|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
saluki: Neofelis: Ну это смотря в каком статусе жить. Если рабом - то можно поспорить. |
глупо с этим спорить, ибо положение рабов в риме второго века было намного лучше, чем почти в любое другое время.
вообще, с рабством просто: рабов тем больше, и им тем хуже, чем больше завоевательных войн ведется в это время. война=новые рабы=низкая их ценность. в риме второго века притока новых рабов почти нет, поэтому положение имеющихся улучшается непрерывно, и к третьему веку это фактически становится институтом, намного более близким к крепостному праву. |
это вроде верно. то есть да, сочетание низкого притока новых рабов (плюс ограничения на то, чтобы делать должников рабами) и развитие преторского права (как я понял в своё время, эдикты менялись и вроде как в лучшую сторону по базисным правам) улучшило положение рабов. но там вроде видов рабов был непочатый край. можно было быть рабом на галерах (рудниках итд) или поваром на виле у доминуса.
Evgeny Gleizerov: Первые эдикты, направленные на ограничение власти хозяев над рабами, относятся, кажется, ещё к I веку, в дальнейшем эта тенденция не менялась. |
вроде да. эдикты по крайней мере относились к рабам напрямую. были ещё "законы двенадцати таблиц" (с которых как бы всё началось), но не помню была ли там регуляция относительно рабов.
Второй век выбран для примера, полагаю, потому, что это был период наибольшего расцвета Римской империи ("пять хороших императоров"). |
разумеется. плюс первый век это Калигула и Нерон, в чьи годы были кризисы-голода. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97356 |
|
|
|
ну и между прочим - именно это и объясняет примерно всю историю рабовладения в обеих америках. просто когда люди реально научились плавать по морям, и началась настоящая глобализация: африка, которая в 16-19 воевала там у себя непрерывно, исправно поставляла много дешевого ресурса, который был востребован в новом свете. и только решительное вмешательство белых мужчин (и женщин, например королевы англии, запретившей морскую торговлю рабами в итоге) положило конец этой общечеловеческой практике, существовавшей в любой примерно заметной культуре |
|
|
номер сообщения: 8-536-97357 |
|
|
|
Cube2: плюс ограничения на то, чтобы делать должников рабами |
это не может быть серьезным источником рабов. свое население - это потенциальные призывники, нельзя уменьшать эту категорию. поэтому свое население и приходится "закрепощать", на совсем других правилах. это и с рабами происходит, как только прекращается внешний приток, по тем же мобилизационным причинам. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97358 |
|
|
|
Roger: В Риме большинство здесь присутствующих сдохнет от тамошней микрофлоры быстрее, чем разъяснит смысл слова "самогон" по-латински (аутокаптио? аутосублиматио?). |
У меня родилась гипотеза, что первые римские христиане были попаданцами, которые проповедовали местному населению разницу между spiritus creator и spiritus vini, но безвременно умерли от кишечной палочки, не успев синтезировать ни то, ни другое.
Когда же кто-то с желудком покрепче, наконец, успел, то его выбрали папой, но тут на этот гудёж пришли варвары, и наступили тёмные века. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97359 |
|
|
|
вот тут я боюсь картина будет обратной - от кишечной палочки спиритус, как раз, очень поможет. а что они будут делать даже с банальным герпесом - не очень понятно. мы все потомки тех, кто как-то пережил и их второй век, и веселье 14-го. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97360 |
|
|
|
Так его, может, и собирались синтезировать в медицинских целях, но не успели же!
А что касается герпеса - то были тёмные века. Это нам традиционные историки в уши вливали про чуму, а у них, может, герпес был бубонный. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97361 |
|
|
|
Roger: В статье не указаны временные рамки для римских рабов. Источник (Хишинума) ссылается на захоронения в римских катакомбах, это примерно II-V века н.э.
В Риме большинство здесь присутствующих сдохнет от тамошней микрофлоры быстрее, чем разъяснит смысл слова "самогон" по-латински (аутокаптио? аутосублиматио?). Я говорил скорее про предков присутствующих. |
А те, с железными желудками, сумевшие справиться с бактериями, все равно быстро заработали бы язву от депрессии.
Сословные ограничения, отсутствие индивидуального пространства и подчинение чуждым социальным установкам это не хухры-мухры. Не говоря еще об информационном голоде. :) |
|
|
номер сообщения: 8-536-97362 |
|
|
|
деньги и власть скрашивают такие мелочи |
|
|
номер сообщения: 8-536-97363 |
|
|
|
BillyBones: Возвращаясь к бремени белого человека, я вполне допускаю то, что некоторые сами ощущают его на себе.
Единственное, что хотелось бы напомнить евреям с подобным зудом, что они на самом деле не белые. |
тут идеологи не-белого мира, кстати, вкратце объясняют, что будет с израилем |
|
|
номер сообщения: 8-536-97364 |
|
|
|
BillyBones: А те, с железными желудками, сумевшие справиться с бактериями, все равно быстро заработали бы язву от депрессии.
Сословные ограничения, отсутствие индивидуального пространства и подчинение чуждым социальным установкам это не хухры-мухры. Не говоря еще об информационном голоде. :) |
Есть вот такая классическая книга; наверное, вторая написанная история про попаданца, а также вторая и последняя из тех, которые я читал.
Попаданец там, правда, непрост - ему не надо поднимать латынь, и он знает историю лучше, чем я с Википедией и JStor-ом. Очутившись в прошлом, он быстро понимает, что это ключевой момент, что позволяет ему реверснуть Тёмные Века и вообще подмять историю под себя.
Микрофлоре автор и сам, наверное, не придавал большого значения, насчёт самогона я не помню, но помню, что одним из двигателей прогресса было стремление главного героя покурить, для чего ему пришлось снарядить экспедицию в Америку.
Роль самогона в книге исполняет двойная бухгалтерия, которой герой учит итальянских банкиров.
PS Решил освежить в памяти, перечитать - начал-то он действительно с самогона. Наверное, saluki его оттуда и взял. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97365 |
|
|
|
saluki: деньги и власть скрашивают такие мелочи |
Власть и деньги - это то, что нужно постоянно, ежесекундно, изо всех сил увеличивать и или защищать. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97366 |
|
|
|
saluki:
тут идеологи не-белого мира, кстати, вкратце объясняют, что будет с израилем |
У нас свои, более надежные источники по этому поводу. :)) |
|
|
номер сообщения: 8-536-97367 |
|
|
|
Roger:
Есть вот такая классическая книга; наверное, вторая написанная история про попаданца, а также вторая и последняя из тех, которые я читал.
|
А первая это не та, случайно, где только удачно подвернувшееся солнечное затмение спасает главного героя и всю книгу от быстрого конца? |
|
|
номер сообщения: 8-536-97368 |
|
|
|
Roger: Наверное, saluki его оттуда и взял. |
брррр(((
про попаданцев я прочитал на две книги меньше вас |
|
|
номер сообщения: 8-536-97369 |
|
|
|
saluki:
ну и между прочим - именно это и объясняет примерно всю историю рабовладения в обеих америках. просто когда люди реально научились плавать по морям, и началась настоящая глобализация: африка, которая в 16-19 воевала там у себя непрерывно, исправно поставляла много дешевого ресурса, который был востребован в новом свете. и только решительное вмешательство белых мужчин (и женщин, например королевы англии, запретившей морскую торговлю рабами в итоге) положило конец этой общечеловеческой практике, существовавшей в любой примерно заметной культуре |
При этом отмена рабства повсюду (не только в Европе и Америке, но и в Японии, вполне независимо) происходила именно "с барского плеча", а не в результате мифической "борьбы рабов за свои права". Исключение - разве что Гаити. То-то там благодать воцарилась!
Вообще, история учит нас, что именно то, что делается "с барского плеча", действительно реально и стабильно улучшает положение людей. А вот "борьба за свои права", как правило, несёт больше издержек, чем достижений. Исключения есть, их немало, но это именно исключения. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97370 |
|
|
|
С "барского плеча" - это когда ситуация выходит из-под контроля и разумная власть пытается спасти ситуацию. Не было бы восстаний - не было бы и подачек. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97371 |
|
|
|
Пожалуйста, про восстания поподробнее. Где, когда, в каком масштабе ("ситуация выходит из-под контроля") и т. д. Хотя бы на примере отмены рабства в северных штатах США или в Британской империи.
Граждане, уверенные в том, что люди никогда не делают друг другу добра иначе как под угрозой применения силы, безусловно, судят по себе. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97372 |
|
|
|
Граждане, всю жизнь зависимые от барского плеча, должны в конце концов его любить. Искренне, по-шведски, по-столькгольмски. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97373 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Пожалуйста, про восстания поподробнее. Где, когда, в каком масштабе ("ситуация выходит из-под контроля") и т. д. Хотя бы на примере отмены рабства в северных штатах США или в Британской империи.
Граждане, уверенные в том, что люди никогда не делают друг другу добра иначе как под угрозой применения силы, безусловно, судят по себе. |
Люди сделают, а правители нет. Только постоянное давление на власть заставляет их что-то делать. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97374 |
|
|
|
Я уже понял, что советская школа глубоко запала вам в душу. Всё-таки жду вашего рассказа о том, как давление рабов на власть заставило европейцев и американцев запретить рабство. И почему оно не заставило это сделать никого другого (если не ошибаюсь), кроме японцев.
И, кстати, более близкая нам тема - как советские люди давили на Горбачёва, заставив его даровать им разнообразные свободы. Рассказ про это будет особенно увлекателен. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97375 |
|
|
|
Не уловил связи с совком. А ваша вера в добрых царей - это вообще откуда? |
|
|
номер сообщения: 8-536-97376 |
|
|
|
saluki: про попаданцев я прочитал на две книги меньше вас |
Не читатель. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97377 |
|
|
|
Я правильно понял, что повсюду, кроме США, Европы и Японии, рабство до сих пор существует? |
|
|
номер сообщения: 8-536-97378 |
|
|
|
Roger: saluki: про попаданцев я прочитал на две книги меньше вас |
Не читатель. |
Ставлю сто за рупь, что на одну. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97379 |
|
|
|
Neofelis: Не уловил связи с совком. А ваша вера в добрых царей - это вообще откуда? |
Из знания истории. Бывают добрые цари, бывают злые, бывают никакие. Так же, как люди вообще. Вы не знали?
Так по фактам какой-нибудь ответ будет? |
|
|
номер сообщения: 8-536-97380 |
|
|
|
Какие именно факты? Аболиционизм подойдет? Или все же для вас молодец король, подписавший указ? |
|
|
номер сообщения: 8-536-97381 |
|
|
|
номер сообщения: 8-536-97382 |
|
|
|
номер сообщения: 8-536-97383 |
|
|
|
Нет, не подойдёт. Это именно тот случай, когда добрые дяди с барского плеча.
Pigeon: Восстание квакеров? |
Что вы имеете в виду? Квакеры вообще-то пацифисты, они и оружия-то, по-моему, не носят. |
|
|
номер сообщения: 8-536-97384 |
|
|
|
Википедия говорит, что
Рабы один за другим начали уходить от своих хозяев и подтверждать своё право на свободу в судах. |
Как бы у баринов выхода не было. Вот что значит справедливый суд, который англичане выбороли в протестах и борьбе за права. Никто их им не "подавал". |
|
|
номер сообщения: 8-536-97385 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|