина. И тогда она написала Сталину такое письмо: "Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу".
В это трудно поверить. Сказать такое вождю... "Слова ее звучали неправдоподобно, - пишет Шостакович.(по Волкову) - Но она никогда не лгала". Свой рассказ об этой невероятной истории Шостакович заключал так: "С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым".
Послушал несколько дней назад. Старая запись, звук плохого качества, шумы... Но уже несколько раз возвращался к этому исполнению:
Глинка создал, мне кажется, идеальный вальс, вальс «Фантазия». Причем в виде фортепианной пьесы он сочинил вальс «Фантазия» еще в 1839 году, то есть задолго до Штрауса, оркестровал его в 1856 году, но все равно «На голубом Дунае» - это вальс 1867 года, еще позднее. Так что Глинка в этом смысле был совершенно самостоятельный мастер, и этот идеальный вальс я хочу сейчас показать нашим слушателем.
1) В Америке технология быстрой записи больших дисков существовала примерно с середины 30-х годов. Это были профессиональные диски диаметром до 16", со скоростью 33 1/3, предназначенные для записи и ретрансляции радиопередач (transcription disc). Диски были двухсторонние, на каждой стороне умещалось примерно 15-20 минут (для 16"), а качество звука - полоса и уровень шума - были гораздо лучше, чем на стандартных 78. Благодаря им сохранились довольно много редких записей эпохи биг-бэндов. Некоторые диски существовали в единственном экземпляре, некоторые размножались, чтобы ретранслировать концерты на радиостанциях в других городах. Во вторую мировую войну с таких дисков транслировали американскую музыку для армии в Европе.
23-й концерт умещался на одну 16" пластинку, и мог быть записан за ночь так, чтобы к утру пластинка лежала у Сталина. Была ли в союзе такая технология (например, купленная для радиостанций), к описанному времени уже далеко не новая, я не знаю. Я сходу не нашёл упоминаний о подобном оборудовании в СССР, и не упомню сохранившихся со времён Сталина записей радиотрансляций. Сохранились аудиозаписи каких-то длинных речей на съездах, в том числе, и самого Сталина, но как они писались, и на сколько частей разбивались, я не знаю.
2) На даче у Сталина сохранилась американская high-end радиола с автоматической сменой дисков, подаренная, как говорят, англичанами, не то в 1941, не то в 1945 году. Вот здесь и здесь о ней подробнее. По картинкам трудно судить, влезет ли на неё 16" диск; по-моему, её предел - 12". 33 оборота она наверняка поддерживала, но, скорее всего, у Сталина была запись Юдиной на четырёх обычных пластинках 78 об., о которой говорилось в комментариях.
Да, убедительные аргументы. Всякий раз, сталкиваясь с этой историей-легендой-мифом не покидает ощущение какой-то искусственности. С одним не соглашусь:
Мария Вениаминовна действительно записывала 23-й концерт Моцарта. Запись произведена в 1947 году. Ничем непримечательная,
О вкусах не спорят, и оценка уровня исполнения зависит от слишком многих факторов, степени музыкального развития, "настройки души" в конкретный момент и т.п. Для меня это исполнение выдающееся, к которому еще буду возвращаться, 2-я часть.
Roger: 33 оборота она наверняка поддерживала, но, скорее всего, у Сталина была запись Юдиной на четырёх обычных пластинках 78 об., о которой говорилось в комментариях.
Если предположить, что у ИС и была пластинка(и), очень вероятно они были на 78об. Если Апрелевка тогда делала только 78об (думаю так, но могу ошибаться), то другого варианта и не могло быть.
В треде Старого Семена ув. ААМН опубликовал текст, в котором говорится, в частности, о сонате Тартини "Дьявольские трели".
Действительно, музыка совершенно непонятным образом вызывает ассоциации с лермонтовским Демоном.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим...
__________________________
Спасение там, где опасность.
В январе 1983 года в Москву на три дня приехали двое участников шведской супергруппы «АББА» и пришли в гости к Пугачевой. Вспоминает экс-супруг певицы Евгений Болдин:
«... Они признались, что нервничают, не следит ли за ними КГБ. «Перестаньте волноваться, - сказала Алла, - расслабьтесь. Я сама - майор КГБ».
Все трое приехали к нам с одной целью - чтобы предложить Алле роль в своей рок-опере «Шахматы». Однако прообразом главного героя служил Виктор Корчной. Время было советское, да еще какое советское, и подобная роль была бы для Пугачевой не только запретной, помыслить о ней было нельзя... Алле посоветовали (страна же Советов), что принимать можно, а от роли надо отказаться...»
Однако Пугачева уже тогда знала, что затея с «Шахматами» у нее не выгорит - КГБ ей запретил принимать это предложение. О чем она позже и сообщит своим шведским друзьям.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence