Но точно можно сказать - из 3-ёх великих шедевров(ещё "Акула в формалине") Марш - громче, а Акула - больше. А нечто в бутылочке(бонус) - пахучее. Но! "Тресковый мыс" - длиньше. У каждого - по достоинству!
Надо к этому сравнению подключить гениальных Леночку Ф. и Машу Ш. Они, вероятно, будут заунывнее всего.
Почитатель: На параллельной ничего про это от ААМН не нашёл. Но вот - юбилейный материал об Ойстрахе из прошлогоднего "64" (думаю, Вам будет интересно).
Прямо, о том, что матч с Прокофьевым не был закончен, не говорится. Но из текста следует, что всего было сыграно семь партий (шесть ничьих и победа Ойстраха в 3-ей партии). То есть, выходит, раз общее число партий нечётное, значит - не доиграли (неизвестно почему).
Помимо музыки, Ойстраха и Прокофьева объединяла еще одна страсть — шахматы. Многие артисты, музыканты увлекаются шахматами, но Прокофьев и Ойстрах были, вероятно, сильнейшими шахматистами среди музыкантов, не говоря уже, конечно, о том, что навсегда останутся лучшими музыкантами среди шахматистов. Прокофьев гордился, что в сеансах одновременной игры выиграл в 1909 году у Эмануэля Ласкера, а в 1914 – у Хосе Рауля Капабланки.
— Отец и Прокофьев сыграли друг с другом бессчетное количество партий и у нас дома, и у Сергея Сергеевича, часто встречались в залах различных шахматных состязаний и международных турниров, вместе болели за Михаила Ботвинника, когда в 1936 году в Ноттингеме боролся он с Капабланкой.
— В ноябре-декабре 1937 года в Москве в Центральном доме работников искусств состоялся шахматный матч Ойстрах - Прокофьев. Матч проходил в переполненном зале. Здесь присутствовали и прославленные мастера искусств, и известные шахматисты во главе Михаилом Ботвинником. И Ойстрах, и Прокофьев познакомились с молодым гроссмейстером, будущим чемпионом мира на московских международных турнирах: Ойстрах в 1936 году, Прокофьев - годом раньше. Положение Сергея Сергеевича тогда было весьма нелегким. Как впоследствии Ботвинник,
«...в борьбе за первое место он придерживался политики строгого нейтралитета. Он не мог не сочувствовать мне, молодому советскому чемпиону, но не мог желать поражения и экс-чемпиону мира X. Капабланке, с которым шахматы сблизили его еще в Париже»[33].
Присутствуя на матче Ойстрах - Прокофьев, сам Михаил Моисеевич испытывал, вероятно, подобное же раздвоение
— Не знаю, за кого болел тогда Ботвинник, но, анализируя потенциальные шахматные возможности противников, он, мне кажется, отдавал предпочтение отцу:
«Это была борьба характеров. Порывистый Прокофьев, воспитанный в духе дореволюционных русских шахмат (он играл королевский гамбит и прочие открытые дебюты, безрассудно стремился к атаке), и осторожный, хладнокровный Ойстрах, современный шахматист (он предпочитал закрытые начала; не рисковал и обладал достаточно высокой техникой)» [34].
— Условия матча были своеобразны: проигравший дает концерт в ЦДРИ. Однако из намеченных десяти патий сыграны были только шесть. Матч был прерван: начинались длительные гастроли отца.
— Поскольку четыре из шести партий сведены были вничью, а одну выиграл Ойстрах, победа в матче считалась за ним. Седьмая партия осталась недоигранной. Анализировавшие ее шахматисты пришли к выводу, что перспектива ее была ничейной[35]. Отец рассказывал мне, что бывал огорчен, когда выигрывал у Прокофьева домашнюю шахматную партию, так как знал, что Сергей Сергеевич не будет после этого спать всю ночь...
Дети на каникулах разбирали бейсмент (смесь махсана и подвала), выкинули мешков пять барахла. Сейчас дочка рассказала, что они выкидывали старую монопольку и, собирая по всему бейсменту купюры разного достоинства, нашли обгрызенную тысячедолларовую бумажку. Тут над как в хорошем кино - слегка затуманить экран и показать, как лет 6 назад симпатичная девушка со своим маленьким ребенком Яшей и с нашим младшим оболтусом за руку встречает дочку у школьного автобуса, как они все вместе идут к нам домой, обедают, садятся играть в монопольку, и (камера наезжает) Яша незаметно выкрадывает купюру и начинает ее грызть. Экран затуманивается опять, подросшие дети идут выкидывать игрушки. Кажется эта девушка укатила обратно в Таллин. Кто ей целует пальцы?
Они уезжали летом 91го, мы - весной. И тоже поездом. У нас есть похожая фотография на подножке поезда, но она вышла хуже. Я там реву, и кроме того в куртке и шапке (начало марта как никак).
...Ты жива еще, моя старушка!
Жив и я! Привет тебе, привет!
Ты читала, что поэт Евтушко
Написал про нас ин "Литгазет"?
И теперь наш путь счастлив и светел,
Я о прошлом больше не грущу,
Ибо сам Евтушко нас заметил
И слегка похлопал по плечу...
Не скажу, что я восторге от стихов Евтушенко. Правда, и поэзия Самойлова не приводит меня в священный трепет. Но о вкусах не спорят. Но одно можно сказать: не-еврей Евтушенко одним стихотворением заставил советских правителей обратить внимание на еврейский народ. А вот в данном случае явно неудачливый пародист Самойлов так, кажется, никогда и не замолвил словечка за свой народ.
Записные книжки это только записные книжки.Не больше. А вот ты пойди и выйди на площадь. А вот что там понаписал Самойлов - его, так сказать, взгляд на еврейский вопрос - так это, как теперь говорят, и правда, ниже всякого плинтуса. Мышление самого среднего человечка.
А Слуцкий, чем он отличался, от Самойлова?
Вот его перл:
ПРО ЕВРЕЕВ
Евреи хлеба не сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи раньше лысеют,
Евреи больше воруют.
Евреи - люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.
Я все это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но все никуда не деться
От крика: "Евреи, евреи!"
Не торговавши ни разу,
Не воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу,
Проклятую эту расу.
Пуля меня миновала,
Чтоб говорили нелживо:
"Евреев не убивало!
Все воротились живы!"
Об идейной подкладке стиха просто смешно говорить. И в чем мастерство, в чем оригинальность? Только Эренбург мог создать славу таким стихам.
К ВОПРОСУ О СТАРЫХ МАСТЕРАХ.
Наткнулся на подборку сочинений об этой картине школьников от 2-го класса до 10-го. Любопытны их предположения о времени действия и материальном достатке семьи.
1. Перед нами — типичная квартирка послевоенного времени. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи — война оставила их без отца, главного кормильца
2. Мы видим, что это богатая семья, поскольку велосипед в эти годы было очень трудно и дорого купить. Значит, папа мальчика умный, ведь он хорошо обеспечивает семью. Мы можем понять, что это 60—70-е годы, через несколько вещей: во-первых, это галстук девочки, а во-вторых, через то, как одет мальчик: под его верхней одеждой находится школьная форма.
3. На нем бежевое пальто, черные брюки и новые лаковые туфли — видно, что мальчик из обеспеченной семьи.
4. Как мне кажется, это происходит где-то в 50-е годы или даже позже. По-видимому, квартира не очень богатая, но и не бедная.
5. На картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» мы можем видеть семью времен 70-х годов.
Зайцев Юра
...
Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.
Зайцева Маруся
...
Моё отношение к главному герою положительное. Я бы не отказалась побывать на его месте. Картина мне нравится. В ней описывается сцена из жизни любого школьника.
Решетников, Федор Павлович
Опять двойка. 1952. ГТГ
Холст, масло. 101 х 93
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Особенно ярко Решетников проявил себя как художник-жанрист, увлекательный рассказчик повседневных сцен мирного быта советских людей. Вместе с тем он не лишен и поучительности. Его картины часто использовались в младших классах на уроках устного рассказа. На стуле сидит замученная мама с горестным лицом; глазами сталинского прокурора смотрит сестра-пионерка, надо думать, общественница и отличница; на трехколесном велосипеде едет злорадный младший брат. На переднем плане стоит с понурой головой виновник семейной сцены; из портфеля торчат коньки — причина очередной двойки. В многочисленных деталях Решетников допустил некоторое своеволие: на стене висит отрывной календарь с репродукцией другой картины художника — «Прибыл на каникулы», написанной 4-мя годами раньше.
Читается даже то, что эти дети разных поколений, понимаете? Вот девочка она предвоенного года рождения, мальчишка, очевидно, попал на самый военный период, и это тоже целая эпоха фильмов и целое поколение, кстати, в искусстве – таких вот…Шестидесятники – все дети войны. Будущие, я имею в виду, шестидесятники, этот мальчишка через 15 лет. Я не хочу сказать, понимаете, какой-нибудь Шпаликов, но это вот целое поколение такое. Именно, Попков – точно его поколения. А младший мальчик – он послевоенный. И эта эпохальность она тут совершенно верно читается. И я думаю, что усталость матери, ее такой взгляд поникший, она именно связана с тем, что придется как-то выгребаться. А детали шикарного быта, действительно… Ведь часы тут тикают, маятник на часах в состоянии разгона изображен, часы старой немецкой фирмы, чуть не «Павел Буре». Такие остатки роскошного быта в коммунальной квартире: ковер на полу, на который мало кто обращает внимание…
Продолжаю писать красным цветом. Кончилась черная ручка, а запаса нет. Спасибо за письмо и за очень справедливые слова по адресу Евтушенко. Я высоко ценю этого поэта. Меня привлекает этическое начало в его поэзии. А дыры в мозгу рано или поздно заштопаются. Я думаю, что отрицателей поэзии Евтушенко не легион, а гораздо меньше. Среди них есть отрицатели с эстетических позиций. Дескать, “что это за рифма!” К сожалению, такие отрицатели начисто не воспринимают этическое начало поэзии, и не только у Евтушенко, а у многих других поэтов.
<…>
Явление это очень сложное. Качество рифмы, количество модуляций весьма сложно определить. Так, например, мне больше нравится рифма “страшны” – “зрачки” (Евтушенко), нежели
…делать жизнь с кого?
С Дзержинского.
(Маяковский. Стихи о Дзержинском)
<…>
А все-таки Евтушенко настоящий, большой поэт. А дырки в мозгу заштопаются.
dimarko: У Никулина есть аналогичный знаменитый анекдот про различие идей и воплощения. На всякий случай напишу, как помню.
Первое мая, на центральной улице города появляются два мужика с лопатами. Один копает ямы в газоне на равных расстояниях друг от друга, другой так же последовательно эти ямы закапывает. Ко второму подходит прохожий и интересуется, что происходит. Мужик отвечает: "Понимаете, я на самом деле не второй, я третий. Второй должен был сажать деревья, но он заболел и не пришел"
Сильный анекдот, даже не особо смешно. Разница между идеей и воплощением может быть и из-за того, что сама идея до конца не ясна. Как в "Сталкере". На эту тему Козаков всегда цитировал из письма Блока:
Все, что человек хочет, непременно сбудется.
А если не сбудется, то и желания не было.
А если сбудется не то, разочарование только кажущееся – сбылось именно то.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
...Я все время висел на волоске - хулиганом был, правда, не злостным: любил хохмить, забрасывать вопросами учителей… Играли в футбол, Вова Ашкенази тоже был кандидатом в мастера. Леша Наседкин тоже играл очень сильно, и, кроме того, мог с земли доплюнуть до фонаря, попав в лампочку. Все время были драки со шпаной Собиновского переулка - ненавидели они ЦМШ, считали белой косточкой и буржуями. Так что, несмотря на концерты и особые отношения внутри нашего круга, детство было абсолютно нормальным - веселым, влюбчивым, драчливым...
Я за Вами не поспеваю. То Евтушенко, то Крайнев, то еще кто-нибудь (Маяковский со своей флейтой появился!) Как это Вы так перескакиваете с одного на другое? Это как-то ассоциируется с моментом или друг с другом? Кстати, неужели Вам так уж нравится Крайнев? Без него так много великолепных интерпретаторов Шопена. Это, конечно, мое мнение...
А кроме того, недавно вышла книжка бесед Крайнева с Ильей Овчинниковым. Я ее еще не видел, но предыдущая книжка в том же ключе была очень хороша. А вообще я читаю новости, живые журналы, и т.д. и всё интересное тащу к себе. Я понимаю, что со стороны такие прыжки могут вызывать недоумение :)
Проверить сто сорок экзаменов, дамы и господа, это вам не жук начхал. Кроме физического труда это ж ещё неимоверное моральное напряжение. Они ж там такое пишут, мечта поэта. В общем, славная была охота. Я выжил, а человек сорок уже не встанут.