К предыдущему. Основная претензия к Бродскому - он неправильно(имхо) использует форму. Лирическое стихотворение - сгусток чувства. У него стих - фиксация настроений и "размышлений". Моего внимания не хватает, и, похоже, так у очень многих. Встретишь иногда его строки - перехватывает дыхание. Посмотришь весь стих - тупая нудиловка, в которой гениальное даже и не заметно, тонет. Конечно, это его право, я только о моём впечатлении.
Личный рейтинг. Из всех известных мне культур (мне, естественно, известно их очень мало) мне с отрывом больше всего нравятся (в алфавитном порядке)
средне-новоегипетская,
русская домонгольская "мирская" (и то что для меня является ее дальними продолжениями - так сказать, от субкультуры "Песни о гневе Ивана Грозного на сына" до субкультур Кутузова, Грибоедова, А.К. Толстого, Ключевского, Чехова, Заболоцкого.. ) ,
хеттская,
юкагирская.
Предсказуемо столь разные культуры оказываются имеющими нечто общее.
а) обычные радости жизни в центре внимания при высоком уважении к человеческому достоинству и крайне повышенном великодушии и милосердии, отвращении к убийству человека не только невиновного, но и просто находяшегося в твоей власти или неспосоного нападать и сопротивляться. Характерно, что у хеттов в 13 веке до н.э.,, в Египте ряда эпох, в домонгольской Руси не было нормативной, регулярной смертной казни - были чрезвычайные казни по особым решениям верховной власти. В Хеттских законах статьи о смертной казни в 13 веке воспроизводились от старинных времен, но не применялись. Соседи не сразу привыкли к этому и Хаттусилис III в письмах к вавилонскому и ахейскому царю специально разъяснял, что смертной казни в Хатти нет. Вавилонскому царю, который подумал было, что одного его купца в пределах Хеттской державы казнили, Хаттусилис пишет: "В стране Хатти никого не предают смертной казни (досл. не убивают). (Даже) если в стране Хатти совершается убийство, и царь об этом узнает… (следует разъяснение, что тогда по царскому суду убийца принуждается к уплате виры либо обращается в рабы) (Даже) если человек, который совершил преступление против царя, в другую страну [убежал и был выдан, то] казнить его смертью не допускается. Так что же, неужто те, кто не казнят смертью преступника, станут казнить смертью купца?!» Ахейскому царю Хаттусилис пишет относительно одного человека, серьезно провинившегося перед ним, Хаттусилисом, разбоями и смутами и боявшегося поэтому попасть в его руки: "Если же он говорит [объясняя то, почему ко мне не хочет явиться]: «Я устрашился, что меня убьют», - ...то что касается убиения, которого он устрашился, разве в стране Хатти ведется убиение (смертная казнь)? Нет!"
В поучении египетского Хети III своему сыну Мерикара в 21 веке до н.э (это еще и смутное и тяжелое время) стоит.: "Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай – нет надо этого тебе; наказывай побоями и заключением, и [этого достаточно, чтобы] порядок воцарился в стране; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт (=уличенного, а не просто подозреваемого). Божество знает преступного, но божество карает и за (напрасную) кровь; милосердный [продлевает] время (своей жизни)".
Владимир Мономах в своем Поучении преемникам пишет: "Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души" [Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его; аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны]. Из этих выражений Мономаха видно, что чрезвычайное право-то предавать смерти у князей было (и он сам его признает, выделяя ситуации, когда человек "повинен смерти" ), только это право необязательно было применять, а Мономах считает, что его не надо применять вовсе
В юкагирской культуре этому отвечает, в частности, изощренная система представлений о "ньалльэ" - скверном чкеловекоубийстве (ложащемся пятном на честь), которого по этическим причинам надо очень стараться избегать. За единственным исключением, любое убийство. совершенное иначе как в порядке само- и инообороны от врага, в переходе к кровавому конфликту с которым виновен только он сам - ньалльэ. Если пришельцы-чужаки нарушили твои границы охотясь на твоей земле (что, собственно. есть нарушение), а ты без переговоров с ними атаковал их и перебил, а их соплеменники пришли мстить, и вы воюте - то конфликт начался не без твоей вины, и любое убийство, учиненное в его рамках, хоть бы и при обороне, будет ньалльэ. Убить врага, лишившегося сил, отказавшегося от сопротивления и бегства и подставляющего себя под удар - ньалльэ, даже если он и не соирается сдаваться и мириться, и стоит оставить его в покое, как он снова будет искать тебя убить (ср. русс. "лежачего не бьют", при понятной ограниченности применения этой максимы). Убивать не-бойцов - ньалльэ. На ньалльэ приходится иной раз идти по необходимости или по перевешивающему этическому императиву, но это очень горькая ситуация, и такой поступок не перестает быть ньалльэ просто сделать его все равно надо.
Да и когда убийство врага не было ньалльэ, относились к нему с таким оттенком: Халандин, герой эпоса лесных юкагниров, приходит домой расправившись с богатырекм врагов, который пришел его убить после того, как эти враги совершили много кровопролитных неспровоцированных набегов юкагиров. Убив этого богатыря, Халандин возвращается домой и с сердцем говорит домашним: "Не в моем обычае приходить домой убившим человека! Это не я, а он в ответе за то, что это случилось"
б) Рассудительность, взвешенность, стремление к беспристрастности, готовность видеть "с одной стороны" и с "другой стороны" независимо от того даже, на чьей стороне был и остаешься ты сам. С исключительной силой выражено в юкагирской культуре. Очень ярко заметно в хеттской - что недавно и отмечалось коллегой-востоковедом в ФБ.
в) Отсутствие всякого признака пафосного желания падать ниц перед начальствами и повиноваться всяким Твердым Рукам, будь то правители или боги. В фараонах очень уважают их погоны (и связь этих погон с устоями миропорядка), но это не мешает рисовать на них шаржи, выводить их в литературном произведении как комических слабаков и плохих людей (а других фараонов - напротив, как великих и замечательных государей), вежливо, но твердо возражать им, а также обличать их без всякой вежливости последними словами, если это преступный по безответственности и несправедливости царь (а что цари такие бывают, и тогда их праведно и доблестно клеймить за это прилюдно - это общепризнанный топос официальной египетской же традиции).
У хеттов нет принципиальных проблем с судом над плохими царями, мятежом против плохого несправедливого царя, и кто хороший царь, а кто плохой, они различали систематически. В домонгольской Руси изгнание плохого князя подданными не считалось и в самом же правящем княжеском роде Рюрикорвичей преступным делом как таковое. А Песня о гневе царя Ивана на сына и пр. очень хорошо показывает, как относились у русских к Твердым Гусударственническим Рукам (тм) и в XVI в. (нехорошо относились. И очи-то у царя Ивана мутные и закатывающиеся).
Что касается юкагиров (в чьей культуре это начало опять-таки выражено с особенно исключительной силой) - , то тут я просто изложу юкагирскую историю о том, как лесной юкагир Бэрбэкин (имя и некоторые элементы его предыдущих приключений - но не нижеследующее! - взяты из русской сказки о Федоре Бермятине) взаимодействовал с монотеистическим Богом и его ангелами (представления о них были усвоены от христиан-русских, тем более, что и сами юкагиры затем во множестве были крещеными).
Как-то Бэрбэкин благодаря советам мудрецов и своей смелости добрался до Верхней земли, захватив с собой шкуру, дерево и землю из Среднего мира, где он жил и все живут. Добравшись на Верхнюю землю, он рассыпал там землю Среднего мира, что принес с собой, сделал из дерева кресты и поставил их вокруг, поставил себе дом и стал там жить.
Через некоторое время после этого к Бэрбэкину пришли посланцы от Бога и передали ему, что его зовут в дом Бога. Он пошел, но с собой взял четыре креста и две горсти земли. Придя, поставил вокруг себя кресты и посыпал себе под ноги землей - чтобы оберечься и оградиться от того, что могли ему там сделать из гнева на него. Ему говорят духи - слуги Бога, чтобы его испытать:
- Придя сюда, в дом Бога, что будешь делать? Сколько хочешь прожить?
Про себя Бэрбэкин подумал: "Жить бы, как вы!" А вслух сказал: - Жил бы, сколько смогу, утром встречая рассвет, вечером провожая закат. Что может быть лучше?
Бог и его духи-помощники разгневались такому ответу и сказали ему:
- Плохо ты нам ответил - сгоришь теперь в огне ада!
Бэрбэкин говорит: - Так я здесь впервые, не знаю, что тут положено говорить. Я же на Средней земле жил, я человек Среднего мира. Я и не понимаю толком, о чем таком вы меня спросили.
Они говорят: - Да ты же уже нам ответил! Гореть тебе!
Бэрбэкин отвечает: - Как это гореть? Зачем мне гореть? Я и сейчас на своей, на Средней земле стою, и вы, существа Верхней земли, поэтому не можете меня тронуть!
Помощники Бога хотели было подступиться к нему, да увидали - он же себе под ноги посыпал землю со Средней земли и крестами со Средней земли оградился, так что выходит, он, и в дом Бога войдя, на Средней, своей земле остался стоять. Поэтому ничего они ему так и не сделали и сказали:
- Ладно же, оставайся здесь! Посмотрим, что с тобой будет!
Тогда он вернулся на то место Верхнего мира, где устроил себе дом и место из земли Среднего мира, и стал там дальше жить. Духи Бога приходили смотреть, как он живет. Видят: хорошо живет! Тогда они стали напускать на него разные болезни, раскаленный ветер, огонь. Иногда заходят посмотреть, что с ним сталось. А Бэрбэкин все живет себе, как раньше жил. И всякому, кто приходит, он дает право его расспрашивать. Однажды один помощник Бога опять пришел, поглядел и говорит Бэрбэкину:
- Ты еще не сгорел?! Ты еще жив?! Тебе еще и хорошо здесь вроде бы?! Пойду доложу!
Вернулся к Богу, доложил: - Живет хорошо, работает, поёт. Он еще получше нас живет!
Помощники Бога, духи-хозяева земли, собрались все и сказали:
- Да он еще повыше, чем мы все!
Поговорили они с Бэрбэкином, а поговорив с ним, присудили ему звание Набольшего Бога, который выше их всех. Стал Бэрбэкин как русский "святой", теперь всюду летает, ходит - и сейчас ходит, людям помогая.
Самое жуткое в русском искусстве(имхо,конечно).
1.
Лимерик
Там над коротенькой травой,
Там в палисадниках старинных,
Там розы при минусовой
Температуре на куртинах.
С материка на материк,
Ирландский город Лимерик -
Отель последнего транзита.
В кабину лифта взгляд проник
На миг, и снова дверь закрыта, -
И стал сопровождать всеместно
Меня повсюду и подряд
Тот совершенно неизвестно
Кому принадлежащий взгляд.
На долю малую минуты
Открылась дверь, слегка звеня,
И я увидел этот лютый
Взгляд, ненавидящий меня.
В пустой кабине лифта, в сонном
Отеле снег стекал с пальто.
Дверь на мгновенье с лёгким звоном
Открылась. Не вошёл никто.
LB:
Я уже говорил о том, насколько плодотворной оказалась критика "чистого разума", заостренная до предела тезисом Гегеля: "противоречие - признак истины".
Насколько же плодотворной она оказалась? Вроде никаких новых знаний с помощью "диалектической логики" добыть не удалось.Все свелось к тому, что знания, добытые нормальным, избегающим противоречий при осмыслении опыта разумом, переписывались задним числом таким образом, чтобы создать иллюзию диалектичеcкого познания. Дальнейшее, довольно бурное, развитие логики пошло так, словно никакого Гегеля никогда не было. Только успехи большевиков смогли продлить агонию диалектики.Но в практической своей деятельности большевики, разумеется, о диалектике никогда и не вспоминали. В теории же все свелось к искусственному поиску объективных противоречий, которые создавались по принципу:"Если ребенок носит трусы, из которых он уже вырос, то это - объективное противоречие." Вспомним, скажем, Марксовы объективные противоречия. Одно из них заключается в том, что предприятием, на котором работают миллионы, владеет один человек. В чем здесь противоречие? Причем здесь вообще логика?Противоречие тут существует только между реальной экономической практикой и марксовыми идеальными представлениями о социальной справедливости.Или противоречие между трудом и капиталом. В том, что интересы работодателя и рабочих не всегда совпадают, нет логического противоречия.Интересы кошки и мышки тоже не всегда совпадают. Будем видеть в этом логическое противоречие?
Я просматриваю сейчас эту ветку последовательно. Трудно выразить словами омерзениe, испытаваемое при чтении выступлений друга LB в этой ветке. Это не глупость даже. Это предельная мерзость.
Я не знаю как насчет логики, а законы диалектики применимы только к саморазвивающимся системам. Там это вполне работает. Попытки объяснять диалектику на примере графина с водой выдают полную несостоятельность авторов. И про трусы тоже
Друг LB никогда не опускался до того, чтобы понять и узнать о чём речь, также как до попыток послушать самого себя и понять что он собственно говорит. Он выше этого!
Это типичная, имхо акaдемическая картина.
У меня подобное вызывает одно чувство - недоумение. Зачем и кому это м б нужно?
И ведь Шамшин не бездарен, у него есть приличные вещи,
да и тут фон - буря - демонстрация таланта. Но каков Пётр :-) Интересно, как этот человек, захлёстываемый эмоциями реагировал бы на подобное изображение себя - блаародно позирующего :-) ...
Да что там, у великого Давида подобного вагон и маленькая тележка. Аналогично Чёрный квадрат, супрематизм, Ротко, ...
Не всё мне дано понимать и чувствовать. Ум человеческий(мой точно) ограничен.
Википедия. В последние годы царствования Пётр сильно болел (предположительно, почечнокаменная болезнь, осложнённая уремией). Летом 1724 года его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы усилились. В октябре Пётр отправился осматривать Ладожский канал, вопреки советам своего лейб-медика Блюментроста. С Олонца Пётр проехал в Старую Руссу и в ноябре водой поехал в Санкт-Петербург. У Лахты ему пришлось, стоя по пояс в воде, спасать севший на мель бот с солдатами. Приступы болезни усилились, но Пётр, не обращая на них внимания, продолжал заниматься государственными делами. 17 (28) января 1725 года ему стало так худо, что он распорядился поставить в соседней со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января (2 февраля) исповедался. Силы начали оставлять больного, он уже не кричал, как прежде, от жестокой боли, но только стонал...
Об этом эпизоде у Лахты во многих книгах написано. Да, на картине это изображено слишком помпезно и парадно (Шамшин - представитель петербургского академизма), но факт спасения пусть солдат, а не обычных людей, да ещё и в болезненном состоянии из истории не выкинешь.
ЛБ действительно сильно упростил себе жизнь, решая предложенную им же задачу.Если "все пробивающее ядро" не сможет пробить "абсолютно непробиваемую стену", то оно не просто перестанет быть все пробивающим ядром, как думает ЛБ - тогда оно никогда не было все пробивающим ядром( "все" включает в себя и абсолютно непробиваемую стену). А по условиям задачи оно именно таково. Если бы можно было решать задачи, произвольно меняя их условия - как бы я развернулся в математике, каких бы открытий наворотил! Но, увы, это не так. На самом деле ЛБ вовсе не вышел за пределы формальной логики, чью ограниченность он хотел своей задачей доказать. . Если уж действительно следовать рецептам Гегеля и считать, что истина должна быть противоречивой, то подлинное решение должно быть таково: все пробивающее ядро пробьет абсолютно непробиваемую стену, не сумев ей нанести ни малейшего ущерба. Стена останется целой и невредимой, разбившись вдребезги. Вот это уже действительно - выход за пределы формальной логики.
Кстати, уточню, что в те отдаленные времена, когда мы вели с ЛБ дискуссии на отвлеченные темы. у меня не было ни малейшего желания его высечь - и сейчас такого желания у меня нет. Но - дискуссия есть дискуссия: если уж вообще ее затевать, так и вести ее следует всерьез. Он всерьез высказывал свое мнение, я всерьез высказывал свое. Надеюсь, я делал это корректно, хотя и без излишних церемоний.
Для хешмоба "Я рекомендую" Русскоязычное бардовское творчество.
Это огромная, необозримая тема.
Но выделю особо мной любимых и ценимых. Номера - ранжир. Мой личный.
1. Высоцкий.
2-4 Булат, Вероника Долина, Лена Фролова.
5. Янка.
6.Гребенщиков
7. Щербаков.
8. Вертинский.
9-10. Рая Абельская, Маша Школьник.
11. Никитины.
12. Визбор.
13. Растеряев.
14. Матюшин.
15. Матушка Людмила
Отдельные великолепные песни есть у многих.
Прокомментирую.
1. Высоцкий - фигура линии и уровня Пушкин, Толстой, Чайковский, Шостакович, ...
Уже его творчество необьятно. Всё же выделю несколько десятков
https://niktoinikak.livejournal.com/66925.html
В сотнях его песен - вся жизнь народа, все стороны. Голос и совесть народа. Не в том смысле, что святой - а в том, что именно так русский народ и понимал себя - то, что в нём хорошее, и что плохое, что так, что не так. "Если правда оно, ну хотя бы на треть - остаётся одно - только лечь помереть". "С людьми в ладу, не услужал не помыкал, и голове своей руками помогал".
Технически он прежде всего - гениальный исполнитель - что особенно чётко видно когда он поёт чужое. Не всегда гениально, но часто(так и своё не всегда достойно) Страсть, дикое напряжение, иногда - надрыв.
Тематически и по настроению его творчество конечно чрезвычайно многообразно, но главное на мой взгляд - всё-таки не борьба, а - ощущение безнадёжности, духоты. "Всё не так, всё не так, ребята". "И начались тут его подвиги напрасные, с Баб-Ягами никчемушняя борьба".
И потому главная его песня, имхо - не "Охота", не "Кони" - а "Лукоморье".
"если это присказка, значит сказка дрянь".
Но. Эта безнадёжность личная - "мне - не дожить". Но свет - неубиваем. Он есть. "Наши дети - будут это знать".
2-4. этой тройке свойственна - не всегда, конечно, но часто - невроятная красота и оригинальность мелодий, иногда - тайна. Впрочем, у Вероники запредельная красота - почти постоянное свойство. Также как и тайна. "И когда она мне пела чем во всём метро московском больше тайный было в ней". По количеству шедевров Bероника вне конкуренции, но по максимуму - они имхо вровень.
2.1 Булат. Особо выделю 2 - Живу я 3-ий день и Гусара.
Но и Дорога, Муравей, Умрёшь как человек, Надежды маленький оркестрик, ... Надо также упомянуть великие песни на его слова - Шварца и Причал(не помню чья музыка) - невероятно щемящий, пронзительный.
2.2 Вероника. Невероятных по красоте песен у ней пара десятков. Особо выделю Мой дом летает - единственная какую знаю песня которая не была написана - она существовала от сотворения мира, Вероника просто её услышала и нам спела. Самые красивые - невероятно, запредельно красивые - Всё дело в Польше, Пауза, Пустеет сад, После турнира, Фанни и Александр, Уйди из под этой крыши.
Рыжий Джек и Уйди из под этой крыши заслуживают отдельного упоминания по глубине содержания. Может ещё Пустеет дом?
2.3 Лена. Невероятные по глубине и красоте Облака, Бездомность. Жуткая Дурочка - разве Брат футболист Спартака Высоцкого более жуткая. 2 Мотылька(один на слова Бродcкого, 2-ой не помню на чьи), ... Всё не запомнишь, даже самое гениaльное - Ленино творчество громадно по обьёму, только Высоцкому уступает. И очень разнообразно.
5. Янка единственно сравнимая с Высоцким по напору и надрыву. К сожалению, записи почти все дрянного технически качеcтва.
6. Гребенщиков. Замечательной задушевности голос - почти как у Трошина и иногда - гениальность песен - Не было такой и не будет, Самый быстрый самолёт, Время на...ться, ...
7. Щербаков. Гений. Мелодии и содержание.
8. Вертинский. Пожалуй, последний гений в списке. Он -
раньше всех. После него была в общем пустота, где и такое ничтожество как Анчаров было заметно. Но - появился Булат, и линия уже не прерывалась до наших дней. Гении - Булат, Долина, Фролова, Янка, Щербаков. Замечательные Никитины, Визбор, Абельская, ... Опять таки - поразительнай красота некоторых мелодий.
9. Моя самая любимая - Маша Школьник. Пусть она не гений, а талант - но самая близкая и любимая. Маленькая вера, Хорошо когда есть, гениальная Синий, Карельская, Гиви, ...
10. Абельская. увы, её творчество в основном видимо пропало со старыми магнитофонными плёнками. Но осталась одна кассета. Особо выделю Мы летим в тишине и Пары двигались в потоке.
11. Никитины. Много очень красивых песен и - особняком - Последняя песня старого лирника - гениальная.
12. Визбор. Гениальная Ты у меня одна, Рассказ женщины, Разрешите войти, ...
13. Великий Растеряев. B некоторой степени наследник Высоцкого - голос народа. 5 великих песен - Кореш, Безрукавочка, Ходики, Ромашки, Ленточка, ...
14. Матюшин - великий православный бард. Множество великих песен.
15. Матушка Людмила. Также православный бард. Особо упомяну гениальную В комнате.
P.S.
Забыл гениального Лёню Фёдорова, великую Арефьеву и очень любимую мной и обьективно имхо замечательную Ольгу Афраймович. Всегда что-то упустишь :-(
Pirron: Кстати, уточню, что в те отдаленные времена, когда мы вели с ЛБ дискуссии на отвлеченные темы. у меня не было ни малейшего желания его высечь ... Он всерьез высказывал свое мнение, я всерьез высказывал свое.
1. "Сечь" камрада не нужно. Он прекрасно справляется с этим сам. Все его высказывания по ""философским" и квазифилосoфским вопросам такая мерзость и глупость, это настолько ясно видно ...
2. Говорить о серьёзности высказываний камрада несерьёзно. Везде и всегда он говорит настолько несерьёзно, такие глупости, пошлости, банальности ... Ну не понимает человек, зачем думать если не отражается на содержимом кошелька. Можно нести любую околесицу, ссылаться как на авторитетов на мошeннника Куна, белиберду Бердяeва и алкогольный бред Ильенкова.
и захотелось мне посмотреть, как протяжен мир.
Причудливо, мой Марк, все это устроено.
Смотришь, люди в чужих краях те же, да не те
а еще посмотришь - не те, а те же.
Quantrinas: Гребенщиков тут лишний, хотя в детстве он мне как бард нравился. Но не бард он совсем.
Почему же не бард?! Своя музыка, свои слова, сам исполняет. И лучшие, гениальные его песни - "Самый быстрый самолёт", "Время наеб...ся", "Лой Быканах", "Махамайя", "Не было такой и не будет", ... - типично бардовские.
Ну в какой-то степени бард. Но прославился с Аквариумом, а там и музыкальная составляющая, ритм, аранжировки важны. У Дилана тоже были роковые альбомы (три) и кантри.
__________________________
Audiatur et altera pars
А я бардовскую песню с детства терпеть не мог. "Если ты поэт,-думал я,- то зачем тебе гитара? В самих твоих стихах должна быть музыка. И если она там есть, ты не захочешь, чтобы читателя что-то от нее отвлекало. Мало того,- продолжал я не менее раздраженно- Человек, читая текст на бумаге, полностью на нем сосредоточен. И если текст хорош, то такое состояние читателя тебя вполне устроит. А вот если текст неряшливый и плосковатый, ты захочешь, чтобы его воспринимали на слух, чтобы твое многозначительное мурлыканье и бренчание на гитаре отвлекали слушателя от текста и настраивали "на лирический лад" Вот почему ты, сукин кот, подался в барды". Я был тогда очень грубым человеком, но частица сермяжной правды в моих раздумьях была.
У меня не всегда есть возможность ее слушать. Но если такая возможность есть, я с удовольствием ее использую. Нет, хорошая музыка меня не раздражает, а, наоборот, способствует укреплению моего здоровья.
В результате технических манипуляций удалил(непреднамеренно) пост Михаэля с вопросом Пиррону. (и ещё 2 - мой вопрос Михаэлю и его ответ - но это было намеренно и чисто техническая акция).
Михаэль, восстановите, плиз.