Evgeny Gleizerov: Маркс, кстати, держался примерно того же мнения.
Нет, даже примерно не того же. Его мир не состоял из двух этих частей, как у Тютчева-историософа; отдельные государства в нем вообще имели значение прикладное, не сущностное. Поэтому, напр., Маркс и все немецкие с.демократы были одновременно русо- пруссофобами (в значении, которое имели эти слова тогда, а не после Шафаревича).
Ну, мы всё это когда-то читали, конспектировали и даже выступали с этим на семинарах. Потом я еще вторично сдавал философию для кандидатского минимума в Университете марксизма-ленинизма при ЦДСА (в компартии не состоял).
В моём поколении знакомство с первоисточниками марксизма и ленинизма было сильно преувеличено.
А само это знакомство, особенно с Лениным, вело к полной фрустрации.
__________________________
Audiatur et altera pars
Это да, просто мне нравилась философия (не Ленин). Сейчас у меня в домашней библиотеке как раз большое собрание немарксистских первоисточников; учебников по философии нет, только словари и энциклопедии.
Энгельс писал статьи по военному делу для Американской Энциклопедии. Во время австро-итало-французской войны 1859 г. он так хорошо составлял анонимные обзоры боевых действий, что среди военных высказывалось предположение, что автор их - какой-нибудь известный генерал. Анонимно, потому что никто не стал бы читать обзоры социалиста.
Семь лет назад я выкладывал Крейцерову сонату в исполнении Кремера и Аргерих. Захотел переслушать, ан нет, видео пропало. Сначала нашёл другое: тоже Кремер с Аргерих, но 1987 года из Японии, а совсем не 1994 года из Монтрё. Но сегодня день рождения Аргерих, пришлось напрячься и найти ту самую чудесную версию.
Quantrinas: "Анти-Дюринг" как-то слишком полемический. Но читал конечно.
Я этот "Анти-Дюринг" прочитал в школе, в восьмом или девятом классе - прочитал добровольно и с увлечением. Но когда я попытался перечитать его уже во взрослом возрасте, именно из-за этой "полемичности", постоянного назойливого желания как-то оскорбить и унизить Дюринга я не смог дочитать этот текст до конца. Непонятно, зачем это понадобилось Энгельсу. Вроде, характер у него не был таким уж скверным,- скорее, он был человеком довольно добродушным и даже склонным к самоиронии.
Помню, что мой интерес к Ленину кончился когда я прочитал "Материализм и эмпириокритицизм". После этого ничто не могло убедить меня в разумности этого человека. Соответственно, и всего советского мифа.
__________________________
Audiatur et altera pars
Quantrinas: Помню, что мой интерес к Ленину кончился когда я прочитал "Материализм и эмпириокритицизм". После этого ничто не могло убедить меня в разумности этого человека. Соответственно, и всего советского мифа.
Вот и у меня философские потуги Ленина вызывали сомнения в его гениальности еще тогда, когда в совке более серьезные дефекты его личности все еще были замазаны "приторным елеем". Как когда-то иронизировал о выходе этой книги молодой Эренбург: "Еще одна победа революционного большевизма. После долгого и мучительного философского напряжения он разрешился от бремени семимесячным недоноском, который из чрева матери вынес обширный философский трактат и ознаменовал свое появление на свет басистым писком: долой Маха и Богданова". Сам я в юности прочитал Маха (того самого), и контраст с Лениным был не в пользу последнего.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
1908 г.
Строки известные и очень красивые. И конечно, "Скифы". Я сам пишу стихи и даже на одном из литературных сайтов вёл поэтическую школу (в т.ч. поэтического перевода).
Quantrinas: Помню, что мой интерес к Ленину кончился когда я прочитал "Материализм и эмпириокритицизм". После этого ничто не могло убедить меня в разумности этого человека. Соответственно, и всего советского мифа.
Ницше в ту пору своей жизни, когда он находился под сильным влиянием Вагнера, утверждал, что главная проблема современного общества - отсутствие объединяющего мифа. Миф ( продолжал он) задает рамки, очерчивает границы, внутри которых культура развивается успешно и плодотворно. Если же эти границы отсутствуют, то духовная жизнь общества превращается в череду бессмысленных бесконечных блужданий ". Эта идея не была новой. Существует текст, который называют "первой программой немецкого идеализма". Его приписывают то Шеллингу, то Гельдерлину, то Гегелю, то всем им вместе. Автор в нем ставит задачу: создать новую систему мифов, которая будет служить разуму. Ницше потом от вагнерианства отрекся, написал "Человеческое, слишком человеческое" - книгу, одно упоминание о которой вызывало у Вагнера приступ ярости. Но "Заратустра"... В какой-то мере это ведь возвращение к той же идее: созданию нового объединяющего мифа. Может ли общество вообще обходиться без объединяющей мифологии? Вот в чем, как говорится, вопрос.
Sad_Donkey: Сегодня (на всякий случай) Пушкин родился.
Да, я как раз в такое же время (начало июня) участвовал в посвященном ему поэтическом конкурсе.
Слоновьи бивни, все крушившие в ударе,
Сегодня скрыты в биллиардном шаре.
Роланда меч, покрытый бранной славой,
Давно рассыпался трухою ржавой.
Могучий гризли, всех страшнейший зверь,
Под ноги лег простым ковром теперь.
И Цезарь — бюстиком на полку встал…
И я немного нынче захворал.