|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номер сообщения: 8-193-45863 |
|
|
|
LB:
Неплохой этюд, по-моему |
А решение? Комп считает упорно, что это ничья... |
|
|
номер сообщения: 8-193-45865 |
|
|
|
bulbul:
А решение? Комп считает упорно, что это ничья... |
Не проверял, смотрел по диаграмме - вроде всё правильно... |
|
|
номер сообщения: 8-193-45866 |
|
|
|
LB: bulbul:
А решение? Комп считает упорно, что это ничья... |
Не проверял, смотрел по диаграмме - вроде всё правильно... |
1.b7 Ka6 2 b8C Cd2 3 Ce5 fe 4 C:e5 Kb5 5 f6 Kc6 6 f7 Cb4=
2 Ce5 K:b7 3 C:f6 Kc6 4 g5 C:g5=
2 b8K+!? Kb5! 3 Cd8 Cg5 4 Kd7 Kb4 и ясного выигрыша не видно... |
|
|
номер сообщения: 8-193-45867 |
|
|
|
bulbul: LB: bulbul:
А решение? Комп считает упорно, что это ничья... |
Не проверял, смотрел по диаграмме - вроде всё правильно... |
1.b7 Ka6 2 b8C Cd2 3 Ce5 fe 4 C:e5 Kb5 5 f6 Kc6 6 f7 Cb4=
2 Ce5 K:b7 3 C:f6 Kc6 4 g5 C:g5=
2 b8K+!? Kb5! 3 Cd8 Cg5 4 Kd7 Kb4 и ясного выигрыша не видно... |
Вы правы, в авторском решении 3...fe! (после 1.b7 Ka6 2 b8C Ce3 3 Ce5) даже не рассматривается |
|
|
номер сообщения: 8-193-45868 |
|
|
|
Совсем меня запутали. Так есть выигрыш, или этюд не решаем?
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-45872 |
|
|
|
Vova17: Совсем меня запутали. Так есть выигрыш, или этюд не решаем? |
Авторское решение: 1. b7 Ka6 2. b8=B Be3 3. Be5 Bg5 4. Bf4 Bh4 5. Bg3 Bg5 6.Bbf4 с выигрышем
И никому в голову не приходило, что в этой позиции
черные просто забирают слона 3...fe! и
ничья |
|
|
номер сообщения: 8-193-45873 |
|
|
|
Симптоматично, что это пришло в голову железяке, равнодушной к красоте.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-45874 |
|
|
|
LB: bulbul:
А решение? Комп считает упорно, что это ничья... |
Не проверял, смотрел по диаграмме - вроде всё правильно... |
Нерешаемост этюда обнаружили еще в далеком 1936 году . Автор исправил этюд добавляя белой пешки на поле f2.
Этюд прелестный , но не так уж и сложный . Но! - его обманчивая простота часто ставила в тупик решателей...
В конкурсах по решению задач и этюдов его часто включали в "первозданном виду" и таким образом ловили невнимательных решателей , а за указание нерешаемости давали дополнительные очки.
Пауль Фараго 1937
+ |
|
|
номер сообщения: 8-193-45877 |
|
|
|
Скажите, ЛБ, а какого года издания книга или журнал, из которого вы взяли диаграмму?
Интересно, было ли уже известно о нерешаемости этюда.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-45879 |
|
|
|
Вот подборка некоторых ничейных этюдов Пауля Фараго
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1958
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1942
Ничья
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1958
1 похвальный отзь/в
Ничья
Пауль Фараго
"Тijdschrift KNSB" 1958
2 приз
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1944
Ничья
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1955
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1943
Ничья Отличный этюд !
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1946
1.g8Q N:g8 2.Rg2 Q:g2 3.Ne1+ N:e1 4.h7!
Ничья |
|
|
номер сообщения: 8-193-45881 |
|
|
|
LatchezarS:
Вот подборка некоторых ничейных этюдов Пауля Фараго
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1958
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1942
Ничья
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1958
1 похвальный отзь/в
Ничья
Пауль Фараго
"Тijdschrift KNSB" 1958
2 приз
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1944
Ничья
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1955
Ничья
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1943
Ничья Отличный этюд !
Пауль Фараго
"Nagyar Sakkvilag" 1946
1.g8Q N:g8 2.Rg2 Q:g2 3.Ne1+ N:e1 4.h7!
Ничья |
Этюд №6 (1955 года) не решается, кажется:
1. g6 Kd3 2. d6 exd6 3. b6 Kd4 4. g7 ( или 4. b7 Ke5 5. g7 Ra2+ 6. Kb8 Rg2 7. Ka8
Kf6!) 4... Ra2+ 5. Kb7 Rg2 6. Kc6 Ke5 7. b7 Ke6!
Скорее это этюд на выигрыш черных |
|
|
номер сообщения: 8-193-45884 |
|
|
|
Vova17: Скажите, ЛБ, а какого года издания книга или журнал, из которого вы взяли диаграмму?
Интересно, было ли уже известно о нерешаемости этюда. |
Журнал 'Шахматы' (Рига) 1964 год, №11
Автор статьи о Фараго Ф.Бондаренко - человек в композиции известный, кучу книг написал.
Я конечно виноват, что не проверил
bulbul и LatchezarS - большое спасибо! |
|
|
номер сообщения: 8-193-45885 |
|
|
|
Пауль Фараго
"Шахматы в СССР" 1955
Ничья
bulbul: ...
Этюд ... не решается, кажется:
1. g6 Kd3 2. d6 exd6 3. b6 Kd4 4. g7 ( или 4. b7 Ke5 5. g7 Ra2+ 6. Kb8 Rg2 7. Ka8 Kf6!) 4... Ra2+ 5. Kb7 Rg2 6. Kc6 Ke5 7. b7 Ke6!
Скорее это этюд на выигрыш черных |
Вы смотрели не то , что надо ...
Решение:
1.h6! Kd3 2.d6!(2.h7? Rh2 3.b6 R:h7 4.b7 Rh8+ 5.b8Q R:b8+ 6 K:b8 Kc4 -+ 2. .. ed 3.b6 Ra2+ 4.Kb7 Rh2 ( 4. .. Kc4 5.Kc6 d5 6.b7 ) 5.Kc6! R:h6 6.b7 d5 7.Kc5! Rh8 8.K:d5 =
хороший учебный пример |
|
|
номер сообщения: 8-193-45889 |
|
|
|
номер сообщения: 8-193-45895 |
|
|
|
Sad_Donkey: Знаменитый этюд Рети очень красив. Он совершенным образом демонстрирует разницу в шахматной метрике и метрике пространства, в котором мы живем. |
Знаменитый этюд Рети злостно нарушает, хотя и на шахматной доске, одно из фундаментальных правил геометрии, твердо всем известное со времен Евклида.
Chess-News
|
Люди нередко заблуждаются, но рано или поздно избавляются от ошибочных суждений.
Встречаются, однако, заблуждения на десятилетия и на века.
Поверхностное знакомство с предметом, приблизительное понимание сути дела порождает немало трудноискоренимых нелепых представлений.
Спросите у первого встречного:
- Кто сказал, что человек произошел от обезьяны? И наверняка услышите — Дарвин.
- Кто сказал, что красота спасет мир?
- Достоевский.
Так говорили сто лет назад, так говорят и теперь.
Похожая история произошла и с этюдом Рети. Признается практически всеми, что его решение основывается на 'геометрической аномалии' шахматной доски.
Теперь уже трудно сказать, кто первым додумался до этой пресловутой «аномалии». Возможно В. Волькенштейн. Но остается фактом, что эту нелепость повторяют и повторяют.
Господа, ну что может быть красивого в геометрической аномалии?!
Неужели вас приводит в эстетический восторг правило квадрата? (не смешивать с Черным квадратом Малевича )
А между тем миниатюра Рети действительно красива. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52762 |
|
|
|
На всякий случай. Я-то про аномалию не говорил. И, конечно, не утверждал, что шахматная "метрика" является метрикой в математическом смысле этого понятия. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52763 |
|
|
|
LB:
Господа, ну что может быть красивого в геометрической аномалии?!
|
Рисунки Эшера, по-моему, достаточно красивы забавны.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52769 |
|
|
|
Vova17: LB:
Господа, ну что может быть красивого в геометрической аномалии?!
|
Рисунки Эшера, по-моему, достаточно красивы забавны. |
Довольно неожиданное и существенное возражение.
Но всё-таки шахматной геометрии далеко до пространственных фантазий Эшера. Всё геометрическое своеобразие шахматной доски сводится к правилу квадрата, но ничего особенно парадоксального и красивого я в нем не нахожу. Без пешки с6 в позиции Рети белых не спасают никакие геометрические чудеса. Суть этюда Рети не в геометрии, а в стратегии совмещения целей, игре на два фронта |
|
|
номер сообщения: 8-193-52794 |
|
|
|
LB:
... Суть этюда Рети не в геометрии, а в стратегии совмещения целей, игре на два фронта |
Странно, как-то: не было бы этой "геометрии", не было бы и возможности "совмещение".
Сравнивать достоинства "шахматной геометрии" с достоинствами какой-то другой геометрии не имеет никакого смысла. Говорить о схожести или отличии можно; но мало продуктивно. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52796 |
|
|
|
Sad_Donkey: LB:
... Суть этюда Рети не в геометрии, а в стратегии совмещения целей, игре на два фронта |
Странно, как-то: не было бы этой "геометрии", не было бы и возможности "совмещение".
|
Это не так. Стратегия совмещения (договоримся так её называть?) универсальна, широко применима.
Для её реализации вовсе не обязательно, чтобы гипотенуза была не длиннее катета.
Мы это здесь уже обсуждали, рассматривали конкретные примеры. Ближе к вечеру я их отыщу и представлю. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52805 |
|
|
|
Если для меня, то не трудитесь. Спасибо! |
|
|
номер сообщения: 8-193-52807 |
|
|
|
Плохо помню этюд Рети, но, по-моему, он удивляет именно парадоксальностью движения короля - который, как Алиса в сказочной стране, постоянно удаляясь от своей цели, тем не менее приближается к ней кратчайшим путем. Это сочетание парадоксальности и экономичности и составляет красоту этюда - как, собственно, и всех хороших этюдов и задач.В стратегии же совмещения как раз благодаря ее широкой применимости, из-за того, что она хотя бы в ослабленном виде присутствует едва ли не в каждой партии, вряд ли может быть что-то красивое. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52809 |
|
|
|
Pirron:
... В стратегии же совмещения как раз благодаря ее широкой применимости, из-за того, что она хотя бы в ослабленном виде присутствует едва ли не в каждой партии, вряд ли может быть что-то красивое. |
Да. И в сантехнике еще: "совмещенный санузел". |
|
|
номер сообщения: 8-193-52811 |
|
|
|
Суть шахматной геометрии в том, что в ней гипотенуза равна катету. Это непривычно для нашего эвклидового сознания.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52815 |
|
|
|
Насчет гипотенузы и катета - загадочное утверждение. Для меня - математика, по образованию, и шахматиста - оно не понятно. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52818 |
|
|
|
Чем же оно загадочное? Допустим король с поля а1 может достичь 8-ой горизонтали за восемь ходов, как двигаясь по катету (вертикали а), так и по гипотенузе (диагонали а1-h8).
ЗЫ: Если рассматривать прямоугольный треугольник а1-а8-аш8).
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52825 |
|
|
|
Sad_Donkey: Если для меня, то не трудитесь. |
Не только для Вас, но и для Вас и для Пиррона, подзабывшего этюд Рети.
Р.Рети, 1921
Ничья
1.Крg7 h4
2.Крf6 Крb6
3.Крe5!
Теперь: если черные двигают свою пешку, то пропускают и неприятельскую пешку в ферзи, а если забирают на с6, то не успеют провести и свою пешку.
Третьего, как говорится, не дано.
Какое из зол будем считать меньшим? Однако зафиксируем этот приципиальный момент.
Троицкий, 1929
Выигрыш.
Выигрыш представляется таким же маловероятным, как и ничья в этюде Рети.
Мертво-ничейная позиция, но...
1.Сh6 Крg8
Задерживаться в углу всё-таки опасно.
2 Кe4!
Угрожает как Кс5, так и Кd6(g5)
Теперь: если позаботиться о короле (Кр f7) , будет заперт в углу и обречен слон, а если выпустить слона (с5), то в сети окажется король.
Ситуация совершенно аналогична рассмотренной выше, и заметьте, без геометрических фокусов.
Геометрические мотивы, несомненно, придают миниатюре Рети особую парадоксальность и привлекательность, но суть, всю-таки, не в них, главное не в геометрии.
Другие примеры и рассуждения о стратегии совмещения имеются здесь. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52840 |
|
|
|
Да, я представлял себе этот этюд не совсем таким, каков он на самом деле. |
|
|
номер сообщения: 8-193-52843 |
|
|
|
Pirron: Плохо помню этюд Рети, но, по-моему, он удивляет именно парадоксальностью движения короля - который, как Алиса в сказочной стране, постоянно удаляясь от своей цели, тем не менее приближается к ней кратчайшим путем. Это сочетание парадоксальности и экономичности и составляет красоту этюда - как, собственно, и всех хороших этюдов и задач.В стратегии же совмещения как раз благодаря ее широкой применимости, из-за того, что она хотя бы в ослабленном виде присутствует едва ли не в каждой партии, вряд ли может быть что-то красивое. |
Знаете, Пиррон, парадоксальность - это ведь только одна сторона дела. Другая не менее важная составляющая эстетического впечатления - способность(возможность) красивого явления повторяться, распространяться. Человек эту способность интуитивно чувствует.
Красивая женщина привлекает мужчину еще и тем, что она сможет родить ему таких же красивых, как она, детей. Влюбленные могут об этом и не задумываться, но объективно, по природной сути это так.
Вы говорите, что стратегия совмещения "хотя бы в ослабленном виде присутствует едва ли не в каждой партии". Но не обязано ли это присутствие - не в последнюю очередь - именно впечатлению, произведенному на шахматистов этюдом Рети?
Взять хоть меня. Никогда не составлял этюдов, а восхитившись этюдом Рети, взял и составил свой этюд, говорят, не плохой |
|
|
номер сообщения: 8-193-52852 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|