За электронные сигареты ничего сказать не могу, не видел таких курильщиков. Обычных ещё встречаю, может раз в пару недель. На одном из курсов по физике я рассказываю про длину волны де-Брольи, которая обратно пропорциональна массе частицы. Сначала я считаю эту длину волны для автомобиля, а потом для частицы из сигаретного дыма. И это вычисление уже отдаёт эпохой дилижансов.
Через год после встречи с Россини пришла к пожилому Сальери старческая деменция, и его свезли в дурдом, где он тихо угасал — и там же отошёл в мир иной за полгода до восстания декабристов. Но примерно за полгода до его смерти немецкий газетчик, давний любитель поговорить об «итальянцах, умучивших нашего германского гения», запустил слух, будто бы в лечебнице впавший в безумство Сальери удумал вдруг сознаться кому-то в убийстве Моцарта. Причём слух этот достиг Вены в виде публикации берлинского еженедельника Allgemeine Musik-Zeitung — встреченной негодованием и протестами современников композитора, спешно давших ему опровержение на тех же страницах.
Слово, однако же, не воробей, а прессы в ту пору по Европе ходило много. И вот уже известие о Сальери-отравителе появляется на страницах консервативной парижской газеты Journal des Débats Politiques et Littéraires, внимательным читателем которой был Пушкин. В том же 1824 году, то есть ещё при жизни Сальери, он наткнулся во французском издании на эту готическую сказку, и дал себе зарок превратить её однажды в маленькую трагедию. Спустя несколько номеров и эта газета опубликовала опровержение истории про композитора-злодея, но то ли Пушкин его пропустил, находясь по пути в Кишинёв, то ли не придал значения, вынашивая свой драматургический замысел.
Воплотился он в первую Болдинскую осень 1830-го года. Именно тогда наброски драмы с рабочим названием «Зависть» превратились в маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», которую (вместе с другими драмами цикла) Пушкин рассылал друзьям для обсуждения, длившегося до конца 1831 года. По первоначальному замыслу, Пушкин предполагал опубликовать текст анонимно, опасаясь нападок Фаддея Булгарина, но в итоге всё же поставил подпись под печатной версией в альманахе «Северные цветы на 1832 год». Однако представил сочинение как перевод с несуществующего немецкого оригинала.
Так версия о гибели гениального Моцарта от руки старшего коллеги и завистника, желчного итальянца, из газетной утки превратилась в классический сюжет русской литературы.
За пределы России пушкинская история о Сальери-отравителе шагнула спустя 68 лет после создания, с подачи Римского-Корсакова, который в 1897 году сочинил одноимённую оперу по её мотивам. На домашней премьере мужские партии пел Шаляпин, Рахманинов аккомпанировал ему на рояле. Первое публичное исполнение состоялось в 1898 году, в Московской частной русской опере Мамонтова, с Шаляпиным-Сальери, в декорациях Врубеля.
Опера — искусство международное, к тому же подоспела эра звукозаписи, и вот уже после Римского-Корсакова пушкинская версия про Сальери-отравителя стала достоянием мировой общественности. В отличие от забытой к тому времени газетной утки, опиравшейся на слухи о бреде безумного старика, Пушкин предложил убедительную и психологически достоверную версию мотивов итальянца (которого, будучи, как известно, невыездным, он никогда в жизни не встречал). Так что все поверили, будто действительно Сальери отравил Моцарта, и очень кстати пришёлся тот факт, что музыка итальянца много лет уже не исполнялась и не издавалась — этот факт удобно объяснили неким заговором музыкантов, мстящих забвением убийце Моцарта.
Собственно, через оперу Римского-Корсакова сэр Питер Шеффер познакомился и с пушкинской трагедией, под влиянием которой написал в 1979 году пьесу «Амадей». Действие в ней происходит в той самой психиатрической лечебнице, где умирающий Сальери вспоминает всю сложную историю своих отношений с Моцартом.
Читаю друзьям всякие глупости. «Вот панда», - говорю не без зависти, - «Ест десять часов в день!» «А это знаете, как на самом деле выматывает!» - вдруг мрачно говорит Маша Альтерман. – «Я вот знаю, я у бабушки пробовала!»
* * *
Очень серьезно относящийся к себе художник Н. составил список труднодоступых мест, где надо будет развеивать его прах. Все не мог решить, что будет сильнее работать в качестве художественной акции: развеять прах под окном у бывшей жены, заставить друзей тащить урну на яхте по водам тихого океана и там посыпать прахом дельфинов или убедить своих студентов посыпать этим самым прахом себе головы на Красной площади. Решил сделать и то, и второе, и третье. «Распыляется», - снисходительно сказал Ермилов.
* * *
Терапевт отучает Анну проявлять аутоагрессию в ответ на сломанный палец и говорить: «Что же я за мудак такой, что палец сломал!». Анна возвращается от терапевта злая, говорит: «Что я за мудак такой, не могу от аутоагрессии избавиться!"
* * *
Миша Б. купил сувидницу и всем рассказывает с большой любовью про прелести сувидничанья: всего шесть часов – и уже готов прекрасный стейк! «Я ее боюсь», - тихо говорит Маруся. Ну да, прибора, который берет еду измором, трудно не бояться.
Как Геннадий Рождественский ушёл с поста дирижёра и художественного руководителя Большого Симфонического оркестра Всесоюзного Радио и Телевидения (БСО).
Как я уже писал ранее, в один прекрасный день С.Г.Лапин пригласил меня в свой кабинет на Пятницкой улице и в очень любезной манере сообщил мне следующее: (предварительно он распорядился принести мне чаю с баранками, как он выразился – «По-ленински»).
«К сожалению, - сказал Председатель, - за последнее время участились случаи эмиграции из руководимого Вами оркестра «лиц еврейской национальности», что заставляет меня с тревогой думать о будущем коллектива БСО. Сегодня семь человек, завтра ещё семь, - ласково улыбаясь сказал Председатель, - и в результате оркестр перестанет существовать, а Вам, дорогой Геннадий Николаевич, нечем будет дирижировать... Да-с...Так вот, поразмыслив и посоветовавшись с товарищами (при этом он даже не показал пальцем на потолок, что в таких случаях обыкновенно делалось), я пришёл к выводу, что возможен только один выход из создавшейся ситуации – а именно – скорейшим образом освободиться от всех «лиц еврейской национальности», играющих сегодня в БСО.
Мы, вот тут, подсчитали и выяснили, что их всего (!!!) 42...Не так уж много (ещё одна ласковая улыбка...) Вот... мы их уволим, а Вы, я надеюсь, нам поможете, а затем объявим на их места Всесоюзный конкурс и пополним оркестр хорошими русскими музыкантами. Я уверен, что к нам придёт масса желающих, кто же не хочет работать с Маэстро Рождественским? (улыбка становится просто ослепительной, а он предлагает мне глотнуть ещё чайку...)
«А в чём, простите, может заключаться моя помощь?» - задал я вопрос Председателю. «Ну, ну как вам сказать? Ну... ну не все же у Вас такие дисциплинированные? Правда, ведь? Кто опоздал на репетицию, ...кто-то болтает во время репетиции, ... ну, а потом, не все же они безупречно играют, а...? Хотя извините, это уж целиком Ваша компетенция, я в этом, как говорится, «не копенгаген» (смешок...) Да-с... Так вот: кто-то опоздал, кто-то болтал, а Вы нам докладную записочку – так, мол, и так, а что дальше делать мы уж как-нибудь разберёмся, это уж не Ваша забота... Да-с...»
«Да... вот ещё... вот Вы знаете, Геннадий Николаевич, вот Вы знаете, мне бы очень не хотелось, чтобы после нашей беседы у Вас сложилось впечатление, что Лапин - антисемит. Ни в коем случае! Уверяю Вас... У меня, Вы знаете, няня была еврейка, да-да... няня - Фаина Соломоновна – милейшая, должен сказать, женщина...
А потом ещё вот что. Я понимаю, что среди этих 42 человек есть хорошие музыканты, есть люди, которым Вы симпатизируете, к которым Вы просто-напросто привыкли и это совершенно естественно, это совершенно нормально, никто в Вас за это камень не бросит, но... Понимаете ли, Геннадий Николаевич, существует личный подход к решению того или иного вопроса, и существует подход государственный, который куда важнее, куда значительнее... (в этот момент улыбка сползает с лица Председателя).
Вот я Вам скажу про себя. Вы вероятно знаете, что я одно время был послом в Китае, в Пекине... Вот... и со мной жил там сынишка Ванечка... (может быть Васенька, Петенька, не помню сейчас, давно дело было – Г.Р.) Там тогда не было школы при Посольстве, - продолжает Сергей Георгиевич, - и он ходил в нормальную китайскую школу и в один прекрасный день влюбился в одноклассницу, китаяночку (Председатель понижает голос, говорит почти шёпотом). Ну, Вы сами понимаете, я его всячески уговаривал, разъяснял, что всё это может привести к очень печальным для меня последствиям... Ну, посмотри, говорю, Ванечка в окно. Вон наши посольские девочки во дворе гуляют, одна другой краше, ну что тебе далась эта китаянка? Нет... упёрся как баран – «Я, - говорит, - папа её люблю...» Ну, что ты будешь делать! Упёрся, да и всё тут! Ну... я вижу – дело плохо. Позвонил по «вертушке» Маршалу Гречко (я с ним в хороших отношениях был). Говорю: «Так, мол, и так – помоги, говорю, Андрей, забери Ванюшку в армию!» А он мне: «Не могу, он же у тебя несовершеннолетний!» Ну, туда-сюда: уговорил я его... Да-с... Пошёл Ванька на следующий день в школу, а домой уже не вернулся. Его прямо из школы на посольской машине увезли в аэропорт и оттуда прямым ходом в Москву, в армию... Да-с... Ну, что... послужил, очухался, человеком стал... Вот так...»
Прослушав эту притчу, я сказал, что, к сожалению, не смогу ему помочь в увольнении 42-х музыкантов, хотя совершенно согласен с ним по вопросу о приоритете государственных интересов над личными... <...>
После бешеной пляски смерти и соло валторны, виолончель выходит вместе с оркестром на коду, где на последней странице идут сложные гаммообразные пассажи по всем четырем струнам. Солист понимает, что до конца рукой подать, а силы уже на исходе. Ростропович придумал действенный способ – поймать момент, когда смычок можно перехватить в кулак и, преодолевая очень трудные ритмические конструкции, поставить мощную точку. Необходимо добавить, что обычно кулаком держать смычок не принято. Это, пожалуй, единственное произведение, где такое встречается.
– Легко ли находить сегодня финансирование для фильмов о музыкантах?
– Почти невозможно. Для финансирования необходимо телевидение, но мне говорят, что времена изменились. К счастью, удалось достать денег у кинопродюсеров, я делаю сейчас фильм о Ростроповиче, думаю, это последнее, что я успею завершить. Там сильный сценарий, ведь даже в ленте о музыке должна быть драматургия. С картиной могут быть проблемы, не всем может понравиться стремление лишить фигуру Ростроповича ореола шоумена. Но моя цель – напомнить, что он прежде всего феноменальный музыкант и только потом человек, который постоянно находился в контакте с политиками и знаменитостями.
студенты, которым в течение нескольких секунд показывали изображение обнаженного человека противоположного пола, демонстрировали большую готовность к "свиданию вслепую", чем их товарищи, которым демонстрировали изображение рыбы
Голос из динамиков в тель-авивском аэропорту: "Уважаемые господа, последний раз просим пассажиров, опаздывающих на рейс Тель-Авив/Рим, поспешить к выходу номер B3. Дорогие израильтяне, вам отдельно говорю: это действительно, действительно последний раз, вот честное слово".
Тут скорее имеет значение форма, "широкая и плоская, как рыба-камбала". Эта строчка напомнила давнее - про историю отношений Рудольфа и Мими в опере Богема. Они соседи, но, судя по всему, не были знакомы к началу оперы. Мими поднимается в мансарду Рудольфа, поскольку её свеча погасла. Поэт открывает дверь, пара реплик, и его свеча тоже гаснет, при этом выясняется, что соседка потеряла ключ от собственной квартиры. В темноте они его ищут, что всегда сближает. Через несколько минут Рудольф признаётся ей в любви, ну и она тоже согласна. А надо сказать, что Мими выглядит так себе, к тому же у неё чахотка. И вот как раз эта песня Клячкина про вечерние романтические знакомства
Помните статью "Турниры Дворцов пионеров"? В 1974 году в Москве Авербах, дававший сеанс одновременной игры, проиграл десятилетнему Каспарову. На фотографии - позиция после 33-го хода белых, Каспаров рванул 33. f4 и смотрит, каков эффект.
Вот ещё с того турнира, Каспаров:
Мы сыграли с Талем несколько партий, большинство было ничьих, одну я выиграл. Но для меня главные впечатления партии с Талем – это сеансовая партия, март 1974 года. Была тогда такая форма соревнований в СССР – Дворцы пионеров с гроссмейстерами. Наша команда, которая попала в финал, играла с Ригой. И сеанс нам давал Таль. И вот это рукопожатие… Мне еще не исполнилось 11 лет, а напротив был сам Таль. Для меня это был шок, и он не позволил мне нормально сыграть партию. Я ее быстро проиграл. Но те ощущения сохранились на всю жизнь. Дальше мы играли в 1978 году на первенство СССР, впервые сыграли серьезную партию. И много встречались потом, личные отношения были очень хорошие.
Мне повезло: в день открытия увлекательного соревнования игрался матч Рига-Баку. Международный мастер Владимир Багиров «экзаменовал» рижан, а Михаил Таль – бакинцев. На первой доске за школьников из Баку играл мастер Магеррамов (да, да, многие шахматисты-пионеры были уже мастерами спорта!), а на второй… кандидат в мастера Гарик Вайнштейн…
Я, не отрываясь, следил за партией Таль-Вайнштейн, находясь за символическим ограждением, метрах в пяти от участников. Гарик, кажется, что-то пожертвовал, он вел атаку, его взор был неотрывно устремлен на белого короля. Однако, его маститый соперник уверенно защитился и в конце концов, довел партию до победы. Таль как-то виновато улыбался – он был «принужден» к такому результату самим ходом партии… Гарик медленно, каллиграфическим почерком записал на бланке последние ходы, протянул Талю свою маленькую ручонку, поздравляя его с победой, и… расплакался. Подоспевшая мама утешала сына: «Но это же Таль… Сам Таль»…
В следующих турах выяснилось, что урок, преподанный Талем, не прошел даром. Гарик, правда, проиграл еще два раза – Тайманову и Полугаевскому, но зато выиграл у Авербаха и свел вничью партию с Кузьминым. «Мне и в голову не приходило, что десятилетний мальчик может так грамотно разыгрывать эндшпиль» – удивлялся гроссмейстер Кузьмин…
…В следующем, 1975-м году бакинский вундеркинд куда-то запропастился. Вместо него вскоре объявился… Гарик Каспаров. Недоумение любителей шахмат вскоре рассеялось. Выяснилось, что мальчику… поменяли фамилию. Видимо, осознав огромные возможности своего гениального сына, Клара Шагеновна Каспарова решила, что на долгом и тернистом пути к шахматному Олимпу лучше иметь фамилию Каспаров, а не ту, кое-кому «режущую слух», которую носил рано ушедший из жизни отец будущего Чемпиона мира – Ким Моисеевич Вайнштейн.
Прошло несколько лет. На одном из турниров неистощимый на шутки Михаил Таль сказал своему молодому коллеге: «Гарри, Вы уже достигли такого уровня, что, пожалуй, можете вернуться к своей прежней фамилии»…
Roger: как они решают проблемы негров мавров в постановках?
Если Автора, т.е. самого Николая Васильевича Гоголя, играет черная девочка, то ей надо очень хорошо играть, чтобы получилось.
Я прошлой зимой ходил на "Le Nozze di Figaro", который ставили на музыкальном факультете У оф Монреаль. Графиню Альмавиву там играла такая биг мамма, что у неё просто не было шансов поменяться платьями с Сюзанной, не говоря уже о том, чтобы одну перепутали с другой. В силу этого сцена в саду носила высокий уровень абстракции; не знавшим либретто было трудно понять происходящее.
Образ бабы-яги — уходящей бабы прошедшего времени
М. Розовский. Школьное сочинение.
План.
I. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.
II. Главная часть Показ бабы-яги — яркой представительницы тёмных сил. Черты бабы-яги.
1. Положительные: а) смелость; б) связь с народом; в) вера в будущее.
2. Отрицательные: а) трусость; б) эгоизм; в) пессимизм; г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.
jenya: Образ бабы-яги — уходящей бабы прошедшего времени
М. Розовский. Школьное сочинение.
План.
I. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.
II. Главная часть Показ бабы-яги — яркой представительницы тёмных сил. Черты бабы-яги.
1. Положительные: а) смелость; б) связь с народом; в) вера в будущее.
2. Отрицательные: а) трусость; б) эгоизм; в) пессимизм; г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.
Да, в "Юности" в начале 60-х. Это было очень уморительно. А ещё у нас, как сейчас говорят (но не тогда), "продвинутые", девчонки ругались словом "скотобаза" из того же источника и тех же времён.