|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А куда от нее деваться?
Только на ней и основывается вся система справедливости. В Российской империи при всех ее прогрессивных устремлениях - она наверняка стояла на провозглашении христианской морали как своей основы. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116735 |
|
|
|
Конечно, всякое право основано на идее справедливости, как и предшествующая ему и всегда сопутствующая ему мораль. Но мораль и религия - это вещи разные, хотя большинство религиозных систем (но не все) включает в себя базовые моральные нормы. А вот древнегреческая и древнеримская религии были, по существу, нейтральны по отношению к морали, чего никак нельзя сказать об исповедовавших их обществах (да и ни о каких стабильных обществах нельзя этого сказать, морально нейтральны только индивидуумы-социопаты, а социопатическое общество живёт плохо, но недолго). |
|
|
номер сообщения: 8-536-116736 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: А вот древнегреческая и древнеримская религии были, по существу, нейтральны по отношению к морали, чего никак нельзя сказать об исповедовавших их обществах (да и ни о каких стабильных обществах нельзя этого сказать, морально нейтральны только индивидуумы-социопаты, а социопатическое общество живёт плохо, но недолго). |
Все-таки, нельзя отрицать, что и у древних греков в царстве Аида можно было по разному устроиться. Сизиф с Танталом тому пример. Рая и Ада там не было, но особо провинившимся при жизни, на том свете давали окорот.)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116739 |
|
|
|
Да и в Элизиум за особые заслуги можно было попасть. Но то и другое касалось одного из миллиона, грубо говоря. Остальные 999999 - добро пожаловать на луга Асфодель. То есть стимулировать хорошее поведение или, наоборот, пугать потенциальных плохишей загробные награды и кары никак не могли. К тому же греческие боги, будучи законченными самодурами, награждали и карали большей частью по своим малопредсказуемым причудам. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116744 |
|
|
|
Quantrinas: От вопросов законности переходим к нравственности? |
Ну что здесь сложного?
Было ли решение присяжных в деле ВЗ законным (соответствующим законам Российской Империи) ? Ответ: скорее всего да.
Было ли решение присяжных в деле ВЗ нравственным (с точки зрения морали г. Кони)? Ответ: скорее всего нет.
Отсюда и «трагедия». |
|
|
номер сообщения: 8-536-116746 |
|
|
|
адвоката в состязательном процессе интересует победа, а не "нравственность". работа у него такая. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116755 |
|
|
|
Vova17: Evgeny Gleizerov: А вот древнегреческая и древнеримская религии были, по существу, нейтральны по отношению к морали, чего никак нельзя сказать об исповедовавших их обществах (да и ни о каких стабильных обществах нельзя этого сказать, морально нейтральны только индивидуумы-социопаты, а социопатическое общество живёт плохо, но недолго). |
Все-таки, нельзя отрицать, что и у древних греков в царстве Аида можно было по разному устроиться. Сизиф с Танталом тому пример. Рая и Ада там не было, но особо провинившимся при жизни, на том свете давали окорот.) |
Религия древних римлян была деловой и практичной: мы исполняем ритуалы, предписанные традицией, боги в свою очередь исполняют исправно свои функции. Но там существовали учения стоиков и эпикурейцев, посвященные главным образом проблемам этики. Да и все остальные философские школы в это время занимались поисками путей к блаженной жизни. Цицерон в одном диалоге называет все мифы, посвященные неприятностям в загробной жизни, сказками, в которые не верят даже невежды. И потом описывает в качестве наиболее вероятной( как "академик", он может говорить только о вероятном, а не о полностью достоверном) очень привлекательную жизнь "на небесах". |
|
|
номер сообщения: 8-536-116756 |
|
|
|
Ну да, и я про то. Этика была отдельно, религия отдельно. Это и есть нормальное положение дел. Потому что когда религия поглощает этику и начинает восприниматься как её источник, а потом этак тысячи через полторы годков начинается секуляризация, неизбежно всплывают всякие нелепости вроде "если Бога нет, всё позволено". А атеисты с водой (религией) часто выплёскивают ребёнка (мораль). |
|
|
номер сообщения: 8-536-116758 |
|
|
|
я слабо себе могу представить религию, в которой нет этики (хотя наверное есть верования, в которых ее немного). секс с весталкой карался смертью в любом случае.
проблема в том, что любая религия (на самом деле, любой культурный концепт даже), заняв доминирующее положение делает все, что бы его сохранять и укреплять, а этика для этих целей максимально удобно - даже и этика строителя коммунизма. поэтому опасность, как обычно, заключается в тирании (любой) религии, а не е содержании. хотя содержание, конечно, определяет склонность к тирании, и в этом смысле любое единобожие является максимально подзрительным |
|
|
номер сообщения: 8-536-116762 |
|
|
|
Кроме своей потребительской и утилитарной функций как опиума и ярма для народа верования еще имеют некоторое отношение к мировоззрению и - о Боже! - к отношению к истине. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116764 |
|
|
|
BillyBones: и - о Боже! - к отношению к истине. |
я же и говорю: максимально подозрительны |
|
|
номер сообщения: 8-536-116765 |
|
|
|
Чего Вам (и таким как Вы ) бояться? Или Вам тревожно за человечество? |
|
|
номер сообщения: 8-536-116768 |
|
|
|
If you’re doing business with a religious son-of-a-bitch,
Get it in writing.
His word isn’t worth shit.
Not with the good lord telling him how to fuck you on the deal. |
|
|
|
номер сообщения: 8-536-116770 |
|
|
|
saluki: я слабо себе могу представить религию, в которой нет этики (хотя наверное есть верования, в которых ее немного). секс с весталкой карался смертью в любом случае. |
Это не про этику, а про ритуальное осквернение (то есть грубейшее нарушение техники безопасности обращения с богами). На наши деньги - как курить возле пороховой бочки. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116771 |
|
|
|
Если договориться, что этика это как, а мораль - почему, разговор станет немного осмысленней. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116772 |
|
|
|
Этика - это просто хорошо отрефлексированная мораль. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116773 |
|
|
|
Этика - я не выражаюсь на людях, потому что понимаю, что по тем или иным отрефлексированным мной причинам это неприемлемо.
Мораль - я это не делаю, потому что во мне нет ни желания, ни необходимости этого делать.
Этический запрет снаружи. Моральный - изнутри.
Второй, разумеется, в юридических категориях необсуждаем. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116774 |
|
|
|
BillyBones: Этика - я не выражаюсь на людях, потому что понимаю, что по тем или иным отрефлексированным мной причинам это неприемлемо.
Мораль - я это не делаю, потому что во мне нет ни желания, ни необходимости этого делать.
Этический запрет снаружи. Моральный - изнутри.
Второй, разумеется, в юридических категориях необсуждаем. |
и каковы аргументы в пользу того, что это так, а не ровно наоборот, например? |
|
|
номер сообщения: 8-536-116776 |
|
|
|
Аргументов много. Доказательств никаких. Только личный опыт оценочного понимания в текстах на русском языке. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116777 |
|
|
|
Самое простое - ни один из по-настоящему глубинных моральных принципов не меряется этическими нормами. Если говорить об этом русским языком.
Нельзя этично или неэтично предать друга или переспать с дочерью или отобрать хлеб у ребенка. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116778 |
|
|
|
занятный у вас опыт. вообще-то в русском языке (как и в других, фпрочем) этика - эта такая наука, которая изучает мораль.
а обозначенная вами дихтомия обычно звучит как "мораль и нравственность", причем в ней именно мораль является "общественной" категорией, а внутренней является нравственность.
но это все в любом смысле не имеет никакого смысла, ибо "внутренние убеждения" не могут подлежать не только юридической, но и вообще любой оценке и не имеют никакого значения ни для кого, кроме одной, конкретной личности. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116779 |
|
|
|
Именно так. Вопрос терминологии.
"никакого смысла" - только в юридическом смысле. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116780 |
|
|
|
BillyBones:
Нельзя этично или неэтично предать друга |
т.е. сообщение кому-либо о том, что ваш друг планирует убийство не может быть этично? |
|
|
номер сообщения: 8-536-116781 |
|
|
|
Но все же. Для моего русского языка безнравственно предать друга и далее по тексту не звучит. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116783 |
|
|
|
BillyBones: Именно так. Вопрос терминологии. |
вопрос терминологии - это единственный важный вопрос. все остальные вторичны
"никакого смысла" - только в юридическом смысле. |
никакого смысла ни в каком виде. личные убеждения не могут быть донесены. когда они донесены до кого-то другого, они перестают быть личными, и становятся чем-то иным.
например, "я не ругаюсь ибо не испытываю в том потребности", донесенное до других, перестает быть "убеждением", а становится просто "голимыми понтами" |
|
|
номер сообщения: 8-536-116784 |
|
|
|
Вспомнилось классическое.
Я сделал это не в интересах истины, а в интересах правды. |
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-536-116785 |
|
|
|
saluki: BillyBones:
Нельзя этично или неэтично предать друга |
т.е. сообщение кому-либо о том, что ваш друг планирует убийство не может быть этично? |
О! Остается ли друг, оказавшийся мерзавцем, моим другом - вопрос морали, но никак не этики.
Этика - попытаюсь ли я предотвратить убийство сам или передам его властям.
Тут уже к месту "профессиональная этика", а никак и ни в каком случае не "профессиональная мораль". Или, еще смешней, "профессиональная нравственность" |
|
|
номер сообщения: 8-536-116786 |
|
|
|
saluki:
например, "я не ругаюсь ибо не испытываю в том потребности", донесенное до других, перестает быть "убеждением", а становится просто "голимыми понтами" |
Голимые понты - когда человек на словах присваивает себе моральную или этическую добродетель.
Если же он просто никогда не матерится, то есть шанс, что он не просто "всю жизнь прикидывается приличным человеком" |
|
|
номер сообщения: 8-536-116788 |
|
|
|
BillyBones:
О! Остается ли друг, оказавшийся мерзавцем, моим другом - вопрос морали, но никак не этики. |
а почему мерзавцем-то? вот вам простой примерчик. германия, 1942 год. ваш друг, не выдерживающий жестокости отдельновзятого козла из сс, решает его убить - ибо других способов не видит. вы, однако, абсолютно уверены, что в силу последующих репрессий убьют не только вашего друга, но и вашу семью тоже. кто тут мерзавец, например?
Этика - попытаюсь ли я предотвратить убийство сам или передам его властям. |
это не этика, это вопрос практических возможностей в большинстве случаев. человека, решившегося на убийство, бывает удивительно сложно останавливать самому. |
|
|
номер сообщения: 8-536-116789 |
|
|
|
В лабиринтах обстоятельств, разумеется, невозможно оценивать действия человека в категориях морали или нравственности.
Но мы же о терминологии. Хотелось бы услышать ответ на "профессиональную мораль" и "профессиональную нравственность". |
|
|
номер сообщения: 8-536-116790 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|