ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

2282

Vova17

кмс

21.10.2010 | 16:55:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
"Человек был создан для того, чтобы стать в свою очередь творцом. Он призван к творческой работе в мире, он продолжает творение мира. Смысл и цель его жизни не сводится к спасению...Мир не перестал твориться, он не завершен: творение продолжается."

Мысль не ахти, конечно . Коль скоро уже родился, значит приходится как-то протянуть. Life is tough and then you die.

Меня это начинает раздражать. Мысль - не ахти. Покажите мне тогда с Григорием мысль ахти из Толстого.
Вот ваши декларации, мол Соловьев болтун (я тут не только к вам, но и к Григорию), но ведь ни одного возражения, а только глупейшие декларации без всякого развития. С такой линейкой подходить, так и у Гегеля нет никаких мыслей окромя его панлогизма.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-43787

2283

LB


Петербург

21.10.2010 | 17:42:19
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Коль скоро уже родился, значит приходится как-то протянуть. Life is tough and then you die.


Вот она, сермяжная правда жизни.
А Вы, ув. Vova17, говорите: Соловьев, Бердяев, Гегель...
Куда им до этакой мудрости.
номер сообщения: 8-233-43788

2284

iourique

21.10.2010 | 17:54:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
iourique:
LB: ...человек является не венцом творения, а продолжателем творения, начатого Богом (я читаю — Природой).

Мне здесь между Богом и Природой видится принципиальная разница. Если предположение, что Бог создавал нас с какой-то целью, еще кажется мне сколько-то разумным, то про природу я этого сказать не могу.


В чем же Вам видится принципиальная разница?
В том, что разумное (человеческое и божественное) всегда имеет осознанную цель, а природное (стихийное) её не имеет?
Так?

Не только. Мы можем как-нибудь исхитриться и найти у природы цель. Проблема в том, что в случае антропоморфного бога мы можем быть уверены в том, что имеем к его цели какое-то отношение. В случае природы, напротив, мы легко можем оказаться тупиковой ветвью эволюции или того хуже болезнью, раковой опухолью, как было предположено в фильме "Матрица". Может быть, с точки зрения природы, лучшее, что мы можем сделать - побыстрее друг друга поубивать.
номер сообщения: 8-233-43789

2285

LB


Петербург

21.10.2010 | 18:29:16
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:
Не только. Мы можем как-нибудь исхитриться и найти у природы цель. Проблема в том, что в случае антропоморфного бога мы можем быть уверены в том, что имеем к его цели какое-то отношение. В случае природы, напротив, мы легко можем оказаться тупиковой ветвью эволюции или того хуже болезнью, раковой опухолью, как было предположено в фильме "Матрица". Может быть, с точки зрения природы, лучшее, что мы можем сделать - побыстрее друг друга поубивать.


Категорически: у природы целей нет.

Все 'может быть'.
Но предполагать и прогнозировать мы можем только на основании знаний о прошлом.
А эти знания свидетельствуют о том, что природа на Земле (включая ноосферу) развивается в направлении повышения уровня упорядоченно, она усложняется и совершенствуется. Такова тенденция.

Эйнштейн: "природа коварна, но не злонамерена".

Если бы человечество не было нужно природе, то его бы и не было.
Наша задача - оставаться нужными природе!
номер сообщения: 8-233-43790

2286

Grigoriy

21.10.2010 | 19:34:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17:
Хайдук:
"Человек был создан для того, чтобы стать в свою очередь творцом. Он призван к творческой работе в мире, он продолжает творение мира. Смысл и цель его жизни не сводится к спасению...Мир не перестал твориться, он не завершен: творение продолжается."

Мысль не ахти, конечно . Коль скоро уже родился, значит приходится как-то протянуть. Life is tough and then you die.

Меня это начинает раздражать. Мысль - не ахти. Покажите мне тогда с Григорием мысль ахти из Толстого.
Вот ваши декларации, мол Соловьев болтун (я тут не только к вам, но и к Григорию), но ведь ни одного возражения, а только глупейшие декларации без всякого развития. С такой линейкой подходить, так и у Гегеля нет никаких мыслей окромя его панлогизма.

Вова17 , на что возражать?! Вот давайте возразите на это:
"мсрфкаийе - ждои вбер".
Только аргументиpованно.
номер сообщения: 8-233-43795

2287

Roger

21.10.2010 | 19:36:08

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Это мысль ахти из Толстого?
номер сообщения: 8-233-43796

2288

Grigoriy

21.10.2010 | 19:48:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Роджер, Вы не очень обидетесь, если впредь я не буду Вам отвечать?
номер сообщения: 8-233-43797

2289

Хайдук

21.10.2010 | 19:50:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Меня это начинает раздражать. Покажите мне тогда с Григорием мысль ахти из Толстого.

Никак не прочь, хотя боюсь, что такие попытки начнут раздражать Григория

Vova17: мол Соловьев болтун (я тут не только к вам, но и к Григорию), но ведь ни одного возражения, а только глупейшие декларации без всякого развития.

Тут Григорий как-бы прав: изложение Соловьева показалось настолько архаичным, флюидным и мифологическим, что не стоило свеч пытаться формулировать какие бы то ни было возражения

Vova17: у Гегеля нет никаких мыслей окромя его панлогизма.

Что конкретно имеете в виду под панлогизмом, Вова?
номер сообщения: 8-233-43798

2290

Хайдук

21.10.2010 | 19:53:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Grigoriy: Роджер, Вы не очень обидетесь, если впредь я не буду Вам отвечать?

Ну вот видите, Вова, говорил же я Вам
номер сообщения: 8-233-43799

2291

Roger

21.10.2010 | 20:21:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Совершенно не обижусь, Григорий.

Grigoriy Роджер, у нас с Вами взаимное непонимание. Стиль да, у нас с ЛН близок - думаю, в силу человеческой близости, и, вероятно, он для меня образец(но думаю что это второстепенно). Мне конечно и в голову не придёт это отрицать. Но я то думал, что Вы говорите о содержании. А вот по нему Вы не понимаете ни меня, ни Толстого, ни - я уверен - темы.

Так я не понял, почему мысли Толстого об искусстве достойны "презрительного отзыва" (с), а аналогичные мысли Григория, с заменой некоторых имён, достойны внимания?
номер сообщения: 8-233-43800

2292

iourique

21.10.2010 | 20:23:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Категорически: у природы целей нет...
Если бы человечество не было нужно природе, то его бы и не было.

Как можно быть нужным чему-то, у чего нет целей? Нужным для чего?
номер сообщения: 8-233-43801

2293

Pirron

21.10.2010 | 20:26:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:
LB:
Категорически: у природы целей нет...
Если бы человечество не было нужно природе, то его бы и не было.

Как можно быть нужным чему-то, у чего нет целей? Нужным для чего?

Я замечаю, что ЛБ довольно часто говорит о Природе как о неком неантропоморфном божестве. Но если ему указать на это, он тушуется. А может, зря? Может, пора уже ЛБ переходить в пантеисты? Тогда Юрику труднее будет поймать его на слове.
номер сообщения: 8-233-43802

2294

iourique

21.10.2010 | 20:32:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Вот ваши декларации, мол Соловьев болтун (я тут не только к вам, но и к Григорию), но ведь ни одного возражения, а только глупейшие декларации без всякого развития.

Григорий, к слову, возражал против такой характеристики Соловьева.

Мне тоже, кстати, стиль Бердяева (в обсуждавшемся здесь когда-то тексте о творчестве как истинном назначении человека) и стиль письма Соловьева кажутся очень несхожими. Бердяев вынул из головы шар и давай им любоваться. Он никак свои мнения не доказывает и не объясняет, потому что ему это не нужно, ему и так хорошо. Он на свой шарик смотрит с разных сторон - и так выходит красиво и этак. Соловьев же производит впечатление человека, которому очень нужно подтверждение его правоты - он затем и письмо пишет. Но у него самого с подтверждениями очень туго.
номер сообщения: 8-233-43803

2295

Хайдук

21.10.2010 | 20:53:43

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: часто говорит о Природе как о неком неантропоморфном божестве.

А бывают ли такие божества?
номер сообщения: 8-233-43804

2296

LB


Петербург

21.10.2010 | 21:25:29
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
iourique:
LB:
Категорически: у природы целей нет...
Если бы человечество не было нужно природе, то его бы и не было.

Как можно быть нужным чему-то, у чего нет целей? Нужным для чего?

Я замечаю, что ЛБ довольно часто говорит о Природе как о неком неантропоморфном божестве. Но если ему указать на это, он тушуется. А может, зря? Может, пора уже ЛБ переходить в пантеисты? Тогда Юрику труднее будет поймать его на слове.


Юрик меня не поймал. Если честно, то я сознательно его на этот вопрос спровоцировал, поскольку ответ позволит мне плавно перейти к любимой теме.Но сейчас нет времени отвечать - завтра.

Что же касается неантропоморфного божества, то это не мое. Однако недавно я познакомился с харьковским профессором А. Г. Ющенко, который эту идею развивает на полном серьезе. Потом дам ссылку.
номер сообщения: 8-233-43807

2297

Grigoriy

21.10.2010 | 21:26:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Я не понял, по какой причине был перенесён мой последний пост с ответом Роджеру. Хотелось бы знать имя товарища, это сделавшего.
номер сообщения: 8-233-43808

2298

Grigoriy

21.10.2010 | 21:31:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique: Соловьев же производит впечатление человека, которому очень нужно подтверждение его правоты - он затем и письмо пишет. Но у него самого с подтверждениями очень туго.

Я понимаю не совсем так. Ему лично не нужно никаких подтверждений - он это ВИДЕЛ. Для него это реальность. Ему нужно донести эту реальность до других. Но как человек логичесли одарённый, он в общем понимает, что доказать не может - и начинает строить башню лжи - очень сложную систему логических конструкций, якобы доказывающих нужное. Причём он обманывает даже не столько других, сколько себя. Жалкое и отвратительное зрелище.
О Бердяеве же Вы нашли очень точные слова. Нарцисс.
номер сообщения: 8-233-43809

2299

Roger

21.10.2010 | 22:00:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Как я уже говорил, логика в философии (этике и т.д.) вообще релятивистская. Ложью это вряд ли стоит считать - скорее, аргументами автора, почему ему хочется видеть это именно так.

Это я перенёс пост. Я пока его не читал, но увидел дерьмо в бутылочке, и решил не развивать тему здесь. Кто хочет, придёт к Вам в гости обсудить этот вопрос. Если хотите, перенесу несколько предыдущих постов для последовательности.
номер сообщения: 8-233-43810

2300

Vova17

кмс

21.10.2010 | 23:10:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
Pirron: часто говорит о Природе как о неком неантропоморфном божестве.

А бывают ли такие божества?

Мне тоже непонятно. Видимо, наивно полагается, что раз на иконе Рублева Троица изображены три человека, значит они так и выглядят.
Как известно:
Бога никто никогда не видел в Его сущности.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-43816

2301

Roger

21.10.2010 | 23:17:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Быт 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
номер сообщения: 8-233-43817

2302

Vova17

кмс

21.10.2010 | 23:18:52

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Grigoriy:
Вова17 , на что возражать?! Вот давайте возразите на это:
"мсрфкаийе - ждои вбер".
Только аргументиpованно.

Опустим два первых аргумента, они, видимо, сложны для вас. Вот третий.
О третьем основании моей веры в воскресение Христа я упомяну только в двух словах, т.к. оно слишком известно, что не уменьшает его силы. Дело в том, что без факта воскресения необычайный энтузиазм апостольской общины не имел бы достаточного основания, и, вообще, вся первоначальная история христианства представляла бы ряд невозможностей. Разве только признать (как это иные и делали), что в христианской истории вовсе не было первого века, и что началась она прямо со второго или даже с третьего.

Люди шли за свою веру во время гонений на крест, на костер. Их рвали на арене львы и тигры. Неужели, вы думаете, что такие массовые самопожертвования могли возникнуть только из-за моральных проповедей ничем не подкрепленных.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-43818

2303

Vova17

кмс

21.10.2010 | 23:20:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Быт 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

По духовному образу и подобию.
Бог - дух. У Него нет тела.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-43819

2304

Vova17

кмс

21.10.2010 | 23:37:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Григорий, я тут у вас в гостях почитал, что вы обо мне написали...
Можете не отвечать на предыдущий пост, обращенный к вам. Читайте толстовское евангелие для чайников, этой духовной работы с вас достаточно.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-233-43820

2305

Roger

22.10.2010 | 03:13:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: По духовному образу и подобию.

Это эквилибристика, Вова. Почему бы тогда не предположить, что и непорочное зачатие было в духовном смысле, и воскресение тоже было чисто духовное (в делах и последователях)? Нету в Вас горнила веры, который позволил бы двигать горы, так, зажигалка какая-то: захотел - зажёг, захотел - потушил.

Признание физической антропоморфности бога было бы гораздо меньшей ересью, нежели озвученная Вами выше духовная антропоморфность. Не станете же Вы утверждать, что бог постижим и исследим?

Vova17: Бог - дух. У Него нет тела.

А это вообще арианство. Вы же должны веровать в три сущности Бога, и только одна их них дух, иже от Отца исходящий?

Vova17: Неужели, вы думаете, что такие массовые самопожертвования могли возникнуть только из-за моральных проповедей ничем не подкрепленных.

Если я правильно понял Ваш аргумент, к XXI веку из всех богов остался один Аллах.
номер сообщения: 8-233-43822

2306

saluki

22.10.2010 | 05:05:13

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Если я правильно понял Ваш аргумент, к XXI веку из всех богов остался один Аллах.

и коммунизм, с пророком его Че.
номер сообщения: 8-233-43823

2307

Хайдук

22.10.2010 | 05:21:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Люди шли за свою веру во время гонений на крест, на костер. Их рвали на арене львы и тигры. Неужели, вы думаете, что такие массовые самопожертвования могли возникнуть только из-за моральных проповедей ничем не подкрепленных.

Да это же элементарно - сумасшедшиий или кому промыли мозги способны на подвиги . Внутреняя мотивация громадная сила, Вова, и никак НЕ важно каким путём она подвернулась. "Необычайный энтузиазм апостольской общины" никак не нуждается в "достаточном основании" Соловьева, ибо уже сам по себе является таковым
номер сообщения: 8-233-43824

2308

LB


Петербург

22.10.2010 | 10:10:25
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:
LB:
Категорически: у природы целей нет...
Если бы человечество не было нужно природе, то его бы и не было.

Как можно быть нужным чему-то, у чего нет целей? Нужным для чего?


Резонно.
В природе нет целей, но есть целесообразность.

По-моему, парадокс заключается не в этом утверждении, а в том, целесообразность в природе не признается. Нужно быть слепым и глухим, или совершенно не способным к эстетическим чувствам, чтобы не согласится с тем, что в наблюдаемой нами живой и неживой природе все устроено в высшей степени целесообразно.

По определению Канта, целесообразность без цели есть 'чистая форма целесообразности'. С материалистических позиций целесообразность без цели можно определить как соответствие тенденции изменения материи, выражающейся в сохранении и нарастании её упорядоченности и организованности. Короче говоря, в природе без человека отсутствует целеполагание, но она развивается так, как будто у неё есть цель.

Марксистская философия выстроила непроходимую стену между целесообразной деятельностью человека и целесообразностью в природе, и в следствие этого утверждала,
что творчество является прерогативой человека — т.е функцией исключительно социальной.
В результате объяснение творчества в рамках марксизма стало абсолютно невозможным, поскольку творчество по определению не может целиком основываться на целеполагании.

Ради экономии времени приведу автоцитату.

 
 Мы привыкли думать, что поведение животного и поведение человека разделяет пропасть.    "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…" (К. Маркс «Капитал» М., Изд-во «Политическая литература», 1978, т. 1, стр.188–189). Однако не во всякой целесообразной деятельности человека присутствуют адекватные результатам цели, предвосхищение результата не всегда возможно и необходимо. И когда человек “не знает, что творит” – это не всегда плохо, потому что таково всякое человеческое творчество. Творчество потому и творчество, что в его результате открывается или создается нечто новое, ранее не бывшее и потому заранее неизвестное.


Добавлю к этому, что по мысли Канта 'чистая форма целесообразности' предоставлена красотой, с чем трудно не согласиться
номер сообщения: 8-233-43826

2309

Pirron

22.10.2010 | 10:43:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17:
Grigoriy:
Вова17 , на что возражать?! Вот давайте возразите на это:
"мсрфкаийе - ждои вбер".
Только аргументиpованно.

Опустим два первых аргумента, они, видимо, сложны для вас. Вот третий.
О третьем основании моей веры в воскресение Христа я упомяну только в двух словах, т.к. оно слишком известно, что не уменьшает его силы. Дело в том, что без факта воскресения необычайный энтузиазм апостольской общины не имел бы достаточного основания, и, вообще, вся первоначальная история христианства представляла бы ряд невозможностей. Разве только признать (как это иные и делали), что в христианской истории вовсе не было первого века, и что началась она прямо со второго или даже с третьего.

Люди шли за свою веру во время гонений на крест, на костер. Их рвали на арене львы и тигры. Неужели, вы думаете, что такие массовые самопожертвования могли возникнуть только из-за моральных проповедей ничем не подкрепленных.

Экая наивность! Да вот совсем недавно члены секты Белые братья готовы были массово и публично покончить жизнь самоубийством - милиция едва сумела их растащить и распрятать по психушкам. Хотя в данном случае не было ничего - ни чудес, ни моральных проповедей. Просто в подходящий момент был объявлен конец света - и озвучено условие, что спасутся только почитатели Марии Дэви Христос. То же самое было и в первом веке нашей эры.
номер сообщения: 8-233-43827

2310

Pirron

22.10.2010 | 10:47:52

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Григорий, я тут у вас в гостях почитал, что вы обо мне написали...
Можете не отвечать на предыдущий пост, обращенный к вам. Читайте толстовское евангелие для чайников, этой духовной работы с вас достаточно.

Евангелие для чайников? То есть для тех, кто не верит, что третья ипостась божества превратилась в голубя и духовным половым актом породила в чреве Марии вторую свою ипостась? Выходит, наличие в голове у человека капли ума и зравого смысла делает его духовно неполноценным?
номер сообщения: 8-233-43828

2311

Pirron

22.10.2010 | 11:45:20

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger:Признание физической антропоморфности бога было бы гораздо меньшей ересью, нежели озвученная Вами выше духовная антропоморфность.

Да, Вова17 никак не может примириться с тем, что библейский автор действительно представлял себе бога обладающим человекоподобным телом, о чем ясно говорит выпажение - по ОБРАЗУ и подобию. Образ есть нечто зримое. Бог выглядит, как человек. Представление это среди древних было распространено практически повсеместно... Но Вове17 ведь нельзя поверить в то, что библейские авторы были подвержены всем интеллектуальным ограничениям своего времени. Их же устами вещал сам Бог... Вот он и вынужден впадать во все большую и большую ересь,пытаясь влить новое вино в старые мехи.
номер сообщения: 8-233-43829