|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пиррону не следует беспокоить григория. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8601 |
|
|
|
номер сообщения: 160-7-8602 |
|
|
|
Ницшеанство в трех словах:
|
|
|
номер сообщения: 160-7-8603 |
|
|
|
Это пиррон, что ли, вернулся отдохнувши и со свежим запасом сил мужицких? Небось утвердился ещё более во всемогуществе своей абсолютно свободной от кандалов всего и вся воли |
|
|
номер сообщения: 160-7-8604 |
|
|
|
Сейчас по российскому телевидению выступал один русский философ - кажется, Подорога. Лекцию читал. Симпатичный мужик. Оределил, например, философию как научение свободе. Мне понравилось. Но особенно заинтересовала меня другая его мысль - что творцами немецкого языка были три титана,- Лютер, Гете и Ницше. Ну, с Лютером, в общем, все ясно - переведенная им Библия и богословские комментарии к ней были первыми произведениями на немецком языке, получившими по-настоящему массовое распространение. Гете - ну, понятно, что такая грандиозная совокупность литературных шедевров должна была оказать громадное влияние на язык. А вот Ницше? Поначалу его имя в этом ряду меня удивило.
Но, поразмыслив, я должен признать - да, действительно, он открыл и сделал очевидными такие возможности немецкого языка, о которых до него вряд ли кто-то даже подозревал.Наверное, прав философ. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8605 |
|
|
|
Интересно, почему именно Ницше пользуется такой популярностью у немецких образованцев? Например, одно издательство затеяло серию "философия для начинающих". Каждому выдающемуся философу в ней посвящена книга, в которой какой-нибудь специалист по его творчеству объясняет основные его идеи.Однако Ницше в этой серии посвящены сразу три книги - по-моему, такой чести больше никто не удостоился. Или, к примеру, в ближайшем от меня большом книжном магазине я всегда вижу в философском отделе хотя бы пару книг, посвященных Ницше. Но ни разу я там не видел книг, к примеру, о Фихте или Шеллинге. Что ищут и что находят образованцы именно у Ницше? |
|
|
номер сообщения: 160-7-8743 |
|
|
|
Pirron: Что ищут и что находят образованцы именно у Ницше? |
Ницше непостижимым образом оказался самым актуальным философом 20-го века. Его покушение на Бога и пророчества о сверхчеловеке оказались весьма соблазнительными во времена строительства Вавилонской башни современной цивилизации.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8744 |
|
|
|
Мир нуждается в "сверхчеловеке" как никогда прежде. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8745 |
|
|
|
сверхчеловеком быть НЕ обязательно, дабы ошиваться счастливо ("сверх"цель пиндоской Конституции, кстати)
|
|
|
номер сообщения: 160-7-8746 |
|
|
|
Vova17: Ницше... покушение на Бога и пророчества о сверхчеловеке оказались весьма соблазнительными во времена строительства Вавилонской башни современной цивилизации. |
почему так получилось? |
|
|
номер сообщения: 160-7-8747 |
|
|
|
Спросите у Пиррона, он лучше знает.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8748 |
|
|
|
Я вот тут подумал, что Ницше не очень хорошо понял Шопенгауэра . Если изобразить мир по Шопенгауэру корректно - корректней, чем у него самого - то он выглядит так. То, что нам дано в ощущениях - это только представление, иллюзия, майя. По отношению к этой иллюзии мир платоновских идей - это мир вещей в себе. Но сами эти идеи - только иллюзия по отношению к мировой воле, о которой мы уже можем судить только очень приблизительно - в нашей индивидуальной воле она проявлена для нас в наивысшей степени, но все-таки мы ее познаем как представление, а не саму по себе.Однако и мировая воля - это не последняя реальность, она тоже - только иллюзия по отношению к тому, что уже находится полностью за пределами нашего познания.Эту последнюю реальность Шопенгауэр определяет, как относительное Ничто - давая тем самым понять, что об этой реальности уже вообще невозможно высказать ничего определенного или неопределенного.Но все-таки какой-то намек на эту реальность мы можем получить, изучая тексты людей, в которых воля "упразднила сама себя" - святых и великих мистиков.Вот на эту мысль Шопенгауэра Ницше внимания не обратил, да и другие последователи Шопенгауэра тоже - почему они хором и говорили, что самоупразднение воли, представляющей собой последнюю реальность - это противоречие и ахиллесова пята всей системы. Но у Шопенгауэра дело обстоит иначе. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8758 |
|
|
|
Vova17: Его покушение на Бога и пророчества о сверхчеловеке |
забавно, кстати, что этим мифом Ницше и вошел (как минимум в русскую) культуру
между тем, все ровно наоборот - Ницше совершенно бесплодно покушался на сверхчеловека и успешно пророчествовал конец христианского бога за век и две войны до его наступления. хотя, будем честны, причину смерти не угадал. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8759 |
|
|
|
Что ищут и что находят образованцы именно у Ницше? |
ну по сравнению с "остальной" немецкой философией у Ницше есть вообще небьющийся козырь. его можно читать, а не просто "работать над текстом"
среди тех, кто предпочитает чтению работу, он не пользуется серьезным авторитетом и, в общем, и философом-то считается немного с натяжкой. впрочем, он и по мне проповедник, а не философ. и его ответы на вопросы жизни носят характер более эстетический, чем интеллектуальный |
|
|
номер сообщения: 160-7-8760 |
|
|
|
Вот я вам говорил, салюки - бросайте политику, переходите в темы, где вы можете быть самим собой.В первый раз за последние месяцы прочитал ваш текст с интересом и пользой для себя, то есть получил пищу для размышлений, коим я часа через два и предамся. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8765 |
|
|
|
Pirron: Вот я вам говорил, салюки - бросайте политику, переходите в темы, где вы можете быть самим собой.В первый раз за последние месяцы прочитал ваш текст с интересом и пользой для себя, то есть получил пищу для размышлений, коим я часа через два и предамся. |
сначала тратить необходимое вам на размышление время, и только потом оставлять свои комментарии - во всех смыслах более продуктивный подход |
|
|
номер сообщения: 160-7-8770 |
|
|
|
saluki: Ницше... пророчествовал конец христианского бога за век и две войны до его наступления. хотя, будем честны, причину смерти не угадал. |
а когда и чем помер Бог? |
|
|
номер сообщения: 160-7-8771 |
|
|
|
saluki: Pirron: Вот я вам говорил, салюки - бросайте политику, переходите в темы, где вы можете быть самим собой.В первый раз за последние месяцы прочитал ваш текст с интересом и пользой для себя, то есть получил пищу для размышлений, коим я часа через два и предамся. |
сначала тратить необходимое вам на размышление время, и только потом оставлять свои комментарии - во всех смыслах более продуктивный подход |
Понять текст и хорошо его обдумать - это не совсем одно и то же. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8772 |
|
|
|
saluki: Что ищут и что находят образованцы именно у Ницше? |
ну по сравнению с "остальной" немецкой философией у Ницше есть вообще небьющийся козырь. его можно читать, а не просто "работать над текстом"
среди тех, кто предпочитает чтению работу, он не пользуется серьезным авторитетом и, в общем, и философом-то считается немного с натяжкой. впрочем, он и по мне проповедник, а не философ. и его ответы на вопросы жизни носят характер более эстетический, чем интеллектуальный |
Ницше, безусловно, великий стилист и языкотворец, но для философа это козырь не такой уж небьющийся - поскольку читая, к примеру, Лейбница, человек не просто работает над текстом, а следит за развитием мысли, которое и доставляет ему эстетическое удовольствие, если мысль развивается последовательно, обладает глубиной и оригинальностью.Стилистические же красоты могут вызвать и реакцию отторжения -то есть вызвать впечатление, что с их помошью читателю навязываются мысли, которые не стоят того, чтобы их думать, как говорил Винни-Пух.Кстати, вы не правы насчет "всей остальной немецкой философии" - Томас Манн недаром считал Шопенгауэра не только великим философским, но и великим литературным дарованием. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8774 |
|
|
|
"Стиль - это физиономия духа. Она даже красноречивей физиономии тела.Подражать чужому стилю - значит, носить маску: как бы красива она ни была, из-за своей безжизненности она вскоре станет невыносимой. Самое безобразное, но живое лицо все-таки лучше маски. Поэтому совершенно пустое дело - подражать, к примеру, стилю латинистов древности. Лучше писать так, как Эриугена, Гоббс, Спиноза, Картезий и др.Человек, действительно мыслящий самостоятельно, в маске не нуждается. Допускать же аффектацию в стиле - это то же самое, что корчить рожи."А.Шопенгауэр |
|
|
номер сообщения: 160-7-8775 |
|
|
|
Pirron: мир по Шопенгауэру корректно - корректней, чем у него самого - ... выглядит так. То, что нам дано в ощущениях - это только представление, иллюзия, майя. По отношению к этой иллюзии мир платоновских идей - это мир вещей в себе. Но сами эти идеи - только иллюзия по отношению к мировой воле, о которой мы уже можем судить только очень приблизительно - в нашей индивидуальной воле она проявлена для нас в наивысшей степени, но все-таки мы ее познаем как представление, а не саму по себе.Однако и мировая воля - это не последняя реальность, она тоже - только иллюзия по отношению к тому, что уже находится полностью за пределами нашего познания.Эту последнюю реальность Шопенгауэр определяет, как относительное Ничто - давая тем самым понять, что об этой реальности уже вообще невозможно высказать ничего определенного или неопределенного... намек на эту реальность... самоупразднение воли, представляющей собой последнюю реальность. |
значит лучше, существеннее, фундаментальнее там, где нас ... нет и почем об этом знаем не ясно . Здается мне, что как раз математика (ну, и наука логика СЗК, конечно ) развлекается такими абстрактными, как-бы самоупраздняющимися, улетучивающимися нах в (относительное, по Шопенгауэру) Ничто мирами или таковой же "волей". |
|
|
номер сообщения: 160-7-8780 |
|
|
|
Pirron: Ницше, безусловно, великий стилист и языкотворец, но для философа это козырь не такой уж небьющийся |
теоретически, в общем и целом - да
- поскольку читая, к примеру, Лейбница, человек не просто работает над текстом, а следит за развитием мысли, которое и доставляет ему эстетическое удовольствие, если мысль развивается последовательно, обладает глубиной и оригинальностью. |
а практически, на начальном уровне знакомства с предметом, шансы быть дочитанным у Ницше намного, намного выше. и читало его, конечно, намного больше людей, на что вы изначально и обратили внимание вопросом "почему так"
мой ответ на этот вопрос - это именно стиль, причем дело не в его "безупречности", а в сочетании красоты, интеллекта и страсти, привлекательной и доступной не только хорошо подготовленному интеллектуалу, но и просто образованцу, желающему для полноты образованности ознакомиться еще и с философскими изысканиями.
Кстати, вы не правы насчет "всей остальной немецкой философии" - Томас Манн недаром считал Шопенгауэра не только великим философским, но и великим литературным дарованием. |
в русском переводе он безусловно уступает - правда, не столько литературным образованием, сколько страстью. практической полезностью и применимостью идей, кстати, намного превосходит, ибо не так наивен. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8781 |
|
|
|
Ницше, понятно, гораздо "читабельней" любого другого немецкого философа.Но вряд ли этим можно объяснить пристальный интерес, который испытывают к нему многие профессиональные немецкие философы. Да и публика... Ведь Ницше, в отличие от Кафки, опубликовал еще при жизни практически все, что предназначалось им для печати.И отклик был, в общем-то, почти нулевой.Первые его работы высоко ценились в узком кругу вагнерианцев, но когда он разорвал свои отношения с Вагнером, читателей становилось с каждым годом все меньше, так что последнюю часть Заратустры он уже вынужден был издавать за свой счет, в количестве, по-моему, тридцати или пятидесяти экземпляров.Так что что-то должно быть, я думаю, и в самом строе его мыслей, что сейчас привлекает к нему внимание. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8782 |
|
|
|
Pirron: И отклик был, в общем-то, почти нулевой.Первые его работы высоко ценились в узком кругу вагнерианцев, но когда он разорвал свои отношения с Вагнером, читателей становилось с каждым годом все меньше, так что последнюю часть Заратустры он уже вынужден был издавать за свой счет, в количестве, по-моему, тридцати или пятидесяти экземпляров. |
это не совсем так. действительно, первые его работы, ценились в узком кругу - но это примерно так остается и по сей день. "рождение трагедии" не относится к числу его широко известных произведений.
а известность у читателей он начал активно набирать произведениями, написанными позже, уже в 80-е. и уже к концу 80-х он был вполне известен, а в 90-е - прошел путь от знаменитости до властелина умов. вполне достойная скорость по любым меркам, и то, что сам уже не был в состоянии это оценить, тут ничего не меняет. и, кстати, 4 часть Заратустры была издана таким образом по соображениям не бабла, а идейным
и я боюсь представлять, сколько стоят оставшиеся из тех 40 экземпляров сейчас) |
|
|
номер сообщения: 160-7-8783 |
|
|
|
Ну, это неинтересно, салюки, поскольку к реальной биографии Ницше это отношения не имеет.Она была вот такой, как я ее описал. Но мы можем в этом вопросе остаться каждый при своем мнении - хотя, конечно, сам факт, что последняя часть Заратустры издается автором за свой счет и в мизерном количестве экземпляров говорит сам за себя. Но не хочу настаивать - ваше право думать по-другому. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8785 |
|
|
|
Кстати, в свое время мне так понравились черновые записи Шопенгауэра, имеющие по необходимости вид афоризмов, что я даже взялся их переводить, и перевел, наверно, страниц пятьдесят. Но, перечитав, убедился, что обаяние стиля куда-то улетучилось. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8789 |
|
|
|
загибающемуся переводчику волосища мешают |
|
|
номер сообщения: 160-7-8790 |
|
|
|
В одной книге о философии Ницше , отнюдь не критической, а весьма почтительной - прочитал, что чтение Ницше представляет собой эксперимент, в котором читатель определяет - в какой мере он может выдержать Ницше, как далеко он может вместе с ним зайти, не теряя почвы под ногами, и от чего он может вместе с ним отказаться?Пожалуй, я пока готов вместе с ним отказаться только от идеи, что человек - венец творения. Но скорее в пользу собаки, чем сверхчеловека. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8792 |
|
|
|
В философии - как и в политике - большое значение имеет личность пишущего (в отличие от, скажем, беллетристики). Рассуждения Ницше о сверхчеловеке смешны в свете того, что сам он по жизни был лузером (как, впрочем, и Шопенгауэр). Возноситься к высоким материям и пытаться понять скрытые законы мироздания пристало тому, кто понял хотя бы видимые.
Это как с грамматикой - изящно нарушать ее законы и писать на "олбанском" может человек, идеально грамотный. У неуча же получается лишь косноязычие. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8793 |
|
|
|
Ukrfan: В философии - как и в политике - большое значение имеет личность пишущего (в отличие от, скажем, беллетристики). Рассуждения Ницше о сверхчеловеке смешны в свете того, что сам он по жизни был лузером (как, впрочем, и Шопенгауэр). Возноситься к высоким материям и пытаться понять скрытые законы мироздания пристало тому, кто понял хотя бы видимые. |
По-моему, постичь сущность (скрытые законы) - это и означает понять видимое. |
|
|
номер сообщения: 160-7-8794 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|