ChessPro online

Природа творчества: творчество природы или промысел Божий ?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

1712

Roger

29.10.2009 | 05:25:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: Что будет, если завтра, упаси Господи, астероид нагрянет на Землю?

Опять, наверное, половину Пулковской обсерватории пересажают.
номер сообщения: 8-233-31055

1713

Хайдук

29.10.2009 | 06:33:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Опять, наверное, половину Пулковской обсерватории пересажают.

Не понял
номер сообщения: 8-233-31056

1714

LB


Петербург

29.10.2009 | 08:01:54
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger:
Хайдук: Что будет, если завтра, упаси Господи, астероид нагрянет на Землю?

Опять, наверное, половину Пулковской обсерватории пересажают.


Да...
У нашего Хайдук тоже могут быть неприятности. То-то он сделал вид, что не понял, хитрец...
номер сообщения: 8-233-31057

1715

saluki

29.10.2009 | 18:04:50

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Разделение внутри себя на Я и не-Я позволяет человеку мысленно фиксировать, обострять и реально снимать (в результате мышления) противоречия между собой и средой, не рискуя собой реально.


отчасти да.
однако с другой стороны, именно "Я" их и порождает - когда "я" неосознаваемо (как, например, у маленьких детей), нет вообще никакого конфликта, нет проблемы другого.

йорик, прав - важно понять, о каком именно "я" идет речь . собака, например, прекрасно способна отличить свое "я" от летящего в нее камня и постараться не допустить смешения этих сущностей. но проблемы другого у нее нет, ее взаимоотношения с миром предельно конкретны.
вообще, вопрос "зачем нам такое я", по моему, абсолютно равен вопросу "зачем нам разум" - потому что разум этим "я" комплектуется в 100% случаев. а и правда, зачем?
мне кажется, что он нам ради планирования. предки сапиенсов вместе с моногамией получили отсутствие стайности. само по себе это неплохо, особенно для всеядного - он и один может прокормить себя, самку и детенышей. но штука в том что именно всеядность закладывает разборчивость в пище - она, конечно, куда выгоднее с точки зрения эволюции, чем строгая зависимость от одного типа корма, и не только потому,что позволяет выживать при неблагоприятных условиях. при условиях благоприятных включается понятие "вкус", и само удовольствие от лучшего корма заставляет предпринимать усилия.
поскольку всеядные едят втч. и мясо, то одной из естественных точек концентрации усилий стала охота. тут-то отсутствие стайности сказалось самым плохим образом - примат слабоват для поединка с мамонтом) соответственно, возникла необходимость строить стаи совершенно иного вида, основанные не на жесткой иерархии (таковая подразумевает, в предельном случае, что размножается только босс), а на куда более мягкой.
моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.
"я" рождается вместе с разумом, вместе с понятием "мы", "я и подобные". вместе с проблемой другого.

является ли, однако, именно сама "проблема" этого я просто побочкой от желания есть вкуснее? нет, не является. дело в том, что сам по себе конфликт "я-они", наличие не только общих, но и частных интересов включает еще один механизм отбора - уже даже не внутристайный, а социальный. отныне важно не только быть сильным и ловким - важно еще "быть в респекте" себе подобных.


з.ы. несмотря на тон, который для меня обычен, я сразу признаю - это моя, несколько "отфонарная" гипотеза. знаний что бы это просто утверждать мне недостаточно, конечно. мне так кажется - но я пока не встречал опровергающих доводов.
номер сообщения: 8-233-31058

1716

saluki

29.10.2009 | 18:05:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: А касательно второго закона термодинамики, могу только повторить гегелево: созидание разрушает, а разрушение созидает


кстати, тотальная тавтология в мире, где действует закон сохранения вещества)
номер сообщения: 8-233-31059

1717

Хайдук

29.10.2009 | 18:59:33

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.

Нечто вроде гипотезы антрополога Лавджоя, на которого давали ссылку?
номер сообщения: 8-233-31060

1718

saluki

30.10.2009 | 00:34:33

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
saluki: моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.

Нечто вроде гипотезы антрополога Лавджоя, на которого давали ссылку?


из этой гипотезы мне очень понравилась привязка к моногамности и устойчивым семьям - она многое объясняет. но вот то, что ключ к разуму - в социальности, и особенно - что (само)осознание возможно только в социуме для меня всегда было интуитивно понятно. впрочем, у меня с проблемой другого отношения особые - первое мое воспоминание связано вовсе не с матерью и семьей, а с осознанием этой проблемы. было мне года 3)
номер сообщения: 8-233-31061

1719

Edwards

км
С.-Петербург

30.10.2009 | 00:40:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вы б не могли как-то кратко сформулировать "проблему другого", Салуки?

Я понимаю - есть Гугль и всё такое... Но - если не затруднит...
номер сообщения: 8-233-31062

1720

saluki

30.10.2009 | 04:49:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Edwards: Вы б не могли как-то кратко сформулировать "проблему другого", Салуки?

Я понимаю - есть Гугль и всё такое... Но - если не затруднит...


кратко, боюсь, получится сформулировать только понятие "другой" - другой это "не-я", которое может понять (или не понять) меня. соответственно, "проблема другого" - взаимоотношения "я" и "другого".
отношение это абсолютно диалектическое - с одной стороны, оно по природе своей конфликтно: "я" должно отстаивать себя перед другим, что бы не слиться с ним. с другой, "я" лишается вообще всякого смысла в отсутствии "другого": сама возможность бытия обуславливается наблюдателем. "я" и "другой" - категории фундаментально перевязанные в тугой узел, каждый из нас носит в своем сознании идею "другого" с ужасающей неизбежностью. например, фрейдовское "сверх-я" - это как раз отпечаток "другого" в нас самих.

т.е. проблема не в том, что мы вынуждены в течении жизни общаться с себе подобными - проблема в том, что даже избегнув их, мы никуда не денемся от того "внутреннего "не-я"", некоего заранее прошитого представления о другом. он - ваш собеседник, когда вы говорите сами с собой - или тот, с кем я сейчас спорю о понятности изложенного. это помимо того, что есть еще просто вы, тоже для меня "другой", и еще сотни читателей этого форума, не менее "других".

ну а далее - много разных идей, что бы это значило, как это объяснять и что с этим делать. и для 20 века в философии тема куда более актуальная, чем идеальное-материальное, например.
номер сообщения: 8-233-31064

1721

Хайдук

30.10.2009 | 05:07:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: для 20 века в философии тема куда более актуальная, чем идеальное-материальное, например.

Ложная дихотомия/пара последних двух вообще никакая не тема, имхо.
номер сообщения: 8-233-31065

1722

Edwards

км
С.-Петербург

30.10.2009 | 13:28:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
т.е. проблема не в том, что мы вынуждены в течении жизни общаться с себе подобными - проблема в том, что даже избегнув их, мы никуда не денемся от того "внутреннего "не-я"", некоего заранее прошитого представления о другом. он - ваш собеседник, когда вы говорите сами с собой...


То, что этот "другой" прошит заранее - выглядит неочевидным.
Нужно рассматривать случаи "детей-Маугли" - людей, с рождения лишённых общества себе подобных. Не знаю, как там у них с представлением о "другом".

Также, кажется, эта проблема "другого" оч. связана с проблемой генезиса речи. Не случайно, этот "другой" у Вас проиллюстрирован образом внутреннего собеседника.
А если говорить не умеем - то, возможно, и разговаривать (даже внутренне) будет не с кем? И не будет никакого "другого"?..
номер сообщения: 8-233-31068

1723

Edwards

км
С.-Петербург

30.10.2009 | 13:53:55

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
По "проблеме другого" из того, что наскоро нашёл в Сети, http://planetadisser.com/see/dis_79264.html :
Одним из значительных результатов философских и социально-гуманитарных исследований XX века стало понимание того, что субстанциальное постоянство и тождественность человеческого «Я» - не более чем иллюзия. Человек не обладает постоянным и устойчивым «Я», он есть непрерывно изменяющееся отношение «Я — Другой». Тождество оказывается под вопросом, а Другое является самостоятельным умонастроением, теснит тождественное, становится соизмеримым с ним, более того, оспаривает его. Другое, вследствие этого, оказывается уже не запредельным или периферийным элементом социального познания, но подчас едва ли не его «ядром».


Т.е., возможно, основной вопрос, определяющий "проблему другого" таков:
Каково соотношение "Я" и "не-Я", чем оно определяется, каковы основания этого различения?

Т.е., ещё короче говоря - "что такое "Я"?

Или - "что такое не-Я"? Это один и тот же вопрос.

Впрочем, наверное, у "проблемы другого" есть и иные аспекты.
номер сообщения: 8-233-31069

1724

LB


Петербург

30.10.2009 | 14:51:39
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.


Для чего моногамному примату понимать преимущество кооперации, если он не только может обходиться без нее, но и даже самую способность понимать обретает благодаря освобождению от кооперации?

Прошу понять меня правильно: я не хочу оспаривать Вашу гипотезу (она весьма остроумна) или тем более, отрицать огромную роль социальности в формировании мышления и языка. Но по-моему, чтобы найти объяснение разуму, надо копать гораздо глубже.

Ваше утверждение, что разум эволюции не нужен, звучит примерно так же, как 'паровозу электричество не нужно'
Эволюции (в широком понимании – как глобальному процессу самосовершенствования природы) разум необходим.
Именно эта необходимость его и создала.
Потому что биологическая эволюция (как определенный этап в самосовершенствовании природы) была слишком медленной и слишком неэкономичной, фигурально выражаясь, у нее был чрезвычайно низкий КПД - чтобы двигаться с черепашьей скоростью она сжигала в своих котлах миллиарды жизней.

По-моему, самосовершенствование природы сводится исключительно к тому, что она создает всё более эффективные средства самосовершенствования. Таким средством явилось и мышление.

Природа создала мышление и разум для себя, а не для того, чтобы человеку было 'комфортнее' жить. Не мышление для человека, а человек для мышления. Скажу резче: человек в природе не господин, а ‘обслуживающий персонал’

Т. е. Разум является свойством(атрибутом) всей природы в целом, а не только человеческого социума.
Вот здесь-то мы и можем вернуться к вопросу, как-то неожиданно всплывшему в нашем разговоре (см. 1687 и выше и ниже).
Вопрос этот, действительно, трудно четко сформулировать.
Если мышление было необходимо всей природе и стало свойством природы, то почему она локализовала его в своей части (людях) и как бы противопоставила его себе, что и выражается в частности в размежевании 'Я’ и ‘Не-Я’?
номер сообщения: 8-233-31072

1725

Pirron

30.10.2009 | 14:56:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
saluki: моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.


Для чего моногамному примату понимать преимущество кооперации, если он не только может обходиться без нее, но и даже самую способность понимать обретает благодаря освобождению от кооперации?

Прошу понять меня правильно: я не хочу оспаривать Вашу гипотезу (она весьма остроумна) или тем более, отрицать огромную роль социальности в формировании мышления и языка. Но по-моему, чтобы найти объяснение разуму надо копать гораздо глубже.

Ваше утверждение, что разум эволюции не нужен, звучит примерно так же, как 'паровозу электричество не нужно' Эволюции (в широком понимании – как глобальному процессу самосовершенствования природы) разум необходим. Именно эта необходимость его и создала.
Потому что биологическая эволюция (как определенный этап в самосовершенствовании природы) была слишком медленной и слишком неэкономичной, фигурально выражаясь, у нее был чрезвычайно низкий КПД - чтобы двигаться с черепашьей скоростью она сжигала в своих котлах миллиарды жизней.
По-моему, самосовершенствование природы сводится исключительно к тому, что она создает всё более эффективные средства самосовершенствования. Таким средством явилось и мышление.

Природа создала мышление и разум для себя, а не для того, чтобы человеку было 'комфортнее' жить. Не мышление для человека, а человек для мышления. Скажу резче: человек в природе не господин, а ‘обслуживающий персонал’

Т. е. Разум является свойством(атрибутом) всей природы в целом, а не только человеческого социума.
Вот здесь-то мы и можем вернуться к вопросу, как-то неожиданно всплывшему в нашем разговоре (см. 1687 и выше и ниже).
Вопрос этот, действительно, трудно четко сформулировать.
Если мышление было необходимо всей природе и стало свойством природы, то почему она локализовала его в своей части (людях) и как бы противопоставила его себе, что и выражается в частности в размежевании 'Я’ и ‘Не-Я’?

А существует ли вообще природа, ЛБ? Не объединяем ли мы в этом понятии обширную группу событий, не образующих на самом деле органической совокупности?
номер сообщения: 8-233-31073

1726

Edwards

км
С.-Петербург

30.10.2009 | 15:18:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А на чём основан постулат о стремлении природы к "самосовершенствованию", LB?
номер сообщения: 8-233-31074

1727

Хайдук

30.10.2009 | 15:29:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Если мышление было необходимо всей природе и стало свойством природы, то почему она локализовала его в своей части (людях) и как бы противопоставила его себе, что и выражается в частности в размежевании 'Я’ и ‘Не-Я’?

И в чем состоит Ваш ответ, ЛБ? Мне не ясно зачем мышление должно быть необходимо всей природе, когда его возникновение представляется весьма случайным и маловероятным?
номер сообщения: 8-233-31075

1728

LB


Петербург

30.10.2009 | 15:34:44
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
А существует ли вообще природа, ЛБ? Не объединяем ли мы в этом понятии обширную группу событий, не образующих на самом деле органической совокупности?

Весьма уместный вопрос, по-моему.
Природа (точнее, среда существования человека, включая и других людей) - это и есть для каждого из нас 'Не-Я'.
И просто опыт говорит о том, что это 'Не-Я' целесообразно рассматривать как органическую совокупность.
номер сообщения: 8-233-31076

1729

LB


Петербург

30.10.2009 | 16:07:41
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Edwards: А на чём основан постулат о стремлении природы к "самосовершенствованию", LB?


Мне кажется, в Вашем вопросе следовало бы подчеркнуть 'постулат' и взять в кавычки 'стремление'.
Вывод о самосовершенствовании природы можно сделать, исходя из совокупности всех наличных знаний о ней.
Физическая эволюция - химическая - биологическая - 'антропогенная' (преобразование мира человеком) ...

Если мы видим человека, который поднялся на некоторую высоту, вырубив в крутом склоне скалы несколько ступенек, то естественно предположить, что он стремиться вверх и продолжит это своё восхождение.
Но он конечно может и сорваться, о чем неустанно предупреждает нас ув. Хайдук.
номер сообщения: 8-233-31077

1730

saluki

30.10.2009 | 17:03:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Edwards: Также, кажется, эта проблема "другого" оч. связана с проблемой генезиса речи. Не случайно, этот "другой" у Вас проиллюстрирован образом внутреннего собеседника.
А если говорить не умеем - то, возможно, и разговаривать (даже внутренне) будет не с кем? И не будет никакого "другого"?..


да, на мой взгляд именно так; впрочем, проблема языка - вообще основная проблема, похоже. есть ли разум вне языка? наверное, в какой то степени да - но та часть разума, которая занимается философией, происходит из языка.

так что проблема другого - это именно проблема высокоразумного существа.
номер сообщения: 8-233-31078

1731

saluki

30.10.2009 | 17:07:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Edwards: Т.е., ещё короче говоря - "что такое "Я"?

Или - "что такое не-Я"? Это один и тот же вопрос.

Впрочем, наверное, у "проблемы другого" есть и иные аспекты.


да собственно этот вопрос настолько емок, что включает в себя все другие аспекты.
мне, например, было бы очень любопытно выяснить гендерную принадлежность "другого" - играет ли роль данный вопрос вообще, если да - то какую?
номер сообщения: 8-233-31079

1732

Хайдук

30.10.2009 | 17:44:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Физическая эволюция - химическая - биологическая - 'антропогенная' (преобразование мира человеком) ...

Если мы видим человека, который поднялся на некоторую высоту, вырубив в крутом склоне скалы несколько ступенек, то естественно предположить, что он стремиться вверх и продолжит это своё восхождение.

А что/кто будет после человека? Выше или ниже человека это что/кто будет стоят?

Недаром идея неустанного "прогрессивного" развития восходит к Гегелю: внутренняя необходимость вынужденной динамики как-будто должна обладать направлением со "снятием"/накоплением предыдущего. Однако такое слишком абстрактно и не стыковывается хорошо со знаниями о Вселенной/ых. Для меня внутренняя необходимость/неустранимость вынуждающего Гегелева механизма скорее обеспечивает логические полноту и замкнутость на себя всей конструкции, то бишь ее единственность и самодостаточность: не могло не быть её, другой та быть не могла, другой такой не могло и не может быть.

номер сообщения: 8-233-31080

1733

Хайдук

30.10.2009 | 17:59:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: проблема языка - вообще основная проблема, похоже. есть ли разум вне языка? наверное, в какой то степени да - но та часть разума, которая занимается философией, происходит из языка.

Мне этот вопрос всегда казался неясным. Что такое язык? Мелодия звуков, жестикуляций, последовательность печатных знаков на бумаге или мониторе компа? По мне содержание/семантика мышления как-бы совершенно независимы от способов эмпирического (материального) означения/выражения
номер сообщения: 8-233-31081

1734

saluki

30.10.2009 | 18:17:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:Мне этот вопрос всегда казался неясным. Что такое язык?

ох) это не только вам...
наверное наиболее общий ответ - то, что обеспечивает возможность коммуникации.

По мне содержание/семантика мышления как-бы совершенно независимы от способов эмпирического (материального) означения/выражения


зависимы и от самих способов - попробуйте объяснить понятия право-лево человеку, в языке которого их нет, а есть только стороны света. но дело не в этом даже - сама по себе принципиальная возможность (потребность?) их выражения определяет столь многое...
номер сообщения: 8-233-31082

1735

Хайдук

30.10.2009 | 18:32:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki: попробуйте объяснить понятия право-лево человеку, в языке которого их нет, а есть только стороны света.

Право-лево это математическая симметрия...
номер сообщения: 8-233-31083

1736

LB


Петербург

30.10.2009 | 18:36:53
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
А что/кто будет после человека? Выше или ниже человека это что/кто будет стоят?


Мне кажется, мы это уже обсуждали. Люди уже начали создавать себе преемника, хотя и не вполне это осознают.
Будет ли ОНО выше человека?
Конечно, но не все человеческое в нем сохранится, к сожалению.
номер сообщения: 8-233-31084

1737

Хайдук

30.10.2009 | 18:49:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Люди уже начали создавать себе преемника, хотя и не вполне это осознают. Будет ли ОНО выше человека? Конечно

Чего-то не припомню что ОНО такое и где/когда обсуждали
номер сообщения: 8-233-31085

1738

saluki

30.10.2009 | 19:12:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
saluki: моногамного примата нельзя заставить работать на стаю - он не только не умрет без нее с голоду, он даже не лишится и "талонов на секс", что есть главный стимул в эволюции. с другой стороны именно такое существо может понять преимущества кооперации; такому существу необходимо и понимать себе подобных.
едва ли разум может появиться в иных условиях - эволюции он там не нужен. а вот в этом случае - да, необходим.


Для чего моногамному примату понимать преимущество кооперации, если он не только может обходиться без нее, но и даже самую способность понимать обретает благодаря освобождению от кооперации?


нет-нет. речь идет о принципиально новой форме кооперации, иной чем в обычной стае. те же собаки, например, могут образовывать стаи и работать "сообща" - но это иная форма. каждый член такой стаи в любой момент времени делает то, что "хочет" делать - когда 3 собаки гонят зайца, каждая хочет его поймать. одна, наиболее сообразительная, может, однако, решать эту задачу нестандартно - не преследуя добычу, а двигаясь параллельным курсом, что бы перехватить цель после того, как догоняемый заяц резко изменить направление, повернув. я видел такое не один раз, на борзячьем сленге это называется "мастерить". такие особи ценятся, ибо они повышают производительность ловли в разы - но к нашему случаю отношения не имеют.
это становится ясно, когда "мастер" чувствует недомогание, и как следствие - не чувствует голода и теряет интерес к охоте. тогда мы наблюдаем оставшихся двух, которые тупо гонят зайца, поворачивая за ним, а не "предугадывая" его действий. результат обычно тот же (борзая все равно быстрее), но достигается он дольше. "мастера" нельзя заменить, это всегда свойство конкретной особи. этому не учатся - сам "мастер", например, будучи поставлен к другим, совершенно незнакомым собакам, все равно продолжит делать свое - это не кооперация, это сложный инстинкт предугадывания поведения жертвы. каждый делает как считает нужным - вместе они достигают результата.
есть, кстати, и межвидовая "кооперация" такого рода - собаки могут охотится совместно с соколами, например. в этом есть свои забавности - например, сокол будет работать по цели, которую преследует собака (даже "незнакомая"), но никогда не пойдет на цель волка, даже домашнего и хорошо знакомого - но это все тот же принцип следования своему инстинкту, там нет "мы" как единое нечто.
кооперация человекоподобных по сути своей иной природы - там есть это "мы", временный союз обособленных индивидов во имя конкретной цели. и именно отсутствие механизма "автоматической стаи", отсутствие возможности делать "как хочу я" и добиваться общей цели и приводит к пониманию. понимание заменяет инстинкт, причем намного боле эффективно в конечном итоге.

Прошу понять меня правильно: я не хочу оспаривать Вашу гипотезу (она весьма остроумна) или тем более, отрицать огромную роль социальности в формировании мышления и языка. Но по-моему, чтобы найти объяснение разуму, надо копать гораздо глубже.

для того, что бы умножать сущности, требуется необходимость - какова она?

Ваше утверждение, что разум эволюции не нужен, звучит примерно так же, как 'паровозу электричество не нужно'
Эволюции (в широком понимании – как глобальному процессу самосовершенствования природы) разум необходим.
Именно эта необходимость его и создала.
Потому что биологическая эволюция (как определенный этап в самосовершенствовании природы) была слишком медленной и слишком неэкономичной, фигурально выражаясь, у нее был чрезвычайно низкий КПД - чтобы двигаться с черепашьей скоростью она сжигала в своих котлах миллиарды жизней.

По-моему, самосовершенствование природы сводится исключительно к тому, что она создает всё более эффективные средства самосовершенствования. Таким средством явилось и мышление.

Природа создала мышление и разум для себя, а не для того, чтобы человеку было 'комфортнее' жить. Не мышление для человека, а человек для мышления. Скажу резче: человек в природе не господин, а ‘обслуживающий персонал’

это все крайне спекулятивно, надо заметить. во-первых, непонятно, откуда берется идея "самосовершенствования" - постоянное усложнение я наблюдаю, но самосовершенствованием его называть довольно странно (тут надо определять и "самость", и "совершенствование", а для природы с этим будут проблемы). во-вторых, биологическая эволюция есть просто "жажда жизни", и основания предполагать за ней что-то еще тоже неочевидны. в-третьих, вопрос о кпд очень смущает - зачем экономить жизни тому, что может их порождать в любом потребном количестве?

Если мышление было необходимо всей природе и стало свойством природы, то почему она локализовала его в своей части (людях) и как бы противопоставила его себе, что и выражается в частности в размежевании 'Я’ и ‘Не-Я’?

ну вот моя гипотеза отвечает на этот вопрос - оно не необходимо природе, в ней просто содержится способ его получить, и судя по всему единственный способ, которым оно получается - именно такой. просто с течением времени эта вероятность становится равна 1.
номер сообщения: 8-233-31086

1739

LB


Петербург

30.10.2009 | 19:12:36
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: Люди уже начали создавать себе преемника, хотя и не вполне это осознают. Будет ли ОНО выше человека? Конечно

Чего-то не припомню что ОНО такое и где/когда обсуждали


Можно и еще раз обсудить, денег все равно нам за это не платят.
Старик изобразит его в стихах, Эдвардс - в графике (+ психологический портрет)...

Я в одном уверен - людей оно не обидит, будет высоконравственным и чутким к красоте...
Но как этого постчеловека назвать? - вот вопрос
номер сообщения: 8-233-31087

1740

Pirron

30.10.2009 | 19:21:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Хайдук:
LB: Люди уже начали создавать себе преемника, хотя и не вполне это осознают. Будет ли ОНО выше человека? Конечно

Чего-то не припомню что ОНО такое и где/когда обсуждали


Можно и еще раз обсудить, денег все равно нам за это не платят.
Старик изобразит его в стихах, Эдвардс - в графике (+ психологический портрет)...

Я в одном уверен - людей оно не обидит, будет высоконравственным и чутким к красоте...
Но как этого постчеловека назвать? - вот вопрос

Терминатором, как же еще.
номер сообщения: 8-233-31088

1741

LB


Петербург

30.10.2009 | 19:37:05
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron:
LB:
Но как этого постчеловека назвать? - вот вопрос

Терминатором, как же еще.

Фу, гадость это Ваш терминатор
номер сообщения: 8-233-31089