ChessPro online

Что есть красота и как её определяют люди?

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

242

Jester_Buffoon

initium
Nequaquam

29.03.2008 | 19:55:23
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: А сектантов, с их премудрыми брошюрами, я и на порог к себе не пускаю
А христиане с их премудрыми брошюрами тоже ведь когда-то считались сектантами!
Под общепринятое определение "тоталитарной секты" можно подвести представителей любой конфессии, по-моему.
Кстати, а FIDE - не секта?

__________________________
maya idam sarvam
номер сообщения: 8-193-17357

243

Vova17

кмс

29.03.2008 | 21:56:50

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Пройдя по ссылке, обнаружил на сайте кроме статьи Нуйкина и фрагменты из статьи великого математика Анри Пуанкаре "Математическое творчество". В этой статье есть одно место, где Пуанкаре описывает красоту математики и как эстетическое чувство помогает в научном творчестве.
Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!
Но каковы математические характеристики, которым мы приписываем свойства красоты и изящества и которые способны возбудить в нас своего рода эстетическое чувство ? Это те, элементы которые гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может охватить их целиком,угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувст и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония дает нам возможность предчувствовать математический закон. Итак как это было сказано выше, единственными фактами, способными обратить на себя наше внимание и быть полезными, являются те, которые подводят нас к познанию математического закона. Таким образом, мы приходи к следующему выводу: полезные комбинации это в точности наиболее красивые, т. е. те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профана до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним.
Что же, таким образом, происходит? Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому оно и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными.
Это только гипотеза, но есть наблюдение, которое ее подтверждает: внезапное озарение, происходящее в уме математика, почти никогда его не обманывает, но иногда случается, что оно не выдерживает проверки, и тем не менее почти всегда замечают, что если бы эта ложная идея оказалась верной, то она удовлетворила бы наше естественное чувство математического изящества.
Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-193-17358

244

Arbatovez


Москва

29.03.2008 | 22:02:32
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Отличная цитата из Пуанкаре. А кто-то математику называл галиматьёй ....


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17359

245

Quantrinas

Любитель
НН / R

29.03.2008 | 22:11:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Пройдя по ссылке, обнаружил на сайте кроме статьи Нуйкина и фрагменты из статьи великого математика Анри Пуанкаре "Математическое творчество". В этой статье есть одно место, где Пуанкаре описывает красоту математики и как эстетическое чувство помогает в научном творчестве.

Это и физикам-теоретикам очень близко. Критерий "красоты" теории, хоть и не формализуется, но очень уважается.


__________________________
Audiatur et altera pars
номер сообщения: 8-193-17360

246

saluki

29.03.2008 | 23:08:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Интересно, что автор этой статьи - материалист, причем материализм для него разумеется само собой. Мне казалось, что материализм сейчас в России в загоне, что он систематически подавляется государством и каждый, кто желает "идти в ногу со временем", норовит примкнуть к той или иной разновидности идеализма. Или материалистическая традиция все-таки в России по-прежнему сильна?


Конечно сильна - более того, она должна, по моим представлениям, по-прежнему доминировать среди профессионалов - все-же в МГУ и далее это было единственно возможной позицией. и я - только за)
номер сообщения: 8-193-17361

247

LB


Петербург

30.03.2008 | 12:58:49
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Quantrinas:
Vova17: Пройдя по ссылке, обнаружил на сайте кроме статьи Нуйкина и фрагменты из статьи великого математика Анри Пуанкаре "Математическое творчество". В этой статье есть одно место, где Пуанкаре описывает красоту математики и как эстетическое чувство помогает в научном творчестве.

Это и физикам-теоретикам очень близко. Критерий "красоты" теории, хоть и не формализуется, но очень уважается.


Пуанкаре совершенно гениально раскрыл связь красоты с творчеством. С одной стороны, эта связь указывает на сущность эстетического. А с другой – отвечает на трудный вопрос психологии творчества: каким образом сознание выбирает из хаоса подсознания только нужное и необходимое.
То есть эстетическое чувство выступает как инструмент отбора не только по отношению к внешнему миру, но и по отношению к миру собственного бессознательного.

В связи с этим приведу самоцитату.

В творчестве людей продолжается и воспроизводится творчество природы, но воспроизводится на более высокой ступени. А предшествующей ступенью творчества была эволюция, создавшая человеческую популяцию. И может быть, главным результатом этой фазы творчества природы было создание качественно новой формы творчества - то есть более совершенной формы самоё себя. Иначе говоря, человек продолжает “творение” мира по тем же фундаментальным законам, что и создавшая самого человека природа. Основные факторы эволюции – наследственность, изменчивость и отбор, – сохраняются в творчестве людей, но в качественно новой и более совершенной форме.
Красивые явления и идеи парадоксальны, или, по крайней мере, необычны. (А если человек увидел красоту в чем-то привычном, что прежде его не волновало, то он всё-таки удивился чему-то новому, - в увиденном или в самом себе.) В любом случае все красивое рождается вследствие нарушения сложившихся закономерностей и играет в творчестве ту же роль, какую в биологической эволюции выполняют нарушающие наследственность мутации. В живой природе судьбу мутаций определяет естественный отбор. Эстетический отбор действует несравнимо эффективнее, потому что эстетическое чувство способно к предвосхищению: оно умеет с самого начала отличать (по некоторым признакам и не всегда верно) жизнеспособные (полезные) “мутации” от вредных или бесперспективных
номер сообщения: 8-193-17362

248

Хайдук

31.03.2008 | 06:06:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: В творчестве людей продолжается и воспроизводится творчество природы, но воспроизводится на более высокой ступени. А предшествующей ступенью творчества была эволюция, создавшая человеческую популяцию. И может быть, главным результатом этой фазы творчества природы было создание качественно новой формы творчества - то есть более совершенной формы самоё себя.

Как-то неточно и нестрого выглядит . С какой кстати наше творчество выше того природы? Давно известно, что открытия науки превосходят и самые смелые фантазии. Чего только стоят концепции квантовой механики, даже сам Всевышний не мог бы догадаться о таких.

Эстетика - это одно, а истина и творческие усилия для её достижения - другое. Истина обычно красива, наверное из-за того, что у нас другого выбора назвать что-нибудь красивым попросту нет Однако большинство практически важных и трудных проблем плохо структурированы, хаотичны, требуют скучных астрономических вычислений, что красивым никак не назовёшь. Вы догадались, что сюда относятся и шахматы - красота в шахматах бывает локальной, в целом они не что иное как сумбурное нагромождение вариантов, скорее всего. Недавно после многолетних усилий при помощи компьютеров решили игру в шашки - сомневаюсь, что решение показалось красивым довольным и утомлённым учёным. После нескольких лет напряженного труда екип из 12-ти (!) мировых экспертов разошлись в изнемощении, так и не согласившись верно ли доказательство (с помощью компьютера) предложения Кеплера о наиболее экономичном нагромождении (в форме пирамиды) апельсинов на деревенских базарах . Спросите у экспертов красиво ли доказательство...

Разумеется, бывает и субъективное творчество, то бишь исскуство, оно уже красиво по определению. Вообще, эстетика только в наших головах, в то время как истина по определению вне и независима от наших усилий и (эстетических) оценок. Разумеется, то, что происходит в наших головах, тоже подлежит изучению с (объективной) точки зрения истины и может показаться нам эстетичным и т.д.
номер сообщения: 8-193-17363

249

LB


Петербург

31.03.2008 | 19:18:53
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
Эстетика - это одно, а истина и творческие усилия для её достижения - другое. Истина обычно красива, наверное из-за того, что у нас другого выбора назвать что-нибудь красивым попросту нет Однако большинство практически важных и трудных проблем плохо структурированы, хаотичны, требуют скучных астрономических вычислений, что красивым никак не назовёшь. Вы догадались, что сюда относятся и шахматы - красота в шахматах бывает локальной, в целом они не что иное как сумбурное нагромождение вариантов, скорее всего. Недавно после многолетних усилий при помощи компьютеров решили игру в шашки - сомневаюсь, что решение показалось красивым довольным и утомлённым учёным. После нескольких лет напряженного труда екип из 12-ти (!) мировых экспертов разошлись в изнемощении, так и не согласившись верно ли доказательство (с помощью компьютера) предложения Кеплера о наиболее экономичном нагромождении (в форме пирамиды) апельсинов на деревенских базарах . Спросите у экспертов красиво ли доказательство...

Разумеется, бывает и субъективное творчество, то бишь исскуство, оно уже красиво по определению. Вообще, эстетика только в наших головах, в то время как истина по определению вне и независима от наших усилий и (эстетических) оценок. Разумеется, то, что происходит в наших головах, тоже подлежит изучению с (объективной) точки зрения истины и может показаться нам эстетичным и т.д.


Тогда еще одна самоцитата
Известно, что серьезные профессиональные занятия искусством или наукой требуют от человека огромного напряжения сил. И можно утверждать, что рациональное осознание объективной (общественной) значимости этих дел (равно как и общественное признание и материальное стимулирование) само по себе не является ни достаточным ни необходимым стимулом (мотивом) для их совершения. Только идеальные побудительные силы, к коим в первую очередь относится эстетическая привлекательность художественного и научного творчества действительно необходимы, только они делают тяжелый труд художников и ученых – а значит и само существование науки и искусства – возможным. Более того, как писал Гегель: ” Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и при том таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. <…> Ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью... то мы должны сказать, что ничто великое в мире не совершилось без страсти” (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I --XIV. М.--Л., М., 1932—1959, том 8, стр23)
Необходимо подчеркнуть: признание огромной роли и необходимости идеальных побудительных сил, - или страстей, по определению Гегеля - во всем значительном, что совершается людьми отнюдь не означает отрицания объективной основы человеческой деятельности. Речь идет только о субъективации объективной необходимости, как способе (форме, механизме) ее реализации. Гегель называл это явление “хитростью мирового разума”. Он писал: ”Бог дает людям действовать, как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, которые всецело отличны от целей, руководивших теми, которыми он пользуется”. ( Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I --XIV. М.--Л., М., 1932—1959 Том 1, стр. 318-319 )

Объективна или субъективна красота? Об этом спорят не первый век.
Моё мнение: красота существует вне человека, но не существует без человека.Т. е. красота – объективная ценность, которая реализуется только в контексте творческой (эстетической) деятельности людей. А само эстетическое чувство конечно субъективно – в оценке можно ошибиться и признать красивым то, что эстетической (творческой) ценностью вовсе не является. Или наоборот…
номер сообщения: 8-193-17364

250

Vova17

кмс

31.03.2008 | 20:22:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Объективна или субъективна красота? Об этом спорят не первый век.
Моё мнение: красота существует вне человека, но не существует без человека.Т. е. красота – объективная ценность, которая реализуется только в контексте творческой (эстетической) деятельности людей. А само эстетическое чувство конечно субъективно – в оценке можно ошибиться и признать красивым то, что эстетической (творческой) ценностью вовсе не является. Или наоборот…


Согласен абсолютно!

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-193-17365

251

Arbatovez


Москва

31.03.2008 | 21:13:49
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17:
LB:
Объективна или субъективна красота? Об этом спорят не первый век.
Моё мнение: красота существует вне человека, но не существует без человека.Т. е. красота – объективная ценность, которая реализуется только в контексте творческой (эстетической) деятельности людей. А само эстетическое чувство конечно субъективно – в оценке можно ошибиться и признать красивым то, что эстетической (творческой) ценностью вовсе не является. Или наоборот…


Согласен абсолютно!


Но есть ещё животные и марсиане...


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17366

252

LB


Петербург

01.04.2008 | 11:11:20
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Патрик Зюскинд. Поединок
http://lib.misto.kiev.ua/ZUSKIND/kampf.txt
номер сообщения: 8-193-17368

253

Arbatovez


Москва

01.04.2008 | 13:04:30
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Патрик Зюскинд. Поединок
http://lib.misto.kiev.ua/ZUSKIND/kampf.txt


Это скорее о психологии, нежели о красоте. Самоуверенность невежды часто внушает неуверенность в знатока. Особенно если толпа наблюдающих олухов жаждет чуда...


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17369

254

LB


Петербург

01.04.2008 | 13:34:30
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Arbatovez: Самоуверенность невежды часто внушает неуверенность в знатока. Особенно если толпа наблюдающих олухов жаждет чуда...

Чуда жаждут не только олухи...
номер сообщения: 8-193-17373

255

Vova17

кмс

01.04.2008 | 13:35:08

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Патрик Зюскинд. Поединок
http://lib.misto.kiev.ua/ZUSKIND/kampf.txt


Остап Бендер во Франции...

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-193-17374

256

LB


Петербург

02.04.2008 | 09:41:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Если бы мне предложили написать сочинение по рассказу Зюскинда (как в школе -почти 50 лет назад), то я бы выдал примерно следующее.

Красота – достояние дерзкой юности, бросающей вызов традициям. Благоразумие принадлежит старости, знающей цену ошибкам. “Претенденту” мало выиграть шахматную партию – ему нуждо продемонстрировать превосходство смелой и красивой игры над обветшалым и трусоватым здравомыслием. Одну за другой бросает он свои пешки в топку атаки: главное – сохранить энергию нападения. Симпатии болельщиков на его стороне. Да что там говорить – они просто ему завидуют.

"Он играет так, как хотят играть они, но никогда на это не решаются. Они не понимают, почему он играет так, как он играет, и им это даже все равно, более того, они, возможно, догадываются, что играет он до самоубийственного рискованно. Но они тем не менее хотели бы уметь играть так, как он: великолепно, триумфально, по-наполеонски. Не так, как Жан, боязливая, нерешительная игра которого им понятна, поскольку они сами играют не иначе, чем он, только чуть хуже. Игра Жана благоразумна. Она упорядочена, правильна и раздражительно скучна. Черноволосый же каждым ходом творит чудеса. Он отдает в жертву собственного ферзя, чтобы перевести слона на G7 – когда, скажите, вы еще такое видели? Они стоят тронутые до глубины души перед лицом такого деяния. Теперь он может играть, как ему захочется, они пойдут за ним, вслед за каждым его ходом до самого конца, будь тот счастливым или печальным. Сейчас он их герой и они его любят..."

Логика, однако, берёт своё - чуда не происходит. Даже в игре человек не может освободиться от объективных законов борьбы, как бы ему того не хотелось. Если в формуле "2x2=4" нет никакой красоты, то её нет и в утверждении, что 2х2=5. Истинная красота состоит не в пренебрежении истиной, а в предвосхищении её обновления.

'Через семь, восемь обоюдосторонних ходов доска опустевает. Итог битвы для черных оказывается ужасающим: у них остается всего лишь три фигуры, а именно, король, ладья и одна пешка. Белые же, наряду с королем и ладьей, уберегли от Великого побоища своего ферзя и четыре пешки. У любого сообразительного человека, наблюдавшего за игрой, теперь не могло быть больше никаких сомнений на тот счет, кто выиграет эту партию. И действительно… Сомнений нет. Ибо по-прежнему (это видно по лицам, пылающим от боевого задора и возбуждения) зрители и в виду растущей беды убеждены в том, что их избранник одержит победу! Они по-прежнему поставили бы на него какую угодно сумму и дали бы гневный отпор малейшему намеку на возможность его проигрыша. "

Здравый смысл, тем не менее, победил: "Пренебрежительно опрокинув щелчком пальца своего короля, молодой человек встал, не удостоил ни единым взглядом ни своего противника, ни публику, не попрощался и ушел".
Но это была пиррова победа. Старый Жан не был ей рад.

"Жан был вынужден признаться себе, что он восхищался незнакомцем, точно так же, как другие – мало того, он даже хотел, чтобы тот выиграл и наиболее эффектным и гениальным образом наконец преподнес ему, Жану, урок поражения, ждать которого столько лет ему уже надоело. Жан хотел, чтобы его освободили наконец от бремени быть самым сильным и выигрывать у всех, хотел, чтобы злобный народец зрителей, эта завистливая банда, получила свое удовлетворение, чтобы все успокоились, наконец… "

Всё, что мы называем романтикой, основывается на стремлении к новому, нетривиальному и тесным образом связано с красотой. Тяга к обновлению жизни, желание вырваться из круга обыденности свойственны, наверное, каждому человеку. Другое дело, что не каждый способен совершать ради этого поступки, лежащие на грани здравого смысла, а тем более “за гранью”. Но и самый здравомыслящий человек нет-нет да и позавидует в глубине души “безумству храбрых”. Так вот и старый Жан, столкнувшись с красотой безрассудства, презирает себя за робкую “правильность“, сделавшую его жизнь такой бесцветной.
номер сообщения: 8-193-17383

257

Vova17

кмс

02.04.2008 | 13:40:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Красота – достояние дерзкой юности, бросающей вызов традициям. Благоразумие принадлежит старости, знающей цену ошибкам. “Претенденту” мало выиграть шахматную партию – ему нуждо продемонстрировать превосходство смелой и красивой игры над обветшалым и трусоватым здравомыслием. Одну за другой бросает он свои пешки в топку атаки: главное – сохранить энергию нападения. Симпатии болельщиков на его стороне. Да что там говорить – они просто ему завидуют.


Сказано красиво. Этими словами можно было бы описать волшебную игру молодого Таля... но никак не безымянного брюнета из рассказа Зюскинда. Красота, в шахматах во всяком случае, должна быть исполнена смысла, а чернявый незнакомец, просто, плохо играет в шахматы. Он играет так плохо, что сам не понимает своей якобы смелости.

Интерпретация Арбатовца мне кажется наиболее правильной.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-193-17385

258

Arbatovez


Москва

02.04.2008 | 15:08:14
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Всё, что мы называем романтикой, основывается на стремлении к новому, нетривиальному и тесным образом связано с красотой. Тяга к обновлению жизни, желание вырваться из круга обыденности свойственны, наверное, каждому человеку. Другое дело, что не каждый способен совершать ради этого поступки, лежащие на грани здравого смысла, а тем более “за гранью”. Но и самый здравомыслящий человек нет-нет да и позавидует в глубине души “безумству храбрых”. Так вот и старый Жан, столкнувшись с красотой безрассудства, презирает себя за робкую “правильность“, сделавшую его жизнь такой бесцветной.


Кто-то, может, позавидует, а лично я посмеюсь. Безоглядная гусарская "красота", не основанная ни на понимании игры, ни на точном расчёте по большому счёту ИМХО есть признак шахматного дурновкусия дилетантов, оценивающих красоту "по толщине пожертвованной фигуры".
Правильная игра не синоним бесцветности. Бывает, что единственным правильным продолжением игры должна быть прямая атака с жертвами ("имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой его потери"). А красота авантюры сродни блеску игры блефующего мошенника. Можно вспомнить завершение васюкинского сеанса. Да и финал ильфо-петровского романа...


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17387

259

LB


Петербург

02.04.2008 | 16:09:33
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Уважаемые Arbatovez и Vova17, а у вас какая версия?
"Олухи" - согласитесь, не объяснение.
И почему история с этим пижоном так подействовала на беднягу Жана?
номер сообщения: 8-193-17388

260

Arbatovez


Москва

02.04.2008 | 17:50:49
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Уважаемые Arbatovez и Vova17, а у вас какая версия?
"Олухи" - согласитесь, не объяснение.
И почему история с этим пижоном так подействовала на беднягу Жана?


Похоже, литературная манера Зюскинда (вспомним "Парфюмера") не лишена гротеска. Чем-то неуловимым его рассказ мне напомнил гоголевский "Нос". Может, усталость от постоянных побед и напряжение от ожидаемого фиаско сделали из него неврастеника с дрожащими руками. Уж не предложена ли нам своеобразная трактовку ухода Фишера из шахмат? Во всяком случае, проблемным героем рассказа является не мраморно-невозмутимый молодой пижон (так и хочется добавить - "с медальным профилем"), а рефлексирующий Жан, роковым образом зависящий от мнения олухов, а не от своего собственного. Я бы ему для излечения от недуга посоветовал помнить пастернаковскую строчку: "но пораженья от победы ты сам не должен отличать". И пусть переквалифицируется в шахматные композиторы, чтобы оправдать наше обсуждение его художественной персоны в этой теме...


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17389

261

Vova17

кмс

02.04.2008 | 18:07:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Уважаемые Arbatovez и Vova17, а у вас какая версия?
"Олухи" - согласитесь, не объяснение.
И почему история с этим пижоном так подействовала на беднягу Жана?


На мой взгляд, тут мы вступаем в туманную область фрейдизма. Приведу несколько характерных цитат.

Он по собственной воле поддался неодолимому сиянию самонадеянности, гениальности и юношеского нимфа этого выскочки. Поэтому он играл так чрезмерно осторожно.


Жан был вынужден признаться себе, что он
восхищался незнакомцем, точно так же, как другие - мало того, он даже хотел, чтобы тот выиграл и наиболее эффектным и гениальным образом наконец преподнес ему, Жану, урок поражения, ждать которого столько лет ему уже надоело. Жан хотел, чтобы его освободили наконец от бремени быть самым
сильным и выигрывать у всех, хотел, чтобы злобный народец зрителей, эта завистливая банда, получила свое удовлетворение, чтобы все успокоились,
наконец...

И еще.
Но потом, конечно же, он опять одержал победу. И эта победа была для него самой неприятной во всей его шахматной карьере, ибо, чтобы предотвратить ее, он на протяжении всей партии самоотрекался, и унижался, и
складывал оружие перед самым презренным халтурщиком в мире.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 8-193-17390

262

Pirron

02.04.2008 | 19:02:11

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вы, ЛБ, в вашей интерпретации не замечаете авторской иронии. Черноволосый - отнюдь не молодой Таль, бросающийся в головокружительные атаки с рискованными, подчас - некорректными, но всегда красивыми жертвами. Черноволосый просто не умеет играть в шахматы. Поначалу он делает, как и все новички, бестолковые, мнимоактивные ходы ферзем. Потом просто зевает ферзя(отнюдь не жертвует).Потом идет на самоубийственные размены. Делает ход в надежде на то, что противник зевнет мат в один ход. И когда надежда не сбывается, сдается. Но толпа - под влиянием его внешности, победоносной невозмутимости, самоуверенности - вообразила, что имеет дело с гением. Бессмысленные ходы она принимает за непостижимо глубокие. До самого конца она не желает расстаться со своей иллюзией.Но шахматы, в отличие от искусства или политики, объективны. Иллюзия рассеивается. Все разочарованы. В том числе и Жан, поддавшийся влиянию толпы и тоже возжаждавший чуда...
номер сообщения: 8-193-17391

263

Arbatovez


Москва

02.04.2008 | 19:32:20
Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Черноволосый "Таль" просто попытался провести сеанс массового гипноза ("Марио и волшебник" Т.Манна). Увы, Жан оказался крепким орешком. И хотя у него дрожали руки, но преодолев колдовские чары, он из последних сил всё-таки сделал ход g3, избегнув мата по первой линии.
Что свидетельствует о стойком нордическом типе характера старика. Зюскинд пропел гимн неувядающей творческой силе ветерана-антифашиста!


__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
номер сообщения: 8-193-17393

264

LB


Петербург

02.04.2008 | 23:25:17
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Всё верно. Не такой Зюскинд плохой писатель, чтобы его рассказ все толковали одинаково.
Вы говорите – Таль… Но не все же романтики и авантюристы гениальны как Таль и Бендер. (Жан – тоже не Ботвинник) Не все могут как Таль, но многие хотят, пытаются. А почему хотят?
Люди до такой степени находятся под обаянием красоты, что перестают быть объективными в своих суждениях.”(Ласкер.)
Вот отсюда и ясно “почему хотят” … Но и Ласкер был поборником 'здравого смысла' больше на словах, чем на деле. (Похоже на то, что сам себя уговаривал ) Любимый анекдот Ласкера я уже приводил.

Arbatovez: Правильная игра не синоним бесцветности. Бывает, что единственным правильным продолжением игры должна быть прямая атака с жертвами ("имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой его потери"). А красота авантюры сродни блеску игры блефующего мошенника.

Конечно, если бы люди наперед знали ЧТО правильно и могли бы все просчитать, красота и вовсе была бы не нужна. Красота по природе своей не слишком надежная, парадоксальная и довольно авантюрная “дама”. Но без неё выбрать правильное из “неправильного” просто невозможно.
номер сообщения: 8-193-17395

265

Хайдук

03.04.2008 | 04:38:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Красота по природе своей не слишком надежная, парадоксальная и довольно авантюрная “дама”. Но без неё выбрать правильное из “неправильного” просто невозможно.

Правильное красоте рознь. Мы не знаем почему правильное обычно красиво (для нас, а не само по себе!). Может быть потому, что и мы дети правильного мира (истинной в себе реальности) и невольно повинуемся правильным правилам. Красота - субъективный факт нашего, животных и марсиан Арбатовца сознания, который (объективную) истину не колышет.
номер сообщения: 8-193-17396

266

Хайдук

03.04.2008 | 04:44:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Arbatovez: Безоглядная гусарская "красота", не основанная ни на понимании игры, ни на точном расчёте по большому счёту ИМХО есть признак шахматного дурновкусия дилетантов, оценивающих красоту "по толщине пожертвованной фигуры"... А красота авантюры сродни блеску игры блефующего мошенника.

+64!
номер сообщения: 8-193-17397

267

Хайдук

03.04.2008 | 05:10:08

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Объективна или субъективна красота? Об этом спорят не первый век. Моё мнение: красота существует вне человека, но не существует без человека.

Йезуитский ответ По мне, центр красоты в нашей голове. Даже если не взаимодействуем с миром, мы можем творить красивые иллюзии, сны, галлюцинации, спекуляции. Красота - факт души и сознания, то бишь субъективный по природе и происхождению. Внешний мир на красоту нас только заводит, вроде вид привлекательной особи
LB: красота – объективная ценность, которая реализуется только в контексте творческой (эстетической) деятельности людей. А само эстетическое чувство конечно субъективно – в оценке можно ошибиться и признать красивым то, что эстетической (творческой) ценностью вовсе не является. Или наоборот...

Творчество эстетике рознь. Нельзя "ошибиться" в оценке эстетичного, ибо суть и стоимость эстетичного уже налицо в самой-то оценке (отношении), что "это - прекрасно". Истина не имеет ничего общего, строго говоря, с фактами и оценками эстетическими, их (истины и красоты) взаимоотношения произвольны и некоррелированны.
номер сообщения: 8-193-17398

268

Хайдук

03.04.2008 | 05:37:00

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Идеальные побудительные страсти с натяжкой можно назвать эстетическими. Страсть к познанию (объективной истины) - не то, что страсть к прекрасному , хотя познавательный процесс часто сопровождается эстетическими переживаниями. Какая "хитрость мирового разума" может проглядывать за управляющими нами страстями? "Субъективация объективной необходимости" не более, чем клише - ясно, что если захочем, мы можем действовать немотивированно как раз с целью демонстрации свободного выбора (в некоторых физических предалах, конечно, что тривиально). Объективная необходимость по Гегелю заключается в другом: самодостаточности и следовательно неизбежной необходимости уникального мира в себе из себя и для себя (к себе опять).
номер сообщения: 8-193-17399

269

Хайдук

03.04.2008 | 08:12:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хотел бы предложить уважаемому Saluki выдвинуть на обсуждение в качестве примера хотя бы один модерный и значительный философский вопрос, дабы все мы почувствовали чем занимается современная философия
номер сообщения: 8-193-17400

270

Pirron

03.04.2008 | 14:51:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Формула "Красота - объективна, но не существует без человека" не столько иезуитская, сколько диалектическая( в гегелевском смысле этого слова). Я всегда относился к диалектике с подозрением, но в этой формуле есть какое-то обаяние. Чем больше я в нее вдумываюсь, тем привлекательней она мне кажется. Хотя, конечно, если мы отрицаем диалектику, то формула эта самопротеворечива( красота объективна, но она субъективна) и нуждается в уточнении.
номер сообщения: 8-193-17403

271

Хайдук

03.04.2008 | 18:38:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Формула "Красота - объективна, но не существует без человека" не столько иезуитская, сколько диалектическая( в гегелевском смысле этого слова). Я всегда относился к диалектике с подозрением, но в этой формуле есть какое-то обаяние. Чем больше я в нее вдумываюсь, тем привлекательней она мне кажется. Хотя, конечно, если мы отрицаем диалектику, то формула эта самопротеворечива( красота объективна, но она субъективна) и нуждается в уточнении.

Диалектика тут непричём, формулу легко понять как внешние предметы, на которые мы смотрим и это вызывает некоторые внутренние ощущения, которые мы определяем как эстетические. К тем же самым предметам тигр может быть безразличен или даже оскаливаться на оные . Ясно, что суть тут в пережевании, а оно происходит в нашей душе по неведомым нам причинам
номер сообщения: 8-193-17405