|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обывательский взгляд на Маркса, марксизм и марксистов
Я буду говорить о Марксе без лицемерного почтения. Я всегда считал его
скучнейшей личностью. Его обширный незаконченный труд "Капитал", это
нагромождение утомительных фолиантов, в которых он, трактуя о таких
нереальных понятиях, как "буржуазия" и "пролетариат", постоянно уходит от
основной темы и пускается в нудные побочные рассуждения, кажется мне
апофеозом претенциозного педантизма. Но до моей последней поездки в Россию
я не испытывал активной враждебности к Марксу. Я просто избегал читать его
труды и, встречая марксистов, быстро отделывался от них, спрашивая: "Из
кого же состоит пролетариат?" Никто не мог мне ответить: этого не знает ни
один марксист. В гостях у Горького я внимательно прислушивался к тому, как
Бакаев обсуждал с Шаляпиным каверзный вопрос - существует ли вообще в
России пролетариат, отличный от крестьянства. Бакаев - глава петроградской
Чрезвычайной Комиссии диктатуры пролетариата, поэтому я не без интереса
следил за некоторыми тонкостями этого спора. "Пролетарий", по марксистской
терминологии, - это то же, что "производитель" на языке некоторых
специалистов по политической экономии, т.е. нечто совершенно отличное от
"потребителя". Таким образом, "пролетарий" - это понятие, прямо
противопоставляемое чему-то, именуемому "капитал". На обложке "Плебса" я
видел бросающийся в глаза лозунг: "Между рабочим классом и классом
работодателей нет ничего общего". Но возьмите следующий случай.
Какой-нибудь заводской мастер садится в поезд, который ведет машинист, и
едет посмотреть, как подвигается строительство дома, который возводит для
него строительная контора. К какой из этих строго разграниченных категорий
принадлежит этот мастер - к нанимателям или нанимаемым? Все это - сплошная
чепуха.
Должен признаться, что в России мое пассивное неприятие Маркса перешло
в весьма активную враждебность. Куда бы мы ни приходили, повсюду нам
бросались в глаза портреты, бюсты и статуи Маркса. Около двух третей лица
Маркса покрывает борода - широкая, торжественная, густая, скучная борода,
которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной
жизни. Такая борода не вырастает сама собой; ее холят, лелеют и
патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она
чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остается от лица,
смотрит поверх нее совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление
эта растительность производит на мир. Вездесущее изображение этой бороды
раздражало меня все больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить
Карла Маркса. Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против
"Капитала" бритвой и ножницами и напишу "Обритие бороды Карла Маркса".
Но Маркс для марксистов - лишь знамя и символ веры, и мы сейчас имеем
дело не с Марксом, а с марксистами, Мало кто из них прочитал весь
"Капитал". Марксисты - такие же люди, как и все, и должен признаться, что
по своей натуре и жизненному опыту я расположен питать к ним самую теплую
симпатию. Они считают Маркса своим пророком, потому что знают, что Маркс
писал о классовой войне, непримиримой войне эксплуатируемых против
эксплуататоров, что он предсказал торжество эксплуатируемых, всемирную
диктатуру вождей освобожденных рабочих (диктатуру пролетариата) и
венчающий ее коммунистический золотой век. Во всем мире это учение и
пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в
особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить
достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической
системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную
несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они
сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить
этот строй и освободиться от его тисков. Не нужно никакой подрывной
пропаганды, чтобы взбунтовать их; пороки общественного строя, который
лишает их образования и превращает в рабов, сами порождают
коммунистическое движение всюду, где растут заводы и фабрики. Марксисты
появились бы даже, если бы Маркса не было вовсе. В 14 лет, задолго до того
как я услыхал о Марксе, я был законченным марксистом. Мне пришлось
внезапно бросить учиться и начать жизнь, полную утомительной и нудной
работы в ненавистном магазине. За эти долгие часы я так уставал, что не
мог и мечтать о самообразовании. Я поджег бы этот магазин, если б не знал,
что он хорошо застрахован. Это мрачное время ожило у меня в памяти в
разговоре с Зориным, одним из руководителей Северной коммуны. Это очень
симпатичный, остроумный молодой человек, вернувшийся из Америки, где он
был чернорабочим. Зорин - хороший оратор и пользуется большой
популярностью в Петроградском Совете. Мы вспоминали прошлое, и он
рассказал мне, что до сих пор не может забыть о грубости и жестокости, с
которыми он столкнулся в Америке а большом мануфактурном магазине, куда
пришел наниматься упаковщиком. Мы говорили с ним о том, как наш
общественный строй изматывает, калечит, ожесточает честных и полных
энергии людей. Это общее негодование сблизило нас, как братьев.
Именно это негодование молодости, жизненных сил, отвергнутых, не
нашедших применения, а не какие-то экономические теории, вдохновляет и
объединяет марксистское движение во всем мире. Дело не в том, что Маркс
был безгранично мудр, а в том, что наш экономический строй неразумен,
эгоистичен, расточителен и анархичен. Коммунисты сформулировали эти
бунтарские настроения в нескольких ходких призывах и лозунгах: "Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!" и т.д. Они внушили этим людям, что некая
таинственная группа злодеев, именуемых капиталистами, вступила в заговор
против счастья всего человечества. В нашем скудоумном мире маниакальная
боязнь заговоров в одном лагере вызывает такую же боязнь в другом; трудно
убедить марксистов в том, что в совокупности своей капиталисты - всего
лишь беспорядочная кучка дерущихся из-за жирного куска, недалеких, духовно
убогих людей. Коммунистическая пропаганда сплотила всех озлобленных и
обездоленных во всемирную организацию бунта и надежды, хотя при ближайшем
рассмотрении эта надежда оказывается весьма расплывчатой. Они избрали
Маркса своим пророком и красное знамя - своим символом |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3772 |
|
|
|
Хорошая цитата, СС. Вообще, больше надо читать товарищам ленинцам и прочим маоистам.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3773 |
|
|
|
СС:
- Пришел в сарай, взял вилы и говорит: «Сколько же лет я ждал этого дня!»
И на вилы его.
- Неожиданный поворот. Блин, какой-то уже основной инстинкт получается.
- Именно.
|
Необычное имя для араба - Степан
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3774 |
|
|
|
Quantrinas: Хорошая цитата, СС. Вообще, больше надо читать товарищам ленинцам и прочим маоистам.
|
Это - "Россия во мгле" Г.Уэллса, припоминаю... Я говорил как-то об этой книге... |
|
|
номер сообщения: 23-17-3775 |
|
|
|
СС:
И однажды, было мне тогда лет десять, я совсем осмелел и в перерыве подошел вплотную к отдыхавшим на травке футболистам. Они сидели, потные и разгоряченные, тренер давал указания, игроки устало огрызались. Причем говорили мои кумиры сплошным матом.
Помню, мне это до того не понравилось, что я даже дал себе тогда слово: не ругаться матом. Никогда. А на футбол ходить перестал.
.........................................
Вот. А на пляж я ходил еще лет двадцать. А потом мама моя, когда лежала в больнице, подружилась с соседкой по палате, пожилой женщиной. И та однажды пришла к нам в гости. И рассказала за чаем, что в тридцатые годы, девочкой еще, жила она в подмосковной деревне. А рядом был лагерь, и зеки строили канал Москва-Волга. То самое Химкинское водохранилище. А кормили их плохо, и по ночам зеки, рискуя получить пулю, умудрялись лазить в деревенские огороды. Но все равно, сказала она, мерли они, как мухи, от голода и тяжелой работы, и весь канал устлан костями заключенных.
И после этого я уже на водную станцию не ходил. |
Во многой мудрости много и печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.(Еккл.1:18)
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3776 |
|
|
|
Здесь Герберт прав:
Марксисты - такие же люди, как и все, и должен признаться, что
по своей натуре и жизненному опыту я расположен питать к ним самую теплую
симпатию. Они считают Маркса своим пророком, потому что знают, что Маркс
писал о классовой войне, непримиримой войне эксплуатируемых против
эксплуататоров, что он предсказал торжество эксплуатируемых, всемирную
диктатуру вождей освобожденных рабочих (диктатуру пролетариата) и
венчающий ее коммунистический золотой век. Во всем мире это учение и
пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в
особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить
достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической
системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную
несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они
сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить
этот строй и освободиться от его тисков. Не нужно никакой подрывной пропаганды, чтобы взбунтовать их; пороки общественного строя, который
лишает их образования и превращает в рабов, сами порождают
коммунистическое движение всюду, где растут заводы и фабрики. Марксисты
появились бы даже, если бы Маркса не было вовсе.
Всемирный авторитет Маркса и в наше время неоспорим!
Ирония Герберта в отношении "пролетариата" хотя бы на фоне общемосковских стачек на заводах в 1905 году не рассмешит никого... |
|
|
номер сообщения: 23-17-3777 |
|
|
|
Во всем мире это учение и
пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в
особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить
достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической
системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную
несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они
сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить
этот строй и освободиться от его тисков. |
cтарик, мои глаза говорят мне, что в развитых западных странах всё это давно в прошлом...
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3778 |
|
|
|
Так ведь и статья Узллса-дело прошлого.
Он может быть свидетелем событий,но толкователь Маркса из него никудышный!
Вот воспоминания Уэллса о встречах С Лениным куда интересней. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3779 |
|
|
|
Quantrinas:
cтарик, мои глаза говорят мне, что в развитых западных странах всё это давно в прошлом...
|
Думаю, Вы правы. Старые теории устарели и мир ждет новых мыслей и теорий.
А их нет.
Современная философия погрязла в мелкотемье, и даже само понятие властитель дум опошлено социальными демагогами.
Если что и появляется стоящее на человеческом горизонте, то его тут же накрывает цунами информационной грязи.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3780 |
|
|
|
У Маркса, как известно, было два типа толкователей. Одни - всякие ревизионисты, оппортунисты, и прочие социал-демократы. Они давно правят в европейских странах вместе с капиталистами. А другие - Ленин...
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3781 |
|
|
|
Из беседы Уэллса с Лениным:
Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса,
все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных
фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов,
схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на
необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков,
встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает
колоссальные трудностей сложность построения коммунизма и безраздельно
посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня
живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего,
преображенный и построенный заново. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3782 |
|
|
|
Уэллс ещё не знал, на что способен практически этот творческий марксист.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3783 |
|
|
|
cтарик: Всемирный авторитет Маркса и в наше время неоспорим!
|
но помнят все ребята
на улице Марата,
что я имел большой авторитет (с)
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3784 |
|
|
|
Когда бы знал Владим Ильич,
Какие здесь и Квант и Чич,
Он посоветовад бы мне
От них держаться vstoronе
Зря прикдючений,мол.ищу я-
Добавил бы, слегка прищурясь... |
|
|
номер сообщения: 23-17-3785 |
|
|
|
cтарик: Из беседы Уэллса с Лениным:
Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса,
все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных
фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов,
схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на
необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков,
встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает
колоссальные трудностей сложность построения коммунизма и безраздельно
посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня
живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего,
преображенный и построенный заново. |
В тридцатые годы прошлого века в западном обществе кризис случился. Очень они были расстроены и вообще не знали, что делать, куда бежать и о чем мечтать... В это время один знаменитый американский писатель приехал в СССР, в гости... Вернулся в Штаты одухотворенный и вдохновленный: я, мол, знаю, к какому светлому будущему человечеству цивилизованному бежать надо. Почти что видел он это будущее, находясь в СССР... В нашей истории это время известно как "ежовщина"... |
|
|
номер сообщения: 23-17-3786 |
|
|
|
cтарик: Когда бы знал Владим Ильич,
Какие здесь и Квант и Чич,
Он посоветовад бы мне
От них держаться vstoronе
Зря прикдючений,мол.ищу я-
Добавил бы, слегка прищурясь... |
А вдруг он, почтенный Старик, дал бы вам партийное поручение - расстрелять всех троих на месте? Тут-то и выяснилось бы, что в глубине души вы - не железный большевик и даже не левый эсер, а скорее гнилой меньшевик, если не кадет. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3787 |
|
|
|
Pirron: cтарик: Когда бы знал Владим Ильич,
Какие здесь и Квант и Чич,
Он посоветовад бы мне
От них держаться vstoronе
Зря прикдючений,мол.ищу я-
Добавил бы, слегка прищурясь... |
А вдруг он, почтенный Старик, дал бы вам партийное поручение - расстрелять всех троих на месте? Тут-то и выяснилось бы, что в глубине души вы - не железный большевик и даже не левый эсер, а скорее гнилой меньшевик, если не кадет. |
Во-первых,он понял,что они (Чич и Квант) сами передерутся насмерть
Во-вторых,я не гнилой анархист и никому спуску не даю- и при этом :
не равняюсь(в отличие от некоторых) на флюгер,как жалкий бюргер
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3788 |
|
|
|
стагик Магкс устагег
__________________________
убей в себе москаля |
|
|
номер сообщения: 23-17-3789 |
|
|
|
Ни_Фуа: стагик Магкс устагег |
Фу! Опять запахло Ни Фу-а! |
|
|
номер сообщения: 23-17-3790 |
|
|
|
Ни_Фуа: стагик Магкс устагег |
А кто из нас его читал, Карла этого Маркса? Я лично читал только Энгельса, Ленина да пару брошюр об основах марксизма. Углубиться в непроходимые дебри "Капитала" я не решился. А вдруг это - кладезь премудрости? Вот Старик прочитал - и ему понравилось!
В одном пункте Маркс, правда, действительно устарел: рабочее движение в современной Западной Европе практически сошло на нет, приняв вполне лояльно-буржуазные формы. Так что мировая революция в обозримом будущем едва ли произойдет. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3791 |
|
|
|
1-ый том Капитала достаточно интересное чтение. Правда, теоретические рассуждения я понял не слишком(мягко говоря), но не очень и старался. Зато там одна из самых ярких художественных сцен в мировой литературе - в главе о детском труде приводится рассказ некоего отца, как он кормит 8-летнего сына с ложечки - тот не может оторваться от работы. И петиции промышленников с требованием запретить детский труд "Что ж, мы звери что-ли?! Но не можем отказаться от эксплуатации детей, если она разрешена - конкуренты сожрут, которые не откажутся".
Но 2-ой том мне уже был совсем не по зубам :-) |
|
|
номер сообщения: 23-17-3792 |
|
|
|
Заметки по истории советского кино
Фильмы «Живые и мертвые» режиссера А.Столпера по роману К.Симонова и «Тишина» режиссера В.Басова по повести Ю.Бондарева вышли в прокат в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. Оба они с успехом прошли по экранам и были выдвинуты на соискание Ленинской премии. И, как это было тогда принято, в газетах началось обсуждение – какой именно из двух фильмов достоин столь высокой награды. Печатались разные мнения критиков, письма зрителей и т.д.
А жизнь тем временем шла своим чередом. В октябре был отправлен в отставку Хрущев, к власти пришел Брежнев. Поменялись, как это сейчас называется, политические акценты. И, возможно, где-то в верхах было решено, что «Тишине», намного более антисталинской, чем «Живые и мертвые», Ленинскую премию давать нельзя. И надо подготовить общественность к такому решению. Так или иначе, но однажды в одной из центральных газет была напечатана статья, в которой утверждалась, что фильм Басова страдает столь серьезными художественными и идейными недостатками, что ни о какой премии и речи быть не может. Статья, чрезвычайно резкая по тону, была подписана не критиком, а каким-то заслуженным рабочим. Хотя всем было понятно, что за рабочего ее кто-то написал.
Понял это, разумеется, и Владимир Басов. И, будучи человеком темпераментным, решил сказать этому передовику все, что о нем думает. Но заслуженный человек оказался не прост. А может, посоветовался со старшими товарищами. Короче говоря, в той же газете появился новый материал за его подписью.
Представляете, дорогие товарищи, писал рабочий человек, тут вчера после напряженного рабочего дня сижу дома, пью чай в кругу семьи. Вдруг – звонок в дверь. Открываю, а там известный советский режиссер В.Басов. Я-то поначалу обрадовался, решил, что он пришел поговорить о своем фильме, поспорить с моей статьей, обменяться мнениями. Но я ему даже чаю предложить не успел! Прямо в дверях, не снимая пальто, в грубых выражениях и хамским тоном Басов стал высказывать какие-то нелепые обвинения, неуважительно отзываться о рабочем классе! Не исключаю даже, размышлял заслуженный рабочий, что Владимир Павлович был нетрезв. И т.д. и т.п.
Ну и ясное дело, судьба фильма «Тишина» была решена. Не то что там Ленинская премия, даже и по телевизору его не показывали многие годы. Чуть ли не до горбачевской перестройки. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3793 |
|
|
|
Почитал предыдущие посты. Три вопроса к обсуждающим:
1. Что такое Коммунизм?
2. Кому при его "неизбежной победе" станет хуже?
3. Чем капитализм лучше?
P.S.
Ваш вариант идеальной системы.
P.P.S.
Можно, конечно, постебаться: даешь каждому по отдельной планете! Экспериментируйте вдоволь - каждый на своей.
А я, выгуливая по утрам собаку, не могу смотреть на чумазых малолеток, копошащихся в мусорных контейнерах в поисках элементарного корма. И ведь который год коммунисты у кормила, млин! Парадокс...
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 23-17-3794 |
|
|
|
Юлия Калинина о проблемах питания
На прошедшей неделе глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и директор НИИ питания Виктор Тутельян объяснили россиянам, как следует питаться во время кризиса, — чтоб, с одной стороны, получалось экономно, а с другой — полезно и питательно.
Я, трудовая женщина и домохозяйка, обеспокоенная ростом цен и туманной перспективой грядущих заработков, отнеслась к их советам с большим интересом и внимательно изучила. В результате мне захотелось немедленно посадить Онищенко и Тутельяна в телевизионный проект “За стеклом” и в течение года кормить по их же собственным рекомендациям — на 2780 рублей в месяц. |
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3813 |
|
|
|
Sad_Donkey:....
В тридцатые годы прошлого века в западном обществе кризис случился. Очень они были расстроены и вообще не знали, что делать, куда бежать и о чем мечтать... В это время один знаменитый американский писатель приехал в СССР, в гости... Вернулся в Штаты одухотворенный и вдохновленный: я, мол, знаю, к какому светлому будущему человечеству цивилизованному бежать надо. Почти что видел он это будущее, находясь в СССР... В нашей истории это время известно как "ежовщина"... |
Ніякому народу не побажав би такого світлого майбутнього, яке було організоване в Україні в 30х роках...
__________________________
Шахматная партия не лотерея. Проблему мотивации решает НОКАУТ |
|
|
номер сообщения: 23-17-3815 |
|
|
|
Jester_Buffoon: Что такое Коммунизм?
|
Коммунизм - это Советская власть плюс ..., ну Вы знаете.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3816 |
|
|
|
Quantrinas: Jester_Buffoon: Что такое Коммунизм?
|
Коммунизм - это Советская власть плюс ..., ну Вы знаете.
|
Это очень просто.
Это когда: от каждого по способностям, но зато каждому по потребностям. Раз.
Два: стираются грани между городом и деревней. Т.е. город становится деревней... или наоборот.
И три: опять же стираются грани между физическим и умственным трудом. Например, время от времени ув. Квантринас думает о физических проблемах и одновременно подметает двор в университете.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 23-17-3817 |
|
|
|
Vova17: И три: опять же стираются грани между физическим и умственным трудом. |
а разве это не одно и то же?
Квант, к примеру, всю жизнь думает, что физический труд - это занятия теоретической физикой
потому он так и разжирел
|
|
|
номер сообщения: 23-17-3818 |
|
|
|
Vova17: И три: опять же стираются грани между физическим и умственным трудом. Например, время от времени ув. Квантринас думает о физических проблемах и одновременно подметает двор в университете. |
Оказывается в 90-е годы я жил при коммунизме.
Сажал картошечку, морковочку, чистил гараж от снега...
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3819 |
|
|
|
chich: Квант, к примеру, всю жизнь думает, что физический труд - это занятия теоретической физикой
потому он так и разжирел
|
То ли дело историк - его ноги кормят.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 23-17-3820 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|