Арбаков...Валька Арбаков...Воспоминания через почти всю жизнь
Помню конец 60-х. Иногда заходил на Гоголевский в ЦШК. Забредал то в "гроссмейстерскую", то в директорскую - директором тогда был Борис Наглис.
Обстановка тогда была самая демократичная. Не то, что когда пришел к власти Батуринский. Каждый мог свободно прийти в директорскую. И вот там тогда я часто видел Арбакова. Имя его в ту пору еще ничего не говорило. Я был лет на 6-7 постарше и играл в московских юношеских соревнованиях еще до Арбакова.Блиц в директорской шел отчаянный. Валя то наблюдал, то играл сам. Блицеры были именитые: Авербах, Бронштейн, Полугаевский. И Валя боролся с ними как равный. На фоне вальяжных знаменитостей он выглядел деревенским оборванцем.
Потом видал его в разные годы на турнирах "Вечерки". Почти каждое лето. Болтали о том, о сем. Он спивался, а играл все сильнее.
Тут можно было говорить только о Даре от Бога. Кто-то трудится, потеет и добивается...Ах, почти ничего не добивается! А Валя, без всяких учителей и книг, стал гроссмейстером! А блиц...В этом мало кто мог с ним соперничать.
А потом он стал в 90-е ездить по западным опенам. Приезжал и в Париж, где я тогда жил. Помню его выступления в Гранд-При среди гроссмейстерской элиты. По-моему, это было в 95-м году. Мы встретились с ним на Площади Согласия, недалеко от Центра Кардэна. Он пришел на открытие и жеребьевку турнира. Было несколько минут до церемонии, и Валя попросил меня проводить его в банк поменять валюту. Я не знаю, что он знал еще, кроме шахмат. Разницу между франком и рублем он явно не понимал! Не мог, понятно, сказать никакого слова ни на каком иностранном языке. Мало кто мог предположить, что такой простолюдин мог заниматься таким делом, как шахматы!
А потом мы пошли на жеребьевку, и он мне сказал, что боится только "нарваться" на Иванчука. "С его дебютами мне никак не справиться".
Уже не помню, кто ему попался в первом туре,но он его прошел, а потом его противником был Каспаров. Помню, как я явился в зал за несколько миут до их матча из двух партий. Играли по 25 минут. Валя уже сидел за столом. На нем была ковбойка и простой пиджачок, пошитый где-то,думаю, в Рязани, - и кажется, ботинки с фирмы "Скороход".Валя был сосредоточен и вместе с тем расслаблен. Казалось, что он всю жизнь провел на Елисейских Полях! Чуть опоздав, появился Каспаров, элегантно одетый во что-то, наверное, итальянское.Со мной рядом в зале сидел Борис Постовский. "Гарри вчера всю ночь не спал,- сказал Постовский,- волновался. Всех он здесь знает и изучил, а Арбаков, знаешь, стреляет из кривого ружья, и он Арбакова побаивается". И правда, по тому, как началась партия, чувствовалось, как Гарри напряжен и волнуется. Разыграли староиндийскую, у Каспарова были черные, и все шло благоприятно для Вали, но все же какую-то тонкость Каспарова он пропустил, и хоть сопротивлялся отчаянно, но проиграл. Вторая партия, в которой белыми играл Каспаров, была для чемпиона легкой прогулкой.
Кажется, последний раз я видел Валю и говорил с ним году в 98-м. Он с горечью говорил мне о том, что никак не может покончить с водкой, сколько шахматистов подвержены этому злу. Говорил о том, что он сам долго не протянет.
Уже в Нью-Йорке я узнал о том, что Вали Арбакова не стало... С теплом и грустью думаешь о былом...
я тут последние пару дней занялся фронтальным прослушиванием Щербакова - вконтакте очень много записей
вышло это случайно, так как я никогда не был его поклонником и вообще не знал о его существовании
несколько лет назад я услыхал о нём от одной экзальтированной девицы и решил, что он такой же экзальтированный, что-то типа Визбора
потом, одно время его творчество пропагандировал сами знаете где Женя
там было несколько вещей, которые в виде стихов смотрелись гораздо удачнее, нежели в виде песен
но вот на днях, просматривая логи аськи, я зацепился за одну старую ссылку, загрузил список песен и стал слушать
казалось бы, при чём тут Старый Семён?
а вот при чём
я обнаружил одну песню, вероятно, хорошо известную знатокам, которая, на мой взгляд, перекликается с творчеством Старого Семёна
для тех, кто боится ходить на ИШФ, даю прямую ссылку на ютьюб:
Спасибо. Это очень старая песня Щербакова, он ее не только не поет уж лет 20, но (по-моему) она не напечатана в его книжках. Он вообще к своему раннему (до 82-83 годов) творчеству относится как все настоящие поэты: охотно бы сжег, да записи ушли в народ. Но и в позднем творчестве проскальзывает тема выпивки. Например:
...считает еженедельная одесская газета "Порто-Франко" разместившая в выпуске за 26 марта 2010 фрагменты творчества уважаемого СС, вступительное слово от видного шахматного журналиста [sic], а также иллюстрацию собственного производства.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
СС: Проснувшись, он шел домой. Ругался с женой и сыном. И ложился спать. А жена кормила собаку. И плакала, вспоминая далекую молодость, его ухаживания, цветы, отдых на юге. Тогда ей казалось, что он ее любил. А может, не казалось, может, так оно и было.
Я уже говорил, что в некоторых историях Старого Семена слышны чисто Бунинские интонации.
СС: Все ее поздравляли. А она плакала и говорила:
- Зачем мне это сейчас, когда я стара и никому не нужна? Почему это не случилось хотя бы тридцать, нет, сорок лет назад? Боже, какую жизнь я бы прожила! Какую жизнь!
Она не торгуясь покупала овощи и быстро уходила с рынка.
"Однажды Г. В. Иванов и я, будучи в гостях у Бунина, вынули с полки томик стихов о Прекрасной Даме; он был весь испещрен нецензурными ругательствами, такими словами, которые когда-то назывались "заборными". Это был комментарий Бунина к первому тому Блока" (Берберова Н. Н., 1999, с. 296)
chich: вообще-то Старый Семён - писатель чеховского типа но об этом я лучше напишу как-нибудь у себя
Ну, не знаю, как не оборотишься вокруг, кругом писатели, бля, типа Чехова. Никто не хочет быть писателем, бля, типа Гарина-Михайловского или бля, типа Сетона Томпсона.
Однодворец: У меня книжки тока околонаучные, мне до Чехова, как Чехову до Старого Семена.
Соседи, сталбыть. Это не Вам ли с Чичом Чехов писал:
Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т. е. продукты и плоды.
на самом деле старик - это Хайдук, посты которого удивительным образом смахивают на авторизованные переводы старика.
что касается енота, то он типа писатель.
"Однажды Г. В. Иванов и я, будучи в гостях у Бунина, вынули с полки томик стихов о Прекрасной Даме; он был весь испещрен нецензурными ругательствами, такими словами, которые когда-то назывались "заборными". Это был комментарий Бунина к первому тому Блока" (Берберова Н. Н., 1999, с. 296)
Поэзия призвана не оставлять читателя равнодушным. Блоку это явно удалось.