|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
LB: Бердяев - религиозный философ, и считал создателем человеков Бога, а не эволюцию. Тем не менее, в отношении свободы и творчества он почти приравнивал человека к Богу |
эволюция/природа не хуже Бога, как субстанции или агенты всяких потуг оба природа и Бог объективны и суверенны/самодостаточны; наподобие самодуров нашего брата с Богом природа могла бы в принципе вытворять какие-либо выкрутасы ей приспичат |
|
|
номер сообщения: 8-233-67804 |
|
|
|
LB: Бердяев - религиозный философ, и считал создателем человеков Бога, а не эволюцию. Тем не менее, в отношении свободы и творчества он почти приравнивал человека к Богу |
Свобода - по христианской богословской традиции - одно из свойств, наряду с разумом и личночтью, человеческого духа. Когда говорят, что человек создан по образу и подобию Ьога, то имеют ввиду именно наличие духа в человеке. Душа имеется и у животных.
Вот другой отрывок из Бердяева (цитирую по А.Меню)
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божие и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать космос, сотворить людей, не способных ко злу, сразу привести бытие в то совершенное состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы добро. Этот рациональный план творения целиком пребывает в сфере человеческой ограниченности и не возвышается до сознания смысла бытия, так как смысл этот связан с иррациональной тайной свободы греха. Насильственное, принудительное, внешнее устранение зла из мира, необходимость и неизбежность добра - вот что окончательно противоречит достоинству всякого лица и совершенству бытия, вот план, не соответствующий замыслу Существа, абсолютного во всех Своих совершенствах. Творец не создал необходимо и насильственно совершенного и доброго космоса, так как такой космос не был бы ни совершенным, ни добрым в своей основе. Основа совершенства и добра - в свободной любви к Богу, в свободном соединении с Богом, а этот характер всякого совершенства и добра, всякого бытия делает неизбежной мировую трагедию. По плану творения космос дан как задача, как идея, которую должна творчески осуществить свобода тварной души. |
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-67810 |
|
|
|
Vova17:
Вот другой отрывок из Бердяева (цитирую по А.Меню)
<...> По плану творения космос дан как задача, как идея, которую должна творчески осуществить свобода тварной души. |
|
Вот и шахматы даны как задача, требующая творческого решения. Иначе в них не было бы смысла.
Человек создан для созидания, для преодоления разрушения и зла. Его постоянная борьба с хаосом есть единственно возможный способ самотворения личности.
Для творчества необходима свобода, однако степень свободы обратно пропорциональна степени упорядоченности (отсутствию хаоса и разрушения). Чем больше порядка, тем меньше свободы. Поэтому Бердяев и отождествлял абсолютную свободу с небытием.
Уже из этих общих рассуждений следует, что всякий творческий акт требует снижения уровня упорядоченности - то есть большей свободы. |
|
|
номер сообщения: 8-233-67814 |
|
|
|
То есть, уважаемый LB, если я Вас правильно понял, то получается, что гроссмейстер, обладающий более глубокими познаниями в "упорядоченности" лишен, (в некоторой степени) того самого свободного "твочества"? |
|
|
номер сообщения: 8-233-67816 |
|
|
|
LB: шахматы даны как задача, требующая творческого решения. Иначе в них не было бы смысла. |
в принципе какого творчества может быть в рыскании по уже заданному наперед лабиринту вариантов? это же тупой перебор, где тут созидание? на созидание смахивает лишь то, когда рылом почуял, что можно провернуть некую (в меру далекую) линию игры, поскольку расположение наличных фигур на доске этому потакает и помешать не сможет.
LB: Для творчества необходима свобода, однако степень свободы обратно пропорциональна степени упорядоченности (отсутствию хаоса и разрушения). Чем больше порядка, тем меньше свободы. Поэтому Бердяев и отождествлял абсолютную свободу с небытием.
Уже из этих общих рассуждений следует, что всякий творческий акт требует снижения уровня упорядоченности - то есть большей свободы. |
немного бессмысленно получается, поскольку созидание уменьшает свободу, а хаос и пустота/небытие как-бы ее увеличивают, зачем тогда творить ради уменьшения свободы? |
|
|
номер сообщения: 8-233-67817 |
|
|
|
LB: Человек создан для созидания, для преодоления разрушения и зла. |
это несколько голословное утверждение) |
|
|
номер сообщения: 8-233-67818 |
|
|
|
ram63k: То есть, уважаемый LB, если я Вас правильно понял, то получается, что гроссмейстер, обладающий более глубокими познаниями в "упорядоченности" лишен, (в некоторой степени) того самого свободного "твочества"? |
Выходит, что так.
Возьмем, к примеру, трех человек:
1 - совсем не умеет играть,
2 - знает только правила,
3 - гроссмейстер.
Первый абсолютно свободен в перемещение фигур на доске, поскольку пребывает в шахматном небытии. Свобода второго в выборе хода ограничена только формальными правилами игры. Третий же наименее свободен, поскольку ограничен законами стратегии и тактики - всем предшествующим опытом.
Однако, если толковать свободу не как "свободу выбора", а как возможность следовать объективной необходимости (т.е."целесообразности"), то третий наиболее свободен. Но чтобы создать что-то принципиально новое, гроссмейстеру придется пожертвовать этой 'свободой' ради большей свободы выбора, что и будет означать понижение уровня упорядоченности.
Здесь есть противоречие, но это внутреннее объективное противоречие самого понятия "свобода" |
|
|
номер сообщения: 8-233-67819 |
|
|
|
saluki: LB: Человек создан для созидания, для преодоления разрушения и зла. |
это несколько голословное утверждение) |
Я только прокомментировал мысли Бердяева. А обвинять друг друга в голословности в этой философской теме - пустое занятие ) |
|
|
номер сообщения: 8-233-67820 |
|
|
|
Хайдук: получается, поскольку созидание уменьшает свободу, а хаос и пустота/небытие как-бы ее увеличивают, зачем тогда творить ради уменьшения свободы? |
Парадокс. В жизни сплошь и рядом для победы приходится уменьшать степень свободы. Допустим, необходимая во время войны мобилизация резко уменьшает свободу в обществе. Любое оформление уменьшает свободу. Из куска мрамора скульптор может вырубить Венеру, а может и Девушку с веслом. И все. Из Венеры уже Девушку не сделаешь. Хотя из Девушки сделать Венеру еще можно пытаться.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-67823 |
|
|
|
Из истории изобретений
<..>
C. Смайлс "Самодеятельность"
В старой книге Смайлса «Самодеятельность» я вычитал еще одну такую историю.
Инженер-мостовик Броун корпел у себя на веранде над проектом моста через реку Твид. Бумага перед ним была чиста, работа не клеилась, мост не получался. Отчаявшись, Броун оставил чертежную доску и пошел освежиться в сад.
Был конец лета. Цепкие, серебряные на солнце нити путались в кустах, плыли по ветру, и Броун снимал их с губ и ресниц. Стояло «бабье лето», и много паутины появилось в саду. Броун прилег под кустом, но сейчас же вскочил, моргая глазами. Он увидел в небе подсказку.
Он увидел в небе чертеж, ясно вычерченный серебряными линиями по голубому. Броун невольно прочел его так, как инженеры читают чертежи: маленький мост сиял в ветвях, удивительно легкий, простой и смелый. То был мост, а не просто паутина в ветвях. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И чем пристальней вглядывался Броун в эту паутину, тем все больше удлинялись и утолщались упругие нити, тяжелея у него на глазах. И уже не хрупкие ветви растягивали паутину, словно пряжу в распяленных руках, — серые скалы держали железный мост, ржавые цепи колыхались над ущельем.
Теперь Броун знал, с чего ему начинать, к чему стремиться. Он опять засел за чертежи и расчеты и вскоре сделал изобретение: он стал строить висячие мосты без дорогих и сложных устоев, подпирающих мост снизу.
Опять счастье, опять везенье! Паутинка на кусте — и вот блестящее изобретение! Почему не посчастливилось мне или вам? Сколько раз цеплялись мы за паутину! А Броун заметил. Углядел в незаметной подсказке большую техническую идею.
|
В. Орлов Трактат о вдохновенье |
|
|
номер сообщения: 8-233-68034 |
|
|
|
Продолжу.
Схема примерно такая: достаточно долгие безуспешные попытки решить нетривиальную задачу изменяют восприятие, ослабляют его ограничивающие и упорядочивающие ("нормализирующие") защитные функции. В результате человек начинает воспринимать и осознавать то, что прежде (обычно) игнорировалось сознанием как ненужное, излишнее или даже вредное
Я. А. ПОНОМАРЕВ "ИНТУИЦИЯ СУЩЕСТВУЕТ!"
P.S.
В этом тексте Пономарев цитирует "Трактат о вдохновенье" В. Орлова, который в свою очередь ссылался на старинную книгу Смайлса "Самодеятельность". Обе эти книги есть в Интернете, и я их тоже процитировал в предыдущем сообщении.
P.P.S
Возьмем к примеру "задачу Лачезара"
LatchezarS: LatchezarS: Невероятное рядом ...
Ход белых |
Эта игровая позиция конца XIX века , оказывается не по зубам "вооружённых" форумчан в XXI веке ?!
Белые выиграли ... |
Интуиция мне подсказывает, что надо просто взять пешку с шахом, а дальше какая-нибудь вилка на ферзя или мат обязательно подвернутся. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68050 |
|
|
|
"Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему: в этом признаке и заключено абсолютное совершенство плана творения. " Н. Бердяев
|
Michael_S:
пустая фраза Бердяева о свободе...
|
Н. Бердяев - религиозный философ, глубоко верующий человек. И вот он говорит, что в "план творения" входило создание не раба божьего, а свободного существа, равного по творческой мощи самому Творцу. Именно так, по Бердяеву, надо понимать слова о том, что человек сотворен "по образу и подобию Божьему"
По-моему, это не пустая фраза, а очень глубокая мысль, с которой и сегодня далеко не все готовы согласиться.
См. еще здесь |
|
|
номер сообщения: 8-233-68430 |
|
|
|
человек видимо свободен, ЛБ: выпить немедленно или да, даже ручки может на себя наложить; а творческой мощи любого Творца далеко не хватило бы творению и потому в конце концов оно само себя и сотворило.
это вкратце про волновавшую Бердяева тему творчества. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68436 |
|
|
|
LB:
Н. Бердяев - религиозный философ, глубоко верующий человек. И вот он говорит, что в "план творения" входило создание не раба божьего, а свободного существа, равного по творческой мощи самому Творцу. Именно так, по Бердяеву, надо понимать слова о том, что человек сотворен "по образу и подобию Божьему"
|
Свободного, но конечно, не равного по творческой мощи с Абсолютом. Эта мысль Бердяева прочно закрепилась в современном богословии.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68440 |
|
|
|
Если рассуждать логически, то стоит ожидать повторения исторических закономерностей, то есть ожидать в ближайшие десятилетия гораздо больших изменений, чем нам подсказывает наша интуиция. Так же логично предположить, что если наиболее развитые существа на нашей планете делают всё больше прорывов, со всё ускоряющимся темпом, то рано или поздно они сделают прорыв настолько огромный, что он изменит весь мир и их самих. Примерно так же как эволюция делала прорыв за прорывом на пути создания разума, пока не создала человека, который полностью изменил планету и жизнь всех существ на ней. И если вы присмотритесь к происходящему сейчас в науке и технологиях достаточно внимательно, вы увидите признаки грядущего прорыва, который в очередной раз полностью изменит наш мир. |
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2015/revolyutsiya-v-oblasti-iskusstvennogo-razuma-chast-pervaya-put-k-sverkhrazumu
Применительно к шахматам. Мне представляется, что шахматам как спорту остается недолгий срок. Лет через 15-20 шахматные соревнования - и по классике, и по блицу и рапиду - уйдут в прошлое - вслед за игрой по переписке. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68472 |
|
|
|
откуда такое радостное видение, ЛБ, никакому суперразуму человечество не сольёт без драки, ведь мы сами же других жывотных далеко не балуем и уже пилим усердно (эко)сук, на котором сидим |
|
|
номер сообщения: 8-233-68475 |
|
|
|
То, что изменения гораздо круче нашей интуиции, это - к бабке не ходи. Поэтому, заглядывать в грядущее даже и не хочется. Все равно будет хуже, чем узрится в хрустальном шаре.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68477 |
|
|
|
LB: Если рассуждать логически, то стоит ожидать повторения исторических закономерностей, то есть ожидать в ближайшие десятилетия гораздо больших изменений, чем нам подсказывает наша интуиция. Так же логично предположить, что если наиболее развитые существа на нашей планете делают всё больше прорывов, со всё ускоряющимся темпом, то рано или поздно они сделают прорыв настолько огромный, что он изменит весь мир и их самих. Примерно так же как эволюция делала прорыв за прорывом на пути создания разума, пока не создала человека, который полностью изменил планету и жизнь всех существ на ней. И если вы присмотритесь к происходящему сейчас в науке и технологиях достаточно внимательно, вы увидите признаки грядущего прорыва, который в очередной раз полностью изменит наш мир. |
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2015/revolyutsiya-v-oblasti-iskusstvennogo-razuma-chast-pervaya-put-k-sverkhrazumu
|
Понравился "человеческий мозг стоимостью в тысячу долларов". Всё остальное так же на уровне. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68479 |
|
|
|
LB:
Н. Бердяев - глубоко верующий человек. |
Самый короткий анекдот. Сказать про Бердяева "верующий" - пик абсурда. Даже нахoждение у этого без остановки и без всякого участия мозга мелющего языком болтолога "глубоких мыслей" не такая грандиозная ... и не такое ... |
|
|
номер сообщения: 8-233-68480 |
|
|
|
Vova17: То, что изменения гораздо круче нашей интуиции, это - к бабке не ходи. Поэтому, заглядывать в грядущее даже и не хочется. Все равно будет хуже, чем узрится в хрустальном шаре.
|
Как подсказывает наша интуиция, интуиции доверять нельзя. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68481 |
|
|
|
Grigoriy: LB:
Н. Бердяев - глубоко верующий человек. |
Самый короткий анекдот. Сказать про Бердяева "верующий" - пик абсурда. |
В заключение, необходимо сказать о личной религиозности Бердяева. Несмотря на свои резкие нападки на историческую Церковь, несмотря на бунтарский дух своих текстов, Н.А. был скромным прихожанином, по свидетельству современников. Эжен Порре, близко общавшийся с Бердяевым, в своей книге «Гости дома священника» пишет: «На ночном столике он поместил маленькое изображение. Священник, который был его исповедником в течение всего революционного периода, дал ему его в день отправления в ссылку. Вся православная набожность его подходила отныне под эту форму, так как, хотя глубоко вселенский, и не взирая на ссоры, которые у него были с русской Церковью как в ссылке, так и на ее родине, он оставался основательно привязанным к православию, судьба которого связана с судьбой России».[37] Бердяев, много критиковавший историческое Православие, был верным и послушным чадом русской Церкви. После разрыва митр. Евлогия (Георгиевского), в подчинении которого состояло большинство православных приходов Западной Европы, с митр. Сергием (Страгородским) в 1930 году, Бердяев остался в значительном меньшинстве вместе с теми, кто пожелал быть верным до конца страждущей и униженной Церкви во главе с митр. Сергием. Многолетний духовник Бердяева архим. Стефан (Светозаров), один из клириков Трехсвятительского подворья Парижа, а затем настоятель Свято-Троицкого прихода в пригороде Ванв, так отозвался на смерть Бердяева: «...кончина его — большая потеря для Церкви, которой он также отдавал силы со свойственным ему темпераментом, которой он был верным, любящим, преданным сыном. Но ушедши для Церкви Земной, воинствующей, он жив в Церкви Небесной. А т.к. Церковь Небесная и Земная — Едина, то он, верующий православный дух, с нами в общении молитв, таинства, жизни Церкви».[38] |
http://www.bogoslov.ru/text/408390.html |
|
|
номер сообщения: 8-233-68482 |
|
|
|
Разве я сказал, что он не был примерным прихожанином? Понимаете, верующий христианин не может назвать заповедь непротивления - "вегетерианской", а прямые приказания Христа - нехристианскими, следствиями буддистского мировозрения точно так же как он не может врать о том, что мол заповеди Христа неважны, т к и так выполняются благоразумными людьмии, а изнасилования и убийства - милые шалости молодости. Очевидно, люди такое говорящие и называющие себя христианами - ни во что не верят кроме необходимости повышать своё материальное благополучие и являются лицемерами. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68483 |
|
|
|
Grigoriy: Всё остальное так же на уровне. |
Я дал ссылку на статью не для того, чтобы оценивать уровень её автора. Я её и прочесть еще не успел, только бегло просмотрел. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68484 |
|
|
|
Кроме того, здоровый психически человек - независимо, верующий он или неверующий - не может всерьёз распинаться о том, что главное в христианстве - не моральные заповеди, а личное ощущение живого Христа, вера в Воскресение и т п. Просто потому, что это противоречит чётко, однозначно и без возможности перетолкования сказанному Христом - особенно ясно в сцене суда("Не твоим ли именем ...?" - "Я не знаю вас") |
|
|
номер сообщения: 8-233-68486 |
|
|
|
Григорий, я ценю Бердяева не за религиозные воззрения и суждения и, тем более, не за отрицание эволюции, а за его нетривиальные мысли о свободе и творчестве - будь он хоть трижды сумасшедшим. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68487 |
|
|
|
P.S.
Когда человек "не в теме", ему всё в ней представляется тривиальным. Для начинающего шахматиста, знающего только формальные правила игры, любой ход, соответствующий этим правилам, банален. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68492 |
|
|
|
Случайно зашел на форум в архив рубрики Поговорим о....за 2005 год
Меня заинтресовала тема одного этюда автор которого не известен.
Белые:Крb2, пешки b3,f6,h2 (4)
Черные: Кр а8,пешки а7,b7,b5,b4,f7 (6)
Какое решение этюда скажу честно я не знаю . Знаете ли Вы?
Но я поднял эту тему не потому, что этюд интересен, а потому что на форуме так никто и не написал кто автор этого этюда. Прошло 10 лет, может что то изменилось. Стал ли известен автор этого этюда?
Если тема вас заинтересовала прошу продолжить ее на форуме
Вот что писал Александр в 2005 году
371
Александр
10.08.2005 | 16:42:00
все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Друзья! Что-то мы, действительно, в последнее время слишком оторвались от Шахмат и погрязли в каких-то бесплодных склоках! Поэтому предлагаю, в качестве переключения и разрядки напряженности, одну шахматную задачку, а, точнее, пешечный этюд, решения которого и даже задания(!) я до сих пор, к стыду своему, не знаю:
Белые: Крb2, пешки: b3,f6,h2.
Черные: Крa8, пешки: a7,b4,b5,b7,f7.
Белые начинают... но вот смогут ли они выиграть или черные сделают ничью?
Краткая предыстория: где-то в начале 80-х годов я, тогда еще молодой кмс, захаживал в небезызвестный всем шахматистам парк "Сокольники" и, чего уж греха таить, играл там в блиц на ставку...И вот, однажды, довелось наблюдать такую картину: один шустрый молодой человек предлагал известному мастеру выбрать любую(!) сторону и играть эту позицию на деньги с условием, что белые обязуются выиграть, а черные сделать ничью! В итоге, мастер сначала взялся выиграть белами и не смог, потом взялся черными сделать ничью и тоже не сумел! Ну просто издевательство какое-то!;-)Я запомнил эту позицию и, придя домой несколько дней анализировал, показывал друзьям-шахматистам, но к однозначному выводу тогда так и не пришел. Предупреждаю - позиция, при кажущейся внешней простоте, очень хитрая. Наверное, компьютер при поэтапном решении и может вынести окончательный вердикт - я не смог! Может быть кто-нибудь знает решение, окончательную оценку и происхождение этой, как будто выхваченной из реальной партии, позиции? Буду очень признателен!
С уважением ко всем любителям и профессионалам Шахмат, Александр. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68610 |
|
|
|
Любопытно.
Первая мысль: выигрыш несомненен, вторая мысль:ничья неизбежна.
Третья:сложнее узнать, кто автор, но справимся и с этим.
Предлагаю эпиграф: глаза боятся, руки делают. |
|
|
номер сообщения: 8-233-68611 |
|
|
|
Я не вижу как белые могут помешать чёрным построить патовую конструкцию Кра5, пешки а6 b6 и пробить её.
А, увидел. Превращение в коня и Кg6
А если чёрные не строят конструкцию - просто превращаем в ферзя.
А! Я, как обычно, :-( несколько поверхностен.Чёрные могут не задвигать крышку - и тогда надо считать. Белые выигрывают пешку b4, а что дальше? В уме не могу, а шахматы искать ... |
|
|
номер сообщения: 8-233-68612 |
|
|
|
Чтобы легче было решить этюд опубликую диаграмму после того как белые ставят Коня ибо если появляется ферзь то картина ясна черные сами себя патуют
Ну а теперь в такой позиции смогут ли белые выиграть или нет? Ход черных не забудьте |
|
|
номер сообщения: 8-233-68613 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|