|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Arbatovez: kaleid:
...другой ключик к понимание так сказать "внутренная" красота это полотно это понятие катарзис.Опять изобрен древние греки и исползовано в произведения исскустве дабы после переживания драматичных перипетиями нашли художествений израз зрителей душевно очиститься и как итог ведят себя порядочно,морално. |
!
Вот и мерило отыскалось.
Я всегда подозревал, что красота без нравственности - побрякушка-потаскушка. Кто хочет, тот и пользует трактует её на свой манер...
|
Знаете, я тут заглянул в 'Илиаду' Гомера. Ну же кровавая эпопея. Гомер-тo, старый слeпой, не мог точно вспомнить, в каком городе родился-склероз!,постыдился бы с таким смаком убийства описывать. А война-то шла, между прочим, не вопреки красоте. А из-за нее. Из-за Елены Прекрасной Троянской. Ну, где "красота спасет мир'? Где катарсис? Кровавая "Илиада" стала учебником войны и жизни для Александра Македонского,.. Не только Вагнера. Чайковского слушали в третьем рейхе... Искусство отдельно, а нравственность отдельно?
Ребята в этой теме у нас чистый Талмуд получился. Сказал рабби Элиэзер... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19256 |
|
|
|
Solovey: А война-то шла, между прочим, не вопреки красоте. А из-за нее. Из-за Елены Прекрасной Троянской. Ну, где "красота спасет мир'? Где катарсис? Кровавая "Илиада" стала учебником войны и жизни для Александра Македонского,.. Не только Вагнера. Чайковского слушали в третьем рейхе... Искусство отдельно, а нравственность отдельно? |
Вот потому я и глаголю, что красота поверхностна. У войн и убийств своя перверзная эстетика, полнокровное и правдивое литературное или кистью описание жестокостей обладает высокой художественной стоимостью. Очень часто отрицательные герои как продукт исскуства стоят выше, чем положительные. В литературе (без поэзии) о красоте как-бы не приходится говорить, там рулят реалистичность и убедительность характеров, ценностей и взаимоотношений. Про добро или зло, значения не имеет |
|
|
номер сообщения: 8-193-19257 |
|
|
|
Solovey не надцениваете ли значение исскуство.
Война и социальние беды коренятся у испорченых людские отношения.
Исскуство не способно лечить человеческая природа пмсм,но катарзис конечно если не изменяет в хорошая сторона человек,то не изменяет человек и к плохая сторона.
Причина в человек а не в произведение исскуство.
Или так скажем мне нравится комедии Удхауса.В его произведения есть илюстрации человеческая глупост.Конфликти там на бытовая основа.Нет кровопролития и т.д.
Но както человек не хочется уподобляться на его героями.
Уверен что полотна Йеронимуса Боша не способны натворит беды в отличие от некоторые философских системах,который даже не является исскуство а експерты нам представляет как наука на ползе человеческого рода.
Это конечно сугубо личное мнение
п.с. полотно "Несение креста" меня с первом взгляде понравилось без значение что там уродливых человеческих образах преобладает.
А скажем некоторый картинах Пикассо у меня не вызивает никаких приятных ощущениях.А его славят как гений живописе. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19258 |
|
|
|
Добавлю только что если человек с неукрепшая психика надо смотреть "Вик" Мунка или кровавый филм и не видел никогда скажем произведения Микеланджело то как считаете какой вкус будет воспитан в его.И как он будет ведет себя если даже не может себя представит что есть и полотна Микеланджело в мире? |
|
|
номер сообщения: 8-193-19259 |
|
|
|
kaleid: Война и социальние беды коренятся у испорченых людские отношения. Исскуство не способно лечить человеческая природа. |
Исскуство влияет, но неизвестно насколько. Исскуством люди переживают то, чего в жизни никогда не удасться. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19261 |
|
|
|
Мерило красоты, как видим, опять ускользает. И неудивительно, поскольку "человек есть мера всех вещей", в том числе красоты. А все человеки - разные.
Возможно, поиск объективных критериев красоты следовало бы вести в направлении психобиометрики:
исследовать реакции испытуемых на всякого рода "эстетические" тесты и попытаться установить некие "нормы". В конце концов, есть же законы "золотого сечения"...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19262 |
|
|
|
Arbatovez: Мерило красоты, как видим, опять ускользает. И неудивительно, поскольку "человек есть мера всех вещей", в том числе красоты. А все человеки - разные.
Возможно, поиск объективных критериев красоты следовало бы вести в направлении психобиометрики:
исследовать реакции испытуемых на всякого рода "эстетические" тесты и попытаться установить некие "нормы". В конце концов, есть же законы "золотого сечения"...
|
"Человек есть мера всех вещей" - это формула Протагора. Он, как известно, был софист и скептик.
Платон его уважал, но недолюбливал. Он, Платон, напротив, все пытался доказать, что и этика, и эстетика покоятся на совершенно объективных основаниях и не зависят от человеческого произвола. Но что-то на нашем форуме маловато последователей Платона - последователи Протагора явно преобладают. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19263 |
|
|
|
Идея Arbatovezа мне нравится |
|
|
номер сообщения: 8-193-19264 |
|
|
|
Pirron: "Человек есть мера всех вещей" - это формула Протагора. Он, как известно, был софист и скептик.
Платон его уважал, но недолюбливал. Он, Платон, напротив, все пытался доказать, что и этика, и эстетика покоятся на совершенно объективных основаниях и не зависят от человеческого произвола. Но что-то на нашем форуме маловато последователей Платона - последователи Протагора явно преобладают. |
Так как все мы люди, а не звери , общее есть, конечно, но по отношению к эстетике искать того как-бы не стоит – разброс и свобода слишком большие. Объективные основания у этики кажутся более отчетливыми, чему стали свидетелями, скажем, во время скандала между Крамником и Топаловым в Элисте |
|
|
номер сообщения: 8-193-19267 |
|
|
|
Хайдук:
Так как все мы люди, а не звери , общее есть, конечно, но по отношению к эстетике искать того как-бы не стоит – разброс и свобода слишком большие. Объективные основания у этики кажутся более отчетливыми, чему стали свидетелями, скажем, во время скандала между Крамником и Топаловым в Элисте |
А я подозреваю, что разброс мнений в оценке музыки или живописи был бы столь же незначительным, как и в этике. Дайте детям или незомбированным взрослым портреты кисти Рембрандта, пейзажи Левитана или "маринажи" Айвазовского вперемешку с ЧК Малевича и "криком" Мунка и поинтересуйтесь, какие картины предпочли бы они повесить в своей гостиной, рабочем кабинете или спальне. Убеждён, что более 90% выберут классиков. То же самое будет и в музыке. Видимо, существуют какие-то общие для людей психобиогармонические константы (вроде идей Платона), которые позволяют судить об объективных основах (восприятия) красоты.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19270 |
|
|
|
Arbatovez: А я подозреваю, что разброс мнений в оценке музыки или живописи был бы столь же незначительным, как и в этике... Видимо, существуют какие-то общие для людей психобиогармонические константы (вроде идей Платона), которые позволяют судить об объективных основах (восприятия) красоты. |
В этике как-бы заранее предписано как надо поступать в зависимости от ситуации или нетрудно найти этичный способ поведения - число вариантов небольшое. Однако мы не знаем заранее что нам покажется красивым, разнообразие большое и непредсказуемое. Новое обычно красиво из-за своей необычности и свежести. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19275 |
|
|
|
Хайдук:
Однако мы не знаем заранее что нам покажется красивым, разнообразие большое и непредсказуемое. Новое обычно красиво из-за своей необычности и свежести. |
Конечно, заранее не знаем (разве что про "Доктора Живаго" - не читал, но осуждаю).
Тем не менее, в предложенном разнообразии человек ориентируется неким эстетическим чувством, как компасом, выбирая "красивое", а не уродливое. И у большинства этот выбор заранее можно предвидеть. Значит, некие константы (платоновские идеи), по-видимому, заложены в генах.
А новое и необычное, как правило, радует глаз, ласкает ухо и греет душу короткое время. Надолго остаётся лишь то, что удовлетворяет классическим ("объективным") канонам.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19276 |
|
|
|
Arbatovez: Хайдук:
Однако мы не знаем заранее что нам покажется красивым, разнообразие большое и непредсказуемое. Новое обычно красиво из-за своей необычности и свежести. |
Конечно, заранее не знаем (разве что про "Доктора Живаго" - не читал, но осуждаю).
Тем не менее, в предложенном разнообразии человек ориентируется неким эстетическим чувством, как компасом, выбирая "красивое", а не уродливое. И у большинства этот выбор заранее можно предвидеть. Значит, некие константы (платоновские идеи), по-видимому, заложены в генах.
А новое и необычное, как правило, радует глаз, ласкает ухо и греет душу короткое время. Надолго остаётся лишь то, что удовлетворяет классическим ("объективным") канонам.
|
Платоновские идеи неподвижны и неизменны, а "классические каноны" в искусстве постоянно обновляются. Время от времени появляются люди, более или менее резко отрицающие то, что еще недавно казалось незыблемым. Если их отрицание оказывается плодотворным, оно само становится частью канона. Но вдруг вы правы и все эти изменения происходят только на поверхности, и где-то в глубине скрывается мир платоновских идей, которые и определяют - станет ли новое жизнеспособным, "каноническим",или его смоет волной новой моды?
Меня только смущает, что вы явно относите к этому самому канону произведения Шилова и не включаете в него, скажем, Кандинского. В такое случае ваше понимание "Канона" поверхностно: он весь у вас сводится к принципам реализма. Чтобы докопаться до платоновских идей(констант), надо рыть глубже... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19277 |
|
|
|
Pirron:
Платоновские идеи неподвижны и неизменны, а "классические каноны" в искусстве постоянно обновляются. Время от времени появляются люди, более или менее резко отрицающие то, что еще недавно казалось незыблемым. Если их отрицание оказывается плодотворным, оно само становится частью канона. Но вдруг вы правы и все эти изменения происходят только на поверхности, и где-то в глубине скрывается мир платоновских идей, которые и определяют - станет ли новое жизнеспособным, "каноническим",или его смоет волной новой моды?
Меня только смущает, что вы явно относите к этому самому канону произведения Шилова и не включаете в него, скажем, Кандинского. В такое случае ваше понимание "Канона" поверхностно: он весь у вас сводится к принципам реализма. Чтобы докопаться до платоновских идей(констант), надо рыть глубже... |
Я не могу достоверно судить о "каноническом" наборе идей (констант), будучи ограничен собственным эстетическим опытом и образованием. Возможно, некоторые творения модернистов отвечают платоновским критериям, я просто этого не знаю. Из того, что было продемонстрировано здесь ("кошка" Кандинского и проч.), ничто и близко не стоит к эзотерическим канонам, пмсм.
Только время может дать ответ на этот вопрос. Как бы ни тужились критики глубого или якобы
глубоко порыться в этой проблеме, вместо искомой собаки они рискуют откопать скелет вонючего скунса...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19284 |
|
|
|
Хайдук: Я не уверен, что сексуальная привлекательность является историческим источником эстетических ценностей А буквальное и высокоточное копирование генома вряд ли напоминает творческий процесс. Каким образом потом организм становится "творческой" машиной представляется большой загадкой.
|
Не “сексуальная привлекательность”, а потребность продолжения рода. Чем совершеннее биологический вид, тем больше времени и затрат требует выращивание потомства. Потребность продолжения рода альтруистична по сути, она противостоит другим (эгоистичным) потребностям (сохранения особи) и поэтому, видимо, невозможна без эмоционального подкрепления.
[Кстати. По-моему, именно бескорыстность (альтруистичность) связывает эстетическое отношение с нравственностью]
“Буквальное и высокоточное копирование генома” - ??? Новое слово в биологии?
Однако, Вы правы в том, что система, возникшая не-творческим путем, к творчеству не способна. Творчество никогда не начинается с “0”, оно только продолжается и самосовершенствуется.
Хайдук: В этике как-бы заранее предписано как надо поступать в зависимости от ситуации или нетрудно найти этичный способ поведения - число вариантов небольшое. Однако мы не знаем заранее что нам покажется красивым, разнообразие большое и непредсказуемое. |
Лихо.
В нравственной сфере - тоже “буквальное и высокоточное копирование генома” (то бишь заповедей)?
И никаких нравственных мук, заблуждений и творческих исканий правды, добра и справедливости?
Хайдук: Новое обычно красиво из-за своей необычности и свежести. |
Новое при всей своей "необычности и свежести" может оказаться безобразным, и очень часто - просто смешным
http://youtube.com/watch?v=ReWcRtesAMc
Кто скажет, что это красиво?
Благодаря чему люди отличает красивое от смешного и безобразного?
Arbatovez: Мерило красоты, как видим, опять ускользает. И неудивительно, поскольку "человек есть мера всех вещей", в том числе красоты. А все человеки - разные.
|
Извините меня, пожалуйста, но это софистика почище протагоровской. Если все человеки разные, то формула Протагора теряет всякий смысл, поскольку она подразумевает некий человеческий “инвариант”
kaleid:
Исскуство не способно лечить человеческая природа |
Художники о себе: “Мы не врачи, мы - боль” |
|
|
номер сообщения: 8-193-19305 |
|
|
|
Простите за оффтоп и банальность:
Божественной природы красоту
Ценили очень разные народы,
А Человек,чьё творчество я чту,
-Частица малая в творениях природы!
Мне ближе "платоновцы"... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19306 |
|
|
|
Pirron: "Человек есть мера всех вещей" - это формула Протагора. Он, как известно, был софист и скептик.
Платон его уважал, но недолюбливал. Он, Платон, напротив, все пытался доказать, что и этика, и эстетика покоятся на совершенно объективных основаниях и не зависят от человеческого произвола. Но что-то на нашем форуме маловато последователей Платона - последователи Протагора явно преобладают. |
Вспомним Канта.
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и
благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, -
звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. |
Звёздное небо - вещь более-менее объективная. Моральный закон (а значит и другие категории типа красоты) - возможно в какой-то степени тоже, иначе вряд ли люди смогли о чём-либо договориться вообще. Но, с другой стороны, моральный закон во мне, то есть без человека не обойдёшься. Так что в каком то смысле и Платон и Протагор правы.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-193-19307 |
|
|
|
cтарик: Простите за оффтоп и банальность:
Божественной природы красоту
Ценили очень разные народы,
А Человек, чьё творчество я чту,
-Частица малая в творениях природы!
Мне ближе "платоновцы"... |
+
"А Человек, чьё творчество я чту,
-Частица малая в творениях природы!"
++ |
|
|
номер сообщения: 8-193-19308 |
|
|
|
LB: Потребность продолжения рода альтруистична по сути, она противостоит другим (эгоистичным) потребностям (сохранения особи) и поэтому, видимо, невозможна без эмоционального подкрепления. |
У альтруизма глубокие генетические корни, конечно, с тех давних пор, как геномы стали кооперироваться в многоклеточных организмах. Я бы не стал искать корни эстетических чувств так далеко, ибо становится слишком спекулятивным и недоказуемым. Можно начать с тем, что каким-то путём нам свойственно испытывать к окружающему миру «положительные» отношения как более низменого удовольствия, так и более возвышенной красоты. Слишком мало знаем про химию мозгов и душ, чтобы копаться вглубь.
система, возникшая не-творческим путем, к творчеству не способна. Творчество никогда не начинается с “0”, оно только продолжается и самосовершенствуется. |
По-прежнему смысл термина «творчество» оставляет желать лучшего.
В нравственной сфере - тоже “буквальное и высокоточное копирование генома” (то бишь заповедей)?
И никаких нравственных мук, заблуждений и творческих исканий правды, добра и справедливости? |
Хоть и в меньшей степени по сравнению с эстетикой, многие этические ситуации релятивны и содержат не более чем индивидуальные «истины», которые имеют значение только для меня и никого другого. В этом смысле «нравственные муки, заблуждения и творческие искания» оказываются не более чем бурей в стакане воды, совершенно необязательные для кого-либо ещё. Разумеется, в абстрактных рассуждениях мало толку, нужно разбирать конкретные морально-этические ситуации.
Новое при всей своей "необычности и свежести" может оказаться безобразным, и очень часто - просто смешным. |
Новое в природе почти всегда красиво, а вот новые и неожиданные выкрутасы нашего брата могут быть пошлыми и отталкивающими.
Arbatovez: Мерило красоты, как видим, опять ускользает. И неудивительно, поскольку "человек есть мера всех вещей", в том числе красоты. А все человеки - разные.
|
Если все человеки разные, то формула Протагора теряет всякий смысл, поскольку она подразумевает некий человеческий “инвариант” |
Имхо, не имеет смысла искать объективные истоки переживания красоты.
Исскуство не способно лечить человеческая природа...
Художники о себе: “Мы не врачи, мы - боль” |
Исскуство есть выражение жизни души, иногда опыт души помагает другой душе, но как, где, кому мы не знаем |
|
|
номер сообщения: 8-193-19318 |
|
|
|
LB:
Потребность продолжения рода альтруистична по сути, она противостоит другим (эгоистичным) потребностям (сохранения особи) |
Взрослые львы в прайме часто убивают львят из другого прайма. Видимо, из альтруистических соображений и в целях сохранения рода...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19323 |
|
|
|
Хайдук:
“Слишком мало знаем про химию мозгов и душ, чтобы копаться вглубь.” |
<…>многие этические ситуации релятивны и содержат не более чем индивидуальные «истины», которые имеют значение только для меня и никого другого. В этом смысле «нравственные муки, заблуждения и творческие искания» оказываются не более чем бурей в стакане воды, совершенно необязательные для кого-либо ещё. <…>
‘Имхо, не имеет смысла искать объективные истоки переживания красоты.” |
Понятное дело: истоки нравственных и эстетических переживаний в “химии мозгов и душ” |
|
|
номер сообщения: 8-193-19329 |
|
|
|
Arbatovez: LB:
Потребность продолжения рода альтруистична по сути, она противостоит другим (эгоистичным) потребностям (сохранения особи) |
Взрослые львы в прайме часто убивают львят из другого прайма. Видимо, из альтруистических соображений и в целях сохранения рода...
|
Так и есть: поголовье львов приходится “ограничивать” – уж больно они прожорливы.
Львы, конечно, довольно “аморальные” типы, спят сутками, о потомстве не заботятся и даже не охотятся – жрут то, что львица принесет. Могут и собственных львят сожрать.
Другое дело – львицы. Выносят все “тяготы альтруизма “ |
|
|
номер сообщения: 8-193-19330 |
|
|
|
номер сообщения: 8-193-19331 |
|
|
|
LB:
Львы, конечно, довольно “аморальные” типы, спят сутками, о потомстве не заботятся и даже не охотятся – жрут то, что львица принесет. Могут и собственных львят сожрать.
Другое дело – львицы. Выносят все “тяготы альтруизма “ |
Львы не спят сутками. Они каждые двадцать минут спариваются с очередной львицей из прайда.
Такая работа в поте лица, точнее морды, конечно, требует некоторых привилегий, одной из которых является освобождение (в основном) от охоты на мелкоту.
Но вопрос о поедании чужих львят не поддаётся рациональному объяснению с позиции сохранения вида. Похоже, что львам нужно во что бы то ни стало распространить именно свои гены и ликвидировать чужие. Получается, что для льва свой вид заканчивается границами прайда.
Так же ведут себя и коммодорские драконы (вараны). Биологическая "иродиада" не исчерпывается этими примерами, решительно разрушая благостную картину идиллической гармонии живой природы....
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19336 |
|
|
|
Самцы многих видов не прочь полакомиться своим потомством.Даже всеми нами любимые домашние собаки.Съедать они своих детей не съедают(поскольку обычно бывают сыты), но играют с ними таким зверским образом, что вполне могут убить щенка. Однако наибольшее возмущение у меня вызывают самки, пожирающие после спаривания самцов. Это уже действительно переходит всякие границы. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19342 |
|
|
|
Pirron: Однако наибольшее возмущение у меня вызывают самки, пожирающие после спаривания самцов. Это уже действительно переходит всякие границы. |
|
|
|
номер сообщения: 8-193-19344 |
|
|
|
Arbatovez: Биологическая "иродиада" не исчерпывается этими примерами, решительно разрушая благостную картину идиллической гармонии живой природы....
|
У меня и в мыслях не было изображать благостную картину.
[Разделяю возмущение ув. Пиррона фактами негуманного обращения с представителями пола, к коему мы имеем несчастье принадлежать. ]
Речь не о “идиллической гармонии живой природы”, а об её противоречивости, потому что факты альтруистичного поведения животных*** столь же несомненны, как и факты шкурничества. Эстетические и нравственные ценности явно противостоят эгоистическим интересам, их связывает бескорыстность и альтруистичность.
И роль эстетического чувства состоит именно в том, чтобы превратить потребность рода (историческую необходимость) в сиюминутную потребность особи.
При этом конфликтность между эгоистическими и альтруистическими интересами, естественно сохраняется, но уже в интериоризированной (перенесенной в сознание) форме.
***
"Самый страшный враг южноафриканских павианов не лев, могучий, но слишком тяжелый для того, чтобы лазать по деревьям за своей добычей, а леопард, который добирается до места, недоступного для льва, и убивает, как и лев, одним ударом лапы.
Натуралист Евгений Маре, три года живший среди павианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег около тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов - самцы, самки, малыши, словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой леопард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на яремной вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не могли не ощущать смертельную опасность. Но стадо они спасли.
Рассматривая не только высших позвоночных, но и насекомых, особенно социальных, мы найдем почти у каждого вида такие инстинкты, способности, обычно считающиеся монополией человека, как героическая охрана потомства и забота о нем, взаимовыручка в опасности, самоотверженная защита стада и т.п. "
В.П. Эфроимсон
РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА
(Этика с позиций эволюционной генетики человека) |
|
|
|
номер сообщения: 8-193-19347 |
|
|
|
LB:
***
"Самый страшный враг южноафриканских павианов не лев, могучий, но слишком тяжелый для того, чтобы лазать по деревьям за своей добычей... |
|
Для львов-подростков, зато, нет более изощрённых садистов, чем эти самые павианы.
По "Планете" передавали прикольный сюжет: в африканской саванне неуклюжие львята преследовали долговязого павиана, который своим вихляющим, дразняще-танцующим бегом ненашутку рассердил юных хищников. Когда те уже готовились совершить над ним законную расправу, павиан проворно вскарабкался наверх по какому-то гладкоствольному древу и сверху стал в нахальном упоении оскорблять их непристойными жестами и уморительными гримасами. Львята пытались залезть на
дерево, но их когти соскальзывали с голой поверхности ствола.
Апофеозом торжества павиана было поливание львят сверху струёй павианьей мочи. При этой процедуре экзекутор воспроизводил почти человечьи междометия, напоминающие возгласы спартаковских фанатов при взятии ворот ЦСКА.
Опозоренные и пристыженные будущие "цари африканской фауны" вскоре понуро ретировались...
Как после этого не гордиться нашими предками! И прочь сомнения - мы определённо произошли от обезъян: кто ещё в животном мире обладает столь человечьим чувством юмора?...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-193-19354 |
|
|
|
Хайдук: LB: Потребность продолжения рода альтруистична по сути, она противостоит другим (эгоистичным) потребностям (сохранения особи) и поэтому, видимо, невозможна без эмоционального подкрепления. |
У альтруизма глубокие генетические корни, конечно, с тех давних пор, как геномы стали кооперироваться в многоклеточных организмах.
|
Вцеплюсь в этот тезис, пожалуй. Сомневаюсь в альтруистичности процесса продолжения рода. Природа, по-моему, достаточно позаботилась о том, чтобы этот процесс не являлся подвигом. В одном из фантастических рассказов Лема (к сожалению, название запамятовал) один поклонник истинного альтруизма изобрел некую гадкую микстурку, которая сам процесс продолжения рода делала отвратительным для участников. И отравил этим воду. Логика у изобретателя была следующая: чтобы люди подходили к продолжению рода сознательно и ответственно, необходимо сам процесс превратить в тяжелую и неприятную работу. Именно тогда, по мысли автора изобретения, люди крепко подумают прежде чем подойти к делу, в следствие чего ответственность участников возрастет, а там и человечество постепенно улучшит свою породу. Человек этот очень плохо кончил. Кажется, был растерзан толпой женщин, что свидетельствует о недостатке альтруистических генов в человеческом геноме. Вообще, пмм, альтруизм это скорее философия, чем биологическая данность. Помощь своим близким - это не альтруизм. Вот помощь дальним, это другое дело. Но помощь не любая, а анонимная. Когда
богатый человек жертвует публично на детский дом свои деньги и при этом произносит в телевизор красивые речи, купается в лучах софитов - это уже не альтруизм, а бизнес. Деловой человек зарабатывает себе репутацию щедрого, заботящегося о бедных и сирых доброго человека. Из этой репутации он потом выжмет свой процент. Я не говорю, что это плохо. Это хорошо. Но только с настоящим альтруизмом это никак не соприкасается.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19356 |
|
|
|
Arbatovez: Как после этого не гордиться нашими предками! И прочь сомнения - мы определённо произошли от обезъян: кто ещё в животном мире обладает столь человечьим чувством юмора?...
|
Когда группу подопытных обезьян поселили на площадке, отгороженной от птицефермы дощатым забором, они быстро нашли для себя “достойное” развлечение.
Подолгу неподвижно высиживали у забора, поджидая, когда какая-нибудь курица подойдет поближе. И приходили в восторг, когда удавалось схватить зазевавшуюся птицу и отвернуть ей голову. |
|
|
номер сообщения: 8-193-19357 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|