ChessPro online

Приходите в гости к нам...

вернуться в форум

08.06.2006 | 12:19:19

Главная  -  Поговорим?  -  Беседы о...

1682

арт.

21.04.2009 | 01:14:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:
арт.:
saluki: целью искусства всегда являются именно переживания по его поводу

+
цель того же стиха достичь со-пе-ре-жи-ва-ния. В этом смысле стих Бабий Яр достиг цели:-)


Странный такой +. Переживание и сопереживание - все-таки очень разные вещи.


в данном контексте - не вижу разницы.
номер сообщения: 8-121-26353

1683

арт.

21.04.2009 | 01:14:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique:
арт.: а зачем сравнивать? Да, в русле гражданской поэзии, увы, в России всегда актуальной.

"На смерть поэта" тоже не бог весть, с позиций "чистого искусства".


Забавно, как раз собирался помянуть Лермонтова - в том смысле, что у него гражданская поэзия лучше лирической.

Меж тем как Франция среди рукоплесканий...



хмм, не согласен, но спорить не буду:-)
номер сообщения: 8-121-26354

1684

jenya

21.04.2009 | 01:17:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
СС: Юрий Жуков, человек известный всей стране, работал и в «Правде», и на телевидении. Агитировал за советский образ жизни, разоблачал происки буржуазной пропаганды.
<...>
Юрий Жуков переводил французскую прозу.
«Не все так просто в этом мире».


Через несколько дней после той публикации стихотворения Евтушенко в «Литературной России» был опубликован стихотворный ответ поэта Алексея Маркова. С большим трудом нашел полную версию этого произведения. Итак, сначала Евтушенко, потом Марков.

Бабий Яр

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас –
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне – следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус –
это я.
Мещанство –
мой доносчик и судья.
Я за решёткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплёванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется –
я мальчик в Белостоке.
Кровь льётся, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный,
бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!» –
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! –
Я знаю –
ты
по сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
Мне кажется –
я – это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много –
это нежно
друг друга в тёмной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся – это гулы
самой весны –
она сюда идёт.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет – это ледоход…
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Всё молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребённых.
Я –
каждый здесь расстрелянный старик.
Я –
каждый здесь расстрелянный ребёнок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому –
я настоящий русский!


Aлексей Марков

МОЙ ОТВЕТ

Какой ты настоящий русский,
Когда забыл про свой народ,
Душа, что брючки, стала узкой,
Пустой, как лестничный пролет.
Забыл, как свастикою ржавой
Планету чуть не оплели,
Как за державою держава
Стирались с карты и с земли.
Гудели Освенцимы стоном,
И обелисками дымы
Тянулись черным небосклоном
Все выше, выше в бездну тьмы.
Мир содрогнулся Бабим Яром,
Но это был лишь первый Яр,
Он разгорелся бы пожаром,
Земной охватывая шар.
И вот тогда – их поименно
На камне помянуть бы в ряд
О, сколько пало миллионов
Российских стриженых ребят!
Их имена не сдуют ветры,
Не осквернит плевком пигмей.
Нет, мы не требовали метрик,
Глазастых заслонив детей.
Иль не Россия заслонила
Собою амбразуру ту?!
Но хватит ворошить могилы,
Им больно, им невмоготу.
Пока топтать погосты будет
Хотя б один космополит,-
Я говорю: я русский, люди!
И пепел в сердце мне стучит.

Вообще, о Маркове поразительно мало информации в сети. Вот тут кое-что нашел:


Десять лет назад, в предисловии к третьему тому собрания сочинений, Алексей Марков писал о себе:

"Появился на свет Божий, кажется, в 1920-м. Кажется, потому, что родился как бы между делом ранней голодной весной. Мать отправилась в поле собирать из-под снега полусгнившие початки кукурузы, там меня и "нашла", как говорили у нас в селе. Мать рассказывала, что эту кормилицу сушила, толкла, варила и в тряпочке давала мне вместо соски в дополнение к материнскому молоку, которого грудному младенцу не хватало. Вообще, не везло Ставрополью. Невзирая на чернозем не хуже украинского, где "воткнешь палку -- вырастет тарантас", хлеба вдоволь крестьяне не видели, все его куда-то отсылали... Не помню сытого дня в детстве. Но самым жестоким был год 32-й. Вымирали целые семьи, целые деревни, и нередкостью было, когда, облегчая участь детей, отцы, натопив пожарче печь, поплотнее закрывали дымоход, чтобы угар спас от мучительной голодной смерти... Так было и в нашей семье: одного меня оставили -- "на развод"... И пошел я скитаться по России. Прибился в Дагестане. Жил и в детском доме, и в интернате, где учился на кумыкском языке: русский преподавали как иностранный, два раза в неделю... Но библиотека в интернате была, и только там вспоминал, что я не кумык Али-Бек, как звали меня товарищи, а русский Алешка. И зачитывался я родной классикой, упивался морем разливанным материнского слова.

Ребенок многого не понимает в окружающей действительности, но я твердо знал одно: славянин унижен, оскорблен, растоптано его достоинство и даже язык. Проснулось чувство обиды и любви к поруганным предкам. И если потом я написал галерею поэм о людях, принесших славу России, -- "Ермак", "Пугачев", "Михайло Ломоносов", "Кондратий Рылеев", то это "заслуга" тех, кто хотел покончить с Россией. Всю жизнь помнил о том, что называлось "расказачиванием". Оттуда и поэма о великом русском человеке казачьем атамане Матвее Платове -- "Вихрь-атаман". О, как же не хотели публиковать эту оду казакам, названным Львом Толстым "странствующими рыцарями русского народа"!

Тяготы Великой Отечественной, которые почти с первого и до последнего выпали и на мою долю, перенес, может быть, легче многих: был закален, да и недаром говорится "на миру и смерть красна". Беда была общенародная, а вот когда в 32-м мы без сил лежали на траве, а члены правления колхоза и делегаты сельсовета шагали через нас в свою закрытую столовую, откуда доносились невыносимо сладкие запахи еды, это было потяжелее..."


На стихи Маркова ходили в списках ответы самого Евтушенко, Маршака и Симонова. Я уж не буду их приводить. Мне просто показалось, что эта перекличка очень хорошо показывает эпоху, да и сейчас она, возможно, актуальна.
номер сообщения: 8-121-26355

1685

Roger

21.04.2009 | 01:26:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: На стихи Маркова ходили в списках ответы самого Евтушенко, Маршака и Симонова. Я уж не буду их приводить. Мне просто показалось, что эта перекличка очень хорошо показывает эпоху, да и сейчас она, возможно, актуальна.

Приведите, пожалуйста, до кучи (или дайте ссылки).
Насчёт актуальности не знаю, но в историческом плане, безусловно, очень интересно.
номер сообщения: 8-121-26356

1686

jenya

21.04.2009 | 01:35:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
в конце концов, это все же не Бродский и не Башевис Зингер, при всем моем уважении.


Безусловно. Я вообще не отношусь к большим поклонникам Евтушенко, хотя у него есть хорошие стихи.

saluki: судя по тому изложению этой истории, которое мне доступно, соображения интересов искусства не были в данном случае определяющими
ну и повторяю, в очередной раз, что поступок безусловно мужественный. вопрос для меня в том, однако, идет ли речь о "мужественной гражданской позиции" или о "мученичестве за веру в бессмертное искусство". меня, как любителя сильных сюжетов, второе занимает намного больше.


Понимаю. Мы не совсем договорились, но прояснили позиции.
Может расскажете теперь про сюжетные произведения? :)
К примеру, читал я однажды "Кавалерийский марш с вариациями" Веллера, красиво написанный в стиле киносценария (не вижу сейчас в интернете). Основное, пишет он, это показать картинку, чтобы зритель представил, увидел, как в фильме. Прямо, антиНабоков какой-то! Читается, кстати, взахлеб.
номер сообщения: 8-121-26357

1687

iourique

21.04.2009 | 01:49:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Может расскажете теперь про сюжетные произведения? :)
К примеру, читал я однажды "Кавалерийский марш с вариациями" Веллера, красиво написанный в стиле киносценария (не вижу сейчас в интернете). Основное, пишет он, это показать картинку, чтобы зритель представил, увидел, как в фильме. Прямо, антиНабоков какой-то! Читается, кстати, взахлеб.


Женя, а как Вам "Код да Винчи"? Читается взахлеб (по крайней мере, мной), а потом ходишь и плюешься - на что я только что 10 часов угробил?
номер сообщения: 8-121-26358

1688

арт.

21.04.2009 | 01:52:06
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
c Кодом - главное вовремя остановиться:-) я бросил довольно поздно, где-то в середине.
номер сообщения: 8-121-26359

1689

jenya

21.04.2009 | 01:52:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
iourique: Женя, а как Вам "Код да Винчи"? Читается взахлеб (по крайней мере, мной), а потом ходишь и плюешься - на что я только что 10 часов угробил?


Не читал :)
номер сообщения: 8-121-26360

1690

jenya

21.04.2009 | 02:06:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger:
jenya: На стихи Маркова ходили в списках ответы самого Евтушенко, Маршака и Симонова. Я уж не буду их приводить. Мне просто показалось, что эта перекличка очень хорошо показывает эпоху, да и сейчас она, возможно, актуальна.

Приведите, пожалуйста, до кучи (или дайте ссылки).
Насчёт актуальности не знаю, но в историческом плане, безусловно, очень интересно.

Накопал в интернете
http://chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=23&id=17&page=87#23-17-4601
http://www.odvestnik.com.ua/issue/195/4439/
http://berkovich-zametki.com/Forum/viewtopic.php?t=339&sid=d1951129de03e3584a8e1f76077aff10
http://www.idelo.ru/436/20.html
http://www.lechaim.ru/ARHIV/173/markish.htm
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer4/Pasika1.htm
номер сообщения: 8-121-26361

1691

jenya

21.04.2009 | 02:26:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Сам видел этот пост в трех-четырех журналах. Поразительно, все-таки.
номер сообщения: 8-121-26362

1692

saluki

21.04.2009 | 03:40:25

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Может расскажете теперь про сюжетные произведения? :)
К примеру, читал я однажды "Кавалерийский марш с вариациями" Веллера, красиво написанный в стиле киносценария (не вижу сейчас в интернете). Основное, пишет он, это показать картинку, чтобы зритель представил, увидел, как в фильме. Прямо, антиНабоков какой-то! Читается, кстати, взахлеб.


про сюжетные произведения... ну я проброшу то, что для меня является примером сюжета.

Терри Гиллиам, фильм "Приключения барона Мюнхаузена".

сюжет данного произведения - миф, восприятие его людьми и "бытие" мифа.
фабула совсем иная.

меня в данный момент занимает эта грань искусства - отличие фабулы от сюжета, "смыслы" внутри произведения, вопросы того, может и должен ли художник их осознавать. и все такое.

указанного произведения я, увы, не читал, и что там с сюжетом не в курсе.
номер сообщения: 8-121-26363

1693

jenya

23.04.2009 | 04:09:13

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Я очень плохо помню свои детские впечатления, и потому то немногое, что помню - страшно ценю. Мой дед умер, когда мне было чуть больше пяти лет, поэтому о нем я помню совсем мало. Пожалуй, только две вещи, хотя сейчас уже довольно сложно отличить то, что я помню сам по себе, от того, что мне потом рассказывали. Помню, как я лежал на его мозолистой руке на диванчике в «Деда Павликиной» комнате, и он читал мне киплинговское «Отчего у слоненка длинный хобот». Помните, там крокодил схватил слоненка за нос и начал тянуть. Недавно, листая интернет, я обнаружил замечательный мультфильм про слоненка, которого озвучивает Рина Зеленая.

А второе впечатление уже чуть позже. Деда Павлик болел и долго лежал в больнице. И мама готовила ему туда котлеты, а папа отвозил. В какой-то момент я заметил, что папа уже давно не возит котлеты. Так я узнал, что деда Павлика больше нет. Немного, конечно, но все же кое-что. Несколько лет назад я посмотрел фильм Иштвана Сабо "Отец". Это старый фильм 66го года, тогда он выиграл главный приз московского кинофестиваля. Там как раз показаны считанные детские впечатления главного героя (юноши) о своем отце, очень сильная вещь. Как он бежит, маленький, и отец берет его на руки ... Как-нибудь надо написать подробнее.

jenya: Валентин Берестов, Великан

Я в детстве дружил с великаном.
Нам весело было одним.
Он брёл по лесам и полянам.
Я мчался вприпрыжку за ним.

http://dozor.narod.ru/writers/berestov/

http://bard.ru/cgi-bin/disk.cgi?disk=1715


Еще Берестов:

Один лишь раз, и то в начале детства,
Мой дядя, тот, погибший на войне,
К нам заезжал. Но до сих пор вглядеться
Могу в его глаза. Они во мне.

Всё остальное - облик и слова -
Забыто. Но ещё, припоминаю,
Была трава. Нездешняя трава.
Высокая и тонкая. Лесная.

Должно быть, в лес (он на краю земли
Был для меня) занёс меня мой дядя,
И там мы на поляне прилегли,
Счастливые, в глаза друг другу глядя.

И я заметил нити на белках,
И складки век, и редкие ресницы,
И два зрачка, две точечки-зеницы,
В двух серых и лучащихся зрачках.

И то, как сам я отразился в них,
И то, как их застлала поволока.
И шевельнулись веки... Только миг
Запомнил я. Одно мгновенье ока.
номер сообщения: 8-121-26434

1694

jenya

25.04.2009 | 02:37:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
У подъезда стоит, дожидается кого-то немолодой уже, сутулый мужчина.
Наконец, громыхает дверь, выскакивает парнишка лет пятнадцати, спешит.
- Сына, я тут тебе всё забываю сказать...
- Потом, пап, потом, тороплюсь, некогда, - машет рукой мальчик и пропадает в арке дома.
А мужчина стоит с вытянутой рукой, поворачивает её к себе ладонью, смотрит, хмурится отчего-то, проводит по побелевшему лицу, оставляя красные полосы, отворачивается.

И вспомнинаешь, как тоже торопился, как тоже было всегда некогда, как пропускал что-то отцовское, а потом, услышав про больницу, летел, забыв закрыть дверь, на вокзал, бегал в поезде к машинисту, переспрашивая, не опаздываем ли, смотрел заискивающе начальнику депо на пересадочной станции, упрашивая посадить в кабину маневрового, открывал окно в кабине, чтобы слез не заметили...
А потом сидел у кровати отца, держал его за истонченную руку, облегченно слушая краем уха слова врача: "Кризис миновал", - рвал себе ногти на другой руке, не чувствуя боли, а отец вдруг прокашливался и говорил:
- Ты, вот что, давно тебе хотел сказать...да теперь уж и не надо, наверное, да и некогда тебе, дома ждут...
А ты смотрел ему в глаза, двигал ближе стул, подтыкал одеяло и наклонялся:
- Ты говори, пап, говори, у меня теперь есть время...


http://pravo-na-iq.at.ua/publ/2-1-0-366
номер сообщения: 8-121-26453

1695

jenya

27.04.2009 | 17:01:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
номер сообщения: 8-121-26462

1696

jenya

27.04.2009 | 17:25:17

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Mstislav Rostropovich (1961)
Sir Charles Groves, conductor
London Symphony Orchestra
'Allegretto' from "Concerto for Violoncello and Orchestra in E-flat major, Op.107" by Dmitri Shostakovich
номер сообщения: 8-121-26463

1697

jenya

27.04.2009 | 19:11:31

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya:
iourique: Вы же говорите о чем-то обратном. Художник что-то создает, но это еще не произведение искусства. Произведением искусства это становится после того, как критик объяснит, как об этом думать. Если другой критик объяснит по-другому, видимо, получится другое произведение искусства.


В принципе, наверное, надо всех критиков читать и самому долго думать. Но лично мне не всегда хочется. То есть есть картины и музыка, которые мне интересны (то, что мне интересно - меняется со временем), зацепили и т.д. - тогда хочется узнать про это побольше. И читать про само произведение, про автора, про эпоху. А если нет - то нет. То есть туалеты в современном искусстве раздражают, но я терплю, в залы эти не захожу и ни на что не жалуюсь. Несколько больше раздражают зеленые квадраты и красные треугольники, написанные лет через 60 после Малевича. Во многих музеях висят. Любопытно, что современная музыка сложна, но не раздражает. Может я это - меломан? :)



zodino: Настоящий меломан - тот, кто, услышав голос женщины, напевающей в ванной, нагибается к замочной скважине и прикладывает к ней ухо!


Нет, я не настоящий меломан :)
номер сообщения: 8-121-26469

1698

jenya

28.04.2009 | 00:13:21

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
http://www.svobodanews.ru/content/Article/265704.html


— Как вы с ним познакомились? Ведь насколько я понимаю, Шостакович один из тех самых лиц, которые оказали на вас значительное влияние?

— Гигантское влияние. Можно сказать, что я ему обязан своей жизнью. Я познакомился с ним очень просто. Я был студентом, только что поступил в консерваторию в 1943 году, и поскольку он был тогда в официальном апогее после Седьмой симфонии, у него был переполнен класс, поступить было невозможно.

— Это ведь был класс композиции?

— Класс композиции и специальный класс инструментовки, где я у него занимался. Тогда я попросил своего учителя: «Ты знаком с Шостаковичем, попроси, чтобы он посмотрел партитуру моего Первого фортепьянного концерта». Мой профессор его попросил, сказал, что у него есть талантливый парнишка, виолончелист, не мог бы он посмотреть партитуру. «Конечно, пусть придет в класс». Я пришел к нему в класс. Мне было так стыдно, что я у него отнимаю время, просто ужас какой-то. Я ему передал партитуру и думал, что он меня сейчас прогноит. Но он взял партитуру и сказал: «Слава, а вы можете играть на рояле?» «Могу». «Можете сыграть концерт?» Я сел, начал играть концерт. Не могу сказать, что очень хорошо играл, потому что мне было стыдно. Такое чувство стыда исполнению не помогает. Я сыграл. После этого на меня обрушился первый каскад благородного вранья. Он встал и сказал: «Вы знаете, Слава, вы так талантливы, это честь для меня, если вы хотите у меня учиться». Я даже вспотел от того, что мне было стыдно за него, что он так врет. А потом я все-таки привык к тому, что он так боялся кого-то обидеть, он так хотел у всех расправить крылья. Но, правда, он всегда ко мне так относился, звонил моей матери много раз и умолял ее, чтобы она на меня воздействовала, чтобы я бросил виолончель. Он считал, что я должен сосредоточиться на композиции, заниматься только ею. Но, слава Богу, я этого не сделал.

— Я знаю, что вы с ним много раз и музицировали и даже выступали публично. Во всяком случае, первая его виолончельная соната была вами исполнена вместе с ним.

— Да. Но она была написана давно. Мне было семь лет, когда он ее написал. Позже мы много раз вместе играли эту сонату в Москве и в поездках, ездили по Прибалтике. Я имел счастье с ним общаться и человечески.

— Как вы его находите, как пианиста?

— Блистательный совершенно!

— Ведь он кончил и фортепьянный факультет консерватории?

— Вы знаете, об этом мало говорят, но в 1927 году он участвовал в Варшаве в конкурсе Шопена. Тогда Шостакович получил почетный диплом, участвуя в третьем туре. То есть он дошел до третьего тура. Чтобы дойти до третьего тура, надо быть блестящим пианистом. Что и имело место.

— Расскажите, ведь жизнь при советской власти должна была как-то сказаться на его музыке. Живи он, скажем, в другом месте, его музыка была бы другой?

— Наверняка, была бы другой. И, может быть, к сожалению, я должен констатировать этот факт, что иногда тирания в большом человеке, в великом человеке, вызывает ответную реакцию, противоположную тому античеловеческому началу, которое диктуется этой системой. И я думаю, что такие люди как Сахаров, с одной стороны, и Солженицын и Шостакович не могли появиться при другой системе. Потому что это люди, которые сняли с себя латы предохраняющие и пошли с открытым забралом, что называется, на самоубийство, в общем.

— То есть, в отличие от мнения западных музыковедов, считающих, что советская власть оказала негативное влияние на Шостаковича, преследовала его, не давала ему писать, вы считаете, что влияние советской власти было позитивным?

— Да. Вы знаете, я не могу сказать, что позитивным. Потому что советская власть украла у нас и у всего человечества несколько лет жизни. И у Прокофьева, и у Шостаковича. Они отняли жизнь, они отняли новые произведения. Но что касается их языка, глубины и стимула… Недаром у французов есть такая поговорка: pour être belle il faut souffrir — чтобы быть красивым, надо страдать. Причем, не за себя, а за других. Когда за себя страдаешь, это еще не так страшно. За других страдать это хуже. И Шостакович умел страдать за других.


http://www.echostudiochicago.com/learn/mstislav-rostropovich
номер сообщения: 8-121-26470

1699

Roger

28.04.2009 | 07:37:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Раз уж пошла такая пьянка, и даже СС вспомнил Прокофьева:
Walt Disney, Peter and the Wolf (1946), part 1
Walt Disney, Peter and the Wolf (1946), part 2

Muzhiks, конечно, немного утрированные получились (а нечего дразниться всякими мистерами-твистерами).
номер сообщения: 8-121-26471

1700

jenya

28.04.2009 | 07:56:17

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Roger: Раз уж пошла такая пьянка, и даже СС вспомнил Прокофьева:
Walt Disney, Peter and the Wolf (1946), part 1
Walt Disney, Peter and the Wolf (1946), part 2

Muzhiks, конечно, немного утрированные получились (а нечего дразниться всякими мистерами-твистерами).

О, спасибо! Этого я не видел. Зато видел недавний оскароносный одноименный мультфильм.
номер сообщения: 8-121-26472

1701

jenya

28.04.2009 | 19:23:59

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Я все о Ростроповиче (вчера было два года со дня смерти). Интересный вообще персонаж. Фотографировался с автоматом в 91м у Белого дома. Исполнял Баха на развалиных Берлинской стены в 89м. Несколько лет у них на даче жил Солженицын. Написал замечательное открытое письмо в 70м в редакцию четырех (!) газет. И при этом так божественно играл...
номер сообщения: 8-121-26473

1702

jenya

28.04.2009 | 19:24:36

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Открытое письмо главным редакторам газет «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская культура»
Уважаемый тов. редактор!

Уже не стало секретом, что А. И. Солженицын большую часть времени живет в моем доме под Москвой. На моих глазах произошло и его исключение из СП — в то самое время, когда он усиленно работал над романом о 1914 годе, и вот теперь награждение его Нобелевской премией и газетная кампания по этому поводу. Это последнее и заставляет меня взяться за письмо к Вам.

На моей памяти уже третий советский писатель получает Нобелевскую премию, причем, в двух случаях из трех, мы рассматриваем присуждение премии как грязную политическую игру, а в одном (Шолохов) — как справедливое признание ведущего мирового значения нашей литературы. Если бы в свое время Шолохов отказался принять премию из рук, присудивших ее Пастернаку «из соображений холодной войны», — я бы понял, что и дальше мы не доверяем объективности и честности шведских академиков. А теперь получается так, что мы избирательно то с благодарностью принимаем Нобелевскую премию по литературе, то бранимся. А что, если в следующий раз премию присудят т. Кочетову? Ведь нужно будет взять?!

Почему через день после присуждения премии Солженицыну в наших газетах появляется странное сообщение о беседе корреспондента ИКС с представителем секретариата СП ИКС о том, что ВСЯ общественность страны (т.е., очевидно, и все ученые, и все музыканты и т. д.) активно поддержала его исключение из Союза писателей? Почему «Литературная газета» тенденциозно подбирает из множества западных газет лишь высказывания американской и шведской коммунистических газет, обходя такие несравненно более популярные и значительные коммунистические газеты, как «Юманите», «Леттр Франсэз», «Унита», не говоря уже о множестве некоммунистических? Если мы верим некоему критику Боноски, то как быть с мнением таких крупных писателей, как Белль, Арагон и Ф. Мориак?

Я помню и хотел бы напомнить Вам наши газеты 1948 года — сколько вздора писалось там по поводу признанных теперь гигантов нашей музыки С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. Например: «Тт. Шостакович, С.Прокофьев, Н.Мясковский и др.! Ваша атональная дисгармоничная музыка органически чужда народу… Формалистическое трюкачество возникает тогда, когда налицо имеется немного таланта, но очень много претензий на новаторство… Мы совсем не воспринимаем музыки Шостаковича, Мясковского, Прокофьева. Нет в ней лада, порядка, нет широкой напевности, мелодии». Сейчас, когда посмотришь на газеты тех лет, становится за многое нестерпимо стыдно. За то, что три десятка лет не звучала опера «Катерина Измайлова», что С.С. Прокофьев при жизни так и не услышал последнего варианта своей оперы «Война и мир» и Симфонии-концерта для виолончели с оркестром; что существовали официальные списки запретных произведений Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна.

Неужели прожитое время не научило нас осторожно относиться к сокрушению талантливых людей? не говорить от имени всего народа? не заставлять людей высказываться о том, чего они попросту не читали и не слышали? Я с гордостью вспоминаю, что не пришел на собрание деятелей культуры в ЦДРИ, где поносили Б. Пастернака и намечалось мое выступление, где мне поручили критиковать «Доктор Живаго», в то время мной еще не читанный.

В 1948 году были списки запрещенных произведений. Сейчас предпочитают устные запреты, ссылаясь, что «есть мнение», что это не рекомендуется. Где и у кого есть мнение — установить нельзя. Почему, например, Г.Вишневской запретили исполнить в ее концерте в Москве блестящий вокальный цикл Бориса Чайковского на слова И. Бродского? Почему несколько раз препятствовали исполнению цикла Шостаковича на слова Саши Черного (хотя тексты у нас были изданы)? Почему странные трудности сопровождали исполнение XIII и XIV симфоний Шостаковича? Опять, видимо, «было мнение»?..

У кого возникло «мнение», что Солженицына надо выгнать из Союза писателей, мне выяснить не удалось, хотя я этим очень интересовался. Вряд ли пять рязанских писателей-мушкетеров отважились сделать это сами без таинственного МНЕНИЯ. Видимо, МНЕНИЕ помешало моим соотечественникам узнать проданный нами за границу фильм Тарковского «Андрей Рублев», который мне посчастливилось видеть среди восторженных парижан. Очевидно, МНЕНИЕ же помешало выпустить в свет и «Раковый корпус» Солженицына, который уже был набран в «Новом мире». Вот когда б его напечатали у нас, — тогда б его открыто и широко обсудили на пользу автору и читателям.

Я не касаюсь ни политических, ни экономических вопросов нашей страны. Есть люди, которые разбираются в этом лучше меня, но объясните мне, пожалуйста, почему именно в нашей литературе и искусстве так часто решающее слово принадлежит людям, абсолютно некомпетентным в этом? Почему дается им право дискредитировать наше искусство или литературу в глазах нашего народа?!

Я ворошу старое не для того, чтобы брюзжать, а чтобы не пришлось в будущем, скажем, еще через 20 лет, стыдливо припрятывать сегодняшние газеты.

Каждый человек должен иметь право безбоязненно самостоятельно мыслить и высказываться о том, что ему известно, лично продумано, пережито, а не только слабо варьировать заложенное в него МНЕНИЕ. К свободному обсуждению без подсказок и одергиваний мы обязательно придем!

Я знаю, что после моего письма непременно появится МНЕНИЕ и обо мне, но не боюсь его и откровенно высказываю то, что думаю. Таланты, которые составят нашу гордость, не должны подвергаться предварительному избиению. Я знаю многие произведения Солженицына, люблю их, считаю, что он выстрадал право писать правду, как ее видит, и не вижу причин скрывать свое отношение к нему, когда против него развернута кампания.

Мстислав Ростропович

30 октября 1970 г.
номер сообщения: 8-121-26474

1703

jenya

28.04.2009 | 19:55:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Жуткая новость - умерла Максимова, всего 70. Что такое, а. Смотрю Анюту и хочется реветь.
номер сообщения: 8-121-26475

1704

Pirron

28.04.2009 | 21:40:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Жуткая новость - умерла Максимова, всего 70. Что такое, а. Смотрю Анюту и хочется реветь.

Великая была балерина. Даже мне, человеку к балету равнодушному, при этом известии стало не по себе. Светлая память.
номер сообщения: 8-121-26476

1705

арт.

28.04.2009 | 22:04:18
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
РГ: Прославленным своим именем воспользоваться можете?

Максимова: Никогда и ни за что! А вот моим именем, случается, пользуются. Идешь в театр на аншлаговый спектакль, стараешься так бочком-бочком. А к тебе сбоку кто-нибудь - раз! "Я с Максимовой!".

РГ: А часто узнают?

Максимова: Не знаю. Недавно иду по театру. А охранник мне: "Девушка! Вы куда?". Кто-то из проходящих мимо: "Так это же Максимова!" - "Нет, - ко мне страж обращается, - ВЫ??? куда?". И через паузу: "А! Вы к Максимовой? Тогда идите".

РГ: Так это же здорово! В 70 - и девушка!

Максимова: Да, из-за моего хрупкого сложения меня за девочку принимали. Когда машину водила, останавливали: почему ребенок за рулем? На фильмы "Детям до 16" не пускали.
номер сообщения: 8-121-26477

1706

jenya

29.04.2009 | 08:16:46

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Изю - с днем рождения!

номер сообщения: 8-121-26478

1707

Sad_Donkey

КМС

29.04.2009 | 11:42:43

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya:

На стихи Маркова ходили в списках ответы самого Евтушенко, Маршака и Симонова. Я уж не буду их приводить. Мне просто показалось, что эта перекличка очень хорошо показывает эпоху, да и сейчас она, возможно, актуальна.


Этот Марков (незнакомый мне), наверное, хороший человек и истинный патриот.
Но рядом с ним и Евтушенко, как поэт и как гражданин, выглядит очень неплохо...
номер сообщения: 8-121-26479

1708

jenya

29.04.2009 | 19:19:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время

В 1934 году начинается воронежский период творчества поэта

(из предисловия к книжке Мандельштама)



cтарик: (из википедии) ...В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти . В 1957 году он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960-м году Шостакович вступает в КПСС...


Из книжки Гликмана:

Но завтра — 29 июня рано утром — Дмитрий Дмитриевич позвонил мне и попросил немедленно прийти к нему. Когда я мельком взглянул на него, меня поразило страдальческое выражение его лица, растерянность и смятение. Дмитрий Дмитриевич поспешно повел меня в маленькую комнату, где он ночевал, бессильно опустился на кровать и принялся плакать, плакать громко, в голос. Я со страхом подумал, что с ним или с его близкими произошло большое несчастье. На мои вопросы он сквозь слезы невнятно произносил: „Они давно преследуют меня, гоняются за мной...” В таком состоянии я никогда не видел Дмитрия Дмитриевича. Он был в тяжелой истерике. Я подал ему стакан холодной воды, он пил ее, стуча зубами, и постепенно успокаивался. Примерно час спустя Дмитрий Дмитриевич, взяв себя в руки, начал мне рассказывать о том, что с ним случилось некоторое время тому назад в Москве. Там было решено по инициативе Хрущева сделать его председателем Союза композиторов РСФСР, а для того, чтобы занять этот пост, ему необходимо вступить в партию. Такую миссию взялся осуществить член бюро ЦК П. Н. Поспелов.

Вот что говорил мне (текстуально) Дмитрий Дмитриевич в июньское утро 1960 года, в разгар „оттепели”: „Поспелов всячески уговаривал меня вступить в партию, в которой при Никите Сергеевиче дышится легко и свободно. Поспелов восхищался Хрущевым, его молодостью, он так и сказал — „молодостью”, его грандиозными планами, и мне необходимо быть в партийных рядах, возглавляемых не Сталиным, а Никитой Сергеевичем. Совершенно оторопев, я, как мог, отказывался от такой чести. Я цеплялся за соломинку, говорил, что мне не удалось овладеть марксизмом, что надо подождать, пока я им овладею. Затем я сослался на свою религиозность. Затем я говорил, что можно быть беспартийным председателем Союза композиторов по примеру Константина Федина и Леонида Соболева, которые, будучи беспартийными, занимают руководящие посты в Союзе писателей. Поспелов отвергал все мои доводы и несколько раз называл имя Хрущева, который озабочен судьбой музыки, и я обязан на это откликнуться. Я был совершенно измотан этим разговором. При второй встрече с Поспеловым он снова прижимал меня к стенке. Нервы мои не выдержали, и я сдался”.

Рассказ Дмитрия Дмитриевича несколько раз прерывался моими взволнованными вопросами. Я напомнил ему, как он часто говорил мне, что никогда не вступит в партию, которая творит насилие. После больших пауз он продолжал: „В Союзе композиторов сразу узнали о результате переговоров с Поспеловым, и кто-то успел состряпать заявление, которое я должен как попугай произнести на собрании. Так знай: я твердо решил на собрание не являться. Я тайком приехал в Ленинград, поселился у сестры, чтобы скрыться от своих мучителей. Мне все кажется, что они одумаются, пожалеют меня и оставят в покое. А если это не произойдет, то я буду сидеть здесь взаперти. Но вот вчера вечером прибыли телеграммы с требованием моего приезда. Так знай, что я не поеду. Меня могут привезти в Москву только силком, понимаешь, только силком”.

Сказав эти слова, звучавшие как клятва, Дмитрий Дмитриевич вдруг совершенно успокоился. Своим, как ему казалось, окончательным решением он как бы развязал тугой узел, стянувший его горло. Первый шаг был уже сделан: своей неявкой он сорвал готовившееся с большой помпой собрание. Обрадованный этим, я попрощался с Дмитрием Дмитриевичем и отправился в Зеленогорск, где снимала дачу моя матушка, и обещал на днях навестить отшельника. Однако он, не дождавшись меня, сам без предупреждения приехал 1 июля поздно вечером ко мне в Зеленогорск с бутылкой водки. Шел дождь. Дмитрий Дмитриевич выглядел измученным, вероятно, после бессонной ночи с ее душевными переживаниями.

Дмитрий Дмитриевич, едва переступив порог нашей хижины, сказал: „Извини, что так поздно. Но мне захотелось поскорее увидеть тебя и разделить с тобой мою тощищу”. Я тогда не знал, что эту грызущую его „тощищу” он через несколько недель изольет в музыке Восьмого квартета и таким образом сумеет отвести душу.


<...>

В октябре 60го Шостакович сломал ногу. Гликман приезжал к нему в больницу.

Во время моего посещения больницы Дмитрий Дмитриевич поразил меня безропотным тоном своего рассказа о поврежденной ноге. Он несколько раз повторял фразу "Меня, наверное, Бог наказал за мои прегрешения, например, за вступление в партию"
номер сообщения: 8-121-26480

1709

cтарик

29.04.2009 | 19:37:40

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Женя,я процитировал биографию Шостаковича из Википедии.Там говорилось и о наградах Шостаковича:

Дмитрий ШостаковичЛауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950, 1952).
Лауреат Международной премии Мира (1954).
Народный артист СССР (1954).
Лауреат Ленинской премии (1958).
Герой Социалистического Труда (1966).
Лауреат Государственной премии СССР (1968).
Лауреат Государственной премии РСФСР (1974).
-------------------------------------------------------------------------------------------
Почему-то Вы этот момент из моей цитаты проигнорировали
номер сообщения: 8-121-26481

1710

jenya

29.04.2009 | 19:43:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
cтарик: Женя,я процитировал биографию Шостаковича из Википедии.

Я понимаю, Старик. И я совсем не собираюсь делать из Шостаковича пламенного борца с режимом. Но просто фраза "в эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти" не менее элегантна, чем фраза "в 1934м начался воронежский период творчества поэта". Умели люди работать со словом.

cтарик: Почему-то Вы этот момент из моей цитаты проигнорировали

Этот момент из Вашей цитаты мне не показался интересным. Я про это и так знаю. А вот та фраза - резанула.
номер сообщения: 8-121-26482

1711

Grigoriy

29.04.2009 | 21:17:52

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Женя, а кто такой Изя? Картина же явная калька с Ван Гога.
номер сообщения: 8-121-26483