|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второе же, из Рождественских стихотворений, действительно мне посвящено: накануне я играла небольшой сольный концерт в Нью-Йорке в рамках одной из старейших серий. Совершенно не в центральном зале, но в зале, замечательно звучащем – People’s Symphony Hall, на 14-й улице. И Иосиф был на этом концерте. А я в тот день откуда-то возвращалась, упала, вывихнула ногу и еле добралась до Нью-Йорка. На концерт пришла с деревянной такой подошвой. Видимо, он меня пожалел и посвятил мне стихотворение. |
Е. ЛЕОНСКАЯ: Я играла где-то в часах 2-3 езды от Нью-Йорка на север. Какое-то местечко, где знаменитый даже джазовый фестиваль. Сольный концерт. Проснувшись утром, я не заметила, что у меня страшная судорога в ноге. Вскочила и тут же поехала под кровать. Страшный вывих. Что делать? Нужно к поезду на такси. В поезде они мне наложили огромное количество льда. В Нью-Йорке я позвонила своему близкому другу Александру Сумеркину, который был близок с Бродским. Наконец, до него дозвонилась. Мы сначала поехали в больницу. Ждали, конечно. Сделали какой-то рентген. После чего они мне выдали деревяшку на ногу, подошву, которая закрывается. Получается, что туфель, матерчатый туфель. Вечером у меня был не очень обычный концерт. Это старейшая (НРЗБЧ) Нью-Йорка и самая дешевая, называется Peoples' Symphony Concerts. В замечательно звучащем зале около 14-ой улицы или около12— ой. Мы столько были в больнице, что мы смогли в зал зайти за 15 минут до концерта. Не пускали публику. Не пускали, потому что я попросила. Я не знала, какой ногой я смогу нажимать педаль. Я думала, что придется левой. Хотела приладиться. Посмотреть высоту стула и т.д. Потом всех пустили. На этом концерте присутствовал Бродский с Марией. Сидели они то ли в первом, то ли во втором ряду. В зале были, средний возраст был 75-80. По лицам было видно, что это эмигранты, все играющие на фортепиано и т.д. На что замечательно Бродский на следующий день пошутил: « Ну что, Лизка, вам сказать про публику. Одним словом – артрит». Педали я смогла нажимать, я просто ничего не чувствовала этой ногой. |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8896 |
|
|
|
Потрясающее и всегда актуальное стихотворение Блока.
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной...
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, -
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки...
Не можешь - дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть...
Но только - лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю - там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, -
Дням настоящим молви: нет!
Стихотворение под завязку набито аллитерациями, ассонансами, яркими образами... А каков итог?
Буквально через 3(!) года жирные румяна лживой жизни были стерты. Стал ли от этого Блок счастливее? Не думаю. Еще через четыре года не стало и его самого. Ушел в расцвете лет.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8897 |
|
|
|
Незадолго до смерти Семен Гудзенко написал, точнее, продиктовал, писать он уже не мог, стихи, посвященные жене Ларисе. Ближайший друг Гудзенко Аркадий Галинский (Аркадий Романович Галинский, российский спортивный журналист, комментатор, аналитик спорта, известный как "Солженицын советского футбола" — Википедия) передал стихи Константину Симонову, в ту пору редактору "Литературной газеты". Галинский писал:
"Стихи произвели на Симонова большое впечатление, и он их напечатал немедля. Надо сказать, что они вызвали повышенный интерес к двадцатипятилетней вдове Гудзенко и у других известных поэтов, в частности, у Назыма Хикмета и Михаила Луконина, каждый из которых предложил ей вскоре руку и сердце. Лежа в госпитале после двух сложнейших операций на мозге и сознавая, что жить ему осталось недолго, Гудзенко поручил мне не оставлять Ларису своими советами после его смерти. И когда, в конце концов, Лариса спросила у меня в 1955 году, кого из претендовавших на ее руку поэтов стоит предпочесть, я назвал Симонова, тем более что со слов тогдашней его жены актрисы Валентины Серовой знал, что их семейная жизнь развалена бесповоротно. Так что впоследствии Лариса и Константин Симонов считали меня как бы человеком их сосватавшим". |
Не могу найти этих последних стихов Гудзенко, примерно 1952-1953 годов. Может кто знает.
И все, что прожито с тобою,
все, что пришлось нам пережить,
не так-то просто гробовою
доской, родная, задушить. |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8898 |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8899 |
|
|
|
Я пришел в шинели жёстко-серой,
выданной к победному концу,
юный, получивший полной мерой
всё, что полагается бойцу.
Для меня весна постлала травы,
опушила зеленью сады,
но опять из-за военной травмы
побывал я на краю беды.
Сон мой был то беспробудно жуток,
то был чутче гаснущей свечи,
жизнь мою спасали много суток
в белом, как десантники, врачи.
На Большую землю выносили
сквозь больницы глушь и белизну,
словно по завьюженной России,
первою зимою, в ту войну.
Смерть, как и тогда, стояла рядом,
стыл вокруг пустынный, чёрствый снег,
кто-то тихо бредил Сталинградом,
звал бойцов, просился на ночлег.
Все мои соседи по палате,
в белоснежных, девственных бинтах,
были и в десанте, и в блокаде,
и в других неласковых местах.
Мы врага такого одолели –
никому б его не одолеть,
на войне ни разу не болели,
а теперь случилось заболеть...
1952 г.
пишут , что этот стих последний, надо проверять |
|
|
номер сообщения: 83-24-8900 |
|
|
|
Спасибо, это стихотворение я нашёл, оттуда и цитата. Но был целый цикл 1952-1953 годов, опубликованный Симоновым в "Литературной газете". |
|
|
номер сообщения: 83-24-8901 |
|
|
|
арт.:
Мы врага такого одолели –
никому б его не одолеть,
на войне ни разу не болели,
а теперь случилось заболеть... |
Тоже видел, спасибо, концовка хороша. Интересно, что везде только военные стихи Гудзенко, а последних не видно. Я наткнулся на это, увидев в фейсбуке фотографию Симонова с дочкой Сашей, её можно посмотреть на выставке Халдея. Ну а дочка Саша - от последней жены Ларисы Жадовой, вдовы Гудзенко. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8902 |
|
|
|
Может эти. Судя по дате, одни из последних.
Жестка больничная кровать,
жестка и холодна.
А от нее рукой подать
до светлого окна,
там за полночь не спит жена,
там стук машинки, скрип пера.
Кончай работу, спать пора,
мой друг, моя помощница,
родная полуночница.
Из-за стола неслышно встала,
сняла халат, легла в постель.
А от неё за три квартала,
а не за тридевять земель,
я, как в окопе заметённом,
своей тревоги начеку,
привыкший к неутешным стонам,
к мерцающему ночнику,
лежу, прислушиваясь к вьюге,
глаза усталые смежив,
тяжелые раскинув руки,
еще не веря в то, что жив.
Но мне домой уйти нельзя,
трудна, длинна моя дорога,
меня бы увезли друзья,
их у меня на свете много,
но не под силу всем друзьям
меня отсюда взять до срока.
Жду. Выкарабкиваюсь сам,
от счастья, как от звезд, далёко.
Но приближается оно,
когда ко мне жена приходит,
в больничный садик дочь приводит,
стучит в больничное окно.
Её несчастье не сломило,
суровей сделало чуть-чуть.
Какая в ней таилась сила!
Мне легче с ней и этот путь.
Пусть кажешься со стороны ты
скупой на ласки, слезы, смех, –
любовь от глаз чужих укрыта,
и нежность тоже не для всех.
Но ты меня такою верой
в печальный одарила час,
что стал я мерить новой мерой
любовь и каждого из нас.
Ты облегчила мои муки,
всё вынести мне помогла.
Приблизила конец разлуки,
испепеляющей дотла.
Благословляю чистый, чудный,
душа, твой отблеск заревой,
мы чище стали в жизни трудной,
сильнее – в жизни горевой.
И все, что прожито с тобою,
все, что пришлось нам пережить,
не так-то просто гробовою
доской, родная, задушить.
Март-апрель 1952
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8903 |
|
|
|
Ранний Быков, "Монолог с ремаркой"
Ангел, девочка, Психея,
Легкость, радость бытия, —
Сердце стонет, холодея:
Как я буду без тебя?
Как-то без твоей подсветки
Мне глядеть на этот свет,
Эти зябнущие ветки,
На которых листьев нет,
Ноздреватость корки черной
На подтаявшем снегу…
Мир, тобой неосвещенный,
Как-то вынести смогу?
Холодок передрассветный,
Пес ничей, киоск газетный,
Лед, деревья, провода,
Мир бестрепетный, предметный,
Неподвижный, безответный, —
Как я буду в нем тогда?
Как мне с этим расставаньем,
С этим холодом в груди?
До весны с тобой дотянем, —
Ради Бога, погоди!
Там-то, весело старея,
Век свой будем вековать, —
Я твой псих, а ты Психея,
Вместе будем психовать…
Лепет, трепет, колыханье,
Пляска легкого огня,
Ангел мой, мое дыханье, —
Как ты будешь без меня?
Как-то там, без оболочки,
На ветру твоих высот,
Где листок укрылся в почке,
Да и та едва спасет?
Полно, хватит, успокойся!
Над железной рябью крыш,
Выбив мутное оконце,
Так и вижу — ты летишь.
Ангел мой, мое спасенье,
Что ты помнишь обо мне
В этой льдистой, предвесенней,
Мартовской голубизне?
Как пуста моя берлога —
Та, где ты со мной была!
Ради Бога, ради Бога,
Погоди, помедли, пого…
(Звон разбитого стекла).
1990 |
|
|
номер сообщения: 83-24-8904 |
|
|
|
По ассоциации (судьба героини плюс первая строчка)
Я тяжкую память твою берегу,
Дичок, медвежонок, миньона,
Но мельниц колеса зимуют в снегу,
И стынет рожок почтальона.
Мандельштам, 3-4 апреля - 3 июня 1935, Воронеж |
|
|
номер сообщения: 83-24-8905 |
|
|
|
одно из гениальных четверостиший русской поэзии -
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждёт!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт. |
весь стих Ахматовой:
То град твой, Юлиан!
Вяч. Иванов
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждёт!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, —
Но матери сын не узна́ет,
И внук отвернётся в тоске.
И кло́нятся го́ловы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
5 августа 1940, Шереметевский Дом |
|
|
номер сообщения: 83-24-8906 |
|
|
|
Во дворе Шереметевского Дома
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8907 |
|
|
|
Может на форуме уже было? Но общее настроение последних постов и даже лексика вызвали в памяти стихотворение Л.Филатова, я полагаю, вне всяких оценок...
Тот клятый год уж много длился лет,
я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки
и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер,
ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле
туда, на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк,
садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели,
глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди,
но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала
и тихо ныла, деда погоди.
Оставив день воскресный позади,
я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос:
«Дай руку деда, деда, погоди…»
И я годил, годил, сколь было сил,
а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили,
никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди,
я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля
с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и…»
И я гожу, я все еще гожу,
и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку
в своей измученной руке еще держу. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8908 |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8909 |
|
|
|
Я хожу по городу, длинный и худой,
Неуравновешенный, очень молодой.
Ростом удивленные, среди бела дня
Мальчики и девочки смотрят на меня...
На трамвайных поручнях граждане висят,
"Мясо, рыба, овощи" - вывески гласят.
Я вхожу в кондитерскую, выбиваю чек,
Мне дает пирожное белый человек.
Я беру пирожное и гляжу на крем,
На глазах у публики с аппетитом ем.
Ем и грустно думаю: "Через тридцать лет
Покупать пирожное буду или нет?"
Повезут по городу очень длинный гроб,
Люди роста среднего скажут: "Он усоп!
Он в среде покойников вынужден лежать,
Он лишен возможности воздухом дышать,
Пользоваться транспортом, надевать пальто,
Книжки перечитывать автора Барто.
Собственные опусы где-то издавать,
В урны и плевательницы вежливо плевать,
Я прошу товарищей среди бела дня
С большим уважением хоронить меня.
Сергей Михалков, 1937
Изначально это была запись в "Чукоккале" от 19 апреля 1937 года, и заканчивалась она так:
Посещать Чуковского, автора поэм,
С дочкой Кончаловского, нравящейся всем. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8910 |
|
|
|
Из беседы Бродского с Вайлем
П.В. - В XX веке был еще русский писатель, вплотную занимавшийся евангельским сюжетом, — Булгаков.
И.Б. - Этот господин производит на меня куда меньшее впечатление, чем кто-либо.
П.В. - Чем кто-либо из трактующих эту тему?
И.Б. - Чем кто-либо из известных русских прозаиков. Это относится ко всему, за исключением «Театрального романа». Что касается евангельских дел, то это у него в сильной степени парафраз Мережковского и вообще литературы того времени. Лучшее, что я могу сказать, — хороший коллаж. И потом, в этих делах Булгаков чрезвычайно себя скомпрометировал своими развлечениями с чертом.
П.В. - А кому, по-вашему, в русской литературе удавалась евангельская, библейская тема?
И.Б. - Сологубу, может быть. Замечательные переложения у Ломоносова, Тредиаковского. Но вообще так сразу я не упомню. Вот Пастернак, конечно. |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8911 |
|
|
|
Ахмадулина
Я знаю, все будет: архивы, таблицы...
Жила-была Белла... потом умерла...
И впрямь я жила! Я летела в Тбилиси,
где Гия и Шура встречали меня.
О, длилось бы вечно, что прежде бывало:
с небес упадал солнцепек проливной,
и не было в городе этом подвала,
где Гия и Шура не пили со мной.
Как свечи, мерцают родимые лица.
Я плачу, и влажен мой хлеб от вина.
Нас нет, но в крутых закоулках Тифлиса
мы встретимся: Гия, и Шура, и я.
Счастливица, знаю, что люди другие
в другие помянут меня времена.
Спасибо! - Да тщетно: как Шура и Гия,
никто никогда не полюбит меня. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8912 |
|
|
|
Бахыт Кенжеев, сегодня
Чревовещатель Ионыч в репортаже из брюха кита
уверяет живорожденных слушателей: все суета
сует – ни арф, ни белых одежд, ни барышень в неглиже,
только темно и тесно, как у афроамериканца в ж.
Круглоголовые жители у спиритического стола,
стряхивая наваждение, шепчут: ну и дела.
Блюдечко мейсенского фарфора. У медиума строгий вид.
В темные, грустные истины складывается алфавит.
Тени поют и плачут, бездомные, мечутся по углам.
Где-то в ночи механик готовит фанерный аэроплан
к завтрашнему полету. Вербою пахнет поздняя северная весна,
и за окном Большая Морская электрическим светом озарена. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8913 |
|
|
|
ВСЕВОЛОД ЕМЕЛИН
История с географией
Великой Родины сыны,
Мы путешествовали редко.
Я географию страны
Учил по винным этикеткам.
Лишь край гранёного стакана
Моих сухих коснётся уст,
От Бреста и до Магадана
Я вспомню Родину на вкус.
Пусть никогда я не был там,
Где берег Балтики туманен.
Зато я рижский пил бальзам
И пил эстонский «Вана Таллинн».
В тревожной Западной Двине
Я не тонул, держа винтовку,
Но так приятно вспомнить мне
Про белорусскую «Зубровку».
И так досадно мне, хоть плачь,
Что отделилась Украина,
А с ней «Горилка», «Спотыкач»,
И Крыма всяческие вина.
Цыгане шумною толпою
В Молдове не гадали мне.
Мне помогали с перепою
Портвейн «Молдавский», «Каберне».
И пусть в пустыне Дагестана
Я не лежал недвижим, но
Я видел силуэт барана
На этикетках «Дагвино».
Пускай я не был в той стране,
Пусть я всю жизнь прожил в России,
Не пей, красавица, при мне
Ты вина Грузии сухие.
Сейчас в газетных номерах
Читаю боевые сводки.
А раньше пил я «Карабах»
Для лакировки, после водки.
Хоть там сейчас царит ислам
И чтут Коран благоговейно,
Но лично для меня «Агдам»
Был и останется портвейном.
Да, не бывал я ни хера
В долинах среднеазиатских,
Но я попью вина «Сахра»,
И век бы там не появляться.
Я географию державы
Узнал, благодаря вину,
Но в чём-то были мы не правы,
Поскольку пропили страну.
Идёт война, гремят восстанья,
Горят дома, несут гробы.
Вокруг меняются названья,
Границы, флаги и гербы.
Теперь я выпиваю редко,
И цены мне не по плечу,
Зато по винным этикеткам
Сейчас историю учу. |
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 83-24-8927 |
|
|
|
https://www.svoboda.org/a/29791346.html
* * *
Не будет - ни скорбящих,
ни проходных зевак,
когда положат в ящик
меня, как в саркофаг.
Потом с могилкой рядом
присядут, пряча вшей, -
два ангела лохматых,
похожих на бомжей.
Они откроют молча
аптечный пузырек…
И в горле влага волчья
не встанет поперек!
…На ветке суетится
пичужка, дребезжа…
Возможно, эта птица
и есть - моя душа! |
|
|
номер сообщения: 83-24-8928 |
|
|
|
Тоже Горбовский:
У дороги, у самой развилки,
возле самого скрипа колёс,
из-под снега торчала травинка…
Неуютно ей нынче жилось.
Тело травки пружинило ловко.
Не сломал её ветер, не смял.
И торчала на лысой головке
уцелевшая пара семян.
…Я стоял, говоря ей «спасибо»,
и стыдил своё сердце: «Смотри,
одиночество — это не гибель,
это мужество, чёрт побери!..» |
Утро голубое,
вечер фиолетов.
Как зеленый поезд,
промелькнуло лето.
Рыжие осины,
ржавые канавы.
Дождик из резины
тянется на травы.
Речка мутной злобой
рвется из оврага.
На шоссе автобус
мокрый, как собака.
Солнце в дырку тучи
глянуло, встряхнулось.
И в груди — колючее
сердце улыбнулось. |
__________________________
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй |
|
|
номер сообщения: 83-24-8929 |
|
|
|
Охренеть! Реальный бред кондуктора из Пскова, свободного животного или охотничьего пса.
Поэт себе голову что-ли отморозил? Шапку-то надо надевать иногда. |
|
|
номер сообщения: 83-24-8930 |
|
|
|
Осмелюсь предположить, почтенный уважаемый Ingvvar, что поэт не девушка, чтобы нравиться всем подряд и кому попало.
__________________________
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй |
|
|
номер сообщения: 83-24-8931 |
|
|
|
Кому же он тогда должен нравиться? Марсианам?
Или всё же носителям русского языка? |
|
|
номер сообщения: 83-24-8932 |
|
|
|
номер сообщения: 83-24-8933 |
|
|
|
вечный вопрос русской интеллигенции |
|
|
номер сообщения: 83-24-8934 |
|
|
|
Кому же он тогда должен нравиться? |
Сибаритам в плохом смысле слова? |
|
|
номер сообщения: 83-24-8936 |
|
|
|
арт.: носитель! что вы несёте? |
И для кого написан этот рифмованный бред?
Осины - резины
Канавы - травы
встряхнулось - улыбнулось.
Типа, поиздеваться над языком? |
|
|
номер сообщения: 83-24-8937 |
|
|
|
Ingvvar: арт.: носитель! что вы несёте? |
И для кого написан этот рифмованный бред?
Осины - резины
Канавы - травы
встряхнулось - улыбнулось.
Типа, поиздеваться над языком? |
хотел вам ответить умное, но наткнулся |
|
|
номер сообщения: 83-24-8939 |
|
|
|
Michael_S: хотел вам ответить умное, но наткнулся |
Наткнулся?
Что то вроде цоевского:
Завтра, где-то в одной из больниц, дрогнет рука молодого хирурга;
Кто-то в лесу наткнётся на мину.
?? |
|
|
номер сообщения: 83-24-8940 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|