|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Читаю "Открытое общество и его враги" Поппера.
Вам доводилось читать это, Хайдук?
Вот что пишет Поппер о Вашем любимце:
Гегель, источник всего современного историцизма, был прямым последователем Гераклита, Платона и Аристотеля. Успех Гегеля невероятен и загадочен. Он мастерски владел логикой, для его мощного диалектического метода было детской игрой вынуть реального физического кролика из чисто метафизического цилиндра. Так, отталкиваясь от платоновского «Тимея» и его мистики чисел, он при помощи чисто философских методов преуспел в «доказательстве» (через 114 лет после ньютоновских «Начал») того, что планеты должны двигаться в соответствии с законами Кеплера. Он даже осуществил дедукцию действительных положений планет, тем самым установив, что между Марсом и Юпитером не может быть расположена никакая другая планета12.1 (к несчастью, он не заметил, что такая планета была открыта несколькими месяцами ранее). Подобным же образом, он доказал, что намагничивание железа приводит к увеличению его веса, что ньютоновские теории инерции и гравитации противоречат друг другу (конечно, он не мог предвидеть, что Эйнштейн отождествит инертную и гравитационную массы), и ему принадлежит много других положений такого же рода. Серьезное восприятие такого удивительно мощного метода только частично объясняется отсталостью тогдашнего немецкого естествознания. Однако я полагаю, что на самом деле гегелевский метод первоначально не рассматривался как действительно серьезный метод такими серьезными людьми, как А. Шопенгауэр или Я. Ф. Фриз, или, по крайней мере, теми учеными, которые, подобно Демокриту, «предпочитают найти одно причинное объяснение сану персидского царя»12.2. Слава Гегеля была сотворена людьми, предпочитавшими быстрое посвящение в глубокие секреты этого мира трудоемким процедурам науки, которые только разочаровывали их своей неспособностью сразу раскрыть все тайны. Эти люди, столкнувшись с гегелевской диалектикой — загадочным методом, заменившим «бесплодную формальную логику», — сразу же поняли, что нет другого такого метода, который столь легко можно было бы применить к решению любой проблемы, создавая вместе с тем видимость преодоления колоссальных сложностей. Именно применение диалектики давало такой быстрый, гарантированный и к тому же шумный успех, который можно было использовать с малой затратой сил и весьма скудными научными знаниями. И действительно, ничто, кроме диалектики, не могло формировать столь впечатляющей научной атмосферы. Успех Гегеля положил начало «веку нечестности» (как охарактеризовал период немецкого идеализма А. Шопенгауэр12.3) или «эре безответственности» (как К. Хайден назвал век современного тоталитаризма) — сначала интеллектуальной, а потом, как следствие, и моральной безответственности, новой эре, подчиняющейся магии высокопарных слов и силе жаргона.
Для того, чтобы предостеречь читателя от серьезного восприятия напыщенного и мистифицирующего жаргона Гегеля, я процитирую некоторые поразительные отрывки из его сочинений, где речь идет о звуке и в особенности об отношениях между звуком и теплотой. Я изо всех сил старался, насколько это возможно, адекватно перевести эту тарабарщину из гегелевской «Философии природы». Гегель пишет: « § 302. Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, т. е. теплота… Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком»12.4. Действительно, есть люди, которые все еще верят в искренность Гегеля или все еще сомневаются, а вдруг его секрет все же заключается в глубине и богатстве мысли, а не в ее пустоте. Я бы посоветовал им внимательно прочитать последнее процитированное предложение — впрочем, единственное вразумительное, поскольку в этом предложении Гегель разоблачает сам себя. Дело в том, что оно не означает ничего кроме следующего: «Нагревание звучащих тел… есть проявление теплоты… вместе со звуком». Возникает вопрос, обманывал ли Гегель сам себя, загипнотизированный своим собственным возвышенным жаргоном, или он нагло пытался обмануть и запутать других. Я склоняюсь ко второму предположению, особенно если вспомнить, что Гегель писал в одном из своих писем. В этом письме, написанном за несколько лет до публикации его «Философии природы», Гегель говорит о другой «Философии природы», написанной его бывшим другом Ф. Шеллингом: «Я слишком много занимался… математикой,… дифференциальным исчислением,… химией, — похваляется Гегель в этом письме (что, конечно, не что иное, как блеф), — чтобы увлечься натурфилософскими бреднями, философией без знаний,… когда всякое пустое наитие, даже абсурдное, считается мыслью». Это очень точная характеристика метода Шеллинга, т. е. дерзкого способа надувательства, который сам Гегель скопировал или, скорее, усовершенствовал, как только понял, что этот метод приносит немедленный успех, как только он достигает своей аудитории. |
И это ещё не всё, Хайдук, это даалеко не всё.
Поппер втоптал Гегеля в... м-м-м... в грязь, вот!
Взяв в себе в союзники Шопенгауэра. И разум |
|
|
|
|
За пределами философии Гегель действительно написал много глупостей. Стоит, однако, отделить зерно от соломы. Даже не сумел оставаться последовательным или выглядит надуманно в своей Логике, ибо никому не под силу иное. Спасибо и на том, что завещал нам метод, логический идеал, к которому в последнее время как-бы присобачивается квантовая механика с её постепенным отходом от дубинной ортодоксальной (Копенгагенской) интерпретации по Нильсу Бору |
|
|
номер сообщения: 49-24-3107 |
|
|
|
Имхо Гегель действительно был самоуверенный дурак. Но это нисколько не умаляет гениальность его открытий - именно, законов диалектики - спирали, закона отрицания отрицания, закона перехода количества в качество.
Такое моё имхо. |
|
|
номер сообщения: 49-24-3109 |
|
|
|
Хайдук:
За пределами философии Гегель действительно написал много глупостей. |
Вы знаете, Хайдук, основной пафос Поппера состоит в том, что Гегель написал много глупостей именно "в пределах" философии.
Возможно, я ещё поцитирую что-то. |
|
|
номер сообщения: 49-24-3111 |
|
|
|
Grigoriy: Имхо Гегель действительно был самоуверенный дурак. Но это нисколько не умаляет гениальность его открытий - именно, законов диалектики - спирали, закона отрицания отрицания, закона перехода количества в качество.
Такое моё имхо. |
Это довольно занятное сочетание, не правда ли? Самоуверенный дурак, совершающий гениальные философские открытия... |
|
|
номер сообщения: 49-24-3112 |
|
|
|
Эдврдас, к Гегелю я пришёл своим, независимым путём... . Чтение его явилось откровением для меня и тогда понял, что весь диамат с истматом не более, чем примитивное, убогое и топорное изложение идей Гегеля. |
|
|
номер сообщения: 49-24-3113 |
|
|
|
Я лично физически не переношу тарабарщины Гегеля. Умственно полноценный человек не может так излагать свои мысли. Но - многие люди могучего ума считали его великим мыслителем... Загадка! |
|
|
номер сообщения: 49-24-3117 |
|
|
|
Pirron,
A тексты прочих германских философов позапрошлого и позапозапрошлого веков (ну помимо Ницше, который во первых больше поэт, чем философ, а во вторых больше поляк чем германец) вы легко переносите физически? Даже в сон и то не тянет? |
|
|
номер сообщения: 49-24-3118 |
|
|
|
Michael_S: Pirron,
A тексты прочих германских философов позапрошлого и позапозапрошлого веков (ну помимо Ницше, который во первых больше поэт, чем философ, а во вторых больше поляк чем германец) вы легко переносите физически? Даже в сон и то не тянет? |
Лейбница и Шопенгауэра читаю не без удовольствия. Да и Маркса, в принципе, уважаю. А в Шеллинге и Фихте есть что-то подозрительное, как и в Гегеле. |
|
|
номер сообщения: 49-24-3119 |
|
|
|
Восхищаюсь. Я давно подозревал что вы матерый человечище, но не подозревал, что настолько. |
|
|
номер сообщения: 49-24-3120 |
|
|
|
Pirron: Я лично физически не переношу тарабарщины Гегеля. Умственно полноценный человек не может так излагать свои мысли. |
В чем состоит эта тарабарщина, может глубина в ней кроется? |
|
|
номер сообщения: 49-24-3122 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|