«Осенью 1976 года праздновалось десятилетие Театра на Таганке. В кабинете у Любимова, где все стены расписаны автографами артистов и друзей театра, я стоял рядом с Плисецкой и ее мужем Родионом Щедриным. Вдруг ко мне подходит один малознакомый тип и говорит: «Сергей, ты все делаешь передачи с учеными, а слабо тебе сделать с Плисецкой?». Я стою рядом с Майей, и тут такой вызов! Мне ничего не оставалось, как сказать: «Майя Михайловна, наши зрители предлагают идею - вы согласились бы с этим?». Она была несколько растерянна, но ответила: «Интересно! Я спрошу Щедрина», а он: «Ну, если тебе хочется - конечно. Известная передача...». Уговор состоялся.
Снимали в Пушкинском музее, оба мы волновались, и вот первый кадр: проход по большой парадной лестнице музея наверх. Прожектора залили все огнем, стоят телевизионные и кинокамеры. Плисецкая одета в строгий костюм, я иду вместе с ней, а как рядом с такой роскошной женщиной идти? На шаг вперед? На шаг назад? Меня не так пугал разговор, как то, что я должен двигаться - по длинной лестнице о трех маршах долго идти с великой танцовщицей, которая движением может выразить все, но мне помочь не в силах. Мгновение съемки приближается, и, наконец, команда: «Мотор!».
Мы пошли. Чувствую, Майя Михайловна идет так, как надо, - она это умеет и делает лучше всех. Я уже смелее иду рядом и веду так называемую непринужденную беседу. К счастью, звук не записывался, только проход. Мы доходим до середины лестницы, и вдруг - «Стоп!». Нас остановили: из бокового входа появилась уборщица с ведром и веником. Кадр был нарушен, нас вернули на исходную позицию, все были расстроены: съемка начинается с накладки. Надо идти снова, теперь нам уже легче и у нас есть о чем поговорить. Майя рассказывает мне, что аналогичная история была у нее на съемках фильма в русской деревне. Режиссером был француз, и вдруг на заднем плане появился некий незапланированный персонаж. Режиссер остановил камеру и попросил через переводчика сказать, что, мол, прошу господина на заднем плане покинуть съемочную площадку. Переводчик через громкую связь это объявляет - ноль внимания. Режиссер вновь настоятельно просит господина покинуть площадку. Снова ноль внимания.
Тем временем мы продолжаем подниматься наверх, мы уже совсем близко от камеры, а Майя продолжает: «Тогда переводчик берет инициативу на себя, и говорит: «Эй ты там, иди отсюда на...» - и это мне Майя рассказывает громко, четко артикулируя. Я поворачиваюсь к ней и говорю: «Знаете, Майя, один процент наших зрителей - глухонемые, которые умеют читать по губам...» - и под эту реплику мы вышли из кадра. Кадр этот так и поставили в передачу, и мы получили десятки писем от глухонемых: «Как вы позволили Майе Плисецкой так на Центральном телевидении выражаться?!»
Была бы лестница подлиннее, успела бы Майя рассказать и эпизод из 1971 года
* * *
А по поводу как раз той передачи Капицы с Плисецкой (точнее - по поводу одной фразы Плисецкой из той передачи) я, Женя и nict46 в свое время "обменялись".
Ходил на концерт "Перлман и друзья". Обычно все билеты на такие концерты распроданы - туда приходят не только меломаны, но и редкие посетители классических концертов, которые не могут пропустить звёздное имя. Поэтому публика всегда хлопает между частями (вот оно бремя славы). А тут ещё в программке написано, как А. Эйнштейну нравился квартет Моцарта. Небось все вспомнили "Изумительная, нечеловеческая музыка", как говаривал Владимир Ильич про Аппассионату. А это, понимаешь, другой А. Эйнштейн - музыколог.
"...The musicologist Alfred Einstein described the last movement of Mozart’s Piano Quartet in E flat as “the purest, most childlike and godlike melody ever sung.” ..."
Комитет по реституции в Гааге постановил, что картина Василия Кандинского «Вид Мурнау с церковью», утерянная прежними владельцами при нацистском режиме и входящая в собрание Музея Ван Аббе, должна быть возвращена наследникам Йоханны Маргарет Штерн-Липпманн
Музей Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды. В своё время были планы посетить, не успел.
Наследники:
It’s a painting that hung in a prominent place with our grandparents and great-grandparents and a painting that represents much of our family’s past. The return to us marks an important moment - we won’t get back the nine family members who were murdered - but it’s an acknowledgment of the injustice that our family and so many like us have experienced
"Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания" в списке иноагентов это с юмором. За Нероном помещался Грибоедов, за Грибоедовым - Шекспир в отложном крахмальном воротничке, за ним - неизвестный, оказавшийся Плисовым, заведующим поворотным кругом в театре в течение сорока лет.
...следовало не употреблять слова "обозреть", но осмотреть, не употреблять слова "выполнить", но исполнить, не писать "стража", но караул, и ни в коем случае не писать "отряд", но деташемент.
Для гражданских установлений было еще прибавлено, чтобы не писать "степень", но класс, и не "общество", но собрание, а вместо "гражданин" употреблять: купец или мещанин.
Характерно, что прямо под этой новостью идёт сообщение об очередном расширении санкционного списка ЕС, оставляющее в точности такое же впечатление. Нарочно не придумаешь...
It’s a painting that hung in a prominent place with our grandparents and great-grandparents and a painting that represents much of our family’s past
повесить ее обратно на стенку все равно не получится. десяток кк на стене вообще неуютно, а если примерно весь мир знает, что у тебя на стене - то совсем край, придется ставить очень неудобные (и офигетельно дорогие, разумеется) охранные системы и платить за страховку и охрану на постоянной основе. а еще ведь с адвокатами надо расплатиться, это как раз категория дел, которые часто ведут за процент. так что скорее всего она увидит открытый рынок, и мы узнаем, насколько там кто отменил русское искусство.
хотя музеям иногда удается договориться, объявить сбор и оставить вещь у себя.
наследников с победой.
и очередная наглядная иллюстрация понятия "без сроков давности"
Этот период в творчестве Кандинского тянет миллионов на пять-десять. С одной стороны я рад за наследников (мёртвых не вернёшь, но награбленное вернуть можно), с другой стороны жалко, когда картина уходит из музея. Тут музей неподалёку продал за дикие деньги Матисса и Сезанна, где теперь их увидишь.
jenya: Этот период в творчестве Кандинского тянет миллионов на пять-десять.
она метр на метр, это не пять)
тут есть тот момент, что в суде приходится настаивать на том, что она висела у прадедов и "дорога как семейная реликвия", но в реалиях 21 века это очевидно больше, чем семейная реликвия. и всегда приятно, если сторонам удается достичь компромисса вида "наследникам платит государство".
jenya: Этот период в творчестве Кандинского тянет миллионов на пять-десять.
она метр на метр, это не пять)
тут есть тот момент, что в суде приходится настаивать на том, что она висела у прадедов и "дорога как семейная реликвия", но в реалиях 21 века это очевидно больше, чем семейная реликвия. и всегда приятно, если сторонам удается достичь компромисса вида "наследникам платит государство".
Иностранные производители, выпускающие по заказам России процессоры «Байкал» и «Эльбрус», из-за международных санкций отказались исполнять эти заказы, в том числе отгружать уже произведенные чипы. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на главу министерства цифрового развития РФ Максута Шадаева.
__________________________
Audiatur et altera pars
Есть в Энн Арборе бомжевое место, некая площадка с деревьями и скамейками недалеко от центра и напротив одной из городских библиотек. Бомжы сидят на скамейках, ходят греться в библиотеку. Я бы не сказал, что прямо уж грязно, хотя наверняка есть страны, где почище. У нас дома, правда, тоже обычный беспорядок, поэтому мне не привыкать. У Навки небось дома всё блестит. Зато Ю.А. отлично готовит.
Источник здесь. Судя по тому, что некоторые книги в приведённом списке присутствуют по 2-3 раза, это список экземпляров к списанию в какой-то конкретной библиотеке.
jenya: Есть в Энн Арборе бомжевое место, некая площадка с деревьями и скамейками недалеко от центра и напротив одной из городских библиотек. Бомжы сидят на скамейках, ходят греться в библиотеку..
Самое «эффектно» организованное бомжовое место видел в LA. Центр города, на тротуаре, отмеченное краской 2х1 место, и надпись «здесь можно лежать». Кстати, и центральная библиотека LA находится неподалёку.
По радио слушаю "Человека-невидимку" Уэллса.
С чисто художественной точки зрения там замечательно (особенно в 1-й части) сочетание хоррора с диккенсовским юмором.
А с точки зрения реалий странно вот что: герой, сколько я понимаю, может сделать невидимой любую органическую материю, но ходит при этом голый.
Помните девочку Мурочку, которая периодически фигурирует в стихах Чуковского? Ta самая, которая пожалев всех людей, посадила свою туфельку в саду, чтобы выросло чудо-дерево… A на нем ботинки, сапожки да башмачки.У писателя действительно была дочка Мурочка. Мария. Но она умерла в одиннадцать лет от костного туберкулёза. Никакие усилия не помогли. Сына Бориса писатель потерял в первые дни войны, он пропал без вести. Осталась только дочь Лидия, которая доставила ему немало хлопот, так как была открытой диссиденткой, постоянно высказываясь против советской власти, ссорилась c Шолоховым, открыто защищала Солженицына, Бродского и других. Ee мужа талантливого физика Матвея Бронштейна расстреляли по доносу.
nict46: А с точки зрения реалий странно вот что: герой, сколько я понимаю, может сделать невидимой любую органическую материю, но ходит при этом голый.
Не любую, а только живую - он оставлял пятна крови, и сам, умерев, стал видимый.
Перельман замечал что сетчатка человека-невидимки не взаимодействует с фотонами, он должен быть слепым.