ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

2402

LB


Петербург

03.11.2010 | 15:33:23
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Гегель искренне не понимает, что то, что можно выразить на языке искусства, невыразимо на языке понятий. Он, видимо, полагает, что музыку Бетховена можно перевести в понятия, не только не нанеся ущерба содержанию, но и подняв его на новый уровень рефлексии. Вдобавок он имеет весьма упрощенные представления об искусстве. Оно в высших своих проявлениях обращено не к одной только духовной способности человека - способности чувствовать, испытывать эмоции, а ко всей совокупности духовных способностей, к человеку как целостному существу.


Надо иметь в виду, что по Гегелю, искусство - одна из ступеней восхождения Абсолютного духа, этап в его самопознании, завершающегося его собственной - Гегеля - философской системой.
То есть в искусстве нет и не может быть ничего существенного, что не вошло бы в философскую систему Гегеля.
С чем, конечно, мы согласиться не можем.

Но тенденция трансформации содержания (художественного) образа в понятие, безусловно, существует. Это можно наблюдать и в шахматах
номер сообщения: 8-233-44210

2403

saluki

03.11.2010 | 15:58:45

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Что это такое в искусстве, Пиррон, чего не выразишь понятиями?


номер сообщения: 8-233-44212

2404

Хайдук

03.11.2010 | 16:49:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: он был куда менее образован, ему стольких великих книг не досталось...

С чего бы такое?
номер сообщения: 8-233-44214

2405

Хайдук

03.11.2010 | 16:53:20

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Как же я выражу в понятиях, Хайдук, то, что нельзя выразить в понятиях?

Значит молчать будем, по Витгенштейну, если уж слов (и/или башки) не хватает
номер сообщения: 8-233-44216

2406

LB


Петербург

03.11.2010 | 16:59:29
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Про 'совершенство' я ничего не говорил, ув. Saluki. Вам не кажется, что есть существенная разница между 'совершенством' и производным от него 'совершенствованием' ?
Идеалы недостижимы - их придумали, чтобы было к чему стремиться


разница-то есть, но она не существенна. искусство, как мы могли наглядно наблюдать в прошлом веке, может двигать человека в абсолютно любом направлении - следовательно, сама идея о том, что искусство может "обслуживать" сколь-либо общую категорию и предлагать ответы вида "так надо, а так не надо" является принципиально порочной.
<...>


И опять: разве я что-нибудь говорил про готовые ответы вида 'надо' и 'не надо'?

Искусство - творческий поиск. А поиск потому и называется поиском, что вынуждает нас заглядывать и туда, где искомого нет. Но направлен поиск всё-таки на то, чтобы обрести что надо, и отказаться от того, чего не надо.

В биологической эволюции - мутанты-особи, а в культурной - мутанты-личности. Именно они и становятся художниками.
А в том, что далеко не все мутации полезны (целесообразны) никто не сомневается.
номер сообщения: 8-233-44218

2407

Хайдук

03.11.2010 | 17:09:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:

Всего два слова, а первое из них намекает, что слова вообще и в принципе не годятся. Некий неграмотный, мол, дедушка Гегель хлопотал как-бы о том же самом...
номер сообщения: 8-233-44219

2408

Хайдук

03.11.2010 | 17:13:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: направлен поиск всё-таки на то, чтобы обрести что надо, и отказаться от того, чего не надо.

Как узнать что к чему?
номер сообщения: 8-233-44220

2409

LB


Петербург

03.11.2010 | 17:40:50
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: направлен поиск всё-таки на то, чтобы обрести что надо, и отказаться от того, чего не надо.

Как узнать что к чему?


Хороший вопрос, однако.
Как наши предки узнали: какие грибы съедобные, а какие - ядовитые?
Друг дружку кушать - хорошо или плохо?
Пробовать приходится, экспериментировать.
Вот и социализм, и фашизм попробовали...
номер сообщения: 8-233-44221

2410

Хайдук

03.11.2010 | 19:44:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Вот и социализм, и фашизм попробовали...

Коли башки не хватает, "пробовать приходится, экспериментировать"...
номер сообщения: 8-233-44222

2411

Vova17

кмс

03.11.2010 | 20:44:44

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
На мой взгляд, нормальный человек всегда ощущает, что такое хорошо, а что такое плохо. Категорический императив Канта.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-44223

2412

Pirron

03.11.2010 | 20:57:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: На мой взгляд, нормальный человек всегда ощущает, что такое хорошо, а что такое плохо. Категорический императив Канта.

Категорический императив Канта гласит: делать всегда только то, что вы можете порекомендовать всему человечеству в качестве абсолютной нормы его поведения. Вот вы, Вова17, болеете за "Зенит". Можете ли вы порекомендовать это всему человечеству? Я думаю, даже вам совесть не позволит это сделать.
номер сообщения: 8-233-44224

2413

Vova17

кмс

03.11.2010 | 21:05:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
Vova17: На мой взгляд, нормальный человек всегда ощущает, что такое хорошо, а что такое плохо. Категорический императив Канта.

Категорический императив Канта гласит: делать всегда только то, что вы можете порекомендовать всему человечеству в качестве абсолютной нормы его поведения. Вот вы, Вова17, болеете за "Зенит". Можете ли вы порекомендовать это всему человечеству? Я думаю, даже вам совесть не позволит это сделать.

Вот это-то как раз моя совесть и позволяет сделать! Одна не очень приличная кричалка гласит:
Кто болеет за Зенит - у того всегда стоит.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-44226

2414

LB


Петербург

03.11.2010 | 21:12:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
Vova17: На мой взгляд, нормальный человек всегда ощущает, что такое хорошо, а что такое плохо. Категорический императив Канта.

Категорический императив Канта гласит: делать всегда только то, что вы можете порекомендовать всему человечеству в качестве абсолютной нормы его поведения. Вот вы, Вова17, болеете за "Зенит". Можете ли вы порекомендовать это всему человечеству? Я думаю, даже вам совесть не позволит это сделать.


Почему? - нормальные люди и без нас с Вовой17 и Кантом знают, что Зенит всех победит.
А вот узнать: что лучше 1.e4 или 1.d4 ? категорический императив Канта вряд ли поможет.

И вообще категорический императив шахматистам не подходит - с такими настроениями за доску лучше не садиться
номер сообщения: 8-233-44227

2415

Roger

03.11.2010 | 21:21:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Кстати, а кто в своё время пел куплет:

Ленинградский наш Зенит
Был когда-то знаменит,
А теперь игра в Зените
Не игра - а извините!

номер сообщения: 8-233-44229

2416

LB


Петербург

03.11.2010 | 21:26:52
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Кстати, а кто в своё время пел куплет:

Ленинградский наш Зенит
Был когда-то знаменит,
А теперь игра в Зените
Не игра - а извините!



Судя по стилю, П.В. Рудаков
номер сообщения: 8-233-44231

2417

Vova17

кмс

03.11.2010 | 21:28:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Кстати, а кто в своё время пел куплет:

Ленинградский наш Зенит
Был когда-то знаменит,
А теперь игра в Зените
Не игра - а извините!


Пели враги.
Если серьезно, то, кажется, Рудаков и Нечаев.

PS: Опоздал.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-44232

2418

LB


Петербург

04.11.2010 | 12:40:00
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Г. Гельмгольц :
“Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывает ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало.”
номер сообщения: 8-233-44236

2419

LB


Петербург

04.11.2010 | 20:07:03
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Только сейчас полностью прочитал пост ув. Saluki, и выбрал из его довольно длинного текста два утверждения, которые мне показались противоречивыми



1. 'искусство сейчас никак не активно по отношению к зрителю - у него нет ни полномочий, ни желания утверждать что либо, оно только спрашивает и констатирует факты (втч. и эстетические факты). и оно никого не совершенствует, а категорически этого, наоборот, избегает. '

2 .'но все это не отменяет еще одного обстоятельства - прямой силы искусства. потому что оно умеет потрясать зрителя,'

И так, искусство умеет потрясать, но никого не совершенствует.
Но что же происходит далее с потрясенными зрителями? Отходят от потрясения и остаются такими же, какими были до потрясения - "неисправленными" и не изменившимися?

По-моему, Вы, ув. Saluki, не учитываете одного существенного момента:
творческие результаты никогда полностью не предвосхищаются - т.е достигаются без цели получить именно этот, взятый во всей его полноте и определенности, результат.
И если художник (в широком смысле) имеет такую цель, то его произведение, как правило, оказывается за пределами творчества и искусства.
номер сообщения: 8-233-44238

2420

СС

04.11.2010 | 20:24:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: И так, искусство умеет потрясать, но никого не совершенствует.
Но что же происходит далее с потрясенными зрителями? Отходят от потрясения и остаются такими же, какими были до потрясения - неисправленными и не изменившимися?

Как правило, именно так. Человека, тем более взрослого, сформировавшегося, довольно трудно изменить.
По моему скромного мнению, не только отдельный художник, но и искусство в целом на это и не должны претендовать.
номер сообщения: 8-233-44239

2421

LB


Петербург

04.11.2010 | 20:42:49
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
СС:
LB: И так, искусство умеет потрясать, но никого не совершенствует.
Но что же происходит далее с потрясенными зрителями? Отходят от потрясения и остаются такими же, какими были до потрясения - неисправленными и не изменившимися?

Как правило, именно так. Человека, тем более взрослого, сформировавшегося, довольно трудно изменить.
По моему скромного мнению, не только отдельный художник, но и искусство в целом на это и не должны претендовать.

Что не должны претендовать, полностью согласен. Чем больше претензий, тем ничтожней результат.
С остальным готов поспорить.

Вот в Ваших рассказах совершенно нет претензий поучать, наставлять, исправлять наш лучший из миров. Но скажите, пожалуйста, ув. СС, что Вас побуждает их писать?
номер сообщения: 8-233-44240

2422

СС

04.11.2010 | 20:54:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Вот в Ваших рассказах совершенно нет претензий поучать, наставлять, исправлять наш лучший из миров. Но скажите, пожалуйста, ув. СС, что Вас побуждает их писать?

Да ничего особенного. Просто хочется что-то рассказать.
номер сообщения: 8-233-44241

2423

saluki

04.11.2010 | 20:57:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: И так, искусство умеет потрясать, но никого не совершенствует.
Но что же происходит далее с потрясенными зрителями? Отходят от потрясения и остаются такими же, какими были до потрясения - "неисправленными" и не изменившимися?

изменившимся, но ни в коем случае не "исправленным" - потому что не существует никакой правоты и неправоты.

По-моему, Вы, ув. Saluki, не учитываете одного существенного момента:
творческие результаты никогда полностью не предвосхищаются - т.е достигаются без цели получить именно этот, взятый во всей его полноте и определенности, результат.
И если художник (в широком смысле) имеет такую цель, то его произведение, как правило, оказывается за пределами творчества и искусства.

если честно, то я именно об этом моменте и писал: искусство, которое имеет целью конкретный результат более не считается искусством - оно есть пропаганда. но разделение между пропагандой и искусством возникло очень и очень недавно, только во времена постмодернизма; а стало общепризнанным оно только после освенцима, потому что корреляция между шедвральными фильмами Лени Рюфеншталь и миллионами жертв была столь заметной, что игнорированию более не поддавалась.
между тем еще во времена модерна концепция была совершенно иной - например, слово "супрематизм" означает "наивысший, превосходящий", что вполне точно отражает взгляды автора термина и на искусство, и на впечатление, которое оно должно производить. малевич искренне считал, что черный квадрат есть идеал - и он с трогательным засранством художника реагировал на любые иные точки зрения по этому вопросу. поэтому черный квадрат является и произведением искусства, и манифестом малевича - и это более чем нормально для его времени.

я потому и придираюсь так к словам - для понимания явления мне кажется важным описывать его как можно точнее. и для подчеркивая функции "потрясти, не ставя задачи вызвать конкретную реакцию" мне не кажутся подходящими слова, привязанные к некоторой единой шкале, на которую нанесены минусы и плюсы. тут дело не в том, какая именно это шкала - а в том, что "зло есть недостаток добра"(с).
искусство не гоняется за вашими мыслями - его цель в том, что бы они у вас вообще были. потому что думать лучше, чем не-думать, и переживать - лучше, чем не-переживать. последствия же мыслей и переживаний - не зона ответственности художника, это же ваша жизнь, не его.
номер сообщения: 8-233-44242

2424

Vova17

кмс

04.11.2010 | 21:33:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А как же, все-таки, быть с этим:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-44243

2425

saluki

04.11.2010 | 22:08:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: А как же, все-таки, быть с этим:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.


а что с этим не так? Наше Все выражает свое время, а в его время иное было бы неуместно до немыслимости. спустя полтора века после другое Наше Все высказывался иначе:

Если искусство чему-то и учит (и художника -- в первую голову), то
именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней -- и
наиболее буквальной -- формой частного предпринимательства, оно вольно или
невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности,
уникальности, отдельности -- превращая его из общественного животного в
личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную -- но
не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. Произведения искусства,
литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку
тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и
недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в
частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической
необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение,
они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия -- равнодушие и
разноголосие, на месте решимости к действию -- невнимание и брезгливость.
Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего блага и повелители масс
норовят оперировать, искуство вписывает "точку-точку-запятую с минусом",
превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую
рожицу.

времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
номер сообщения: 8-233-44245

2426

Roger

04.11.2010 | 22:40:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Стало быть, искусство прогибает под себя изменчивый мир, и в новом мире растут новые люди.

Как-то уж больно сложно получается.
номер сообщения: 8-233-44246

2427

LB


Петербург

04.11.2010 | 22:42:27
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: И так, искусство умеет потрясать, но никого не совершенствует.
Но что же происходит далее с потрясенными зрителями? Отходят от потрясения и остаются такими же, какими были до потрясения - "неисправленными" и не изменившимися?

изменившимся, но ни в коем случае не "исправленным" - потому что не существует никакой правоты и неправоты.


Должен признаться, что я не без умысла написал "исправленным", хотя и подстраховался кавычками, предвидя Ваше возражение. Я отталкиваюсь от засевшей у меня в памяти фразы:

Чтобы возник натюрморт, художник и яблоко должны столкнуться и исправить друг друга.
Потебня


Понимаете в каком смысле - 'исправить'? Восприятие художника чуть-чуть изменилось, отклонилось от обычного, и художник хочет передать этот 'сдвиг' восприятия другим людям, для чего и пишет натюрморт.
Вот Семен говорит, что пишет рассказы, просто потому, что нравится писать. А почему нравится?
Ведь ничего 'сверхъестественного' он нам не сообщает - ситуации более или менее знакомые. Может быть он просто пытается передать нам своё восприятие этих обыденных ситуаций, хочет, чтобы мы увидели их его глазами?
А от восприятия зависит и осмысление и поведение. И поведение наше в таких ситуация, возможно, хоть на капельку изменится.
номер сообщения: 8-233-44247

2428

saluki

04.11.2010 | 23:17:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Стало быть, искусство прогибает под себя изменчивый мир, и в новом мире растут новые люди.

Как-то уж больно сложно получается.


искусство неотделимо от мира и не существует вне оного. противостояние отсутствует.
номер сообщения: 8-233-44248

2429

LB


Петербург

04.11.2010 | 23:17:24
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.


Да, мы меняемся, и не в последнюю очередь благодаря искусству.
Но сущность искусства остается неизменной.
Вы думаете, в прошлые века, и даже во времена Пушкина и Лермонтова не было в искусстве своего "дерьма в бутылочке" ?

Вам наверняка известен "Медный всадник".
А вот "Послание о наводнении Петрополя , бывшем 1824 года 7 ноября" Д. Хвостова Вы наверняка не читали

Две строки из него:

По стогнам валялось много крав,
Кои лежали там, ноги кверху задрав


Как Вам такая поэзия?

В искусстве, как и в живой природе, работает отбор. И об искусстве прошлых веков нельзя судить только по Данте, Рембранту, Пушкину...
номер сообщения: 8-233-44249

2430

saluki

04.11.2010 | 23:29:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Понимаете в каком смысле - 'исправить'? Восприятие художника чуть-чуть изменилось, отклонилось от обычного, и художник хочет передать этот 'сдвиг' восприятия другим людям, для чего и пишет натюрморт.

понимаю, понимаю. но настаиваю, при этом, что в постмодернистком мире правильным выражением той же мысли было бы "познать яблоко" или как-нибудь иначе. и уверен я глубоко, что значимость этого отличия втч. определяет и то, почему ныне не пишут яблок, а если и пишут, то слегка иначе.

номер сообщения: 8-233-44250

2431

Vova17

кмс

04.11.2010 | 23:32:59

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
По стогнам валялось много крав,
Кои лежали там, ноги кверху задрав


Как Вам такая поэзия?

Старик мог вполне творить и во времена Пушкина.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-44251