ChessPro online

Философия, pro и contra

вернуться в форум

24.02.2014 | 18:24:34

Главная  -  Парк культуры  -  Сад Эпикура

1682

LB


Петербург

24.10.2014 | 18:56:32
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Потому что творчество по определению НЕ является логическим процессом.

а чем является-то?


Необратимым историческим процессом. Как например, образование вулканов, нейрогенез или даже война.
номер сообщения: 160-3-10157

1683

LB


Петербург

24.10.2014 | 19:02:21
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: Алгоритмы не имеют отношения к творчеству. Потому что творчество по определению НЕ является логическим процессом.

как тогда бывает познаваемым, если выходит за пределы логики?

Как обычно: есть субъект и есть объект....
номер сообщения: 160-3-10158

1684

saluki

24.10.2014 | 19:13:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Необратимым историческим процессом. Как например, образование вулканов, нейрогенез или даже война.

да проще - как все, изучаемое медициной)
и хочу отметить, что медицина вот не изучает понятия "жизнь" и "смерть", она тоже фокусируется на конкретных проявлениях разных процессов
которых, к слову, множество

есть подозрение, что с творчеством та же история)
номер сообщения: 160-3-10159

1685

LB


Петербург

24.10.2014 | 19:18:41
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
словарю вы уже поверите, что этот вопрос не имеет никакого смысла, почему и не исследуется?


Да, этот вопрос не имеет смысла. Отдадим его на откуп метафизике.
Но науки (включая философию), изучающие творчество, ставят совсем другие вопросы, и немало преуспели в ответе на них.
Понять, что такое творчество, можно даже из той (не самой умной) статьи, какую Вы процитировали.
Творчество - возникновение принципиально нового, прежде не бывшего
номер сообщения: 160-3-10160

1686

LB


Петербург

24.10.2014 | 19:31:04
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
есть подозрение, что с творчеством та же история)

Допустим. Но это же не означает, что предмет творчества, как и предмет медицины, непознаваем. Изучение творчества тоже преследует практические цели.
номер сообщения: 160-3-10161

1687

Vova17

кмс

24.10.2014 | 19:46:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Но это же не означает, что предмет творчества, как и предмет медицины, непознаваем.

Предметом медицины является человеческое тело. А что является предметом творчества немного непонятно.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-3-10162

1688

LB


Петербург

24.10.2014 | 20:19:37
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17:
LB: Но это же не означает, что предмет творчества, как и предмет медицины, непознаваем.

Предметом медицины является человеческое тело. А что является предметом творчества немного непонятно.


Творческие процессы, которые могу проходить как в человеческом теле, так и вне него. Аналогия с медициной только аналогия, но довольно удачная по-моему, спасибо saluki.
Есть такой новый раздел медицины - сомнология. Человека обвешивают всякими датчиками и укладывают спать. А потом еще спрашивают, что снилось.
Психологи, изучающие творчество, тоже часто используют датчики. Камеры, фиксирующие движение глаз (при решении шахматных задач), применялись еще в 60-х годах.
номер сообщения: 160-3-10163

1689

Vova17

кмс

24.10.2014 | 22:05:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Предметом творчества можно считать жизнь, или даже шире - бытие. Но это не объясняет природу, простите за выражение, генезиса самого творчества.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-3-10164

1690

Хайдук

чайник

24.10.2014 | 23:57:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: творчество по определению НЕ является логическим процессом... а является-то... Необратимым историческим процессом. Как например, образование вулканов, нейрогенез или даже война.

почем необратимо-то, в ЧЁМ выражается эта якобы необратимость? обязательно ли вулкану взрываться необратимо, бывают ли вообще обратимые процессы в природе?
номер сообщения: 160-3-10165

1691

Хайдук

чайник

25.10.2014 | 04:26:20

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
здается, что не очень четко представляете что такое необратимые процессы в природе по Пригожину: это возникновение упорядоченных неравновесных (термодинамически) структур за счёт необратимой (у обратимой вероятность исчезающе малА) диссипации/отдачи ими энергии в общую энтропию; как думаете, физика такой структурообразующей диссипации претит ли логике или скорее не?
номер сообщения: 160-3-10166

1692

Хайдук

чайник

25.10.2014 | 04:59:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: существует современное направление в философии, которое интерпретирует гегелевскую диалектику как теорию равновесия.
Хайдук: тем хуже для этого современного ретроградного направления в философии

о каком "равновесии" может идти речь, когда по Гегелю противополжности прямо-таки ... тождественны, суть одно и то же, полностью неотличимы друг от друга!
номер сообщения: 160-3-10167

1693

saluki

25.10.2014 | 06:24:24

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Творчество - возникновение принципиально нового, прежде не бывшего

так-так
т.е. если я независимо изобрел то, что до меня уже ранее было, о том не ведая - это уже не творчество?
номер сообщения: 160-3-10168

1694

Roger

25.10.2014 | 06:25:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Если Вы об этом не ведали, значит этого не было.
номер сообщения: 160-3-10169

1695

Хайдук

чайник

25.10.2014 | 06:36:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Творчество - возникновение принципиально нового, прежде не бывшего

... пока тупо повторяем хорошо знакомое, осточертевшее прошлое?
номер сообщения: 160-3-10170

1696

LB


Петербург

25.10.2014 | 09:52:37
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: существует современное направление в философии, которое интерпретирует гегелевскую диалектику как теорию равновесия.
Хайдук: тем хуже для этого современного ретроградного направления в философии

о каком "равновесии" может идти речь, когда по Гегелю противополжности прямо-таки ... тождественны, суть одно и то же, полностью неотличимы друг от друга!


Когда это Гегель такое говорил? Как противоположности могут быть неотличимыми? Вы вероятно перепутали "неотличимость" с "неразделимостью"
Гегель говорил, что противоречия возникают в результате "обострения различия разного" - их столкновения и совмещения, слияния в одно целое.
Но разное остается разным и в составе тождественного самому себе целого. Противоположности тождественны в том смысле, что они в равной степени определяют целое.

Для меня хорошим примером диалектического противоречия является шахматная партия. Пока между белыми и черными более или менее сохраняется равновесие партия продолжается. Но когда равновесие резко нарушается, партия заканчивается
номер сообщения: 160-3-10172

1697

LB


Петербург

25.10.2014 | 10:09:48
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Творчество - возникновение принципиально нового, прежде не бывшего

так-так
т.е. если я независимо изобрел то, что до меня уже ранее было, о том не ведая - это уже не творчество?

Творчество!
Ньютон тоже открыл закономерности, которые до него уже ранее были. Разница только в том, что Ньютон сделал открытие для человечества, а Вы - для себе. В первом случае мы имеем качественно обновленное человечество, а во втором - качественного обновлённого и усовершенствованного салуки.
Не забывайте, что в творчестве субъект является и объектом.

Приведённое определение творчества вполне годится для начала, чтобы было понятно о чем речь. Но когда о творчестве уже кое-что знаешь, лучше пользоваться другим, более конкретным определением.
номер сообщения: 160-3-10173

1698

LB


Петербург

25.10.2014 | 13:15:21
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17: Предметом творчества можно считать жизнь, или даже шире - бытие. Но это не объясняет природу, простите за выражение, генезиса самого творчества.

Не совсем понял. Если Вы спрашиваете о том, как возникло творчество, то ответом будет: творчество, как и мышление, не возникало - оно просто было всегда. Как ВРЕМЯ.
Если же речь идет о человеческом творчестве, то оно унаследовано от создавшей его природы. Оно представляет собой качественно усовершенствованный механизм эволюции - всё те же Наследственность-Изменчивость-Отбор в новой форме. Консервативная часть сознания ответственна за наследственность(сохранение старого), анти-консервативная - за изменчивость (обновление) Эволюция, создав человека, просто самоусовершенствовалась

Наглядный, но сильно упрощенный и даже несколько утрированный пример
номер сообщения: 160-3-10174

1699

LB


Петербург

25.10.2014 | 14:19:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: творчество по определению НЕ является логическим процессом... а является-то... Необратимым историческим процессом. Как например, образование вулканов, нейрогенез или даже война.

почем необратимо-то, в ЧЁМ выражается эта якобы необратимость? обязательно ли вулкану взрываться необратимо, бывают ли вообще обратимые процессы в природе?


Пригожин говорит о необратимости в другом аспекте. А я в данном случае сказал о необратимости, чтобы подчеркнуть, что творческий процесс в самой существенной своей части является природным, а не логическим феноменом. В творчестве с самим творцом происходит нечто такое, чего уже нельзя изменить, а в "мышлении" по алгоритму ничего такого не происходит. А природа да - всегда необратима, я считаю.
В природе нет двух абсолютно тождественных вещей, а в мышлении 2+2 сегодня абсолютно тождественно 2+2 вчера.
номер сообщения: 160-3-10175

1700

Vova17

кмс

25.10.2014 | 16:50:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Vova17: Предметом творчества можно считать жизнь, или даже шире - бытие. Но это не объясняет природу, простите за выражение, генезиса самого творчества.

Не совсем понял.

Меня все интересует, как рождается принципиально новое, как образуется прорыв в безупречно сплетенном полотнище формальной логики.


__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-3-10176

1701

saluki

25.10.2014 | 20:01:37

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:Приведённое определение творчества вполне годится для начала, чтобы было понятно о чем речь. Но когда о творчестве уже кое-что знаешь, лучше пользоваться другим, более конкретным определением.

для начала, что бы было понятно о чем речь, я творчеством живу) хлеб, кстати, противоречивый))

но давайте перейдем к более конкретным определениям? вот, например, довольно простой пример. мы с моим 11-летним сыном приступили к работе. он делает первую в его жизни табуретку, я пишу не первый в жизни плохой сценарий. мы тратим по n часов, получаем результат.
в это же самое время пьяный и под наркотиками Джон Доу берет в руки гитару и за 5 минут сочиняет хит, который потом еще год поет весь мир.

скажите, мы все трое занимались творчеством?
номер сообщения: 160-3-10177

1702

saluki

25.10.2014 | 20:03:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: В природе нет двух абсолютно тождественных вещей, а в мышлении 2+2 сегодня абсолютно тождественно 2+2 вчера.

в природе их тоже сколько угодно. у двух однояйцевых близнецов одинаковый днк, да и молярная масса железа всегда одинакова)
номер сообщения: 160-3-10178

1703

Хайдук

чайник

25.10.2014 | 23:40:50

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: сказал о необратимости, чтобы подчеркнуть, что творческий процесс в самой существенной своей части является природным, а не логическим феноменом.

неужели природа НЕ логична? как тогда (Ф) логика так хорошо служит науке, то бишь изучению самой ... природы?

LB: В творчестве с самим творцом происходит нечто такое, чего уже нельзя изменить, а в "мышлении" по алгоритму ничего такого не происходит.

и что это уж такое-секое, для чего (Вам) не хватает слов, видимо?

LB: природа да - всегда необратима, я считаю. В природе нет двух абсолютно тождественных вещей, а в мышлении 2+2 сегодня абсолютно тождественно 2+2 вчера.

неужели в природе 2+2 сегодня не то, что 2+2 вчера?
номер сообщения: 160-3-10179

1704

LB


Петербург

25.10.2014 | 23:59:45
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
скажите, мы все трое занимались творчеством?

Не знаю. Это надо видеть.
По-моему, творческое состояние - это своего рода болезнь, в период обострения очень заметная со стороны. Человек как бы утрачивает собственную волю, и оказывается в зависимости от чужой - внешней и не вполне для него внятной...хотя иногда он действует как бы под её диктовку Резко изменяется восприятие, человек воспринимает окружающее словно чужими глазами, на первый план выходит то, чего он раньше и не замечал...
Я не врач и не литератор, что подробно такое состояние описать, но почти уверен, что здесь имеется отклонение от здорового состояния психиики.
номер сообщения: 160-3-10180

1705

LB


Петербург

26.10.2014 | 00:07:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: В природе нет двух абсолютно тождественных вещей, а в мышлении 2+2 сегодня абсолютно тождественно 2+2 вчера.

в природе их тоже сколько угодно. у двух однояйцевых близнецов одинаковый днк, да и молярная масса железа всегда одинакова)


Однояйцевые близнецы очень сходны, похожи, но не тождественны. У них даже отпечатки пальцев разные. А абсолютная тождественность - это когда до молекулы и атома... Абсолютная тождественность [самому себе] возможна только вне времени.
номер сообщения: 160-3-10181

1706

Хайдук

чайник

26.10.2014 | 01:47:07

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
не выдумывайте некую липовую себе "необратимость", ЛБ, кумира Пригожина-то постыдитесь хоть бы; в квантовой механике ДО акта физического измерения (то бишь локализации и значит различения их) разные элементарные частицы абсолютно тождественны друг другу, как раз в духе Гегеля
номер сообщения: 160-3-10182

1707

LB


Петербург

26.10.2014 | 13:08:12
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук: не выдумывайте некую липовую себе "необратимость", ЛБ, кумира Пригожина-то постыдитесь хоть бы; в квантовой механике ДО акта физического измерения (то бишь локализации и значит различения их) разные элементарные частицы абсолютно тождественны друг другу, как раз в духе Гегеля


1. У меня нет кумиров, но мнение Ильи Пригожина весьма авторитетно:
<...> два противоборствую­щих взгляда на физический мир: статический подход классической динамики и эволюционный взгляд, осно­ванный на использовании понятия энтропии. Конфронта­ция между столь противоположными подходами неиз­бежна. Ее долго сдерживал традиционный взгляд на не­обратимость как на иллюзию, приближение. Время в ли­шенную времени Вселенную ввел человек. Для нас не­приемлемо такое решение проблемы необратимости, при котором необратимость низводится до иллюзии или яв­ляется следствием тех или иных приближений, посколь­ку, как мы теперь знаем, необратимость может быть ис­точником порядка, когерентности, организации.
http://yanko.lib.ru/books/betweenall/prigogine-stengers_ru.htm#_Toc1693167


2. "Липовую необратимость", как Вы изволите выражаться, "выдумал" не я, а древнегреческий философ Гераклит Эфесский две с половиной тысячи лет назад: "В одну реку нельзя войти дважды". Гегель в своей «Истории философии» назвал Гераклита основоположником диалектики, Пригожин также позитивно ссылался на Гераклита неоднократно.
номер сообщения: 160-3-10183

1708

LB


Петербург

26.10.2014 | 13:30:52
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: сказал о необратимости, чтобы подчеркнуть, что творческий процесс в самой существенной своей части является природным, а не логическим феноменом.

неужели природа НЕ логична? как тогда (Ф) логика так хорошо служит науке, то бишь изучению самой ... природы?

Природа логична. Но это не формальная, а содержательная логика развития.
номер сообщения: 160-3-10184

1709

LB


Петербург

26.10.2014 | 14:05:42
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: природа да - всегда необратима, я считаю. В природе нет двух абсолютно тождественных вещей, а в мышлении 2+2 сегодня абсолютно тождественно 2+2 вчера.

неужели в природе 2+2 сегодня не то, что 2+2 вчера?


В природе вообще нет чисел, нет ни двух ни четырех - самих по себе. (числа - абстракция, ноумен) Но есть два яблока, два человека, два мотылька... А два мотылька сегодня - совсем не то же самое, что два мотылька вчера.
Ньютоновской физике совершенно безразлично когда, где и в чьем присутствии что-то упало, для неё важны только сила, масса, ускорение. А для истории оказались чрезвычайно важными именно те необратимые детали, от которых научное мышление абстрагируется - что упало именно яблоко, упало именно в садике Ньютона и при его личном присутствии. И это повториться не может
номер сообщения: 160-3-10185

1710

saluki

26.10.2014 | 16:07:42

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Человек как бы утрачивает собственную волю, и оказывается в зависимости от чужой - внешней и не вполне для него внятной...

вот мы уже и встали на дорожку строгого субъективизма)
вообще, конечно, я прекрасно вас понимаю - в той части, где речь идет о субъективном опыте. только про внешнюю солю никак не могу согласиться, хотя субъективно оно, действительно, ощущается свалившимся с луны)
но объективно - это все-таки подсознание, причем строго индивидуальное. работникам пишущей машинки и слова, во всяком случае, отчетливо видно, что как-бы там человек не болел и в каком-бы состоянии он не находился, результаты его труда всегда носят отпечаток его личности)
это, наверное, не будет так заметно в изобретательстве применимо к точным наукам, но даже и там, я уверен, есть такой феномен, что определенные идеи могут придти в голову только строго ограниченному числу людей определенного склада , что неизбежно уводит нас в сторону от "творчества" к "роли личности в истории"

а уж в не точных... я, например, абсолютно уверен, что все хорошие идеи лично мне подбрасывает строго одна сущность - то самое "второе я", к которому обращается каждый, когда ведет диалог с самим собой. я не воспринимаю своего второго я как внешнюю волю; и хотя кто из нас действительно "я" определить возможным тоже не представляется, совершенно очевидно, что обе сущности - это проекции моего мозга и моей личной истории)
номер сообщения: 160-3-10186

1711

saluki

26.10.2014 | 16:17:01

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: "Липовую необратимость", как Вы изволите выражаться, "выдумал" не я, а древнегреческий философ Гераклит Эфесский две с половиной тысячи лет назад: "В одну реку нельзя войти дважды". Гегель в своей «Истории философии» назвал Гераклита основоположником диалектики, Пригожин также позитивно ссылался на Гераклита неоднократно.


это, кстати, довольно дешевая ловушка той самой формальной логики, с точки зрения которой, действительно, река никогда не тождественна самой себе. все это вопрос _практических ограничений_, в рамках которых вы рассматриваете систему. тоже, в некотором роде, призыв к точности в терминах)
потому что когда дело доходит до практических нужд, вроде поплавать, река остается абсолютно той же самой до тех пор, пока я плыву по карте, нарисованной прадедом, и к черту Гераклита - практика, которая критерий истины, убедительно его в данном случае опровергает.

поэтому говорить о "реке", так же как и о "творчестве", вообще бы не стоило. стоило бы сразу уточнять, чем вы интересуетесь - рыбами, поплавать или гидродинамикой?
номер сообщения: 160-3-10187