|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pirron: К сожалению, печальный пример Роджера показывает, что не все еще признают безоговорочный авторитет Старого Семена в вопросах словесности. |
Вы забыли добавить, - изящной словесности, - почтенный Пиррон
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4840 |
|
|
|
Michael_S:
А если, к примеру, вместо "Стихов о советском паспорте" взять не менее хрестоматийное "Домой" (Уходите, мысли, восвояси...)? В этом стихотворении Маяковский тоже "меньше самого себя"? |
Небезызвестный Сева Новгородцев пишет об этом стихотворении:
если прочитать, скажем, стихотворение "Домой", то можно предположить еще одну причину гибели поэта. Открывают стихтворение прекрасные строки: "Уходите, мысли, восвояси, обнимись, души и моря глубь". А конец его ужасен: "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо - с чугуном чтоб и с выделкой стали о работе стихов на Политбюро чтобы делал доклады Сталин." Может быть, права Марина Цветаева - она написала так: "Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил". |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4841 |
|
|
|
Но... Какая разница! Не стало поэта-гиганта, умевшего рисовать мир самыми разными красками. |
И далее, заметьте, эту мысль Сева иллюстрирует несколькими стихами из "американского" цикла. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4842 |
|
|
|
Roger:
Но... Какая разница! Не стало поэта-гиганта, умевшего рисовать мир самыми разными красками. |
И далее, заметьте, эту мысль Сева иллюстрирует несколькими стихами из "американского" цикла. |
Давайте все же уточним - не стихами, а несколькими строчками из стихов. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4843 |
|
|
|
СС: Давайте все же уточним - не стихами, а несколькими строчками из стихов. |
Семён, ну нельзя же быть таким мелочным! Стыдитесь! |
|
|
номер сообщения: 23-17-4844 |
|
|
|
Чёрт, какую волну ностальгии Вы нагнали, Семён, вспомнив Севу...
Вспомнился цикл передач про Led Zeppelin, который слышал почти полностью, под мерные волны прибоя "глушилок". Помню, сколько студентов набивалось в маленькую комнату, чтобы приобщиться к прекрасному, доносящемуся из мыльницы. По-моему, первую передачу я слушал на сельхозработах:
https://www.youtube.com/watch?v=wO6bRjcyQN8
Позднее у меня был приёмник "Сокол-308", купленный в магазине некондита. Он действительно был некондиционный, ненастроенный, и из всего КВ диапазона ловил только BBC. Тогда я уже, кажется, чувствовал себя в состоянии настроить контуры, но решил, что от добра добра не ищут. Куда он делся, не помню, но по нему я как-то поймал передачу, посвящённую (подумать только) 20-летию выхода "Белого альбома". Стало быть, год был уже 1988. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4845 |
|
|
|
Roger: СС: Давайте все же уточним - не стихами, а несколькими строчками из стихов. |
Семён, ну нельзя же быть таким мелочным! Стыдитесь! |
Да не мелочность это, Roger. Это неумение точно передать мысль.
Попробую процитировать Вам Эренбурга.
Помню вечер Маяковского в парижском кафе "Вольтер". На нём присутствовала Л.Н. Сейфуллина. Было это весной 1927 года. Кто-то в зале крикнул: "Почитайте теперь ваши старые стихи!" Маяковский, как всегда, отшутился. Когда вечер кончился, мы пошли в ночное кафе возле бульвара Сен-Мишель: Маяковский, Л.Н. Сейфуллина, Э.Ю. Триоле, другие. Играла музыка, кто-то танцевал. Владимир Владимирович то шутил, изображал поэта Георгия Иванова, присутствовавшего на вечере, то надолго замолкал, мрачно оглядываясь по сторонам, как лев в клетке. Мы с ним условились, что на следующее утро, чем раньше, тем лучше, я к нему зайду.
В крохотном номере гостиницы "Истрия", где он всегда останавливался, постель была не раскрыта — он не ложился. Встретил он меня мрачный и сразу, не поздоровавшись, спросил: "Вы тоже думаете, что я раньше писал лучше?.." Никогда он не был самоуверенным; обманывала раз и навсегда затверженная поза. Мне думается, что такая поза была продиктована скорее разумом, нежели характером. Ему была свойственна романтика, но он её стыдился, обрывал себя: "Кто над морем не философствовал?" (после горьких раздумий о своей жизни), и тотчас ироническое "вода".
В статье "Как делать стихи" все выглядит логично и просто. На самом деле Маяковский хорошо знал те мучения, которые неизменно связаны с творчеством. Он подробно рассказывал о заготовках рифм: были у него и другие "заготовки", о которых он не любил говорить,— душевные терзания. Он написал в предсмертном стихотворении, что "любовная лодка разбилась о быт" — это было данью много раз им осмеянной романтике; на самом деле его жизнь разбилась о поэзию. Обращаясь к потомкам, он сказал то, чего не хотел говорить современникам:
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне. |
И далее.
Никогда у него не было конфликта с революцией.
Это выдумка людей, которые не брезгают ничем в борьбе против коммунизма. Драма Маяковского была не в разладе между революцией и поэзией, а в отношении лефовцев к искусству:
Пусть ропщут поэты,
слюною плеща,
губою
презрение вызмеив.
Я,
душу похерив,
кричу о вещах,
обязательных при социализме. |
И еще.
Как-то он сказал: "А вы думаете, это легко?.. Я мог бы писать стихи лучше их всех..." Он был до конца предан своей идее. Много говорили, почему он покончил с собой,— то про неудачи с выставкой его литературных работ, то про нападки рапповцев, то про сердечные дела. Мне не по душе догадки: я не могу подойти к жизни человека, которого я знал, как подходят к плану романа... Хочу сказать одно: люди часто забывают, что поэт обладает обостренной чувствительностью, на то он поэт. Владимир Владимирович себя называл "волом", даже "волищем", о своих стихах говорил, что они "бегемоты", на одном собрании сказал, что у него "слоновая шкура", которой не пробить никакой пулей. На самом деле он жил и без обыкновенной человеческой кожи.
По христианским легендам, язычник, уверовав в Христа, начал крушить статуи богов и богинь. Статуи были совершенны, но неофит сумел побороть в себе чувство прекрасного. Маяковский сокрушал не только красоту прошлого, но и себя самого; в этом величие его подвига, в этом и ключ к его трагедии. |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4846 |
|
|
|
О не столь возвышенном (о географии?).
СС: Н.Сагаловский
…В кафе ”Снежинка” города Прилуки
............................
Кондовая, махорочная Русь,
тулупы, телогрейки и портянки…
1984 г. |
Как бы нынче написал поэт - Кондовая, махорочная Украина ?
Прилуки, думаю, не Галич, коих оказалось два (?), Прилуки - только на Черниговщине.
(Я там бывал раз-другой, к слову - именно в восемьдесят четвертом. Интересно, добывают ли там нефть до сих пор?) |
|
|
номер сообщения: 23-17-4847 |
|
|
|
Брик: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
Однажды Лиля заявила: они с Маяковским не должны общаться в течение двух месяцев. Поэт посылал любимой цветы, подарки и письма, на которые она отвечала краткими записками. По истечении срока «заключения» Маяковский встретился с Лилей на вокзале, чтобы вместе ехать в Петербург. Зайдя в купе, он прочел ей только что законченную поэму «Про это» и заплакал. |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4848 |
|
|
|
Почитатель: О не столь возвышенном (о географии?). |
кстати, крыж - это крест
а крыжополь - крестоград или город креста
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4849 |
|
|
|
СС: Да не мелочность это, Roger. Это неумение точно передать мысль.
Попробую процитировать Вам Эренбурга.
...
Статуи были совершенны, но неофит сумел побороть в себе чувство прекрасного. Маяковский сокрушал не только красоту прошлого, но и себя самого; в этом величие его подвига, в этом и ключ к его трагедии. |
|
CC, может, Вы отчество скажете? А то неудобно по имени.
Маяковский, как мы его знаем - это сокрушение себя, и это сокрушение, как сказал Эренбург - его подвиг. Может быть он не нужен, как многие другие подвиги, но это именно то, что дало нам Маяковского. Не случись революции, он жёг бы себя на других алтарях - боролся с режимом, ушёл в монастырь, или перешёл на кокаиновую диету. Маяковского невозможно законсервировать на уровне 1915 г. Чисто гипотетически, если бы это удалось, мы бы имели бледную тень, 20 лет сочиняющую стихи "под самого себя раннего".
Читайте строчки, которые цитирует Эренбург - они из позднего Маяковского. Вы чувствуете в них силу, трагедию внутренней борьбы? |
|
|
номер сообщения: 23-17-4850 |
|
|
|
Roger:
Маяковский, как мы его знаем - это сокрушение себя, и это сокрушение, как сказал Эренбург - его подвиг. Может быть он ненужен, как многие другие подвиги, но это именно то, что дало нам Маяковского. Не случись революции, он жёг бы себя на других алтарях - боролся с режимом, ушёл в монастырь, или перешёл на кокаиновую диету. Маяковского невозможно законсервировать на уровне 1915 г. Чисто гипотетически, если бы это удалось, мы бы имели бледную тень, 20 лет сочиняющую стихи "под самого себя раннего". |
Красивая мысль, я об этом не думал.
Читал где-то у Сарнова про поэму "Хорошо!" Маяковского спрашивали - где он это видел "сыры не засижены… цены снижены" когда кругом голод, нищета и разруха? Маяковский долго и мрачно слушал, потом сказал: "Через десять лет в этой стране будет социализм. И тогда это будет хорошая поэма. А если нет - тогда и этот наш спор ничего не стоит, и эта поэма, и наша жизнь". А было дело в 27м или 28м году. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4851 |
|
|
|
Roger:
CC, может, Вы отчество скажете? |
точно-точно
нехай и фамилию скажет
органы давно интересуются
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4852 |
|
|
|
jenya: Читал где-то у Сарнова про поэму "Хорошо!" Маяковского спрашивали - где он это видел "сыры не засижены… цены снижены" когда кругом голод, нищета и разруха? Маяковский долго и мрачно слушал, потом сказал: "Через десять лет в этой стране будет социализм. И тогда это будет хорошая поэма. А если нет - тогда и этот наш спор ничего не стоит, и эта поэма, и наша жизнь". А было дело в 27м или 28м году. |
Не знаю, о чём Сарнов, а Маяковский писал про НЭП. Дальше строчки "стала оперяться моя кооперация". На 1926-27 гг пришёлся пик частной торговли. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4853 |
|
|
|
chich: органы давно интересуются |
Тогда отчество пусть придумает. Пусть будет, скажем, Семён ибн... мнэ-э... Полуэктович. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4854 |
|
|
|
Roger: chich: органы давно интересуются |
Тогда отчество пусть придумает. Пусть будет, скажем, Семён ибн... мнэ-э... Полуэктович. |
так ведь отчества, почтенный Роджер, тоже разные бывают
хорошо если, к примеру, отчество у Семёна окажется как у товарища Ленина
а если как у проститутки Троцкого, что тогда?
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4855 |
|
|
|
Roger:
Маяковский, как мы его знаем - это сокрушение себя, и это сокрушение, как сказал Эренбург - его подвиг. Может быть он не нужен, как многие другие подвиги, но это именно то, что дало нам Маяковского. Не случись революции, он жёг бы себя на других алтарях - боролся с режимом, ушёл в монастырь, или перешёл на кокаиновую диету. Маяковского невозможно законсервировать на уровне 1915 г. Чисто гипотетически, если бы это удалось, мы бы имели бледную тень, 20 лет сочиняющую стихи "под самого себя раннего".
Читайте строчки, которые цитирует Эренбург - они из позднего Маяковского. Вы чувствуете в них силу, трагедию внутренней борьбы? |
Уважаемый Roger, мы спорим с Вами о своих, т.е. субъективных ощущениях. И, естественно, как и бывает в этих спорах, каждый остается при своих.
Еще раз выскажу - кратко - свое мнение. Маяковский, в полном соответствии со своими политическими и эстетическими убеждениями, сознательно отказался от поэзии и занимался агитацией и пропагандой. На высочайшем уровне. И, хотя в его послереволюционных стихах есть и гениальные строчки, и "сила, и внутренняя борьба", но в целом, мне кажется, он совершил трагическую ошибку. И дореволюционные стихи остаются вершиной его поэзии. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4856 |
|
|
|
А кто из поэтов не совершил в своей жизни трагическую ошибку, уважаемый СС? |
|
|
номер сообщения: 23-17-4857 |
|
|
|
Roger: А кто из поэтов не совершил в своей жизни трагическую ошибку, уважаемый СС? |
Разве что Мэтр, уважаемый Roger. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4858 |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4859 |
|
|
|
Сходил по ссылке Артура о Дм.Быкове
арт.:так он еще и читать успевает тоннами, попутно редактируя журнал "Что читать". |
Оттуда.
Современная словесность — прежде всего отечественная — больше всего напоминает мне небольшую, но уверенно становящуюся на ноги фабрику по производству серьезных медикаментов, но больные думать забыли о лечении. Они довольствуются обезболивающими, согласны на пищевые добавки, в лучшем случае, на легкий наркотик, — но сама мысль о том, чтобы лечиться, подрывает основы их комфортного покамест существования. Им невдомек, что органы рано или поздно начнут отваливаться: нервные клетки надежно анестезированы при помощи Коэльо, Ахерн или Брауна. Процесс этот в наших палестинах начался еще с Довлатова, но анальгетики становятся все грубей: Довлатов, при всей своей сознательно выбранной облегченности, был писателем. Количество зацеплений с реальностью — простите за квадратное выражение, но без техницизма не обойтись, — в современной прозе убывает катастрофически. |
Вспоминаю, как лет пятнадцать, что ли, тому назад, летом, ходил я в Политехнический на вечер памяти Довлатова. Переполненый зал, выступают литераторы - друзья Довлатова: В.Попов, Арьев, Уфлянд, Рейн... ну, всех не помню, разумеется. Где-то через час в зале появляется молодой толстячок, одетый по пляжному - Быков, подходит поближе к сцене. Постоял, презрительно поулыбался, да и ушел.
Да простит меня Артур за наезд на его любимца, но считаю пренебрежительный отзыв Быкова о Довлатове "сознательно выбранной облегченностью". Прочел, ничего не понял - кроме верхнего слоя - прокукарекал. Походя оскорбил память большого писателя. И пошел дальше. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4860 |
|
|
|
Не очень в курсе дела... Но пятнадцать лет - большой срок. За это время в жизни человека много чего может измениться... И сам он - тоже... |
|
|
номер сообщения: 23-17-4861 |
|
|
|
Sad_Donkey: Не очень в курсе дела... Но пятнадцать лет - большой срок. За это время в жизни человека много чего может измениться... И сам он - тоже... |
Текст Быкова - от 17 апреля 2009 года. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4862 |
|
|
|
СС: Sad_Donkey: Не очень в курсе дела... Но пятнадцать лет - большой срок. За это время в жизни человека много чего может измениться... И сам он - тоже... |
Текст Быкова - от 17 апреля 2009 года. |
Можно говорить об этом "сегодняшнем" тексте, а можно о человеке, каким был Быков пятнадцать лет назад... Или - нет разницы?.. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4863 |
|
|
|
Sad_Donkey:Можно говорить об этом "сегодняшнем" тексте, а можно о человеке, каким был Быков пятнадцать лет назад... Или - нет разницы?.. |
А можно и о том, и о другом?
Sad_Donkey, я понимаю, что Быков - человек ярко и многообразно талантливый. Но, как говорится, за базар надо отвечать. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4864 |
|
|
|
СС: Sad_Donkey:Можно говорить об этом "сегодняшнем" тексте, а можно о человеке, каким был Быков пятнадцать лет назад... Или - нет разницы?.. |
А можно и о том, и о другом?
Sad_Donkey, я понимаю, что Быков - человек ярко и многообразно талантливый. Но, как говорится, за базар надо отвечать. |
Со всем согласен |
|
|
номер сообщения: 23-17-4865 |
|
|
|
мнения одного писателя о другом читать всегда интересно, но доверять особо не стоит:-)) |
|
|
номер сообщения: 23-17-4866 |
|
|
|
А мне в душу закрались сразу сомнения. А вдруг Довлатов и вправду облегченный? Читается он чрезвычайно легко, это верно. Но текст - высокопрофессиональный, со своим оригинальным видением, без малейших признаков пошлости... Но вдруг - облегченный? Быков ведь просто так говорить не станет... |
|
|
номер сообщения: 23-17-4867 |
|
|
|
ну дык если сознательно - это почти комплимент.
у большинства бессознательно.
впрочем, Быков , действительно, не жалует Довлатова - есть у него о нем и покрепче выражения. |
|
|
номер сообщения: 23-17-4868 |
|
|
|
Подошел распорядитель:
— Вы Шаблинский?
— Он в командировке.
— Ах, да... Готовы? Вам через одного...
Альтмяэ вынул папиросы. Зажигалка не действовала, кончился бензин. Быковер пошел за спичками. Через минуту он вернулся на цыпочках и, жестикулируя, сказал:
— Сейчас вы будете хохотать. Это не Ильвес.
Альтмяэ выронил папиросу.
— То есть как? — спросил я.
— Не Ильвес. Другой человек. Вернее, покойник...
— Фима, ты вообще соображаешь?
— Я тебе говорю — не Ильвес. И даже не похож. Что я, Ильвеса не знаю?!
— Может, это провокация? — сказал Альтмяэ.
— Видно, ты перепутал.
— Это дежурный перепутал. Я Ильвеса в глаза не видел. Надо чтото предпринять, — говорю.
— Еще чего, — сказал Быковер, — а прямая трансляция?
— Но это же бог знает что!
— Пойду взгляну, — сказал Альтмяэ.
Отошел, вернулся и говорит:
— Действительно, не Ильвес. Но сходство есть...
— А как же родные и близкие? — спрашиваю.
— У Ильвеса, в общем-то, нет родных и близких, сказал Альтмяэ, — откровенно говоря, его недолюбливали.
— А говорили — сын, племянник...
— Поставь себя на их место. Идет телепередача. И вообще — ответственное мероприятие...
Возле могилы запели. Выделялся пронзительный дискант Любы Торшиной из отдела быта. Тут мне кивнул распорядитель. Я подошел к могиле. Наконец пение стихло.
— Прощальное слово имеет...
Разумеется, он переврал мою фамилию:
— Прощальное слово имеет товарищ Долматов.
Кем я только не был в жизни — Докладовым, Заплатовым...
Я шагнул к могиле. Там стояла вода и белели перерубленные корни. Рядом на специальных козлах возвышался гроб, отбрасывая тень. Неизвестный утопал в цветах. Клочок его лица сиротливо затерялся в белой пене орхидей и гладиолусов. Покойный, разминувшись с именем, казался вещью. Я увидел подпираемый соснами купол голубого шатра. Как на телеэкране, пролетали галки. Ослепительно желтый шпиль церкви, возвышаясь над домами Мустамяэ, подчеркивал их унылую сероватую будничность. Могилу окружали незнакомые люди в темных пальто. Я почувствовал удушливый запах цветов и хвои. Борта неуютного ложа давили мне плечи. Опавшие лепестки щекотали сложенные на груди руки. Над моим изголовьем суетливо перемещался телеоператор. Звучал далекий, окрашенный самолюбованием голос:
"...Я не знал этого человека. Его души, его порывов, стойкости, мужества, разочарований и надежд. Я не верю, что истина далась ему без поисков. Не думаю, что угасающий взгляд открыл мерило суматошной жизни, заметных хитростей, побед без триумфа и капитуляций без горечи. Не думаю, чтобы он понял, куда мы идем и что в нашем судорожном отступлении радостно и ценно. И тем не менее он здесь... по собственному выбору..."
Я слышал тихий нарастающий ропот. Из приглушенных обрывков складывалось: "Что он говорит?.." Кто-то тронул меня за рукав. Я шевельнул плечом. Заговорил быстрее:
"...О чем я думаю, стоя у этой могилы? О тайнах человеческой души. О преодолении смерти и душевного горя. О законах бытия, которые родились в глубине тысячелетий и проживут до угасания солнца..."
Кто-то отвел меня в сторону.
— Я не понял, — сказал Альтмяэ, — что ты имел в виду?
Я сам не понял, — говорю, — какой-то хаос вокруг.
— Я все узнал, — сказал Быковер. Его лицо озарилось светом лукавой причастности к тайне. — Это бухгалтер рыболовецкого колхоза — Гаспль. Ильвеса под видом Гаспля хоронят сейчас на кладбище Меривялья. Там невероятный скандал. Только что звонили... Семья в истерике... Решено хоронить, как есть...
— Можно завтра или даже сегодня вечером поменять надгробия, — сказал Альтмяэ.
— Отнюдь, — возразил Быковер, — Ильвес номенклатурный работник. Он должен быть захоронен на привилегированном кладбище. Существует железный порядок. Ночью поменяют гробы...
Я вдруг утратил чувство реальности. В открывшемся мире не было перспективы. Будущее толпилось за плечами. Пережитое заслоняло горизонт. Мне стало казаться, что гармонию выдумали поэты, желая тронуть людские сердца...
— Пошли, — сказал Быковер, — надо занять места в автобусе. А то придется в железном ящике трястись... |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-4869 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|