Интересно было бы ещё узнать как немецкие метафизики трактуют первую строчку романса "Утро туманное". Метеорологи то понятно как трактуют
Здесь дело в том, что Пушкин намекает на тот факт, что на Украине находится небольшой циклонический центр с давлением около семисот сорока миллиметров. А как известно, воздух в циклоне движется от краев к середине. И именно это явление и вдохновило поэта на бессмертные строки: «Чуть трепещут, м-м-м... м-м-м, каких-то тополей листы!»
Тот туман, Женя, который вы видите в такое утро, должен наводить вас на мысль, что вы никогда ничего не видите, кроме тумана, скрывающего от вас непознаваемую вещь в себе. Если эта мысль у вас не возникает - значит, у вас нет никаких способностей к метафизике.
Есть и такие полярные точки зрения на природные явления (хотя и в прозе)
«Чу! Слышишь? Не пенье ли русалок звучит среди гула вздымающихся валов? Или то печальные духи поют погребальную песнь над бледными утопленниками, покоящимися в гуще водорослей?"
И Гаррис возьмет вас под руку и ответит:
"Я знаю, что это такое, старина: тебя где-то продуло. Пойдем-ка, тут есть одно местечко за углом. Там тебе дадут глоток такого славного шотландского виски, какого ты отродясь не пробовал, - и все будет в порядке". (ц)
jenya: Так выпьем же за то, чтобы наши потребности всегда совпадали с нашими способностями.
Всего на миг, на краткий миг
в туманной бездне ты возник.
Ты - в темноте мелькнувший блик,
ты - муха, рухнувшая в щи.
Так не отлынивай - ропщи,
ленивый мыслящий тростник!
В (запрещённом в РФ) фейсбуке есть группа "Мыслящий тростник". Эпиграфом к описанию группы стоит цитата математика и местами физика Паскаля: "Человек - это всего лишь тростник, и при этом очень слабый по природе. Но этот тростник мыслит". Видимо, что-то в этом роде имеется в виду в экспромте. Если же это призыв, то по части роптать я и так мастак. Концовке
ты - муха, взвившаяся ввысь.
Уйми гордыню и смирись,
ленивый мыслящий тростник!
Паскаль, наверно, единственный французский философ, который был по душе Федору Иванычу Тютчеву. Федор Иваныч, наверно, больше Шеллинга любил, как Ленский. Но это еще надо уточнить у Никт46.
Да и то сказать - есть ли у французских классиков такие мысли, которые можно был бы думать с таким же усердием, с каким думал свою мысль удав из мультфильма? Скорее всего, таких мыслей у них нет, хотя я не знаю этого наверняка.
Pirron: Паскаль, наверно, единственный французский философ, который был по душе Федору Иванычу Тютчеву. Федор Иваныч, наверно, больше Шеллинга любил, как Ленский. Но это еще надо уточнить у Никт46.
Шеллинга Тютчев любил больше всех, основательно изучал его философию, они активно общались. Всем известные строки
Не то , что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
явно написаны под влиянием работы немецкого философа "Об отношении изобразительных искусств к природе". Вот цитата из нее: "Для одних природа — не более чем мертвый агрегат неопределенного числа предметов или пространство, в котором они мыслят вещи как бы поставленными в некое вместилище; для других она лишь почва, обеспечивающая им питание и существование; и лишь для одухотворенного исследователя природа — священная, вечно созидающая исконная сила мира, которая порождает из себя самой и действенно созидает вещи." Искусство может только уподобляться творящей силе природы: "В природе существует не только творящее начало, но дух и действенное знание — наука". "В чем не было бы разума, то не могло бы стать предметом разума". Поэтому грубая материя как бы слепо стремится принимать правильные, совершенные формы (небесные тела, кристаллы, птицы, муравьи. "Все они подчинены всемогущему духу, который сияет уже в отдельных проблесках знания, но только в человеке выступает как солнце во всей своей полноте."
Pirron: Да и то сказать - есть ли у французских классиков такие мысли, которые можно был бы думать с таким же усердием, с каким думал свою мысль удав из мультфильма? Скорее всего, таких мыслей у них нет, хотя я не знаю этого наверняка.
За всех французских классиков не скажу, но Рене Декарт свою мысль крайне усердно думал. Возможно даже почти как удав.
BillyBones: Бдительная совецкая цензурецкая убрала из цитаты завершающий, самый материалистический стих.
Кстати, великолепная метафора из набросков к "О сколько нам открытий...":
И Случай ...
Изобретательный слепец
Это едва ли не лучше, чем принятое в реконструкции "бог-изобретатель".
Ахматова: Я иногда с ужасом смотрю напечатанные черновики поэтов. Напрасно думают, что это для всех годится. Черновики полностью выдерживает один Пушкин.
У Битова был замечательный литературно-музыкальный номер: он читал хрестоматийное стихотворение Пушкина ("Бесы"?) так, как Пушкин его писал, с черновыми вариантами, как бы все время подбирая нужные слова.
Pirron: Паскаль, наверно, единственный французский философ, который был по душе Федору Иванычу Тютчеву. Федор Иваныч, наверно, больше Шеллинга любил, как Ленский. Но это еще надо уточнить у Никт46.
Это один из центральных сюжетов тютчевоведения.
ПОзднее сообщение шурина Тютчева (т.е. брата его второй немецкой жены).
...В юности я присутствовал при интереснейших беседах его с знаменитым Шеллингом, который был целиком поглощен идеей примирения философии с христианством, по правде говоря, уже утратившим ореол божественного откровения. «Вы пытаетесь совершить невозможное дело, - возражал ему г-н Тютчев. - Философия, которая отвергает сверхъестественное и стремится доказывать все при помощи разума, неизбежно придет к материализму, а затем погрязнет в атеизме. Единственная философия, совместимая с христианством, целиком содержится в Катехизисе. Необходимо верить в то, во что верил святой Павел, а после него Паскаль, склонять колена перед Безумием креста или же все отрицать.
Мое любимое стихотворение Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...» насквозь паскалевское. Только Тютчев в своем космическом отчаянии идет едва ли не дальше Паскаля:
И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест.
А Шеллинг, наверно, думал, что Кант уже в достаточной мере ограничил права разума - но тем самым и дал разуму возможность в той сфере, где пребывают вещи в себе, позволять себе разнообразные вольности.
nict46: Можно ли уравнивать высказывание о "положительных знаниях" из публицистики Пушкина с эпитетом в стихотворном романе, помещенном в совершенно другой контекст?
Речь не об уравнивании, а о выяснении пушкинской точки зрения на предмет - которая, конечно, очень важна для понимания пушкинского текста, стихотворного или нестихотворного.
То, что учёность Пушкин высоко почитал, известно и независимо. Но из этой цитаты понятно, что он почитал и германскую учёность, только "положительную", а не "метафизическую". Таким образом, эпитет "туманная" в отношении учёности оказывается лучше согласованным с мировоззрением автора, чем тот же эпитет в отношении Германии.
Evgeny Gleizerov: Таким образом, эпитет "туманная" в отношении учёности оказывается лучше согласованным с мировоззрением автора, чем тот же эпитет в отношении Германии.
Еще раз: Ленский поэт и мечтатель, а не ученый и не философ. "Дух пылкий", "восторженная речь и кудри черные до плеч" не относятся к учености в собственном смысле - хоть положительной, хоть метафизической. Это приметы романтического склада мышления и чувствования.
Соответственно "туманная Германия" - это немецкая романтическая культура в самом широком смысле.
И "мировоззрение автора" тут решительно не при чем.
Ещё раз: из Германии Ленский привёз плоды учёности, а не "романтической культуры". Это сказано в тексте совершенно недвусмысленно и двойной трактовки не допускает. Если вы полагаете, что слово "учёность" случайное, то согласиться с вами никак не могу. На компромисс с формой Пушкин, по-моему, пойти мог, но со смыслом - никогда.
Умер скрипач и дирижёр Лев Маркиз. Про его книжку воспоминаний я писал тут и тут.
Николай Подосокорский
В возрасте 92 лет умер Лев Иосифович Маркиз, советский и нидерландский скрипач и дирижёр. Он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории (струнное отделение). Обучался в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных у Юрия Янкелевича (скрипка) и Марии Юдиной (камерный ансамбль).
В 1964 году создал ансамбль солистов из лучших музыкантов Москвы, с которым выступал в качестве дирижёра.
С 1981 года жил в Нидерландах, где в 1988 году стал руководителем оркестра «Амстердамская симфониетта». С 1997 года главный дирижёр Камерного оркестра Женевы.
Дирижировал также оркестрами Франции, Италии, Швеции, Канады, Израиля, Сингапура. Раньше раз в несколько лет выступал в России. Маркизом впервые записаны многие произведения Альфреда Шнитке.
С Маркизом выступали и записывались Леонид Коган, Наталия Гутман, Олег Каган, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Марк Лубоцкий и многие др.
Автор книги «Смычок в шкафу» (2008).
nict46: .В юности я присутствовал при интереснейших беседах его с знаменитым Шеллингом, который был целиком поглощен идеей примирения философии с христианством, по правде говоря, уже утратившим ореол божественного откровения.
Задача эта, возможно, была интересной и важной, но главным образом для самого Шеллинга. Правда, философия, по сравнению с нынешними временами еще обладала большим влиянием, но только по сравнению с нынешней, почти совсем чуждой философии эпохой. Едва ли многие и в те времена решали вопросы веры с помощью философии. Шеллинг только дал возможность университетским философам еще некоторое время с успокоенной совестью придерживаться государственной религии. да вот еще помог Тютчеву написать несколько гениальных стихотворений, следуя по проложенным Шеллингом тропам.
Рассуждения о метафизике и вере в этой теме, видимо, не вполне уместны. Ладно, тогда зарисовка на научную тему:
Устав от будней многотрудных
один доцент подумал вслух:
"Как много нам трактатов нудных
готовит просвещенья дух!
Я света белого не вижу,
и муть густеет в голове...
Но впереди - доклад в Париже,
потом - симпозиум в Москве.
Там нет начальников паскудных,
жены, скандалов, оплеух...
Как много нам банкетов чудных
готовит просвещенья дух!":
Roger: Ещё раз: после "плодов учёности" стоит двоеточие, а дальше идёт перечисление плодов, последним из коих идут кудри.
Да нам двойную трактовку найти - раз плюнуть.
Никакой двойной трактовки нет и в помине. Какова учёность - таковы и плоды. Кудри в этом плане ничем не хуже вольнолюбивых мечт с пылким духом, да и являют собой манифестацию последних, в точности как длинные волосы неформалов 80-х.
Кстати, тонкость американской университетской системы состоит в том, что у доцента в сущности нет начальников, ни паскудных, ни самых замечательных. Один, совсем один.