jenya: Вот, скажем, в "Анне Карениной" совершенно чётко видно, как и к кому относится Толстой.
Вы у Григория спросите, что он об этом думает. Впрочем, он уже говорил неоднократно.
Да, не все у Толстого так просто... Каренина, созданная Толстым в моем воображении, мало чем похожа на Каренину, возникшую в воображении Григория. При этом ни я, ни Григорий не имеем никаких оснований - или имеем равные основания - претендовать на правоту.
jenya: Вот, скажем, в "Анне Карениной" совершенно чётко видно, как и к кому относится Толстой.
Вы у Григория спросите, что он об этом думает. Впрочем, он уже говорил неоднократно.
Да, не все у Толстого так просто... Каренина, созданная Толстым в моем воображении, мало чем похожа на Каренину, возникшую в воображении Григория. При этом ни я, ни Григорий не имеем никаких оснований - или имеем равные основания - претендовать на правоту.
А мне казалось, что у нас очень сходные впечатления именно об Анне. Разве я говорил другое? Вероятно, Вы меня не поняли.
Я вообще-то о Чехове хотел поговорить :)
Что касается Анны Карениной и других персонажей, безусловно каждый может относиться к ним по-разному. Не все обязаны разделять мнение и отношение Толстого, но оно довольно ясно видно из романа. Вопрос - видно ли отношение Чехова, например, к Астрову?
Астров. Нянька, сколько прошло, как мы знакомы?
Марина (раздумывая). Сколько? Дай бог память... Ты приехал сюда, в эти края... когда?.. еще жива была Вера Петровна, Сонечкина мать. Ты при ней к нам две зимы ездил... Ну, значит, лет одиннадцать прошло. (Подумав.) А может, и больше...
Астров. Сильно я изменился с тех пор?
Марина. Сильно. Тогда ты молодой был, красивый, а теперь постарел. И красота уже не та. Тоже сказать - и водочку пьешь.
Астров. Да... В десять лет другим человеком стал. А какая причина? Заработался, нянька. От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили. За все время, пока мы с тобою знакомы, у меня ни одного дня не было свободного. Как не постареть? Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна... Затягивает эта жизнь. Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком. Неизбежная участь. (Закручивая свои длинные усы.) Ишь, громадные усы выросли... Глупые усы. Я стал чудаком, нянька... Поглупеть-то я еще не поглупел, бог милостив, мозги на своем месте, но чувства как-то притупились. Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю... Вот разве тебя только люблю. (Целует ее в голову.) У меня в детстве была такая же нянька.
Вот скажите, Астров с точки зрения Чехова - положительный герой? Вроде бы, у него во всех произведениях доктора - лучшие люди. (Это, наверное, от Лермонтова пошло про докторов).
Отказ Google от цензуры поисковых запросов в Китае вызвал недовольство жителей страны, сообщает BBC News. По мнению китайского корреспондента BBC, многие китайцы почувствовали себя оскорбленными решением американской компании.
Сложно поверить, что широкие китайские народные массы оскорблены снятием цензуры. Но черт их знает. Моисей 40 лет водил народ по пустыне, а классики рекомендовали выдавливать раба по капле.
Почитатель, это вполне может быть жена.
Жены, это такая группа людей, которых к ноге не так просто.
Как говорит Жванецкий,
К моему мнению не будет прислушиваться больше одного человека. Да и эта одна начинает иметь свое.
Почитатель: "Может быть". А кто ж жужжит про интернет, как не жена.
Жужжит жена, - это хорошая находка. Слышен звук. Забыл, как это называется, когда слова (фразы) созвучны действию, которое они описывают.
В Ялте, сочи и других южных городах, как только стемнеет, в комнаты налетают мужики. На свет лампы. И кружат и сидят. Один-два крупных, три-четыре мелких. А дома у них жены, жены, жены...
jenya: Вот скажите, Астров с точки зрения Чехова - положительный герой? Вроде бы, у него во всех произведениях доктора - лучшие люди. (Это, наверное, от Лермонтова пошло про докторов).
Удивительно, насколько по-разному можно трактовать одну и ту же пьесу, тех же героев. Разница между "Дядей Ваней" Кончаловского и "Дядей Ваней" в постановке Додина - огромна. Например, у Кончаловского Елена (молодая жена профессора) довольно невнятна, у Додина же ее замечательно сыграла Ксения Раппопорт, неожиданно я проникся сочувствием к ее героине. Наоборот, насквозь положительная Соня - Купченко здесь показана не только не привлекательной, не женственной, но и, наверное, не особо доброй. Какой-то исступленной, слегка фанатичной, в стиле Вари из "Вишневого сада". Дядя Ваня - какой-то инфантильный чудак, право слово. Астров тоже хорош. Профессор не такой и идиот, как у Кончаловского. Вполне себе переживающий и чувствующий человек. Очень сильная постановка.
Хотя не обошлось и без некоторых передергиваний. Я в общем стою за режиссерскую свободу интерпретации, а жена недовольна. Например, в самом конце все входят, когда Елена с Астровым целуются. А по пьесе они входят на минуту позже, когда те уже попрощались. Но в спектакле получается интересно: профессор говорит "Кто старое помянет, тому глаз вон", глядя на жену. А позже говорит "надо господа, дело делать", обращаясь к Астрову (как и в пьесе), но теперь это приобретает некий дополнительный смысл. Ведь сам Астров буквально только что говорил, что "Я увлекся, целый месяц ничего не делал..."
Ну и еще одна пикантная деталь. Спектакль игрался на русском, сверху висел экран, на котором бегущей строкой показывали перевод на английский. Время от времени часть зала громко смеялась, особенно в первой части. Не совсем к месту, надо сказать. Как говорил Вечеровский, комический аспект происходящего мне как-то в голову не приходил. А Щербаков говорил на эту тему еще хлеще:
и публика шумна, и хочется иных
построить на плацу и застрелить из пистолета
На пенсии надо думать об экономии. Я уже перестал покупать "Спорт-Экспресс" по утрам. Следующий шаг – отказ от сигарет – пока не дается.
Но вчера я здорово сэкономил.
Приезжаю на автосервис, куда накануне со склада поступила "малая часть ручки двери (загрунтованная), 1 шт., цена – 760,05 руб.". Я эти 760 рублей уплатил заранее, когда в прошлый раз приезжал. Инженер по гарантии осмотрел выпавшую (самостоятельно) деталь и сказал: "Сломана. Вот здесь. Значит, был удар. А раз удар, то это не по гарантии!". Ну, я и заплатил.
(Тут - совсем даже некстати - вспоминается Юрский, его фраза: "Тара слабовата!", из Зощенко).
Так вот, получил я, значит, "малую часть ручки", но прежде, чем поставить на место, её надо покрасить. А это не здесь, это в другом сервисе, тут недалеко. (Чёрт, опять "Слабая тара"! И опять не к месту).
Прихожу в сервис, где красят. "Можно покрасить?" – показываю. Смотрит с сомнением, но отвечает: "Можно". (Деталька, кстати, пластмассовая, по-моему – не "загрунтованная", а просто другого цвета). "Сколько?" – спрашиваю. "Пятьсот рублей" – и, заглядывая мне в глаза: "Много?". "Она сама семьсот шестьдесят стоит" – отвечаю. Тут он берёт в руки ту, что сломана, и говорит: "Да она практически цела. Подгоните машину, я Вам её на место поставлю".
Я подогнал, он повозился минуты четыре: "Ну вот, держится!". - "Сколько я должен?" – "Двести. Вот видите, триста рублей сэкономили!".
Я остался доволен.
И, отъезжая, вспомнил, что накануне тоже неплохо сэкономил.
Перед самым аэропортом "Домодедово" есть перекрёсток и на нём пост ГАИ, все знают. Меня там и остановили. "За проезд на запрещающий знак светофора". Мне ситуация виделась не вполне однозначной, но так медленно, так, я бы сказал, торжественно, в полном одиночестве, никто до меня, уверен, этот перекрёсток ещё не пересекал.
В будке мы с милиционером очень мило побеседовали (хорошо, что я встречал, а не улетал, время было). И, заканчивая заполнять протокол, он поднял голову и сказал: "Знаете что? Я напишу: непристёгнутый ремень безопасности. Всё-таки, пятьсот рублей, а не семьсот".
Так что, за два дня я сэкономил приличную для пенсионера сумму.
P.S.
Про штраф я жене не рассказывал, а про "малую часть ручки" доложил. "И что?" – она говорит, "Нельзя было им эту новую деталь назад отдать?!". Вот так, ей ещё мало.
Как-то, когда ждал в метро жену, подошел знакомый мужик. Рассказал интересную историю. Он нашел пачку денег "сто по сто". Вроде запечатанная, все в порядке. Он эту пачку отдал своему другу, который работал "где надо", чтобы тот проверил деньги на подлинность и обменял на более крупные купюры. Этот друг ему позже сказал, что деньги - подлинные. "Но, представляешь, сволочи какие - в пачке двух купюр не хватало" - так закончил свой рассказ мой знакомый. Говорил он с искренней обидой и возмущением. И его можно понять: не повезло человеку.
Почитатель: "Знаете что? Я напишу: непристёгнутый ремень безопасности. Всё-таки, пятьсот рублей, а не семьсот".
Меня тоже год назад остановили, причем за проезд на красный. Я утверждал, что это был желтый. А на желтый у нас можно (зеленый не мигает, а сразу сменяется желтым, так сразу то и не остановишься). Посмотрели мое личное дела, а там я кристально чист. Как стеклышко. Удивительным образом, точно так же записали непристегнутый ремень. Долларов 50, хотя точно не помню. Но главное, обошлось без записи в личное дело и без выговора по партийной линии. А то страховка повысилась бы.
За неимением собственного мнения об отношении Чехова к доктору Астрову, всё пытался найти в сети намёк на точку зрения Александра Минкина, который является (как я только недавно выяснил) спецом по драматургии Чехова. Но безуспешно.
Почитатель: За неимением собственного мнения об отношении Чехова к доктору Астрову, всё пытался найти в сети намёк на точку зрения Александра Минкина, который является (как я только недавно выяснил) спецом по драматургии Чехова. Но безуспешно.
Доктор Астров, сыгранный Бондарчуком - внушительный, положительный персонаж. За ним как за каменной стеной. Астров из спектакля Додина - несколько потрепанный персонаж, и жалость к людям не его сильная сторона. К этим двум и Чехов мог бы относиться по-разному.
Когда меня еще было сложно испугать простым финским ножом и всякими вирусами, я читал на ИШФ эпопею в изложении Чича про Лилю Брик как представительницу определенного типа женщин. Которые невероятно привлекательны для (многих) мужчин, но с которыми связываться себе дороже. Такие женщины описаны в литературе, Толстой, например, их очень не любил, называл их "сосудами греха". Так вот, кто о чем, а вшивый о бане. Это я про Елену из "Дяди Вани". Приятель (с которым я езжу на работу) очевидно считает и ее относящейся к этому типу. Приехала в деревню на пару месяцев, и тут же в нее влюбились все представители мужского населения. Дядя Ваня сходит с ума от страсти, Астров перестал лечить людей и постоянно торчит у них в усадьбе. Так вот, в пьесе есть сцена, когда Астров показывает Елене карту лесов. А перед этим Соня попросила Елену выяснить у Астрова, любит ли он ее. Дальше там так:
Елена Андреевна. Дело касается моей падчерицы Сони, Она вам нравится?
Астров. Да, я ее уважаю.
Елена Андреевна. Она вам нравится, как женщина?
Астров (не сразу). Нет.
Елена Андреевна. Еще два-три слова - и конец. Вы ничего не замечали?
Астров. Ничего.
Елена Андреевна (берет его за руку). Вы не любите ее, по глазам вижу... Она
страдает... Поймите это и... перестаньте бывать здесь.
Астров (встает). Время мое уже ушло... Да и некогда... (Пожав плечами.)
Когда мне? (Он смущен.)
Елена Андреевна. Фу, какой неприятный разговор! Я так волнуюсь, точно
протащила на себе тысячу пудов. Ну, слава богу, кончили. Забудем, будто не
говорили вовсе, и... и уезжайте. Вы умный человек, поймете...
Пауза.
Я даже красная вся стала.
Астров. Если бы вы мне сказали месяц-два назад, то я, пожалуй, еще
подумал бы, но теперь... (Пожимает плечами.) А если она страдает, то, конечно...
Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос? (Глядит ей в
глаза и грозит пальцем.) Вы - хитрая!
Елена Андреевна. Что это значит?
Астров (смеясь). Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к
чему этот ваш допрос? (Мешая ей говорить, живо.) Позвольте, не делайте
удивленного лица, вы отлично знаете, зачем я бываю здесь каждый день... Зачем и
ради кого бываю, это вы отлично знаете. Хищница милая, не смотрите на меня
так, я старый воробей...
Елена Андреевна. (в недоумении). Хищница? Ничего не понимаю.
Астров. Красивый, пушистый хорек... Вам нужны жертвы! Вот я уже целый
месяц ничего не делаю, бросил все, жадно ищу вас - и это вам ужасно нравится,
ужасно... Ну, что ж? Я побежден, вы это знали и без допроса. (Скрестив руки и
нагнув голову.) Покоряюсь. Нате, ешьте!
Елена Андреевна. Вы с ума сошли!
Астров (смеется сквозь зубы). Вы застенчивы...
Елена Андреевна. О, я лучше и выше, чем вы думаете! Клянусь вам! (Хочет
уйти.)
Вопрос: насколько искренне говорила здесь Елена Андреевна? Вела ли она себя в этой сцене как сосуд греха, завлекая очередную жертву, или она лучше и выше, чем думает Астров (а также мой приятель)?
jenya: Вопрос: насколько искренне говорила здесь Елена Андреевна? Вела ли она себя в этой сцене как сосуд греха, завлекая очередную жертву, или она лучше и выше, чем думает Астров (а также мой приятель)?
И то и это.
Мне кажется, тут имеет место тривиальный случай разрыва между сознанием и подсознанием. На уровне сознания она искренне "лучше и выше" и при этом подсознание заставляет подавать правильно интерпретируемые Астровым невербальные сигналы.