|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александра Свиридова
Я годами снимала для проекта Спилберга выживших в войну евреев. Их истории не знаю, когда будут преданы огласке. Я разглашать не имею права – все права на все истории у Спилберга. Но я коротенько, он не заметит…
Они жили рядом в одной украинской деревне – два дома, две семьи. Евреи и украинцы. Дети-погодки дружили, отцы помогали друг другу. А потом война. Построили евреев, вывели за село, дали лопаты, те вырыли себе яму, разделись, как велено, сложили вещички на кучу, сами в яму сошли, повернулись, как велено - чтоб убийцам стрелять удобнее было, - и всех расстреляли. А девочка – ей пять-шесть было, - прекрасно видела, что расстреливал их ее сосед. Голая, она упала вместе со всеми, кто-то упал слева и справа, а сверху присыпали их землей. Полежала она какое-то время и поняла, что не умерла. Что как-то прикрыли ее – мама или отец – и пуля ее миновала. Яма еще стонала и шевелилась, когда она потихоньку выбралась из-под трупов. Голая, грязная – в чужой крови, и мокрой земле, пошла она в село, когда стемнело.
Ночью постучала в окно… соседу. Тому самому, что расстрелял ее.
- Как?! – задохнулась я.
- А к кому еще? – спокойно развела она полвека спустя руками. – Ему одному объяснять не надо было, откуда я такая пришла…
И сосед открыл. Увидел её. Впустил. Нагрел воды. Поставил таз в избе, посадил ее и долго отмывал. Он с рождения её знал. Отмыл, вытер, высушил волосы, накормил-напоил. Одел в одежку своей дочери, спать уложил подле себя. Пару дней подержал у себя, и в какую-то из ночей поднял, вышел с ней за село, и долго вел ее куда-то в другую деревню. Где приняла ребенка другая семья. Спрятала, выходила, вырастила её, как украинку.
Но удивилась девочка больше всего тому, что мебель из их дома уже вся стояла в доме соседа. И она чувствовала себя у него как дома |
Сценаристка мультика про мамонтёнка |
|
|
номер сообщения: 8-121-95961 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-95962 |
|
|
|
Ага. Человек на 99% - функция. Вот у нас сейчас завелись мыши(на 11-м то этаже :-) ) Я ловлю на липучку и выбрасываю. Был бы один - не ловил бы. Жалко - маленькие. А так - "молчи". Наполеон об этом же: "я даже довольно добрый человек". Проповедь Христа в призыве убивать в себе функцию. Точнее - беспрестанно умалять. Не всякому дано. Лично мне мало. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95963 |
|
|
|
И именно для того, чтобы не было возможно подобное, Иисус провозглашает отмену всех человеческих связей - "Отцом своим не называйте никого на земле" - но тут же обьясняет, что наоборот - это укрепляет все человеческие связи - но уже на другом фундаменте: "получите ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей". |
|
|
номер сообщения: 8-121-95964 |
|
|
|
Какие же человеческие связи могут связать нас с этими мерзкими гадинами? |
|
|
номер сообщения: 8-121-95965 |
|
|
|
Лично я, Роджер, надеюсь только на присущее Вам милосердие! Вот даже Михал Мойсеич, деливший всех людей кроме себя на идиотов(Полугаевский, Колмогоров, Каспаров, ...) и кретинов (директор его НИИ с секретаршей, Карпов, ...) как то снисходил до окружающих. Что уж говорить o Вас, известном в наших кругах(и, уверен, далеко за их пределами) бесконечной добротой! |
|
|
номер сообщения: 8-121-95969 |
|
|
|
Михаил Моисеич вроде лекций по христианской морали не читал. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95970 |
|
|
|
Я исключительно с просветительских позиций. Никоим образом не выставляя себя как христианина.
Короче, уповаю на Ваше милосердие, друг Роджер. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95971 |
|
|
|
Roger: В деревне Бог живёт не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит, выдаёт
девицу за лесничего и, в шутку,
устраивает вечный недолёт
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же всё это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-95972 |
|
|
|
Вообще говоря, как говаривал Спасский, такие эпитеты в устах Микки (так он называл МБ), являлись похвалой. Хуже, если эпитетов не находилось...
К слову, а вот Ландау действительно вешал ярлыки (змеи,Постники, Гнусы, Зануды и т.д.), но у него была и логарифмическая шкала оценки таланта... |
|
|
номер сообщения: 8-121-95973 |
|
|
|
Недавно этот стихотворение вспоминал, когда мне попался монолог Анишы из "Ровесницы века" (она же "Вам привет от бабы Леры") Бориса Васильева.
— Думаешь, ты в городе когда жил? — обращалась она к своему привычному оппоненту чаще про себя, но порой и вслух. — Нужен ты им, очень даже! Ты там по церквам прятался, понятно? А в деревне в каждой избе проживал, а в церкву только к службе ходил, как все равно что поп. Ты в хозяйстве тут нужен был, пособлял, сколько мог, а не пособлял, так плакались тебе, мысли тайные шептали, просили, чего уж очень хотелось, — жениха, корову или смерти ко времени. И другим ты у нас тут был, совсем не то что в городе: там вроде начальника, а у нас вроде как родич, вроде свой, кровный даже, только жил давно, смерть за нас, за мир наш вот этот, деревенский, принял, и на небо тебя за это забрали. И ты глядишь сверху, всех знаешь, и обо всем тебе ведомо: вон Антип Самсоныч соли тайком припас да и не говорит никому, ждет, покуда цена подымется; вон Санька Извеков обратно от вдовой Верки на зорьке выскочил, и сапоги в руке; вон бабка Акулина чужого петуха черной водой окатывает, чтоб ее кур топтал, а не своих собственных. Все ты у нас знал, обо всем ведал, а в городе — ну, что тебе в городе, что тебе за житье было? Ничего ты про них не знал и знать не мог, потому как в запертой церкви тебя держали, будто фраера, а потом и навовсе сбросили. Думаешь, это деревня-дура тебя вредным объявила? Ой, старик, ну чего ты, чего мелешь-то? Город тебя опиумом объявил, город! А ты с обиды все перепутал и нас наказал. Нас, деревню то есть. Народ загубил хозяйство, скотину под корень повывел, а теперь вон, слыхала я, лес на нас напутаешь. Да знаю я про лес, знаю, не пугай очень-то. Двадцать семь зим не была, а приехала, и, здрасте, лес на дворе. В красном углу лопух вырос — это зачем так-то, а? Мало что семью всю начисто вывел, мало что меня сквозь каторгу проволок — хочешь, чтоб и само место, где свет увидела, лесом заросло? Да неужто за то злобишься, что из города тебя поперли да церкви твои позакрывали? Так на город и злобствуй, а на нас-то за что? А-а, молчишь. Либо уж и сам забыл, за что, либо и не знал никогда. Что, тебе русский мужик на мозоль, что ли, наступил? Чего лютуешь, старый, опомнись!.. |
Повесть опубликована, кажется, в 80-х, но похоже, что написана тоже в 60-е. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95974 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: Мешает то, что человек относится не к медвежьим, а к приматам, то есть к стайным животным. Социальность в homo sapiens прошита генетически. И эта прошивка нормальным человеком, не социопатом, ощущается как мораль. Таковая существует всегда и везде, в том числе и в обществах, не знающих трансцендентной моральной санкции (античном, например). |
я как то слушал лекции по различным биологическим аскпетам нашего вида. приматы, в целом, очень агрессивный вид (или отряд? сорри, плохо знаю терминологию на русском). хомо сапиенс и конкретно хомо сапиенс сапиенс - один из наиболее агрессивных среди всех приматов. стайность (социальность) вовсе не идёт рука об руку с "моралью". ген жесткости, не инструментальной/функциональной жестокости, а жестокости как бы чрезмерной (добивание, садизм) - сильно активирован у нас. насколько помню, процент внутривидового истребления (уничтожения) у хомо сапиенс сапиенс очень высокий. даже по отношению к приматам.
если говорить с позиции исторической перспективы, то геноцид проходит нитью через весь наш исторический поток. это почти всегда геноцид или ассимиляция. когда уровень племенной организации позволял контролировать и мужчин - то истребление заменялось на рабство (более прогрессивная модель).
даже у Докинза в "эгоистичном гене" про это есть. я пишу "даже", потому что он там прилагает очень много усилий, чтобы с биологической тз объяснить (доказать) пользу альтруизма. как бы готовя почву, к некой эволюционной видовой морали.
христианская мораль (особенно раннее христианство, до канонизации) идёт глубоко вразрез с нашей биологией, противоречит ей. как и множество других человеческих (исторических) конструкций упорядочивания. как например, и куча античных, восточных верований итд. думаю, Вы не хуже меня знаете. сорри за лекцию, я просто к тому, что наша биология (и стайность в частности) ни к какому моральному кодексу не предрасполагает. это всё культура. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95975 |
|
|
|
Michael_S: монолог Анишы из "Ровесницы века" (она же "Вам привет от бабы Леры") Бориса Васильева. |
Здорово. Тевье тоже с Богом советовался, ругался, и попрекал его. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95976 |
|
|
|
Кьюб
я просто к тому, что наша биология (и стайность в частности) ни к какому моральному кодексу не предрасполагает. это всё культура. | 1. А совесть? (Муки совести также реальны, как и муки зависти!)
2. А Солидарность? (Как и ненависть)
3. А самопожертвование во имя...?
Другое дело, что индивидуальные моральные качества могут нивелироваться в толпе или в строю, заглушаться пропагандой и угрозами, но всегда найдутся те, кто их проявит! |
|
|
номер сообщения: 8-121-95977 |
|
|
|
Cube2:
я как то слушал лекции по различным биологическим аскпетам нашего вида. приматы, в целом, очень агрессивный вид (или отряд? сорри, плохо знаю терминологию на русском). |
Приматы - большой отряд, разнообразный. Говорить о какой-то агрессивности отряда в целом странно.
Даже если брать только парвотряд (это не то на два не то на три уровня ниже, чем отряд) узконосых обезьян, то и то, насколько знаю, далеко не все виды в нем агрессивны. Хотя очень многие.
Более того, в небольшом по количеству видов надсемействе человекообразных обезьян имеется семейство гиббоновых, где, насколько понимаю, конфликты принято решать криками и руганью, а не дракой и убийствами. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95978 |
|
|
|
Я позволю себе в виде полу - шутки заметить, что в каком-то плане люди похожи на муравьев. У нас есть разделение труда и социальных функций: кто-то воюет или грабит, кто-то лечит, кто-то возделывает, кто-то правит. Это как бы на роду написано. А Если точнее, то заложено в психике. Независимо от прочих факторов, эта картина подходит под гауссово распределение в каждом поколении... |
|
|
номер сообщения: 8-121-95979 |
|
|
|
Cube2: хомо сапиенс и конкретно хомо сапиенс сапиенс - один из наиболее агрессивных среди всех приматов. |
насколько помню, процент внутривидового истребления (уничтожения) у хомо сапиенс сапиенс очень высокий. даже по отношению к приматам. |
ну как бы номер раз - у нас этот процент всю точно известную историю непрерывно снижается, а что там было на уровне "просто сапиенса" не очень понятно, потому что у неандерталов примерно столько же найдено останков погибших явно от других приматов, и мы до сих пор точно не знаем, воевали ли мы с ними, или все со всеми, и вообще чё там было. ну и добавим к этому, что хомо - это уже очень инструментальный примат, которому убивать, в том числе и себе подобных, просто намного удобнее. в коротком всплеске ярости когти и зубы не так разрушительны, как дубина или сталь.
т.е. следует понимать, что уже вот это вот все - это скорее про идеологическую заряженность читающего лекцию, а не про объективный взгляд.
стайность (социальность) вовсе не идёт рука об руку с "моралью". ген жесткости, не инструментальной/функциональной жестокости, а жестокости как бы чрезмерной (добивание, садизм) - сильно активирован у нас. |
мораль для стаи состоит в интересах стаи, а не в интересах еды стаи. и про "чрезмерную жестокость" - это тем более заряженный посыл, никакого смысла в беседе о биологии не имеющий. абсолютное большинство мясоедов умеют убивать просто для своего удовольствия. кошки ловят всех наскомых, собаки ударно давят несъедобных лягушек, волки вообще убивают все что могут убить примерно всегда - а более мирные приматы обычно охотятся на других обезьян.
ну и здоровое соперничество с другими стаями своего вида, само собой, более чем обычное явление. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95980 |
|
|
|
Всем ориентироваться на бонобо. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95981 |
|
|
|
Roger: Всем ориентироваться на бонобо. |
миролюбие бонобо мягко говоря преувеличено |
|
|
номер сообщения: 8-121-95982 |
|
|
|
Roger: Всем ориентироваться на бонобо. |
i do my best |
|
|
номер сообщения: 8-121-95983 |
|
|
|
Roger: Михаил Моисеич вроде лекций по христианской морали не читал. |
Михаил Моисеич регулярно вещал о морали! Коммунистичeской! А Bы, похоже, пропустили его лекции мимо ушей :-(
Уверен, исключительно потому, что впитали её с молоком матери и с октябрятских времён были её образцом! Зачем Вам лекции?! |
|
|
номер сообщения: 8-121-95986 |
|
|
|
saluki: ..потому что у неандерталов примерно столько же найдено останков погибших явно от других приматов, и мы до сих пор точно не знаем, воевали ли мы с ними, или все со всеми, и вообще чё там было. |
не совсем верно, Салюки. кое-что мы да знаем. языковая революция около 60-70K лет назад дала весьма ощутимые результаты :) об этом, например, Ю.Н.Харари писал (не только). интересная беседа. надеюсь, мы вернёмся к ней через несколько дней. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95988 |
|
|
|
Cube2: языковая революция около 60-70K лет назад дала |
готов спорить, что нашей жизни эта цифра уже будет больше 100к, но и это нам нифига не даст. а узнать, насколько языковая революция имела место быть у неандерталов, мы видимо вообще никак не сможем |
|
|
номер сообщения: 8-121-95989 |
|
|
|
Cube2: я как то слушал лекции по различным биологическим аскпетам нашего вида. приматы, в целом, очень агрессивный вид (или отряд? сорри, плохо знаю терминологию на русском). хомо сапиенс и конкретно хомо сапиенс сапиенс - один из наиболее агрессивных среди всех приматов. стайность (социальность) вовсе не идёт рука об руку с "моралью". ген жесткости, не инструментальной/функциональной жестокости, а жестокости как бы чрезмерной (добивание, садизм) - сильно активирован у нас. насколько помню, процент внутривидового истребления (уничтожения) у хомо сапиенс сапиенс очень высокий. даже по отношению к приматам.
если говорить с позиции исторической перспективы, то геноцид проходит нитью через весь наш исторический поток. это почти всегда геноцид или ассимиляция. когда уровень племенной организации позволял контролировать и мужчин - то истребление заменялось на рабство (более прогрессивная модель).
даже у Докинза в "эгоистичном гене" про это есть. я пишу "даже", потому что он там прилагает очень много усилий, чтобы с биологической тз объяснить (доказать) пользу альтруизма. как бы готовя почву, к некой эволюционной видовой морали.
христианская мораль (особенно раннее христианство, до канонизации) идёт глубоко вразрез с нашей биологией, противоречит ей. как и множество других человеческих (исторических) конструкций упорядочивания. как например, и куча античных, восточных верований итд. думаю, Вы не хуже меня знаете. сорри за лекцию, я просто к тому, что наша биология (и стайность в частности) ни к какому моральному кодексу не предрасполагает. это всё культура. |
Про агреcсивность всё верно, но как одно противоречит другому? Геноцид и пр. тут вообще ни при чём - мораль всегда распространяется только на "своих". А вот само это понятие в разные эпохи и в разных обществах может включать в себя и несколько десятков особей, составляющих род, и всё человечество. Это очень грубо, на самом деле, как правило, есть разные градации "своих". Например, для современного цивилизованного человека близкие люди - в большей степени "свои", чем сограждане, а сограждане в большей степени "свои", чем иностранцы. И требования морали различаются в зависимости от градуса "свойства".
Нет ни одного социума, в котором бы не осуждалось убийство, воровство, обман по отношению к своим. Именно эти базовые вещи составляют основу любой моральной системы, в том числе и формально основанной на трансцендентной санкции. Альтруизм так же эволюционно обусловлен, как и эгоизм (см., например, "Эволюцию кооперации и альтруизма: от бактерий до человека" Сергея Маркова).
Никакая реальная мораль "идти вразрез с нашей биологией" не может в принципе. Именно потому в реальности самый верующий христианин другую щёку не подставляет и уж тем более не вырывает себе соблазняющий глаз. Потому что это идёт вразрез с биологией.
Roger: Всем ориентироваться на бонобо. |
Увы, наш ближайший родственник - не бонобо, а шимпанзе. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95990 |
|
|
|
Утверждение неверное - бонобо отделились от шимпанзе позже, чем люди. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95993 |
|
|
|
Генетически примерно одинаково:
The comparison of the genome sequences of bonobo, chimpanzee, and human show that humans differ by approximately 1.3% from both bonobo and chimpanzee.
|
Но поведенчески (агрессивность, иерархичность и пр.) люди куда ближе к шимпанзе. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95994 |
|
|
|
И должно быть одинаково, если бонобо и шимпанзе разделились позже. А что до поведения - человеческий спектр широкий, включает и тех, и других.
Шимпанзе, кстати, пытались обучить человеческим знаковым языкам. Если я правильно помню, какой-то лексикон им ещё можно было дать, но с синтаксисом было фиаско. |
|
|
номер сообщения: 8-121-95995 |
|
|
|
Roger:
человеческий спектр широкий, включает и тех, и других.
|
Широк человеческий спектр, я бы сузил до бонобо |
|
|
номер сообщения: 8-121-95997 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-95999 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-96000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|