ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

8162

Pirron

29.01.2016 | 00:22:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Математике, Хайдук, Кант уделял повышенное внимание - и, кстати, то, что он о ней писал, возмущало потом многих великих математиков. Но в рамках своего учения он разместил ее без противоречий. Как вы помните, пространство и время, согласно его воззрениям - это не свойства мира самого по себе, а формы нашего созерцания, присущие нашему разуму априори, независимо от всякого опыта.Так вот их-то, эти формы нашего разума, и изучает, согласно Канту, математика, и именно поэтому ее суждения не вероятностны( как все суждения апостериори, основанные на опыте), а необходимы, и при этом они не являются только аналитическими( то есть тавтологичными), но они могут быть и синтетическими . То есть в выводах может содержаться то, что не присутствует полностью в предпосылке, тут возможно априори приобретать новое знание, и на нем не будет, как в естествознании, проклятия быть вечно только вероятностным и никогда не достигать абсолютной достоверности. Все это великолепие, согласно Канту, возможно только потому, что тут разум имеет дело только со своими формами в чистом виде, безо всякой примеси из мира самого по себе.
номер сообщения: 8-233-75270

8163

Хайдук

чайник

29.01.2016 | 00:37:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ну да, так оно и есть ; а как Кант объясняет то, что априорные мат. истины нередко находят применение в том же опыте и даже полностью растолковывают его?
номер сообщения: 8-233-75271

8164

Pirron

29.01.2016 | 01:40:19

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вот в том-то и обаяние этого учения, Хайдук, что оно частично отвечает на этот вопрос, на который мы с вами уже давно и тщетно искали ответ. Этот вопрос волновал и Канта. Ведь использование, и успешное использование математики в естествознании только в силу привычки кажется нам чем-то само собой разумеющимся. Еще Кеплер, неожиданно добившись успеха с помощью математики в своих исследованиях, полагал, что таким образом он доказал существование той вечной гармонии, о которой говорил еще Пифагор и о которой он узнал из сочинений неоплатоников. Еще Ньютон, добившись таким способом еще большего успеха, полагал, что таким образом он читает мысли Бога. Интересно, что многие нынешние физики не верят ни в вечную гармонию, ни в Бога, однако успешность применения математики в их исследованиях их нисколько не удивляет. Канта же это удивляло особенно сильно еще и потому, что учение Ньютона он по ошибке считал не вероятностно, а необходимо истинным. Такая ситуация казалась Канту в высшей степени парадоксальной. И вот тут-то ему и пришло в голову, что мы воспринимаем не мир сам по себе, а мир, созданный нашим разумом из опыта с помощью присущих разуму априори форм - пространства, времени, причинности и разнообразных категорий. И тогда становится отчасти понятно, почему математику, изучающую основные из этих присущих разуму форм, можно с успехом применять в естествознании. Она успешна в той мере, в какой разум при изучении мира явлений(не мира вещей в себе) имеет дело с тем, что он сам же в этот мир и привнес. Не знаю, насколько этот ответ истинен, но в исключительной оригинальности и смелости ему вряд ли можно отказать.
номер сообщения: 8-233-75272

8165

LB


Петербург

29.01.2016 | 10:30:15
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Спасибо Пиррон, очень интересно.
Но не предполагало ли такое учение полного единодушия и единомыслия среди математиков?
номер сообщения: 8-233-75273

8166

Pirron

29.01.2016 | 14:05:54

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
По-видимому, да. Во всяком случае, любое из найденных математиком верных решений должно представляться его коллегам не вероятностно, а необходимо истинным, то есть должно обладать в их глазах абсолютной достоверностью. Так ли это на самом деле или нет - этого я не знаю.
номер сообщения: 8-233-75274

8167

LB


Петербург

29.01.2016 | 16:45:12
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Между прочим о мнимых величинах

«Арифметические соображения становятся всё более неуловимыми, достигая предела столь же утонченного, сколь и бесполезного»
Джероламо Кардано 1545-й год

Вероятно, далеко не все "арифметические соображения" находили себе применение в дальнейшем. Поэтому можно предположить, что и математике действовал своего рода естественный отбор

Для многих крупных ученых XVII века природа и право на существование мнимых величин представлялись весьма сомнительными, так же как сомнительными в то время считали и иррациональные числа, и даже отрицательные величины. Лейбниц, например, писал: «Дух божий нашёл тончайшую отдушину в этом чуде анализа, уроде из мира идей, двойственной сущности, находящейся между бытием и небытием, которую мы называем мнимым корнем из отрицательной единицы».
номер сообщения: 8-233-75275

8168

Хайдук

чайник

29.01.2016 | 22:18:08

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Канту пришло в голову, что мы воспринимаем не мир сам по себе, а мир, созданный нашим разумом из опыта с помощью присущих разуму априори форм - пространства, времени, причинности и разнообразных категорий. И тогда становится отчасти понятно, почему математику, изучающую основные из этих присущих разуму форм, можно с успехом применять в естествознании. Она успешна в той мере, в какой разум при изучении мира явлений(не мира вещей в себе) имеет дело с тем, что он сам же в этот мир и привнес... Все это великолепие, согласно Канту, возможно только потому, что тут разум имеет дело только со своими формами в чистом виде, безо всякой примеси из мира самого по себе. Не знаю, насколько этот ответ истинен, но в исключительной оригинальности и смелости ему вряд ли можно отказать.

к сожалению, пиррон, оригинальность и смелость не уберегли великого Канта от прокола : никаких присущих разуму априори форм в чистом виде нет, пространство, числа и пр. пришли из обыденного повседневнего опыта, зато оказались весьма полезными и вездесущими абстракциями, на базе которых математики нагромоздили башни из ещё более непостижимых таковых то и дело подвёртывающихся неожиданно прорывными и освещающими толкование расширяющегося опыта, поскольку в действительности и на самом деле - то бишь объективно - опыт соткан из мириад мат. абстракций
номер сообщения: 8-233-75281

8169

Vova17

кмс

29.01.2016 | 23:14:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Да, сомнительно. Если человека ничему не учить, то никаких априорных форм у него в голове не образуется.Следовательно, они не совсем априорные или мы должны признать, что эти формы до поры до времени таятся в человеческой голове, пока какой-нибудь сэнсей не вытащит их на свет божий.
При такой степени субъективного идеализма, которое мы находим в Канте, даже непонятно каким образом философ умудрялся прорываться в объективный мир. Ведь армия ноуменов плотной шторкой заслоняют его от человека.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75282

8170

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 00:33:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
никто пока не умудрялся просечь плотную шторку моделей-ноуменов, Вова, поступило даже предложение, что прорыву такому в принципе НЕ быть
номер сообщения: 8-233-75283

8171

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 01:03:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: логика ЛБ довольна ясна, Хайдук. Наследственность (сохранение прошлого) - тезис, изменчивость (изменение прошлого) - антитезис. В принципе, это гораздо больше похоже на противоречие

действительно, пиррон, логика ЛБ довольно яснА и именно поэтому никто (за исключением его) НЕ видит в ней каких бы то ни было удручающих противоречий, банальное сосуществование наследственности рядом с изменчивостью никому в башку даже в самом кошмарном сне никак не приходит обозвать противоречием

Pirron: бытие - самое общее и поэтому самое бессодержательное понятие, и поэтому оно якобы тождественно ничто, и для разрешения этого противоречия оно превращается в становление, и дальше в таком же гегелевском духе. По мне так это гораздо больше похоже на бред, хотя и в этом бреду есть какая-то логика и даже, наверно, какая-то глубина. Даже наверняка в самом методе есть и глубина, и оригинальность, хотя его оформление все-таки как-то уж очень похоже на бред.

угу, пиррон, в отличие от деццкого сада диалектики, в который норовит нас загнать ЛБ, подлинные/автентичные диалектические противоречия по Гегелю не могут не смахивать на бредъ, от которого башка может прямо-таки свихнуться/спятить, как побывало с моею (видно, да?) много лет тому назад в соц. казарме, да благословит последнюю Всевышний за мировоззренческий прорыв

объективные противоречия (if any), о которых любим разглагольствовать, могут ошиваться только и исключительно в области высшего абстрактного
номер сообщения: 8-233-75284

8172

Pirron

30.01.2016 | 02:01:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Да, сомнительно. Если человека ничему не учить, то никаких априорных форм у него в голове не образуется.Следовательно, они не совсем априорные или мы должны признать, что эти формы до поры до времени таятся в человеческой голове, пока какой-нибудь сэнсей не вытащит их на свет божий.
При такой степени субъективного идеализма, которое мы находим в Канте, даже непонятно каким образом философ умудрялся прорываться в объективный мир. Ведь армия ноуменов плотной шторкой заслоняют его от человека.

Это не такой простой вопрос, Вова. Ведь если позабыть о куче категорий, которую Кант наверняка нагромоздил напрасно, то о каких априорных формах идет речь? О пространстве, времени и причинности. Если ребенка ничему не учить( если он воспитан волками, к примеру), то все равно он, я думаю, будет воспринимать мир в пространстве, во времени и иметь определенные представления и причинах и следствиях. Шопенгауэр уверяет, что мы никогда бы не восприняли ощущения нашего тела, как нечто, что имеет своей причиной что-то находящееся вне нас( в пространстве), если бы пространство и причинность изначально не были формами нашего рассудка. Это доказательство не настолько сильное, как думает сам Шопенгауэр, но и не настолько слабое, чтобы счесть его просто бредом.
номер сообщения: 8-233-75285

8173

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 06:07:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
никаких априорных форм рассудка нет, пиррон
номер сообщения: 8-233-75287

8174

LB


Петербург

30.01.2016 | 12:36:35
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Исследования показывают, что некоторые аспекты восприятия носят врожденный характер (восприятие движения и некоторые аспекты восприятия пространства). Врожденная способность к восприятию пространства обеспечивает постоянство воспринимаемых предметов независимо от их перемещений в пространстве, изменений освещения и перемещений человека.

http://studopedia.org/8-159060.html

По-моему довольно очевидно, что человеческое восприятие является в значительной степени врожденным. Как, впрочем, и кошачье - мой кот, например, иногда устраивает охоту на призраков И наблюдая за тем, как он пытается поймать то, чего я не вижу, начинаю лучше понимать и даже сочувствовать Хайдуку

Хайдук: подлинные/автентичные диалектические противоречия по Гегелю не могут не смахивать на бредъ, от которого башка может прямо-таки свихнуться/спятить, как побывало с моею
номер сообщения: 8-233-75289

8175

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 15:07:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
врождённость не то, что априорность, пространство и движение находим в опыте, нужны для объяснения/интерпретации опыта и потому априорными остаться они не могут.

неясно что делать с теми мат. абстракциями, которые (пока?) не нашли применения в опыте, нахожу странным то, что можем придти к согласию о них только в башках
номер сообщения: 8-233-75290

8176

Vova17

кмс

30.01.2016 | 17:04:00

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Шопенгауэр уверяет, что мы никогда бы не восприняли ощущения нашего тела, как нечто, что имеет своей причиной что-то находящееся вне нас( в пространстве), если бы пространство и причинность изначально не были формами нашего рассудка. Это доказательство не настолько сильное, как думает сам Шопенгауэр, но и не настолько слабое, чтобы счесть его просто бредом.

Хорошо, пусть время и пространство суть априорные формы рассудка. Но кто сказал, что эти формы не могут существовать, как объективная реальность.Вполне возможно, что они гораздо загадочнее в действительности, чем наше о них представление, но о расширении наших знаний пускай заботится наука, нам же достаточно знать, что априорные формы объективная реальность.
Надо сказать, что если бы мысли Шопенгауэра о пространстве и времени стали общепризнанными и вошли, как несомненная истина, в школьные учебники,- мир бы, мне кажется, здорово изменился... И не в лучшую сторону.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75292

8177

Vova17

кмс

30.01.2016 | 17:13:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: мой кот, например, иногда устраивает охоту на призраков И наблюдая за тем, как он пытается поймать то, чего я не вижу, начинаю лучше понимать и даже сочувствовать Хайдуку

Общепризнанным стало мнение, что кошки напрямую общаются с потусторонней реальностью. Они способны видеть инфернальные создания различного рода и своим поведением предупреждать нас об опасности. Однако, все их предупреждения пропадают втуне, т.к. мы не способны должным образом на них отреагировать и даже имеем полную убежденность в том, что раз мы чего-то не видим, значит того и не существует на самом деле.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75293

8178

Pirron

30.01.2016 | 18:22:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17:
Pirron: Шопенгауэр уверяет, что мы никогда бы не восприняли ощущения нашего тела, как нечто, что имеет своей причиной что-то находящееся вне нас( в пространстве), если бы пространство и причинность изначально не были формами нашего рассудка. Это доказательство не настолько сильное, как думает сам Шопенгауэр, но и не настолько слабое, чтобы счесть его просто бредом.

Хорошо, пусть время и пространство суть априорные формы рассудка. Но кто сказал, что эти формы не могут существовать, как объективная реальность.Вполне возможно, что они гораздо загадочнее в действительности, чем наше о них представление, но о расширении наших знаний пускай заботится наука, нам же достаточно знать, что априорные формы объективная реальность.
Надо сказать, что если бы мысли Шопенгауэра о пространстве и времени стали общепризнанными и вошли, как несомненная истина, в школьные учебники,- мир бы, мне кажется, здорово изменился... И не в лучшую сторону.

Да, я тоже давно заметил у Шопенгауэра эту психологически легко объяснимую логическую ошибку. Он постоянно исходит из того, что если доказано, что нечто принадлежит миру явлений, то тем самым уже и доказано, что оно отсутствует в мире вещей в себе. Хотя таким образом доказывается только возможность, но не необходимость того, что это нечто миру вещей в себе не присуще. Например, если мы смотрим на предмет сквозь зеленые очки, то, безусловно, именно благодаря очкам мы воспринимаем его в зеленом цвете. Но из этого не следует, что на самом деле он должен оказаться каким угодно - только не зеленым.Так же обстоит дело с пространством и временем. Даже если на наш рассудок и надеты изначально пространственно-временные очки, из этого не следует, что пространство и время не могут существовать объективно. Я бы сказал, что теория эволюции подталкивает нас, скорее, к противоположному выводу: даже если пространство и время являются априорными формами нашего рассудка - они, эти формы, образовались под влиянием объективных факторов. Тем не менее для меня, в отличие от Хайдука, ни один из затронутых нами вопросов не является уже раз и навсегда решенным, в том числе и этот.
номер сообщения: 8-233-75294

8179

Vova17

кмс

30.01.2016 | 20:16:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Наверно, великие мыслителя по своей природе должны плыть против течения обыденного сознания, иначе они и не были бы великими.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75295

8180

LB


Петербург

30.01.2016 | 22:08:31
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Наверно, великие мыслителя по своей природе должны плыть против течения обыденного сознания, иначе они и не были бы великими.


Воистину, нет такой глупости, какой не сказал бы какой-нибудь великий философ. И для чего им понадобился мир "сам по себе"?
номер сообщения: 8-233-75296

8181

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 22:29:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
действительно, такой мир будет недоступен в принципе и значит не можем быть уверены в самом его ... существовании вообще
номер сообщения: 8-233-75298

8182

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 22:29:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
меня удивляет как Кант и Шопенгауэр додумались до пространственно-временных очков вообще, мне это кажется неестественным и надуманным, вроде почёсывания правой ногой за левым ухом
номер сообщения: 8-233-75299

8183

LB


Петербург

30.01.2016 | 22:49:09
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: меня удивляет как Кант и Шопенгауэр додумались до пространственно-временных очков вообще,


Просто им надо было объяснить и оправдать недостижимость абсолютного знания
номер сообщения: 8-233-75300

8184

Хайдук

чайник

30.01.2016 | 22:53:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
последнее и так ясно, надевать розовые очки ненадобно
номер сообщения: 8-233-75301

8185

LB


Петербург

31.01.2016 | 13:27:57
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Это теперь ясно. А в те времена, когда познание не было сильно связано с практикой, ничто не мешало иллюзии, что после великих открытий Галилея и Ньютона научных загадок более не осталось и что, вообще, познание конечно.

Собственно, без этих "очков" Канта не было бы и диалектики Гегеля. Вот придет Пиррон и объяснит это более внятно. Или опровергнет.
номер сообщения: 8-233-75305

8186

Pirron

31.01.2016 | 14:27:36

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: меня удивляет как Кант и Шопенгауэр додумались до пространственно-временных очков вообще, мне это кажется неестественным и надуманным, вроде почёсывания правой ногой за левым ухом

Ну, я же уже воспроизводил здесь рассуждение Шопенгауэра на этот счет. Я могу только его повторить. Все наши ощущения - это раздражения в нашем теле. Если рассудку изначально не присущи представления о пространстве и причинности, то каким образом мы можем счесть, что раздражения эти вызываются чем-то(причина), находящимся вне нас(в пространстве)?. Мы бы так и считали их, согласно Шопенгауэру, раздражениями в нашем теле, только к нему, к телу, и имеющими отношение( вроде зуда в левой ноге или шума в правом ухе). Только рассудок, используя эти формы - пространство и причинность, создает на основании этих раздражений образ внешнего объекта, то есть, в конечном счете, весь объективный мир как представление. Но это - не осознанный процесс вроде выстраивания силлогизма, это происходит бессознательно: возникли раздражения, мозг обработал эту информацию и сконструировал образ внешнего объекта. Вот примерно так.
номер сообщения: 8-233-75306

8187

Vova17

кмс

31.01.2016 | 14:55:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Шопенгауэр научно излагает то, что достаточно очевидно для людей, обладающих зрением. Зрячий человек видит, что камень летит ему в лоб и вызывает ощущения в голове, которые возникли не просто так из внутренней дисгармонии, а имеют внешнюю причину. Однако, он видимо прав.) Я где-то читал, что даже для слепо-глухонемых людей существуют обучающие методики. Они были бы невозможны без наличия априорных форм.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75307

8188

LB


Петербург

31.01.2016 | 15:50:00
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Они были бы невозможны без наличия априорных форм.

Как уже говорил Пиррон, априорными их можно считать только чисто условно и отвлеченно от гегелевского историзма, поскольку сбрасывает со счетов опыт эволюции.
номер сообщения: 8-233-75308

8189

Pirron

31.01.2016 | 17:26:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: последнее и так ясно, надевать розовые очки ненадобно

Я думаю. что если Шопенгауэр руководствовался главным образом интеллектуальной честностью( в его понимании), то у Канта был и мотив, вызванный эмоциями - эмоциями человека, воспитанного в пиетистском духе. Очевидно, он предвидел, что та атака, которую предпринял разум на веру в эпоху Просвещения - это только цветочки, что ягодки еще впереди. Поэтому он стремился создать обширную территорию, недоступную разуму - территорию непознаваемого, где вера может чувствовать себя в безопасности. Конечно, для этого пришлось пожертвовать доказательствами бытия Бога. Но это была, можно сказать, корректная жертва. Ведь само существование этих доказательств демонстрировало, что разум вполне может вторгаться на территорию веры, может постигать истины веры собственными силами. Конечно, во времена Канта эта жертва казалась многим слишком щедрой, так что многие считали его на этом основании, скорее, врагом веры. Но время показало, что тактика Канта в защите веры была более дальновидной и перспективной, поскольку в двадцатом веке она стала фактически доминирующей среди верующих. Но наряду с этим мотивом у Канта была, конечно,и изрядная доля той же интеллектуальной честности, что и у Шопенгауэра.
номер сообщения: 8-233-75309

8190

Vova17

кмс

31.01.2016 | 18:37:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Этот мотив, Пиррон, вы пришили Канту белыми нитками и даже не знаю на какую часть его тела. Вряд ли Кант заглядывал так далеко и, положа руку на сердце, вы действительно верите, что кенигсбергского затворника волновало как будут обстоять дела с верой через 200 лет после его смерти? Да и кто сейчас защищает веру, опираясь на авторитет Канта? Я вам скажу больше, ее вообще перестали защищать, она стала частным делом отдельного человека. А богословские диспуты забыты, тома с их описаниями спрятаны глубоко в архивах. И уж точно, если даже где и возникнет спор о бытии Божием, то никто не станет вспоминать о средневековых доказательствах.
О существовании же зон принципиально недоступных для интеллектуального исследования знали еще со времен Дионисия Ареопагита.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-75310

8191

Хайдук

чайник

31.01.2016 | 18:38:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Все наши ощущения - это раздражения в нашем теле. Если рассудку изначально не присущи представления о пространстве и причинности, то каким образом мы можем счесть, что раздражения эти вызываются чем-то(причина), находящимся вне нас(в пространстве)?. Мы бы так и считали их, согласно Шопенгауэру, раздражениями в нашем теле, только к нему, к телу, и имеющими отношение( вроде зуда в левой ноге или шума в правом ухе). Только рассудок, используя эти формы - пространство и причинность, создает на основании этих раздражений образ внешнего объекта, то есть, в конечном счете, весь объективный мир как представление.

мне кажется, что предположение о существовании чего-то там вовне и нас раздражающего весьма естественно и напрашивающееся, в никаких априорных формах не нуждающееся; гораздо более вероятно, что раздражения чем-то вызваны нежели мы их состряпали на досуге, в этом смысле идеализм выглядит как почёсывание правой ногой за левым ухом
номер сообщения: 8-233-75311