|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vova17:
И мы опять упираемся в проблему взаимосвязи этики и эстетики. Существует или нет между ними связь.
В духовном плане связь непременно существует, а вот в матерьяльном - большой вопрос.
|
У эстетики и этики и, в частности, красоты и добра, есть родственные объективные основания.
Возможно, главным из них является созидающая цель (творчество в широком смысле). Ясно, что эти категории не тождественны. На их несовпадении рождаются хитроумные дъявольские спекуляции.
Например, утверждается, что у Зла своя красота или Добро может принимать уродливые формы.
Эти заявления ИМХО носят сугубо субъективный характер и порождены корыстными интересами (тщеславием, гордыней...) их проповедников. В качестве одного из примеров я бы привёл характерную для части нынешнего общественного сознания апологетику неправедно нажитого Богатства
(капитала), которое насильственно эстетизируется гламурными журналами и жёлтыми СМИ, включая ТВ.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19596 |
|
|
|
Vova17:
И мы опять упираемся в проблему взаимосвязи этики и эстетики. Существует или нет между ними связь.
|
Человеческие отношения не остаются неизменными. Не всё, что в них было нормальным и закономерным (объективно оправданным) в античные времена, приемлемо в наши дни. И наоборот.
В области нравственности (как и во всякой другой) происходят изменения, поступательное движение, совершенствование, творческое развитие. А всякое человеческое творчество, по моему убеждению, в основных своих проявлениях принимает эстетическую форму. Вне этой формы люди не могли бы “ломать” и переделывать себя, отказываясь от того, что ещё вчера было истинным, необходимым и целесообразным, а завтра станет ложным, вредным и не нужным. Чувство опережает мысль и как бы прокладывает ей путь. В этом, по-моему, и состоит сущность и основная функция эстетического.
Эстетическое не ограничивается прекрасным, не замыкается в нём. Нечто совершенно неприемлемое в человеческих отношениях и грозящее разрушением (безобразное) лучше всего изживается чувством отвращения, которое оно вызывает.
Смех отталкивает и ограничивает всё отживающее, необоснованно претендующее на сохранение в будущем. Переживание трагического, напротив, поддерживает то положительное, что еще слишком слабо в для победы над прошлым.
Ну а прекрасное… В человеческом поведении, в поступках, в отношениях людей между собой красиво то “социально целесообразное”, что еще не стало реальной нормой, общим для всех правилом, но должно стать таковым.
Здесь нет внешней, зримой красоты. Но передается нравственная красота, идеал человеческих отношений, содержащийся в евангельской притче о блудном сыне.
http://www.russned.ru/stats/2082
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=37&article=5767 |
|
|
номер сообщения: 8-193-19597 |
|
|
|
Arbatovez:
У эстетики и этики и, в частности, красоты и добра, есть родственные объективные основания.
Возможно, главным из них является созидающая цель (творчество в широком смысле). Ясно, что эти категории не тождественны. На их несовпадении рождаются хитроумные дъявольские спекуляции.
Например, утверждается, что у Зла своя красота или Добро может принимать уродливые формы.
Эти заявления ИМХО носят сугубо субъективный характер и порождены корыстными интересами (тщеславием, гордыней...) их проповедников. В качестве одного из примеров я бы привёл характерную для части нынешнего общественного сознания апологетику неправедно нажитого Богатства
(капитала), которое насильственно эстетизируется гламурными журналами и жёлтыми СМИ, включая ТВ.
|
Не совпадают не этика с эстетикой, а представления разных людей о нравственности. Тех, кого покоряет гламурная красота роскоши, не отталкивает безнравственность неправедно нажитого богатства. Но Вас-то (как и еще многих нравственно и эстетически чутких людей) такая “красота” не покоряет.
Красота не содержит абсолютной нравственной истины, она только подсказывает возможные направления движения к ней. И не гарантирует правильного выбора. В ней есть риск, без которого никакое творчество не обходится. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19598 |
|
|
|
LB:
Человеческие отношения не остаются неизменными. Не всё, что в них было нормальным и закономерным (объективно оправданным) в античные времена, приемлемо в наши дни. И наоборот.
В области нравственности (как и во всякой другой) происходят изменения, поступательное движение, совершенствование, творческое развитие. А всякое человеческое творчество, по моему убеждению, в основных своих проявлениях принимает эстетическую форму. Вне этой формы люди не могли бы “ломать” и переделывать себя, отказываясь от того, что ещё вчера было истинным, необходимым и целесообразным, а завтра станет ложным, вредным и не нужным. Чувство опережает мысль и как бы прокладывает ей путь. В этом, по-моему, и состоит сущность и основная функция эстетического.
Эстетическое не ограничивается прекрасным, не замыкается в нём. Нечто совершенно неприемлемое в человеческих отношениях и грозящее разрушением (безобразное) лучше всего изживается чувством отвращения, которое оно вызывает.
Смех отталкивает и ограничивает всё отживающее, необоснованно претендующее на сохранение в будущем. Переживание трагического, напротив, поддерживает то положительное, что еще слишком слабо в для победы над прошлым.
Ну а прекрасное… В человеческом поведении, в поступках, в отношениях людей между собой красиво то “социально целесообразное”, что еще не стало реальной нормой, общим для всех правилом, но должно стать таковым.
|
Вы пропели прекрасный гимн нравственному прогрессу человечества, в который лично я, откровенно говоря, не верю. Ну, не хочет человечество изживать темное наследие прошлого, вернее она его изживает формально. Вот права человека продекларированы. Охраняются государством, как редкий архитектурный памятник. Пока рядом полицейский с дубиной - тишина и благодать, а случись что, сразу вылезит Повелитель мух. Каждая следующая война страшнее и человеконенавистней, чем предыдущая. Сравните Отечественную войну 12 года (по нынешним временам - водевиль) и Первую мировую, а Первую сравните со Второй. А там Хиросима и Нагасаки. Человечество не уничтожило себя только сдерживаемая пресловутой мексиканской ничьей - гарантированным взаимным уничтожением...
И сейчас не верится мне в исправление нравов. История время от времени ставит над нами социологические эксперименты, словно проверяет,- а как там человечество, исправляется или нет. 70 лет жили по кодексу строителя коммунизма, поколения сменились, но только разрешили хапать - тут и началось. И это не только мы такие, так везде. Затопило Новый Орлеан - пожалуйте, начались грабежи...
Да, наговорил я тут не очень красивые вещи...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19599 |
|
|
|
Vova17: LB:
Человеческие отношения не остаются неизменными. Не всё, что в них было нормальным и закономерным (объективно оправданным) в античные времена, приемлемо в наши дни. И наоборот.
В области нравственности (как и во всякой другой) происходят изменения, поступательное движение, совершенствование, творческое развитие. |
Вы пропели прекрасный гимн нравственному прогрессу человечества, в который лично я, откровенно говоря, не верю. Ну, не хочет человечество изживать темное наследие прошлого, вернее она его изживает формально. Вот права человека продекларированы. Охраняются государством, как редкий архитектурный памятник. Пока рядом полицейский с дубиной - тишина и благодать, а случись что, сразу вылезит Повелитель мух. Каждая следующая война страшнее и человеконенавистней, чем предыдущая. Сравните Отечественную войну 12 года (по нынешним временам - водевиль) и Первую мировую, а Первую сравните со Второй. А там Хиросима и Нагасаки. Человечество не уничтожило себя только сдерживаемая пресловутой мексиканской ничьей - гарантированным взаимным уничтожением...
И сейчас не верится мне в исправление нравов. История время от времени ставит над нами социологические эксперименты, словно проверяет,- а как там человечество, исправляется или нет. 70 лет жили по кодексу строителя коммунизма, поколения сменились, но только разрешили хапать - тут и началось. И это не только мы такие, так везде. Затопило Новый Орлеан - пожалуйте, начались грабежи...
|
Здесь я, в основном, разделяю позицию Вовы.
Но слава Богу, что человечество хоть формально изживает звериное наследие своего прошлого. Само признание прав человека в споре с государством (Властью) - серьёзный формальный прогресс.
Пока двигателем истории будут материальные интересы людей, настоящего нравственного прогресса ожидать вряд ли стоит. Капитализм довёл до апофигея страсть к наживе и конкуренцию. Сотрудничество и взаимопомощь притаились только в семье, которая в свою очередь переживает кризис. Необходимая для ускоренного материального прогресса свобода личности, обеспеченная юридическими правилами, сыграла с нравственностью злую шутку. Индивидуализм и культ силы, карьеризм и узкая специализация рано или поздно приведут нынешнее развитие в тупик, признаки которого уже грозно маячат на горизонте (экологическая катастрофа и истощение ресурсов). Перманентное упование на научно-технологический прогресс может обезоружить человечество перед лицом неожиданных, пока ещё не известных напастей.
Возможно, верный путь к спасению могла бы дать идея гармонического развития личности и нравственного прогресса. Но после экономического краха реального «коммунизма» она скомпрометирована в глазах обывателей и умышленно оболгана новыми идеологами (старыми исполнителями). Образовавшийся вакуум могла бы заполнить Вера. Но и тут, как всегда и везде, дело поганят суетные интересы церковных иерархов, не чуждых мирского тщеславия и властолюбия.
Хочется верить, что методом проб и ошибок, кризисов и катаклизмов, люди найдут верную и спасительную дорогу. Может, действительно, идеи Добра и Красоты помогут в этом поиске. Кто знает?…
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19600 |
|
|
|
Vova17:
Вы пропели прекрасный гимн нравственному прогрессу человечества, в который лично я, откровенно говоря, не верю. <...>
Да, наговорил я тут не очень красивые вещи... |
Не стану оспаривать Ваш “анти-гимн” Соглашусь и с тем, что написал ув. Арбатовец. Но при этом не откажусь и от своего “гимна”. И я прав, и вы правы
Налицо противоречие. Тезис - антитезис- …синтез. Синтез?...
Помните, как возник этот тред? Он отпочковался от темы о компьютерах. А там мы спорили о “ИИ”, о новой, “кибернетической эволюции” (признав, правда, сам этот термин неудачным) и т. д. “Синтез” возвращает нас к этой теме.
Биологическая эволюция соорудила великолепный фундамент для нового строительства. И уже много этажей держатся на этом живом фундаменте: цивилизация.. культура…нравственность… Но сколь ни велик задел творчества, созданный живой природой, потенциал его не беспределен.. Человек ведь остался живым существом, с огромными, но ограниченными его биологической природой возможностями, и не свободным от животных(“шкурных”) потребностей…
Не поэтому ли провалилась прекрасная, в сущности, коммунистическая идея?
Хайдук: мы не знаем потолка своих генов и что они нам запрещают, чего нас лишают и чего нам никогда не будет доступным |
|
|
|
номер сообщения: 8-193-19601 |
|
|
|
Вот откопал ещё один симпатичный и оригинальный этюд:
Ничья
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19602 |
|
|
|
Напрашивается 1.h3
1. ...Крh5. 2.Лв6 с1Ф. 3.Сf7+
1. ...g4. 2.Лh8+ Крg5. 3.hg C:g4. 4.Лh1 Cf3+
Наверно, надо 4.Се6 влепить
Возьмёт, тогда уже Лh1,
ферзя поставит 4. ...с1Ф, тогда мы уже слона после 5.Лg8+ реквизируем
Где же этюд?
Хотя он же может 4....Сf3+ и 5....с1Ф сыграть
Тут наверно 1.Лв1 играется
И что-нибудь вроде 1....cb. 2.C:b1 e3. 3.C:f5 e2. 4.Cg4 e1Ф. 5.f3 с крепостью
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 8-193-19603 |
|
|
|
Тепло, временами горячо. Но точного решения пока нет.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19605 |
|
|
|
Да, не той я пешкой крепость подкрепил.
на 5.f3 чёрные постепенно загоняют белых в цугцванг и побеждают.
5.h3 нужно бы. Конечно, ход 4.Сg4!! заслуживает двух восклицательных знаков. Это тоже нужно прибавить к решению.
Но меня заинтересовал и вариант
1.h3 g4. 2.Лh8+ Крg5. 3.hg C:g4. 4.Крg3
4....c1Ф. 5.Лg8+
Нет ли тут ничьей?
Шаховать, а если король отойдёт от слона, брать королём, избегая потери слона после Фa3+
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 8-193-19609 |
|
|
|
Обережний герой: Да, не той я пешкой крепость подкрепил.
на 5.f3 чёрные постепенно загоняют белых в цугцванг и побеждают.
5.h3 нужно бы. Конечно, ход 4.Сg4!! заслуживает двух восклицательных знаков. Это тоже нужно прибавить к решению.
|
Верное решение.
Другой вариант не убеждает. Надо бы проверить с компом...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19610 |
|
|
|
5....Крh6.
6.Кр:g4 Фg1+.
7.Крh3 Ф:f2.
Если нет вилки какой-нибудь, как выиграть?
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 8-193-19611 |
|
|
|
Обережний герой:
5....Крf6.
6.Кр:g4 Фg1+.
7.Крh3 Ф:f2.
8.Лg2
А может быть 8.Cc4 сразу
Если нет вилки какой-нибудь, как выиграть? |
По моему, выигрыш у чёрных должен быть. Но нужны анализы (можно ли избежать вилки).
Значит, вопрос поставлен так: есть ли побочное решение?
Когда Чеховер создавал этюд, компов и в проекте не было. Чем чёрт не шутит, может и найдётся второе решение. Но в любом случае основной вариант проще, красивее и убедительнее.
Остальное лично для меня не столь важно...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19612 |
|
|
|
Налимов говорит - есть вилка!
Белые при своём ходе проигрывают за 25 ходов
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 8-193-19613 |
|
|
|
Обережний герой: Налимов говорит - есть вилка!
Белые при своём ходе проигрывают за 25 ходов |
Как мог знать это Чеховер?!
Да были люди в наше время!...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19615 |
|
|
|
Есть ещё один вариант:
1.h3 g4.
2.hg c1Ф
3.fg e3!
4.fe Фс2+ с выигрышем
Чуть-чуть везде до ничьей не хватает:
4.Лb4+ Крg5
5.Cc4 ef.
6.Cf1 Фс6+ если бы не пешка f
6.Лb5+ и 7.Сf1 с ничьей
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 8-193-19619 |
|
|
|
При разборе замечательного этюда Чеховера, как в зеркале, отразилась двойственность новейших достижений человечества. С одной стороны, как удобно, заглянул в налимовские таблицы - и все - выигрыш есть, этюд правильный, а с другой стороны, облегченный поиск истины запускает инфляционные процессы в очень тонкой среде.
Представьте, что комп нового поколения начнет штамповать этюдные шедевры, как блины...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19635 |
|
|
|
Vova17: Представьте, что комп нового поколения начнет штамповать этюдные шедевры, как блины... |
Этюды шедёврами не бывают, а лишь игрой случая |
|
|
номер сообщения: 8-193-19637 |
|
|
|
Хайдук:
Этюды шедёврами не бывают, а лишь игрой случая |
Ария Германа из "Пиковой дамы".
Однако этот индетерминист неважно кончил...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19638 |
|
|
|
Хайдук: Vova17: Представьте, что комп нового поколения начнет штамповать этюдные шедевры, как блины... |
Этюды шедёврами не бывают, а лишь игрой случая |
В конечном счете, все можно считать игрой случая, вплоть до существования нас с Вами. А можно и не считать...
Любой творческий процесс во многом зависит от мелких случайностей, тем не менее, хочется верить в закономерность явлений. Когда создаешь что-нибудь толковое, то вряд ли самому себе покажется, что это случайность.
Другое дело в футболе. Тут все просто, когда забивают твоей команде - это досадная случайность, когда забивает родная команда - это железная закономерность.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19639 |
|
|
|
Vova17:
Тут все просто, когда забивают твоей команде - это досадная случайность, когда забивает родная команда - это железная закономерность. |
Зачем далеко ходить шахматистам. Закон, подтверждённый многовековой практикой:
ты выигрываешь - закономерно, противник выигрывает - случайно.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19641 |
|
|
|
Vova17: Любой творческий процесс во многом зависит от мелких случайностей, тем не менее, хочется верить в закономерность явлений. Когда создаешь что-нибудь толковое, то вряд ли самому себе покажется, что это случайность. |
Дело в том, что сама игра в шахматы хаотична по своей природе и есть нагромождение случайно возникающих (выдумываемых этюдистами) позиций, в которых может быть или не быть закономерный план игры. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19643 |
|
|
|
Хайдук: Vova17: Любой творческий процесс во многом зависит от мелких случайностей, тем не менее, хочется верить в закономерность явлений. Когда создаешь что-нибудь толковое, то вряд ли самому себе покажется, что это случайность. |
Дело в том, что сама игра в шахматы хаотична по своей природе и есть нагромождение случайно возникающих (выдумываемых этюдистами) позиций, в которых может быть или не быть закономерный план игры. |
Слышал одну фразу. Случайность - это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться под чем-то своим именем.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19644 |
|
|
|
Vova17: Слышал одну фразу. Случайность - это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться под чем-то своим именем. |
Даже если Бог играет в жмурки, от этого случайность не становится менее случайной или более обоснованной, она остаётся объективным фактом. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19646 |
|
|
|
Хайдук: Vova17: Слышал одну фразу. Случайность - это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться под чем-то своим именем. |
Даже если Бог играет в жмурки, от этого случайность не становится менее случайной или более обоснованной, она остаётся объективным фактом. |
Ув. Хайдук, если Вы гроссмейстеру проиграете (в шахматы, конечно, а не в жмурки), это будет случайность или закономерность? |
|
|
номер сообщения: 8-193-19652 |
|
|
|
LB: Ув. Хайдук, если Вы гроссмейстеру проиграете (в шахматы, конечно, а не в жмурки), это будет случайность или закономерность? |
Закономерностью будет, ибо гросс лучше улавливает закономерности случайно возникающих позиций . И больше опыта у гросса, много-чего запомнил |
|
|
номер сообщения: 8-193-19653 |
|
|
|
Хайдук: LB: Ув. Хайдук, если Вы гроссмейстеру проиграете (в шахматы, конечно, а не в жмурки), это будет случайность или закономерность? |
Закономерностью будет, ибо гросс лучше улавливает закономерности случайно возникающих позиций . И больше опыта у гросса, много-чего запомнил |
Шахматы – система, развивающаяся в направлении нарастания упорядоченности. Чем выше уровень игроков, тем меньше случайностей в их игре. А чем хуже человек разбирается в шахматах, тем труднее осознает закономерность ходов - и в партиях мастеров и в этюдах. И тем большее значение придает случайностям.
Приходится признать, что осознание закономерностей в шахматах, а следовательно, и их красоты, доступно только посвященным.
Хайдук: <…> сама игра в шахматы хаотична по своей природе и есть нагромождение случайно возникающих (выдумываемых этюдистами) позиций <…> |
По-моему, утверждать такое на шахматном форуме – это как говорить в Божьем Храме, что Бога нет.
Впрочем, Ваше признание “закономерности случайно возникающих позиций”(!) смягчает сей грех.
|
|
|
номер сообщения: 8-193-19659 |
|
|
|
LB: Впрочем, Ваше признание “закономерности случайно возникающих позиций”(!) смягчает сей грех.
|
Я тоже позабавился подчёркнутой фразой.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19661 |
|
|
|
Закономерность случайного... Красиво звучит.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19670 |
|
|
|
Vova17: Закономерность случайного... Красиво звучит. |
И не только звучит... Эстетическое чувство хорошо улавливает "реальную" диалектику случайного и закономерного, единичного и всеобщего
--------------------------
Еще этюд, довольно сложный, по-моему
Выигрыш |
|
|
номер сообщения: 8-193-19685 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|