Семь часов вечера, кафе. К стойке подходит маленький помятый человек с набрякшими веками. Жовиальный кассир: «Рады снова вас видеть, Владимир! Как ваш день?» Владимир, неприязненно: «Не знаю. Не начинался».
Впрочем, и сказки Чуковского теперь кажутся необоснованно кровожадными и беспощадными.
Отрывки про то, как Тараканище запрашивает у зверей ясак в форме малых деток, стыдно сказать, ещё ни разу вслух не прочёл, а придётся: издание прекрасно проиллюстрировано, и через год, если продолжать в том же духе, пойдут вопросы о причинах купирования.
А, к примеру, русские народные во вполне детском издании, где пошли три брата по свету и на первом же ночлеге для завязки сюжета старшие немотивированно порешили младшего?
VicS: А, к примеру, русские народные во вполне детском издании, где пошли три брата по свету и на первом же ночлеге для завязки сюжета старшие немотивированно порешили младшего?
Русские народные байки такого типа ужаснули ещё в детстве - был целый сборник подобного хоррора, по ошибке обозначенный, как сказки. До сих пор в страшных снах вижу эту лубочную обложку.
Куда там Андерсену и девочке со спичками.
Когда-то читал эту сказку малышу. Кстати, там младшего оживляет волк, кажется, и оживленный как следует мстит братьям. И, не особенно применяясь к аудитории, сказал: "Какая жестокая сказка!". Четырехлетний невундеркинд решительно ответил: "А мне нравится, когда плохих убивают".
Слышал, что самая жестокая сказка Чуковского - "Одолеем Бармалея!" - не издавалась с 40х. Залез в Википедию, там написано, что 2001ом переиздали. Есть ссылка на текст. Почитал немного. Не рекоммендую (особенно детям). Хотя написано гениально, имхо.
Например: "А добрые звери спаслись от заразы,/Спасли их чудесные противогазы."
А "Тараканище" - это, по-моему, очень мило. "Крокодил" меня в детстве пугал гораздо больше.
VicS: А, к примеру, русские народные во вполне детском издании, где пошли три брата по свету и на первом же ночлеге для завязки сюжета старшие немотивированно порешили младшего?
Русские народные байки такого типа ужаснули ещё в детстве - был целый сборник подобного хоррора, по ошибке обозначенный, как сказки. До сих пор в страшных снах вижу эту лубочную обложку.
Куда там Андерсену и девочке со спичками.
Кстати, довольно интересный вопрос: нужно ли родителям читать маленьким детям эти самые "детские сказки"? Или все-таки провести некую предварительную селекцию (адаптацию)?
В своё время Чич написал интересный пост про сказки с идеей о том, что там чётко ясно, где добро, а где зло, и зло там уничтожают, выжигают калёным железом. Где-то на форуме есть, потом поищу.
patrikey: Не рекоммендую (особенно детям). Хотя написано гениально, имхо.
Например: "А добрые звери спаслись от заразы,/Спасли их чудесные противогазы."
patrikey: А "Тараканище" - это, по-моему, очень мило. "Крокодил" меня в детстве пугал гораздо больше.
В том-то и дело, что и меня в детстве ни одна сказка Чуковского не пугала. И даже Андерсен - только местами, просто было впечатление, как в подростковом возрасте от Достоевского: будто все время идёт дождь со снегом, а самый отвратительный персонаж - Оле-Лукойе, но его мало, и как-то можно перетерпеть.
Самый главный показатель - хотелось перечитывать. В конкретно моем случае это существенно, потому что хоррор я терпеть не могу, максимум Говард, но уж точно не Кинг.
Что же касается русских народных, то на самом деле, как и с Перро по ссылке Роджера, многое зависит от адаптации: у меня ведь было минимум два сборника с примерно похожим набором сказок, и только в одном как на подбор попадались версии злые немотивированно, как верно указал VicS. Без логики, без морали, и так веяло от них холодом, что книжка была запрятана во второй ряд нижней полки детского шкафа, туда, куда не хотелось заглядывать, по соседству с Гектором Мало и Анатолем Франсом.
Видимо, в маминой комнате было недостаточно места, а в моей стенке - вполне.
Вот почему я на собственном опыте не согласен с мнением chich'a: дело не в генетически выведенной безопасности народного творчества, роль личности составителя в формировании и представлении читателю такого текста крайне велика. Не говоря уж о том, сколь важно, в каком настроении была бабка-сказительница, когда её под протокол опрашивали.
dimarko: Вот почему я на собственном опыте не согласен с мнением chich'a: дело не в генетически выведенной безопасности народного творчества, роль личности составителя в формировании и представлении читателю такого текста крайне велика. Не говоря уж о том, сколь важно, в каком настроении была бабка-сказительница, когда её под протокол опрашивали.
+100
В "реале" это обычно реализуется самым простым способом: детям читаются те же детские книжки, которые и родителей "зацепили" в далеком детстве. И, если родители помнят из своего детства, что "Красная Шапочка" (только для примера) -малоприятное произведение, то зачем они будут читать это произведение своим детям?
jenya: В своё время Чич написал интересный пост про сказки с идеей о том, что там чётко ясно, где добро, а где зло, и зло там уничтожают, выжигают калёным железом. Где-то на форуме есть, потом поищу.
С Чичем не согласен (ИМХО, все эти теории исходят из совершенно не очевидного постулата: народ всегда прав, а "бабка-сказительница"-представитель народа): совершенно необязательно не просто уничтожать зло, а делать это с "садизмом. (как классический пример-"красная шапочка").
в мире, который наблюдаю я, сказок более не существует, не говоря уж про народные
существуют многомиллионные франшизы, типа свинки пеппы и маши с медведем (тотально гениальных, надо признать)
а вопросы победы добра над злом решаются в контрстрайке
saluki: интересно, у кого когда последний раз дети были
Сейчас, 2 года 4 месяца.
в мире, который наблюдаю я, сказок более не существует, не говоря уж про народные
существуют многомиллионные франшизы, типа свинки пеппы и маши с медведем (тотально гениальных, надо признать)
а вопросы победы добра над злом решаются в контрстрайке
Это интересная мысль, но не вполне соглашусь.
Отсутствие жёсткого персонифицированного конфликта добра и зла - тренд мультсериалов современности, безусловно, особенно для возраста 5-.
Однако уже в следующей возрастной категории появляется масса классических сказочных конфликтов "добро-зло", по крайней мере я так наблюдаю - между прочим, как вы понимаете, очень активный пользователь этого сегмента. Отмечу, что значительно более существенную долю по сравнению с нашим детством и тут имеют обучалки/развлекалки вроде Фиксиков, Смешариков, Мимимишек. Чему лично я рад, но как это воспринимают дети - то есть, как распределяется их интерес - не знаю.
Верно то, что эта часть мультиков для более старшего возраста сама по себе базируется чаще всего на фольклоре ("Сказочный патруль,"Друзья - приключения медвежат"), или же на комиксах/манга - ну и зло там не столь ярко выражено и чаще всего не так жёстко наказуемо, кстати.
В моём детстве этот формулировалось как "в диснеевских мультиках злодеев не убивают".
До CS целевой аудитории этого последнего блока ещё расти и расти.
dimarko: Отмечу, что значительно более существенную долю по сравнению с нашим детством и тут имеют обучалки/развлекалки вроде Фиксиков, Смешариков, Мимимишек. Чему лично я рад, но как это воспринимают дети - то есть как распределяется их интерес - не знаю.
это я первым делом и имел ввиду - мы детей сказками не учим, мы их учим обучалками. свою исходную функцию - учить жизни - сказки более не выполняют, и счастливо уходят куда-то к средневековой миниатюре
Арина Родионовна маленькому Сашеньке сказки читала. Слава Богу, не было тогда Смешариков с Фиксиками, а были бы, так неизвестно еще что бы из Сашеньки выросло.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Нет, ребята, но если серьёзно, Пушкин, один из умнейших людей всех времён и народов и безусловный авторитет в вопросах литературы, какие нянины сказки называл прелестью, кровожадные с братоубийством, "потом, естественно — каленая стрела, все три головы долой, Иван вынимает три сердца и привозит, кретин, домой матери... Каков подарочек?" (с) или те, где Иван-дурак, Емеля - лодырь несусветный или какие-то другие более оригинальные?
Детям рассказывают "сказки", которые адекватны "современным" (расказывающему) архетипам ( чтобы эти архетипы и "утвердить" ). И у детей, в принципе, нет понятий "жестокий, бесчеловечный, аморальный... и т.п"- это уже навязанные ( усвоенные) понятия из мира взрослых. Поэтому "теоретически" можно рассказывать любую "дичь" (практически безболезненно для психики), но вот последствия могут отличаться...когда вот эти заложенные архетипы будут сильно противоречить адекватной реальности
Академик Виноградов, директор математического института им. Стеклова, был известен своим антисемитизмом. В 1971м он второй раз получил звание Героя Социалистического Труда, в 1972 стал лауреатом Ленинской премии. Но его интересы не всегда совпадали с интересами советской власти. Когда Ростропович уехал на Запад, советской власти нужна была замена на должность первого советского виолончелиста. И некоторое время на эту позицию власть продвигала Даниила Борисовича Шафрана. А дальше, когда власти решили лишить уехавших Ростроповича и Вишневскую советского гражданства, нужно было организовать клеймящие их коллективные письма, в частности от учёных. Позвонили Виноградову. Он сказал, - и что, вместо Ростроповича теперь окончательно будет Шафран? Не подпишу!
По следам выступлений новой гениальной фигуристки. Что же это творится? Ситуация - как в гимнастике в своё время: старушки 18-20-тилетние выходят в тираж. Надрессированые на сверхсложные трюки малолетки бьют технические рекорды, выполняя безукоризненно заученные движения. А те, кто понимает толк в красоте или по природе владеют не определяемым словами шармом, как та же Медведева, вытесняются из спорта
Надо вводить возрастной ценз и подвести под него серьезную научную базу, которая сведется к тезису: до такого-то возраста экстремальные физические нагрузки пагубно сказываются на здоровье ребенка.
__________________________
Спасение там, где опасность.
dimarko: В том-то и дело, что и меня в детстве ни одна сказка Чуковского не пугала. И даже Андерсен - только местами, просто было впечатление, как в подростковом возрасте от Достоевского: будто все время идёт дождь со снегом, а самый отвратительный персонаж - Оле-Лукойе, но его мало, и как-то можно
... куда не хотелось заглядывать, по соседству с Гектором Мало и Анатолем Франсом.
Под всем хочется подписаться, только вместо Анатоля Франса я бы поставил Альфонса Доде.
Моя бабуля страшные сказки придумывала на ходу. Обычно они начинались так.
"И вот как-то раз вся ваша компания: Колька, Сашка, Ромка... и ты, собралась в лес по грибы".
Я тут же сказку прерывал.
"Нет, бабуля, пусть они идут в лес без меня. Колька и особенно Сашка. А я буду за ними в окошко наблюдать из бинокля".
Народ вокруг угарал. Сам я, конечно, этого не помню, но так мне рассказывала мама.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Roger: Под всем хочется подписаться, только вместо Анатоля Франса я бы поставил Альфонса Доде.
Это пожалуйста. На задних полках место ещё есть, а вот дверцы лучше не открывайте: тетради на пол посыплются, вперемешку с учебниками. А там обложки и так на честном слове держатся, где ещё остались.