|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хотя не только. В Харькове Ландау вел себя весьма смело.
Как бы убийственно не выглядел этот текст для государственного режима и, тем более, для авторов листовки, вовсе не она стала главным пунктом обвинения, а "вредительство" в Харьковском физико-техническом институте, в том самом институте, где возникла знаменитая теперь школа Ландау и первые книги его "Курса теоретической физики", изданные теперь на двух десятках языков, в том самом институте, который стал бы ведущим в стране, если бы его не разгромили в 1937 году настоящие вредители, арестовав одних ведущих сотрудников и вынудив бежать других, в частности и Ландау. В августе 1937 года в Харькове арестовали и в октябре расстреляли замечательного физика-экспериментатора (и друга Ландау) Л.В.Шубникова. Из харьковских показаний затем смастерят московское обвинение Ландау.
Тут хочется вспомнить замечательного физика - Льва Васильевича Шубникова.
Выдающийся физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук, профессор. Родился в Петербурге. В 1918 г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петроградского университета и в том же году начал трудовую деятельность лаборантом в Государственном оптическом институте. В 1926 г. окончил Ленинградский политехнический институт.
C 1926 по 1930 гг. работал в Лейденской лаборатории низких температур в Голландии. В 1931-1937 гг. - руководитель Криогенной лаборатории Украинского физико-технического института в Харькове, а также профессор Харьковского университета, заведующий кафедрой физики твердого тела физико-математического факультета. В его лаборатории начал свою работу в Харькове А. Вайсберг.
Шубникову принадлежит ряд научных достижений мирового значения. Это - открытие первого осцилляционного эффекта в металлах (эффект Шубникова - де Гааза), обнаружение идеального диамагнетизма сверхпроводников, первое наблюдение и идентификация антиферромагнитного фазового перехода и целый ряд других.
Шубников - пионер советской физики низких температур. В УФТИ им была освоена криогенная техника, в 1931 г. получен жидкий водород, в 1932-м - жидкий гелий. Из Харькова криогенная техника и наука распространилась по всей стране.
6 августа 1937 г. Шубников был арестован и 28 октября 1937 г. решением "тройки" приговорен к расстрелу. В ноябре вместе с двумя другими выдающимися учеными УФТИ, Львом Викторовичем Розенкевичем и Вадимом Сергеевичем Горским, Шубников был расстрелян. Расстрел был приурочен к 20-й годовщине Октябрьской революции. Место расстрела и погребения неизвестны. На многие годы его имя было вычеркнуто из употребления, на его работы было запрещено ссылаться.
Ниже мы приводим документ из дела Шубникова - его "признательное" заявление на имя следователя.
Написано рукой Шубникова.
"Следователю Харьковского областного
управления НКВД тов. Скраливецкому В.И.
от заключенного Шубникова Л.В.
Заявление
Настоящим моим заявлением я признаю мою вину перед советской властью и хочу в дальнейшем, если мне будет предоставлена возможность, честной и добросовестной работой искупить свою вину. Движимый таким стремлением, я заявляю, что я являюсь членом троцкистско-вредительской группы, работавшей в стенах Укр. физико-технического института. Я обещаю следователю давать честные и исчерпывающие показания как о моей деятельности, так и о деятельности других лиц. Я надеюсь, что мое добровольное признание хоть немного уменьшит тяжелую кару и позволит мне вернуться к труду, который является в нашей стране делом доблести, чести и геройства.
7/VIII-1937 подпись"
http://www.ilt.kharkov.ua/bvi/info/shubnikov/shubnikov.html |
|
|
номер сообщения: 8-121-22221 |
|
|
|
Потерял я Эвридику, нежный свет души моей.
Рок суровый, беспощадный, скорби сердца нет сильней.
Эвридика! Эвридика!
Ответь мне! О, мученье!
Здесь я с тобой, супруг твой верный,
С тобой, супруг твой нежный.
Эвридика! Эвридика!
Молчанье смерти; всё напрасно.
Нет надежды, нет отрады.
Потерял я Эвридику, нежный свет души моей.
Рок суровый, беспощадный, скорби сердца нет сильней!
Страшные слова, жуткая трагедия, невыносимое горе. Общеизвестно, что ария Орфея "Потерял я Эвридику" - одно из самых совершенных созданий оперной классики. Послушал ее в замечательном исполнении Диего Флореса. Послушал еще раз. Возникло некое ощущение несоответствия слов (ситуации) и мелодии. Музыка написана в стиле "печаль моя светла". А должна быть черная боль. Месяца через два мы планируем пойти на эту оперу, тогда и разберусь что к чему. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22252 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-22254 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-22256 |
|
|
|
У меня жена пела эту арию. Низким меццо, примерно как Каллас.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-121-22259 |
|
|
|
Quantrinas:
У меня жена пела эту арию. Низким меццо, примерно как Каллас. |
Ого! А чем она сейчас занимается? |
|
|
номер сообщения: 8-121-22270 |
|
|
|
jenya: Ого! А чем она сейчас занимается? |
Этим и занимается, поёт местном театре.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-121-22272 |
|
|
|
Продолжая разговор:
Стол ломился от закусок. Там было бы тесно лишнему прибору. Все скромное, дешевое, но вкусно приготовленное. Софья Петровна почти всегда подбегала к своему мужу, брала его за голову и громко говорила:
- Дмитрий! Кувшинников! Господа, посмотрите, какое у него великолепное, доброе, незаурядное лицо!
(Иван Евдокимов, "Левитан")
На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые.
— Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? — говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.
(Чехов, "Попрыгунья")
Что это было? В Москве все все поняли однозначно. Чехов: "Меня вся Москва обвиняет в пасквиле". Левитан разругался с Чеховым (на несколько лет) и даже хотел вызвать его на дуэль. На этом фоне отлично смотрится фраза:
Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22309 |
|
|
|
Обращение к воображаемому собеседнику (начало поэмы в стихах песен в двадцать пять)
Я, как поэт, - велик! Я, как прозаик, - знатен!
Могу живописать реальность и мечты.
Жаль только, что никто (никто - будь он неладен!)
Не знает этот факт. Теперь вот знаешь ты. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22311 |
|
|
|
saluki: Имя этому классу людей – интеллигенция. (c). |
Тема не нова, но все же. Не знаю, откуда пошло это слово, и какой смысл вкладывался в него изначально. Возможно, смысл меняется с годами. Как мне кажется, в понятие интеллигентность входит некая смесь определенных проф. навыков и морально этических моментов. Скажем:
Ирония ("иронический человек"), умение пошутить над собой
Умение думать, воспринимать новое, умение признавать ошибки
Чувство собственного достоинства (до некоторой степени)
Знание ремесла, дела, умение делать что-либо лучше других
Но мне не совсем ясно, насколько другие морально этические принципы входят в это понятие. Что вы думаете? |
|
|
номер сообщения: 8-121-22357 |
|
|
|
порядочность +
для меня - более чем достаточно |
|
|
номер сообщения: 8-121-22359 |
|
|
|
арт.: порядочность +
для меня - более чем достаточно |
Я хотел написать порядочность (первым пунктом), а потом подумал, что во-первых это довольно расплывчатое понятие, в какой-то мере субъективное, и кроме того - не слишком ли это сильное требование? |
|
|
номер сообщения: 8-121-22360 |
|
|
|
ну в связке с умением "признавать ошибки" - вполне гуманно:-)) |
|
|
номер сообщения: 8-121-22361 |
|
|
|
Интеллигенты, интеллектуалы... Любовь этих групп к многоречивым поискам самоидентификации.
Чем больше условий, тем уже "идеальное" множество.
Недавно Семён на своей ветке приводил классическое письмо брату на эту тему. В другом (или том же?) письме брату он упомянул речь Тургенева "Дон-Кихот и Гамлет", кажется, в московском Дворянском собрании (с)
"И вот, с одной стороны стоят
Гамлеты мыслящие, сознательные, часто всеобъемлющие, но также часто
бесполезные и осужденные на неподвижность; а с другой - полубезумные
Дон-Кихоты, которые потому только и приносят пользу и подвигают людей, что
видят и знают одну лишь точку, часто даже не существующую в том образе,
какою они ее видят. Невольно рождаются вопросы: неужели же надо быть
сумасшедшим, чтобы верить в истину? и неужели же ум, овладевший собою, по
тому самому лишается всей своей силы?"
Пмсм, не всегда нужно давать полный список требований, достаточно указать на общепризнанные эталоны интеллигентности (Чехов, а через сто лет - Лихачёв).
"Интеллигентом трудно притвориться" (Лихачёв), интеллектуалом - просто.
Два необходимых условия:
1. "Порядочность" (неспособность предать, обмануть, оболгать)
2. Способность к рефлексии.
Образование и эстетическая развитость - второстепенный декор.
Способность признать свои заблуждение - свойство развитого ума, это - к интеллектуалам.
Именно "расплывчатая" порядочность - главное отличие.
Поэтому и очень не любят наши интеллектуалы понятие интеллигентность. Требования морали гораздо обременительнее, чем высокомерное "всезнание" образованцев...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22362 |
|
|
|
Новодворская как-то сказала: "Интеллигент - это не знающий чем себя занять интеллектуал." |
|
|
номер сообщения: 8-121-22363 |
|
|
|
Pirron: Новодворская как-то сказала: "Интеллигент - это не знающий чем себя занять интеллектуал." |
С её точки зрения Дон-Кихот - интеллектуал, а Гамлет - интеллигент.
С первым её роднит безумство и неуёмная энергетика (речевая, слава Богу)...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22364 |
|
|
|
Arbatovez: Пмсм, не всегда нужно давать полный список требований, достаточно указать на общепризнанные эталоны интеллигентности (Чехов, а через сто лет - Лихачёв).
"Интеллигентом трудно притвориться" (Лихачёв), интеллектуалом - просто.
Два необходимых условия:
1. "Порядочность" (неспособность предать, обмануть, оболгать)
2. Способность к рефлексии.
Образование и эстетическая развитость - второстепенный декор.
Способность признать свои заблуждение - свойство развитого ума, это - к интеллектуалам.
Именно "расплывчатая" порядочность - главное отличие.
Поэтому и очень не любят наши интеллектуалы понятие интеллигентность. Требования морали гораздо обременительнее, чем высокомерное "всезнание" образованцев...
|
Упомянул бы Сахарова даже перед Лихачевым.
Способность признать свои заблуждения - это действительно свойство интеллектуалов. А вот раскаяние - это удел людей высокого уровня. Еще нюанс: есть мораль и этика от людей, которые характерны для определенного этапа развития общества. Есть библейские установки (Свыше). Для праведников: не желай другим того, чего не желаешь себе. Для святых: отвечай добром на зло. В последнем случае это уже не законы материи, а законы духа.
Эстетическая развитость - это, мне кажется, некий элемент культуры, т.е. знание и выполнение ритуалов, характерного для данного этажа иерархической социальной пирамиды.
__________________________
бэз примэчаний |
|
|
номер сообщения: 8-121-22365 |
|
|
|
Порядочность, как я уже имел честь сообщить выше, - понятие субъективное. Вот, к примеру, не раз на наших шахматных форумах обсуждались поступки тех или иных шахматистов, разного рода ситуации с их участием, и каждый раз мнения публики разделялись. Одни считали, что непорядочно вел себя один персонаж, другие - что другой. Кроме того, порядочность (в моем понимании) довольно сильное требование. Тем не менее, готов его включить, если согласиться на определение Шварца: "Порядочный человек тот, кто делает подлости без удовольствия". |
|
|
номер сообщения: 8-121-22366 |
|
|
|
Что касается интеллигентности (и упомянутого Лихачева) - любопытна статья Быкова: "Иерарх, или о государственном интеллигенте". Про Чехова - несколькими постами выше описана довольно неприятная история. Это к вопросу об эталонах.
Тургенева почитаю, спасибо. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22367 |
|
|
|
jenya: Вот, к примеру, не раз на наших шахматных форумах обсуждались поступки тех или иных шахматистов, разного рода ситуации с их участием, и каждый раз мнения публики разделялись. |
этот частный случай по большей части от невежества, незнания фактов, порой осознанного, чаще неосознанного, передергивания и т.д., по моему скромному мнению. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22368 |
|
|
|
Что касается субъективности понятия "порядочность", позволю себе категорически не согласиться.
Утверждать так, значит, примерно то же, что говорить о разных" моралях." Оценки субъективны, но это говорит лишь о разности самих оценщиков. Есть "константы", вроде заповедей (не зависимых от религий и конфессий), рождённые историческим опытом человечьего общежития. Они объективны (необходимы): поменять их произвольно на другие невозможно.
Что касается Чехова и Левитана. Чехов - не икона (которая не тождественна эталону), живой и ироничный человек. Обидчивость самолюбивого Левитана, пмсм, была едва ли меньше ироничности Чехова. Оба очень любили друг друга, тем не менее. В Ялте висят пейзажи, подаренные художником тяжело больному другу в последние годы короткой жизни писателя.
По поводу статьи Быкова о Лихачёве. Думаю, сегодня Дмитрий был бы вряд ли в восторге от собственного творения одиннадцатилетней давности. Вымазал портрет одной чёрной краской:
тем не помог, там не подписал, где-то промолчал. А кому помог и за кого вступился - ни слова.
Гражданская позиция и отношение к власти - доблести весьма политически окрашенные (субъективные). Неизвестно, пмсм, какой из двух принципов - "не участвовать во лжи" или "активного противоборства власти" более позитивен: ведь со своими оценками власти можно и ошибиться...
Повторюсь: эталон - не икона. Среди живых нет безупречных...
Пмсм.
П.с. Если встать на сторону Быкова, то, пожалуй, воительницу Новодворскую, поливающую помоями свой народ, можно наградить званием интеллинентки. Мне лично такая награда представлялась бы и смешной и кощунственной.
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22370 |
|
|
|
Крыс: Упомянул бы Сахарова даже перед Лихачевым. |
По-моему, судить о степени порядочности публичных людей, не зная их лично - гиблое дело. Скажем, я знаю людей, бывших знакомыми с Сахаровым и отзывающихся о нем не вполне лицеприятно. Деталей не помню, да и знакомые могут быть не правы. Но могут быть и правы. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22371 |
|
|
|
Спасибо за ссылку на статью Быкова. При всём различии наших возрений - о Лихачёве у меня сложилось примерно такое же впечатление, и я был в недоумении - с чего его вдруг назначили совестью русского народа |
|
|
номер сообщения: 8-121-22372 |
|
|
|
iourique: Крыс: Упомянул бы Сахарова даже перед Лихачевым. |
По-моему, судить о степени порядочности публичных людей, не зная их лично - гиблое дело. |
Тогда запретим себе иметь мнение о человеческих качествах знаменитых людей. В обществе есть потребность в "эталонах": "где те Отечества отцы, которых мы должны почесть за образцы?"
Скажем, я знаю людей, бывших знакомыми с Сахаровым и отзывающихся о нем не вполне лицеприятно. Деталей не помню, да и знакомые могут быть не правы. Но могут быть и правы. |
Пмсм, если не помнить деталей, лучше не приводить негативных оценок: осадок остаётся нехороший. Пусть уж лучше он будет хорошим. Пока не опровергнут...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22373 |
|
|
|
Grigoriy: Спасибо за ссылку на статью Быкова. При всём различии наших возрений - о Лихачёве у меня сложилось примерно такое же впечатление, и я был в недоумении - с чего его вдруг назначили совестью русского народа |
А можно поинтересоваться, почему сложилось такое мнение? Без ссылки на Быкова, пожалуйста...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22374 |
|
|
|
Grigoriy: Спасибо за ссылку на статью Быкова. При всём различии наших возрений - о Лихачёве у меня сложилось примерно такое же впечатление, и я был в недоумении - с чего его вдруг назначили совестью русского народа |
Быков во всем талантлив, даже когда несет пургу,
но не стоило ему ополчаться на Лихачева, судить-рядить, пмм. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22375 |
|
|
|
Arbatovez: Grigoriy: Спасибо за ссылку на статью Быкова. При всём различии наших возрений - о Лихачёве у меня сложилось примерно такое же впечатление, и я был в недоумении - с чего его вдруг назначили совестью русского народа |
А можно поинтересоваться, почему сложилось такое мнение? Без ссылки на Быкова, пожалуйста...
|
Поступков, которые бы давали на такое звание право, за ним не знаю, а проталкивание на эту роль было явным - при явном согласии Лихачёва. И встретил статью, где он похваливал Петра. Весма мерзко. |
|
|
номер сообщения: 8-121-22376 |
|
|
|
Grigoriy:
Поступков, которые бы давали на такое звание право, за ним не знаю, а проталкивание на эту роль было явным - при явном согласии Лихачёва. И встретил статью, где он похваливал Петра. Весма мерзко. |
Понятно. Назначили. Как Солженицына.
Если бы был безвестен, наверное, бы не раздражал. Опять тут присутствует власть.
Похваливать Петра... Смотря за что. Неужели за кровь? Только тогда годилось бы столь сильное наречие, как мерзко..
Впрочем, это, кажется, самое любимое Ваше наречие...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22377 |
|
|
|
Лихачёва именно назначили. А Солженицын - совсем другое. Хотя и его в качестве совести русского народа я не воспринимаю.
Статья |
|
|
номер сообщения: 8-121-22378 |
|
|
|
Grigoriy: Лихачёва именно назначили. А Солженицын - совсем другое. Хотя и его в качестве совести русского народа я не воспринимаю.
Статья |
Мерси. Но переводить с английского - лень...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 8-121-22379 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|