|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот отрывок из Эренбурга, пересказанный выше:
Проходя мимо «Ротонды», я увидел на террасе знакомое лицо: это был поэт Перец Маркиш, которого я знал по Киеву. Его трудно было не заметить: красивое, вдохновенное лицо выделялось в любой среде. Б. А. Лавренев уверял, что Маркиш походил на портреты Байрона. Может быть. А может быть, просто на тот облик романтического поэта, который остался в нашем представлении от сотен холстов или рисунков, от строк поэм, от воздуха другой эпохи. Романтиком Маркиш был не только в стихах; романтически вились его волосы, романтически была поставлена голова на стройной шее (он не любил галстуков и ходил всегда с расстегнутым воротничком); да и юношеский облик, который он сохранил до смерти, был тоже романтическим.
За его столиком сидели еврейский писатель из Польши Варшавский и художник, фамилию которого я забыл. Варшавского я знал по роману «Контрабандисты», переведенному на различные языки; он был застенчивым, мало разговаривал. Художник, напротив, не замолкая говорил о выставках, о критиках, о том, как трудно прожить в Париже,- он был бессарабцем, незадолго до того приехал во Францию, работал как маляр, а в свободные часы писал пейзажи. Не то Варшавский, не то художник рассказал историю о дудочке. Это была хасидская легенда (хасиды - мистическая и бунтарская секта, восставшая в XVIII веке против раввинов и богачей-лицемеров). Легенду я запомнил и включил потом в мою книгу «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца»; книга эта малоизвестна, и я перескажу историю.
В одном из местечек Волыни был знаменитый цадик - так называли хасиды подлинных праведников. В местечке, как и повсюду, были богачи, дававшие деньги в рост, домовладельцы, купцы, были люди, мечтавшие правдой и неправдой разбогатеть; словом, неправедных было вдоволь. Настал Судный день, когда, по верованиям религиозных евреев, Бог судит людей и определяет их дальнейшую судьбу. В Судный день они не едят, не пьют, пока не покажется вечерняя звезда и раввин не отпустит их из синагоги. В тот день в синагоге стояла тяжелая тишина. По лицу цадика люди видели, что Бог рассержен злыми делами обитателей местечка; не показывалась звезда; все ждали сурового приговора. Цадик просил Бога отпустить людям грехи, но Бог прикидывался глухим. Вдруг тишину нарушила маленькая дудочка. Среди бедноты, стоявшей позади, был портной с пятилетним сынишкой. Мальчику надоели молитвы, и он вспомнил, что у него в кармане грошовая дудочка, которую ему купил накануне отец. Все накинулись на портного: вот за такие выходки Господь покарает местечко!.. Но цадик увидел, что суровый Бог не выдержал и улыбнулся.
Вот и вся легенда. Она взволновала Маркиша, он воскликнул: «Да это об искусстве!..» Потом мы встали, пошли по домам. Маркиш довел меня до угла и неожиданно (мы говорили о чем-то другом) сказал: «Но сейчас, мало дудочки, сейчас нужна труба Маяковского…»
Мне кажется, что в этой фразе было объяснение многих трудных лет его жизни. Он не был создан ни для громких призывов, ни для эпических поэм, был поэтом с дудочкой, издававшей чистые, пронзительные звуки. Но воображаемого бога, способного улыбнуться, не оказалось, а век был шумным, и уши людей порой не различали музыки. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-119896 |
|
|
|
У Ахматовой другая дудочка, хотя тоже тростниковая. Это явно сиринга Эвтерпы. Вряд ли хасидская легенда как-то связана с греческой мифологией. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119897 |
|
|
|
Воображаемый бог - это тавтология или оксюморон? |
|
|
номер сообщения: 8-121-119898 |
|
|
|
Evgeny Gleizerov: У Ахматовой другая дудочка, хотя тоже тростниковая. Это явно сиринга Эвтерпы. Вряд ли хасидская легенда как-то связана с греческой мифологией. |
Интересно, что за дудочка у Галича. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119900 |
|
|
|
BillyBones: Воображаемый бог - это тавтология или оксюморон? |
Думаю, дань цензуре. А может усилить хотел, не оказалось даже воображаемого Бога, который мог улыбнуться. Кстати, раз мы упомянули и Галича, и Маркиша, надо дать ссылку на эту историю. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119902 |
|
|
|
Можно прочитать и следующий пост по ссылке, там интервью Захарова 2016 года. Это к вопросу о Ленкоме и роли личности, при том, что Захаров - хитрый лис и всегда очень осторожничал. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119903 |
|
|
|
jenya: Evgeny Gleizerov: У Ахматовой другая дудочка, хотя тоже тростниковая. Это явно сиринга Эвтерпы. Вряд ли хасидская легенда как-то связана с греческой мифологией. |
Интересно, что за дудочка у Галича. |
Разумеется, хасидская. Ведь обладатель дудочки у Галича - мальчик, а не "милая гостья". |
|
|
номер сообщения: 8-121-119908 |
|
|
|
jenya: Вот отрывок из Эренбурга, пересказанный выше:
...
|
Умудриться рассказать "легенду" о своем народе в духе миссионера, изучающего нравы туземцев, это отдельная комедия ошибок на каждом шагу.
Для Галича, как и для большинства из нас позже, разнице между дудочкой и шофаром взяться неоткуда было.
Но Эренбургу с Маркишем не знать можно было только нарочно. Возможно, и Новый год, когда трубят в дудочки, с Судным Днем перепутали. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119910 |
|
|
|
jenya: Вот отрывок из Эренбурга, пересказанный выше: |
Как литература, пересказ лучше оригинала. Но без оригинала Галич непонятен. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119918 |
|
|
|
Похоже мальчик с идеей спасения действительно пришёл из притчи, но возможен и смысл Маркиша, переданный Эренбургом, - искать спасения в искусстве, объединяя мальчика с ахматовской милой гостьей.
Образ тростника, насыщаясь всеми этими мифологическими значениями, становится в поэзии Ахматовой 1930-40-х годов едва ли не центральной "семой". Об этом свидетельствует уже тот факт, что решив издать в 1940-м году новую поэтическую книгу, Ахматова дает ей имя "Тростник". |
мифологические аллюзии указывают на то, что поэт, по Ахматовой, и есть тот самый "звучащий тростник", ("тростниковая дудочка"), который, несмотря на свою физическую смерть, продолжает жить в Слове |
Стихотворение "Муза" включено в сборник "Тростник". |
|
|
номер сообщения: 8-121-119919 |
|
|
|
BillyBones: Но Эренбургу с Маркишем не знать можно было только нарочно. Возможно, и Новый год, когда трубят в дудочки, с Судным Днем перепутали. |
сейчас мало дудочки, сейчас нужен шофар Маяковского (c)
Кстати, не перепутали, это ребёнок принёс игрушечный шофар с Нового года и невовремя задудел. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119921 |
|
|
|
Всё уже украдено до нас.
А н н о т а ц и я :
В статье рассматривается превращение вещи (дудочки) в
символ, трансляция этого мотива, его рецепция и метаморфозы смысла.
В цикле хасидских историй, связанных с Баал-Шем-Товом, присутствует
мотив дудочки-свистульки, на которой играет несмышленый мальчик, как
бы нарушающий святость праздника Йом Кипур, но получающий одобрение
Бешта и «улыбку Бога». Эренбург включает эту историю в значимый финал
своего романа «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1927) о незадачливом,
но «святом» простаке. В понимании Переца Маркиша, дудочка – это символ
искусства, у Александра Галича дудочка из этого сюжета становится сим-
волом спасения, а у бардов 1960-х годов – сопротивления искусства.
К л ю ч е в ы е с л о в а : Хасидская история, И. Эренбург, П. Маркиш, А. Галич |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-119922 |
|
|
|
Из драши (проповеди) от рав Кука, сказанной им к этому празднику осенью 1932 г.
«Пророк предсказывал большой шофар избавления, и мы молимся о трублении в большой шофар. Именно “большой”, потому что существуют разные уровни шофара избавления: есть большой шофар, обычный средний и есть малый шофар. И шофар Машиаха сравнивается с просто шофаром, с шофаром Рош а-Шана.
Закон определяет три уровня шофара Рош а-Шана: 1) Шофар из бараньего рога, как и заповедано; 2) Задним числом любые шофары считаются пригодными; 3) Рог нечистого животного или рог животного, использованного при идолопоклонстве, непригоден. Однако если протрубили в него, заповедь считается выполненной. И разрешено трубить в любой рог, если нет пригодного шофара, нельзя лишь благословлять его. Эти уровни закона по поводу шофара Рош а-Шана аналогичны уровням шофара избавления.
Что такое на самом деле шофар избавления? Под «шофаром Машиаха» мы имеем в виду пробуждение и побуждение, ведущие к воскрешению и избавлению народа Израиля. Пробуждение – это трубление, собирающее потерявшихся и отвергнутых и приводящее их к святой горе в Иерусалиме. Было когда-то в разные времена в Израиле и есть еще сегодня в некоторых частях и людях Израиля пробуждение и желание, источник которого…в вере в предназначение Израиля и в желании исполнять волю Творца, заключающуюся в полном избавлении Израиля . Это великий большой шофар, желание народа Израиля быть спасенными, исходящее из возвышенного желания исполнить свое великое предназначение, которое не может быть исполнено, пока он изгнан и жалок.
А иногда это высокое желание ослабевает, нет особого воодушевления от возвышенных духовных идей. Однако, по крайней мере, остается здоровая человеческая природа, источник которой – тоже в духовности. И эта простая здоровая человеческая природа порождает в народе простое и естественное желание установить собственное правление в своей стране, восстать и освободиться, и зажить простой свободной жизнью, как живет любой народ. Это естественное желание, вытекающее из естественного национального чувства, – это обычный средний шофар, который можно найти везде. Это тоже пригодный шофар…
Однако существует также и третий уровень шофара Машиаха, и он тоже имеет свою параллель с шофаром Рош а-Шана: малый, негодный шофар, в который трубят в безвыходной ситуации, когда нет годного шофара. Если пропало стремление к духовности и вытекавшее из него возвышенное желание избавления, и если естественное человеческое национальное чувство и желание достойной национальной жизни тоже исчезли, если нет возможности протрубить в шофар, годный для избавления, появляются враги Израиля и трубят в наши уши об избавлении. Они вынуждают нас услышать звук шофара, они предупреждают и шумят нам в уши, и не дают нам покоя в изгнании.
Рог нечистого животного становится шофаром Машиаха. Амалек, Петлюра, Гитлер пробуждают избавление. А тот, кто не слышал ни звука первого шофара, ни звука второго шофара, привыкнув не желать слышать, потому что уши его глухи, услышит звук нечистого, негодного шофара. Захочет он того или нет… Даже и такое национальное чувство кнута, еврейской беды, является избавлением. Однако этот шофар не нужно благословлять» |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-119931 |
|
|
|
Как у нас, евреев, все сложно... |
|
|
номер сообщения: 8-121-119954 |
|
|
|
Не у "евреев", а у "исповедующих иудаизм". Эти множества отнюдь не совпадают. |
|
|
номер сообщения: 8-121-119959 |
|
|
|
Sie hat in Berlin also gesungen. Und wie sie gesungen hat! Aber dass für Anna Netrebko bei ihrem Auftritt an der Staatsoper Unter den Linden nach den heftigen Protesten der letzten Tage mehr auf dem Spiel stand, als Musik zu machen, spürte das Publikum gleich nach ihrer ersten Arie als Lady Macbeth: Jubelnder Beifall brach im ausverkauften Haus los, der noch lauter wurde, als sich einige Buh-Rufe darunter mischen wollten, und die russische Sopranistin, deren politische Haltung zum Angriffskrieg gegen die Ukraine so peinlich mit dem Brennglas betrachtet wird, verharrte einige Augenblicke still und sog die Hingabe ihrer Bewunderer ein. Geschafft! Dann führte sie die Hand ans Herz und verteilte Küsschen. Sie hatte das Publikum in der Tasche, und die paar Störer auf den oberen Rängen würden dessen Loyalität nur noch verstärken. |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-119990 |
|
|
|
jenya: Sie hat in Berlin also gesungen. Und wie sie gesungen hat!. |
|
+100 |
|
|
номер сообщения: 8-121-120001 |
|
|
|
Хайфский книжный магазин Бабель открылся в Берлине. Говорят, были очереди почти как в первый московский Макдональдс. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120022 |
|
|
|
Я давно подозревал, что Берлин захватили рускоговорящие евреи.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-121-120023 |
|
|
|
За евреев не скажу, но русскоговорящей публики там за последние пару лет сильно прибавилось. Мои знакомые недавно туда прибыли как раз через Хайфу. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120024 |
|
|
|
Да, и кстати есть надежда, что средний уровень русскоговорящего комьюнити изменится к лучшему, ну на мой вкус.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-121-120025 |
|
|
|
jenya: Хайфский книжный магазин Бабель открылся в Берлине. Говорят, были очереди почти как в первый московский Макдональдс. |
Интересно, с чего бы это? |
|
|
номер сообщения: 8-121-120050 |
|
|
|
Ну как, люди уехали без всего, побросали любимые книжки. Вон и Шульман в разных видео вспоминает, где у неё какая книжка стояла с каким корешком. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120051 |
|
|
|
jenya: Ну как, люди уехали без всего, побросали любимые книжки. Вон и Шульман в разных видео вспоминает, где у неё какая книжка стояла с каким корешком. |
1. Смешно. Скорее уж играет роль N-летняя невозможность (сложность) купить книги на русском языке. Чай не Москва.
2. Согласен, что для многих г. Шульман выполняет роль «свадьбы т. Полянского». |
|
|
номер сообщения: 8-121-120053 |
|
|
|
Как говорил Вечеровский, вот юмористический аспект происходящего мне в голову не приходил. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120056 |
|
|
|
Интересно, что я как раз хотел вспомнить в связи с этим Шульман, но удержался. Однако и без меня сразу вспомнили.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 8-121-120062 |
|
|
|
Так смешно - животики надорвать можно. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120065 |
|
|
|
jenya: Как говорил Вечеровский, вот юмористический аспект происходящего мне в голову не приходил. |
Вы не поняли. В самом событии («уехали») ничего смешного нет, а вот в отношении фразы «без всего, бросили любимые книги» в сочетании с очередью в магазин русской книги в Берлине (!) трудно ожидать другой реакции. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120068 |
|
|
|
номер сообщения: 8-121-120070 |
|
|
|
Цитаты от Романа Либерова и Алексея Мунипова
"...разрешите мне обратиться к вам со следующей просьбой: мне необходимо быть во второй половине февраля в Лондоне, по делу, и я хотел бы выступить там с чтением своих вещей. для меня это чрезвычайно важный вопрос в виду моего тяжёлого материального положения..." Владимир Набоков - Евгению Саблину, 31 января 1937 года
"... с большим удовольствием помогу вам устроить ваше второе выступление в Лондоне и предоставляю в ваше распоряжение мой дом, известный здесь под названием Русского Дома. мы можем удобно посадить сто человек, а потеснившись - ещё человек пятьдесят. недавно такой вечер у нас устраивала Тэффи и результаты получились хорошие... хочу вам дать один практический совет: нет ли у вас здесь, в Лондоне, кого-либо из более или менее состоятельных евреев, которые могли бы заняться, так сказать, пропагандированием вашего выступления. наши здешние евреи очень отзывчивый народ и русская литература интересует их гораздо более, чем ею заинтересованы истинно русские люди...
Евгений Саблин - Владимиру Набокову, 2 февраля 1937 года |
"За последние 100 лет я, безусловно, единственный композитор моего уровня, который все еще не может жить на доходы от своего творчества и вынужден зарабатывать себе на хлеб преподаванием. Я нахожусь в стране, где мог бы прожить — скромно, но сносно, если бы имел гарантированные 2000-2400 долларов в год. Неужели и сегодня все еще не найдется несколько человек, несколько евреев, которые сообща давали бы мне некую ежегодную дотацию, которые сообща могли бы предоставлять мне, скажем, 200 долларов в месяц? Я слышал, у вас достаточно влияния, чтобы устроить для меня нечто подобное. Не попытаетесь ли вы побудить нескольких богатых евреев взять меня на обеспечение, чтобы мне не нужно было возвращаться к героям свастики и погромщикам в Берлин?" (Шенберг, 1932 г)" |
Это я к тому, что если кто заедет в Энн Арбор, так мы можем спонсировать вкусный домашний ужин. |
|
|
номер сообщения: 8-121-120142 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|