Сегодня в 6 утра ехал в магазин и увидел тонкий горизонтальный месяц (рогами кверху). Примерно за час до восхода солнца. Впервые такое вижу в северном полушарии, тем более далековато ж это от экватора (примерно 40-я параллель, это как Анкара, Афины). Я не астроном-любитель, так что не знаю как часто такое видят на этих широтах, но я - впервые. Попытался телефоном отснять, но он не хотел фокусироваться и ещё нужна была очень длительная выдержка.
Сезон ураганов включает в себя и ноябрь. И не только в теории. Ураган Nicole сейчас нацелен на Флориду и вслед за ураганом Ian опять помешает запуску Artemis I. Будет задержка на несколько дней по отношению к запланированному запуску 14 ноября. Ураган ожидается слабый, 1 категории, но идет в этот раз на восточное побережье Флориды и нацелен прямо на космодром (и семью моей дочки).
Целью миссии пока является тестирование (демонстрация работы интегрированных систем, а также тест тепловой защиты «Ориона» при вхождении в плотные слои атмосферы на высокой скорости).
Сегодня, возможно, произойдёт запуск крупнейшей ракеты в истории.
Starship от SpaceX.
Ракета высотой 120 метров и диаметром девять метров с общим названием «Старшип» (Starship) состоит из двух частей: первая ступень Super Heavy с серийным номером SH B7 с 33 метановыми двигателями Raptor, вторая ступень — ракета и одновременно космический аппарат «Старшип» (серийный номер S24) с тремя атмосферными управляемыми двигателями Raptor и тремя неподвижными Raptor Vacuum (для орбитального полета). Общая расчетная грузоподъемность ракеты 150 тонн на низкую орбиту.
__________________________
Audiatur et altera pars
Кстати, на этом Старшипе есть тепловой щит? Раньше у них была полубезумная идея испарять метан через поры, потом они вроде пилили обычную термостойкую плитку.
Quantrinas: Хрень знатная. Около 30 сопел в первой ступени. Это то, что не удалось Королёву с Н1. И новое топливо метан-кислород.
Вообще их и в Falcon Heavy уже было 27.
У нас тут в одной теме (ныне почившей в статистике Бозе-Эйнштейна) лет пятнадцать назад кто-то приносил книгу некоего Владимирова, в которой разоблачалась советская космонавтика.
Среди прочего, там автор наезжал на многокамерные движки, на пакетную схему, и восхвалял чистый гений авторов F-1.
А одной из проблем Н1 была сложность контроля, управления и синхронизации множества двигателей.
Сейчас её, наверное, решают на совсем другом уровне.
Кроме того, эти новые ракеты многоразовые и двигатели испытывают перед стартом. А для Н1 нужные стенды просто не стали строить. Всё это у Чертока подробно описано.
__________________________
Audiatur et altera pars
Про F-1 мы как-то говорили тут, и я даже пытался посчитать, почему более поздние движки (и особенно замкнутого цикла) кроют его без напряга гигантомании, за счёт более высокого удельного импульса.
Ага. Я посмотрел. Да, но в то время выбрали более отработанную схему и выиграли. Сейчас другие движки.
А обсуждать детали я не готов. Ракеты SpaceX летают всё увереннее, вот и ответ.
__________________________
Audiatur et altera pars
Космодром. Идет подготовка к первому запуску новой ракеты.
В центре управления сидят представители разных организаций,
принимавших участие в создании ракеты. Одну из фирм представляют
молодой специалист и опытный наставник. Начинается обратный отсчет:
десять, девять...
Молодой специалист говорит наставнику:
- Что же вы молчите, ведь у нас куча недоделок, ракета не взлетит!
- Сиди и молчи!
Семь, шесть...
- Сейчас же взорвется, я сам сообщу!
- Поверь моему опыту, сиди и молчи.
Четыре, три... Тут вскакивает представитель еще одной фирмы и кричит:
- Остановите запуск, у нас есть недоделки!
Тогда опытный специалист говорит молодому:
- Вот видишь, по их вине сорван запуск ракеты.
Ракета ушла со старта и достигла 35 километров. При этом 6 из 30 двигателей не работали.
При отделении 2 ступени произошёл взрыв.
На самом деле это совсем неплохо.
__________________________
Audiatur et altera pars
Для первого блина удивительно хорошо, разве что функциональный старшип наверх можно было не ставить, сэкономить двигатели и баки.
На 35 км рано было разделяться, топлива должно быть ещё полно (если её полную залили), а при работающих двигателях первой ступени вторая не отделится, разве что оторвёт потоком.
В первой ступени, я думаю, неработающие двигателей были заглушены уже после старта (они же наверняка работали на статических прожигах) в связи с какой-нибудь аномалией, но в нормальной эксплуатации оставшихся могло хватить даже для вывода ПН. Ещё там какие-то странные вспышки в факеле были - может это как раз связано с остановкой и/или перезапуском двигателей.
То, что она взорвалась при таких перегрузках, совсем не удивительно, удивительно, что долго держалась. Правильный вопрос, наверное, почему её так крутило - то ли ещё больше двигателей отказало, то ли обратные связи в системе управления настраивать надо.
20 февраля 1962 года Джон Гленн стал первым американцем, облетевшим Землю. При этом использовалась ракета Atlas, которая ранее взорвалась примерно в 50% ее беспилотных испытательных полетов.
23 марта 1965 года Гас Гриссом и Джон Янг «оседлали» космический аппарат Gemini 3, став первыми астронавтами, летевшими на межконтинентальной баллистической ракете Titan II, которая потерпела неудачу в более чем дюжине испытательных запусков, призванных квалифицировать ее для перевозки.
А мой недавно рожденный внук успешно с первого раза оседлал горшок без всяких испытательных запусков.