|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pirron: Шопенгауэр под интуицией подразумевал просто созерцание. То самое созерцание, когда человек часами глядит, глядит, глядит в потолок - и вдруг постигает платоновскую идею потолка. |
Чем последняя отличается от деревянного потолка, на который часами пялились? Показалось, что созерцание/медитация отдают пассивностью и не ясно чего добиваются |
|
|
номер сообщения: 160-4-7248 |
|
|
|
LB: понимать интуицию - не значит мыслить её на дискурсивном уровне настолько детально и досконально, чтобы можно было отобразить её в алгоритмах и запрограммировать. |
А последние в принципе достижимы ли, бывают ли? |
|
|
номер сообщения: 160-4-7249 |
|
|
|
Хайдук: Pirron: Шопенгауэр под интуицией подразумевал просто созерцание. То самое созерцание, когда человек часами глядит, глядит, глядит в потолок - и вдруг постигает платоновскую идею потолка. |
Чем последняя отличается от деревянного потолка, на который часами пялились? Показалось, что созерцание/медитация отдают пассивностью и не ясно чего добиваются |
Откуда я знаю, Хайдук, чем они отличаются? Платон говорил, что потолков много, а идея одна. Я лично ни одной идеи в своей жизни не видел. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7250 |
|
|
|
Pirron: Платон говорил, что потолков много, а идея одна. Я лично ни одной идеи в своей жизни не видел. |
Может показаться, что идеи прячутся от недобрых взоров в башке. На самом деле мы видим идеи/абстракции, потому что мир собран из множества таких.
А всем потолкам слов не хватит, потому выдумали числа, дабы потолки отличить и посчитать. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7251 |
|
|
|
Хайдук: LB: понимать интуицию - не значит мыслить её на дискурсивном уровне настолько детально и досконально, чтобы можно было отобразить её в алгоритмах и запрограммировать. |
А последние в принципе достижимы ли, бывают ли? |
Компьютеры можно сравнить с оптическими приборами - телескопом, микроскопом, даже очками, - они усиливают зрение, но сами видеть не могут. Также и компы - усиливают мышление, но сами, без человека, мыслить не умеют.
Т.е компьютер - своего рода протез.
Можно ли воспроизвести интуицию?
'Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств'
Вот такое определение. Однако, то, что подсказывает интуиция, не всегда бывает истинным.
По-моему, в основе интуиции лежит тот же механизм, который исторически породил мышление и речь. Иначе говоря, интуиция - это 'онтогенез' мышления и речи (если исходить из того, что онтогенез повторяет филогенез.)
Вывод: чтобы воспроизвести интуицию надо воспроизвести (повторить) генезис мышления и речи. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7252 |
|
|
|
LB: компьютер - своего рода протез. |
LB:'Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств'... чтобы воспроизвести интуицию надо воспроизвести (повторить) генезис мышления и речи. |
На самом деле и мышление, и интуиция плохо определены, по большому счёту мы не знаем кто они такие. Можно думать, что существенно новое знание, прозрения-прорывы выпрыгивают из пучины интуиции как-бы внезапно и неожиданно для мышления. Последнее их проверяет при свете дня и пытается увязать с уже устаканившимися представлениями. Процесс сей сумбурен и непредсказуем - то и дело опускается во тьму ночную интуиции, чтобы вынырнуть опять на свет дня осознанных мыслей. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7253 |
|
|
|
Pirron: Платон говорил, что потолков много, а идея одна. Я лично ни одной идеи в своей жизни не видел. |
В английском языке для различения идеи вещи от ее воплощения существует артикль. Неопределенный a указывает на идею, а определенный the на ее конкретное воплощение.
Прошу прощения, если сказал глупость. Далек от лингвистики.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7254 |
|
|
|
Да ладно - простили уж
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7255 |
|
|
|
Французское слово metaphysique обозначает просто только "общее рассуждение".
|
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7256 |
|
|
|
ЛБ, чему умиляццо путём ?
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7257 |
|
|
|
Давно подозреваю, что метафизика (в отличие от философии) это болтовня |
|
|
номер сообщения: 160-4-7258 |
|
|
|
Лихтенберг насчитал свыше ста немецких выражений для обозначения опьянения; в этом нет ничего удивительного, потому что немцы издавна славились как пьяницы. Но вот что странно: в языке немецкой нации, которая считается самой честной из всех существующих, имеется так много выражений для обозначения обмана, как, может быть, ни в каком другом языке; и притом подобные выражения имеют у немцев по большей части какой-то оттенок триумфа - может быть, потому, что это дело считалось очень трудным. |
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7259 |
|
|
|
LB: Лихтенберг насчитал свыше ста немецких выражений для обозначения опьянения; в этом нет ничего удивительного, потому что немцы издавна славились как пьяницы. Но вот что странно: в языке немецкой нации, которая считается самой честной из всех существующих, имеется так много выражений для обозначения обмана, как, может быть, ни в каком другом языке; и притом подобные выражения имеют у немцев по большей части какой-то оттенок триумфа - может быть, потому, что это дело считалось очень трудным. |
| Сразу вспомнился барон Мюнхгаузен. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7260 |
|
|
|
LB: Давно подозреваю, что метафизика (в отличие от философии) это болтовня |
А я-то подозреваю, что философия = метафизика |
|
|
номер сообщения: 160-4-7261 |
|
|
|
Лихтенберг насчитал свыше ста немецких выражений для обозначения опьянения; в этом нет ничего удивительного, потому что немцы издавна славились как пьяницы. |
Немудрено - пока мы, русские, отдыхаем... |
|
|
номер сообщения: 160-4-7262 |
|
|
|
Хайдук: Pirron: Платон говорил, что потолков много, а идея одна. |
А всем потолкам слов не хватит, потому выдумали числа, дабы потолки отличить и посчитать. |
Уверен, что Платон не хотел бы, дабы млели у ног его и ума холодных наблюдений - может с бодуна, чем древние греки славились . Я, однако, остался польщён неожиданной для меня самого находкой: качество/идею обозначить словом и не утруждать себя дальше, а присобачить идею чисел с разными степенями отделимости/топологии для описания деталей/количества. Ряд натуральных чисел удивительно тавтологичен этим своим нескончаемым +1, чем уделать можно все потолки и не только.
Математика поистине царица наук и всего мышления, глубина проникновения её понятий потрясает |
|
|
номер сообщения: 160-4-7263 |
|
|
|
Хайдук:
Математика поистине царица наук и всего мышления, глубина проникновения её понятий потрясает |
'Математика - царица и служанка всех наук'
По-моему, больше служанка, чем царица.
В математике ум исключительно занят собственными формами познавания - временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом. |
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7264 |
|
|
|
Хайдук: LB: Давно подозреваю, что метафизика (в отличие от философии) это болтовня |
А я-то подозреваю, что философия = метафизика |
А я подозреваю, что метафизика - изюминка философии.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7265 |
|
|
|
Vova17: А я подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
вот потому-то у вас, в отличие от ЛБ, например, в голове и творится такой бардак. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7266 |
|
|
|
saluki: Vova17: А я подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
вот потому-то у вас, в отличие от ЛБ, например, в голове и творится такой бардак. |
Это не бардак, а творческий беспорядок.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7267 |
|
|
|
LB:
'Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств'
Вот такое определение. Однако, то, что подсказывает интуиция, не всегда бывает истинным.
По-моему, в основе интуиции лежит тот же механизм, который исторически породил мышление и речь. Иначе говоря, интуиция - это 'онтогенез' мышления и речи (если исходить из того, что онтогенез повторяет филогенез.)
Вывод: чтобы воспроизвести интуицию надо воспроизвести (повторить) генезис мышления и речи. |
Определение хорошее, а вот вывод, что интуиция - это 'онтогенез' мышления и речи, мне представляется спорным.
Интуиция проживает в бессознательном, где информация хранится и обрабатывается, видимо, не в словесных блоках, а в каких-то других.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7268 |
|
|
|
Vova17: saluki: Vova17: А я подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
вот потому-то у вас, в отличие от ЛБ, например, в голове и творится такой бардак. |
Это не бардак, а творческий беспорядок. |
ответ на 5+) |
|
|
номер сообщения: 160-4-7269 |
|
|
|
Vova17: подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
Можно привести примеры обоих философий, метафизической и не очень? |
|
|
номер сообщения: 160-4-7270 |
|
|
|
Vova17:
Определение хорошее, а вот вывод, что интуиция - это 'онтогенез' мышления и речи, мне представляется спорным.
Интуиция проживает в бессознательном, где информация хранится и обрабатывается, видимо, не в словесных блоках, а в каких-то других. |
Разумеется, "не в словесных блоках"
Интуиция - это НЕ 'проживание' в бессознательном, а переход неосознанного в осознанное.
(Пуанкаре хорошо объяснил, как это происходит)
Поэтому и высказывается предположение, что новая мысль возникает в сознании в принципе так же, как появились когда-то у человека (в онтогенезе)и у человечества (в филогенезе) первые мысли и слова.
В этом смысле я и сказал, что 'интуиция - это 'онтогенез' мышления и речи' Но не настаиваю, что это удачное определение.
Мы склоны считать интуицию чудом, и это, наверное, правильно, хотя со всяким думающим человеком это чудо случается по сто раз на дню. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7271 |
|
|
|
LB: 'Математика - царица и служанка всех наук'
По-моему, больше служанка, чем царица. |
А по-моему больше царица, чем служанка. Физика по существу есть математика, а все другие науки опираются на физику. Только громоздкость и сложность претят сдаться им в плен у математики.
В математике ум исключительно занят собственными формами познавания - временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом. |
С чего бы только пространство и время могли составить собственные формы познавания для математики? Не может ли она быть открытой для разных форм познавания? |
|
|
номер сообщения: 160-4-7272 |
|
|
|
Хайдук: Vova17: подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
Можно привести примеры обоих философий, метафизической и не очень? |
По Канту, предметом изучения для метафизики являются: Бог, свобода и бессмертие.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7273 |
|
|
|
Значит метафизика занимется экзистенциальными вопросами в антропоморфном контексте/окружении? |
|
|
номер сообщения: 160-4-7274 |
|
|
|
Pirron: Платон говорил, что потолков много, а идея одна. Я лично ни одной идеи в своей жизни не видел. |
Если задуматься, то идеи Платона о потолках и т.п. хрени оказываются расплывчатыми и плохо определёнными, за исключением идей его ... математических . К примеру, математические круг/окружность весьма похожи на колёса, диски, копеечки и т.д., однако прецизионный статус делает их намного важнее и полезнее, чем такие банальные будто бы "идеи" как колесо, диск, монета . То же самое относится, конечно, и к другим геометрическим фигурам, точкам и вообще математическим объектам/структурам/формам |
|
|
номер сообщения: 160-4-7275 |
|
|
|
Vova17: Хайдук: Vova17: подозреваю, что метафизика - изюминка философии. |
Можно привести примеры обоих философий, метафизической и не очень? |
По Канту, предметом изучения для метафизики являются: Бог, свобода и бессмертие. |
Проще говоря, метафизика изучает несуществующие предметы.
Великий Гегель, слава ему, разоблачил метафизику, вскрыв её истинную, антидиалектическую сущность.
P.S.
По глубине постижения несуществующих предметов с метафизикой может сравниться только математика.
|
|
|
номер сообщения: 160-4-7276 |
|
|
|
LB:
Проще говоря, метафизика изучает несуществующие предметы.
|
Они не то, что не существующие, они - трансцендентальные.
Кант:
На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (в соответствии со своей природой) все выше, к условиям все более отдалённым. Но так как он замечает, что на этом этапе его дело должно всегда оставаться незавершённым, потому что вопросы никогда не прекращаются, то он вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный человеческий разум соглашается с ними. Однако вследствие этого разум погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критериев опыта. Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой. |
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-4-7277 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|