|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Америке мы виделись не часто, чаще разговаривали по телефону. Довлатов звонил всегда по делу. С хорошей старинной вежливостью извинившись за беспокойство, он излагал дело ясно и немногословно, что заставляло и собеседника избегать словесной расхлябанности в ответе. Дальше, как правило, следовало нечто вроде примечания, разговорной сноски по поводу упомянутого в деловой части человека или события. В красивом голосе Довлатова появлялась интонация удивления и восторга, сдержанного удивления и сдержанного восторга. Передавая чьи-то слова, чей-то поступок, Сережа поражался и восхищался: вот ведь как неожиданно может высказаться или повести себя человек! Чудо творилось в телефонной трубке: информация преображалась в рассказ. Все стертые персонажи заурядного телефонного разговора, агенты деловых и житейских передряг превращались в героев саги, неповторимых и непредсказуемых. Даже мелкие люди, даже пошлые слова становились занимательными: вот ведь как необыкновенно мелок может быть человек, вот ведь как неожиданно пошл! Есть такое английское выражение "larger than life", "крупнее, чем в жизни". Люди, их слова и поступки в рассказе Довлатова становились "larger than life" — живее, чем в жизни. Получалось, что жизнь не такая уж однообразная рутина, что она забавнее, интереснее, драматичнее, чем кажется. Значит, наши дела еще не так плохи.
Я радовался, слушая Довлатова, и мне всегда хотелось ответить ему тем же, и тут проявлялось еще одно Сережино качество. Как ни редки талантливые рассказчики, но хорошие слушатели среди них еще реже. Сколько раз было замечено, как у только что пылавшего монологиста стекленеют глаза во время вашей реплики, вы сбиваетесь, торопитесь закончить, досадуя на себя и на собеседника, который, по сути дела, обманывал вас: ведь выясняется, он просто хотел поговорить, покрасоваться, а не сообщить вам что-то. Довлатов слушал всерьез и похохатывал от удовольствия в ударных местах вашего не такого уж умелого рассказа. Он был не просто благодарный слушатель. Он умел поистине художественно слушать и создал книгу небывалого жанра — "Соло на ундервуде", превратив в словесность, подлинно изящную, милый словесный сор застольных разговоров, случайных, мимоходом, обменов репликами, квартирных перепалок. Эфемерные конструкции нашей болтовни, языковой воздух, мимолетный пар остроумия — все это не испарилось, не умерло, а стало под его пером литературой. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91543 |
|
|
|
прочёл приведённые цитаты из Меандра. как интересно Лосев пишет! спасибо. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91544 |
|
|
|
Вместо отменённого конкурса Рубинштейна проходит некое виртуальное мероприятие: каждый день или играют молодые пианисты, или транслируют старые выступления. Решил сегодня включить Алону Миллер,
а там сразу Бах. Невольно вспоминаешь яблоко в снегу Норштейна и Ярбусовой, картинка сама встаёт перед глазами. Ещё люблю вещи Скарлатти. Особенно первую из тех, что несколько дней назад исполнял Илья Овчаренко. Теплые обнимашки из Израиля и будьте здоровы. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91545 |
|
|
|
В Royal Opera House в ближайшие 4 недели Травиата с Флеминг. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91546 |
|
|
|
Мать моя женщина, ещё одна Травиата? Это будет моя четвёртая. Спасибо. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91547 |
|
|
|
Пропустил новость 2013 года
ФСБ сегодня передала в Росархив рукописи Василия Гроссмана, автора романа "Жизнь и Судьба" — одного из самых главных, пожалуй, произведений двадцатого века. Эти документы были арестованы более полувека назад. "Жизнь и судьба" печаталась по чудом уцелевшим и не полным копиям за рубежом. И вот теперь исходный текст рассекречен на родине писателя. Одиннадцать с лишним тысяч листов, исписанных неразборчивым почерком. Зачеркнутые, переписанные строчки, надписанные или втиснутые слова. Это десять лет труда. Это "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана — один из главных романов XX века о нас. Рукопись пролежала в архивах КГБ-ФСБ 52 года. |
А не так давно нашёлся прототип главного героя
Более чем полвека спустя после создания романа найден прототип одного из его главных героев – физика Виктора Штрума. Им был советский физик-ядерщик Лев Яковлевич Штрум (1890–1936), заведующий кафедрой теоретической физики Киевского университета.
Образ физика Виктора Штрума занимает особое место в творчестве Гроссмана. Писатель наделил Штрума своими чертами и вложил в его уста собственные размышления на общественно-политические темы. История жизни Штрума воспроизводит ключевые моменты биографии самого автора: например, трагическое повествование о матери, расстрелянной немцами в оккупированном Бердичеве, или историю с клеветническим письмом, которое физик Штрум подписывает в момент душевного замешательства. Подобное письмо однажды подписал сам Гроссман, о чем впоследствии горько сожалел. ...
... Долгое время Виктор Штрум считался вымышленным персонажем. И лишь недавно, благодаря документам из украинских архивов, удалось сделать вывод о том, что моделью для создания образа Виктора Штрума послужил именно киевский ученый. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91548 |
|
|
|
ФСБ сегодня передала в Росархив рукописи |
Я думаю, у них там второй том "Мёртвых душ" где-нибудь лежит. А может, и третий. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91549 |
|
|
|
Третий том автор ещё не весь надиктовал |
|
|
номер сообщения: 8-121-91550 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91552 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91553 |
|
|
|
Я вынес, но то, что это Щелкунчик - наглая ложж |
|
|
номер сообщения: 8-121-91554 |
|
|
|
avi47: Я вынес, но то, что это Щелкунчик - наглая ложж | никогда не слышал такого отвратительного Вивальди, а я спал под разные исполнения во многих концертных залах.
7/8 |
|
|
номер сообщения: 8-121-91555 |
|
|
|
Я взял все восемь. Надо же хоть как-то использовать отсутствие хорошего слуха. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91556 |
|
|
|
7, позорно споткнулся на Щелкунчике.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91557 |
|
|
|
Ну, как бы, удалось, но это только благодаря подсказкам уважаемых форумчан.
Когда знаешь, что среди вариантов есть "отвратительный Вивальди" и "ложжный Щелкунчик", играть гораздо легче. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91558 |
|
|
|
7 из 8, но исполнение...
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 8-121-91559 |
|
|
|
лучше про кресты, скрепнее
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 8-121-91560 |
|
|
|
7 из 8. стыдно признаться, на чем оступился. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91561 |
|
|
|
Уже седина стыдно молвить где? |
|
|
номер сообщения: 8-121-91562 |
|
|
|
shcherb: 7 из 8, но исполнение... |
Придираетесь. Люди старались, с душой подошли. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91563 |
|
|
|
Если кого не пугают длинные тексты, рекомендую воспоминания о Гроссмане Семена Липкина - не пожалеете.
* * *
А я сижу, перечитываю "В городе Бердичеве". Такой совсем небольшой рассказ, как из него Аскольдов умудрился сделать кино, целый фильм (с бесподобным Роланом Быковым) - это, действительно, надо уметь.
- Что же. А кого вместо тебя? Разве Перельмутера из политотдела дивизии?
- Перельмутер - крепкий коммунист, - сказала Вавилова. |
Был у Гроссмана друг детства по имени Абрам Перельмутер. И бердического детства, и киевской юности, и московской молодости. И был Абрам не только крепкий коммунист, но и настоящий красавец - высокий, с пышной черной шевелюрой, кумир женских сердец. И вообще - очень яркая личность. Настолько яркая, что арестовали его ещё в 1932-ом (по "Мемориалу" - в 33-ем). И когда писался рассказ (1934), доживал Абрам Перельмутер свои последние дни в лагере, где-то в Башкирии. Ему не было и тридцати, он был 1905 года, как и Йося Гроссман.
При том, что женщины перед ним "ложились штабелями", женился Абрам на женщине простой, старше его на десять лет, и с двумя девочками от первого брака. Её взяли в 1935-ом, расстреляли в 1938-ом.
И остались сиротами трое детей. Много они помыкались, но старшие сестры старались, как могли, заботиться о младшем брате - сыне Абрама. Кроме того, тайком помогал деньгами и Гроссман. Сестры дожили до старости, а младший умер совсем молодым, в 24 года. Но успел и жениться, и стать отцом - моей будущей жены.
А ещё у Абрама была младшая сестра, Мира. Встретились они - Мира и внучка Абрама, только когда моя будущая жена уже была взрослой, училась в институте. Случилось это сразу после похорон Гроссмана, в 1964-ом. Обе очень привязались друг к другу, и Мира много рассказывала не только о брате, но и о Гроссмане, которого хорошо знала тоже с детства. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91564 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91566 |
|
|
|
jenya: Уже седина стыдно молвить где? |
Больше длинных жил, чем для них кровей.. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91567 |
|
|
|
jenya: Мать моя женщина, ещё одна Травиата? Это будет моя четвёртая. Спасибо. |
На сайте Парижской Оперы дают пятую, но до нас она не доходит pour des raisons de droits. Зато можно посмотреть Дона Паскуале с Надин Сьерра. Вот для затравки Эрнесто:
Хороший тенор, кстати. Костюмное решение чисто индивидуальное - другой тенор в той же постановке одет совсем по-другому. Стоящую на сцене Лянчу сменяет Мазератти, на капоте которой поёт Норина:
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91568 |
|
|
|
jenya: Потрясающая история. |
Сам Гроссман считал, что его друг продержался в лагере дольше - до 1937-го. Не знаю, возможно, он и прав, в справке из "Открытого списка" дата смерти не указана.
Из автобиографического рассказа "Фосфор" (1958-1962)
Входил в нашу компанию Абраша-Абрамео, большелицый, бледный, со стоячей копной спутанных волос, с невероятной биографией - он пятнадцати с половиной лет командовал полком, в семнадцать был старшим следователем губчека, потом секретарем губкома комсомола. Ходил он в ту пору в сандалиях на босу ногу, зимой и летом без шапки, заросший до глаз курчавой бородой. У него была партийная кличка Христос. Мы же его звали Абрам Гутанг. Став студентом МГУ, он оказался веселым, чуждым фанатизма и совершенно инфантильным человеком, любившим кроссворды, викторины, страстным игроком в военно-морскую игру, в крестики и нолики. Отличался Абраша могучим женолюбием, считалось, что он способен уговорить любую студентку.
|
Дальше - о том, что в каждом из их веселой молодой компании был "фосфор, соль", и каждый стал впоследствии знаменит. Кроме того, кому было не суждено.
Я уверен, что Абрамео тоже стал бы выдающимся человеком, знаменитым деятелем, но жизнь его прервалась, он погиб в 1937 году. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91569 |
|
|
|
Из рецензии. Где надо - гладко, где надо - шерсть, но автор недоволен:
Альбом порадует поклонников знаменитого музыканта – во всяком случае, самых верных из них. К примеру, в Сонате Бетховена до мажор № 3, соч. 2 № 3, открывающей подборку, фразировка безупречна, педализация безукоризненна, повторы выполнены, контрасты соблюдены, агогика присутствует, но знает свою меру. В нужных местах найдено место проявлениям театральности, оркестровости, характерности, жанровости и даже юмора. В Одиннадцати багателях соч. 119 к названным качествам добавлена уместная клавесинность. Чередование фактур складывается в продуманную драматургию. Так и должен играть профессиональный пианист, любой – хороший, средний и просто надлежащим образом обученный. Но так играет священная корова ленинградского исполнительства. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91570 |
|
|
|
Roger: на капоте которой поёт Норина |
Помнится в "Риголетто" смертельно раненная Джильда пела из багажника машины. |
|
|
номер сообщения: 8-121-91571 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91631 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-91659 |
|
|
|
Нет, но Верди-то был первее! |
|
|
номер сообщения: 8-121-91660 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|