ChessPro online

Философия, pro и contra

вернуться в форум

24.02.2014 | 18:24:34

Главная  -  Парк культуры  -  Сад Эпикура

1652

LB


Петербург

22.10.2014 | 21:54:19
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук:
LB: существует современное направление в философии, которое интерпретирует гегелевскую диалектику как теорию равновесия.

тем хуже для этого современного ретроградного направления в философии


Ценю Ваше мнение
номер сообщения: 160-3-10126

1653

Хайдук

чайник

22.10.2014 | 21:56:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
"практика - критерий истины"

практика очень и очень расплывчатый критерий истины, долгое время может за нос водить (космогония Птолемея), никогда не бывает окончательным, не знаешь когда наступит согласие о том, что практика действительно застукала истину ; а в ФЛ и математике практика вообще не катит.
номер сообщения: 160-3-10127

1654

saluki

22.10.2014 | 21:57:49

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Я давно зафиксировал базовое расхождение. Для Вас знания сводится к словам, а для меня главное и определяющее в них - практика.
Интересно в связи с этим, как Вы понимаете одобренное Вами: "практика - критерий истины"


да не "сводится к словам" же)
но определенная часть "всего", называемая "знание", создана по определенным правилам. все, что не создано по этим правилам, к этой конкретной части отношения не имеет.
практика, например, является _другой_ частью. и ситуации, когда между "знанием" и практикой находится еще разумный оператор, со всеми своими неформулированными тараканами, более чем обыденна.

одобренное мной я понимаю как то, что при неимении строгого логического доказательства истинности чего-либо, можно оценивать оную по практическим результатам. в том числе, например, разумные приближения оправданы - теория Ньютона не является строго истинной, но остается истиной на протяжении всего того времени, когда ее погрешности не играют важной роли.
номер сообщения: 160-3-10128

1655

saluki

22.10.2014 | 22:03:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
saluki:
все, сказанное мной о _знании_ верно и составляет ровно само понятие.


Вы кажется опять беретесь за кочергу. НУ невозможно же разговаривать в таком стиле.


вам правда кажется.
есть узкое понятие, и оно определяется ровно так, как определяется. я пользуюсь им.
вы хотите заставить меня, без малейших на то оснований, это понятие расширить. я не понимаю, зачем это делать, ведь на свете вагон других понятий, которыми можно выразить любую разумную вещь. и для столь любимых вами эмпирических частей познавательной деятельности они есть тоже - не стоит ради этого нападать на формальную логику и теорию познания, сложившуюся за века.
номер сообщения: 160-3-10129

1656

LB


Петербург

22.10.2014 | 23:08:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki, просто смиритесь с тем фактом, что существуют разные философские системы, нередко расходящиеся даже в базовых понятиях. И ни одна из них не обладает монополией на истину. И теория познания (гносеология, эпистемология, логика (по Гегелю)...) тоже создана не одна.

На формальную логику я не нападаю. А если я скажу, что штаны - не единственный предмет одежды, Вы заявите, что я нападаю на штаны? Но я вовсе не против штанов, когда их носят на том месте, для которого они предназначены.
номер сообщения: 160-3-10130

1657

saluki

23.10.2014 | 01:25:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: saluki, просто смиритесь с тем фактом, что существуют разные философские системы, нередко расходящиеся даже в базовых понятиях.

это я в курсе этого факта. но и вы смиритесь, пожалуйста, с тем, что все эти системы обладают разным весом, и некоторые из них (в данном случае вот те, которые отстаивает ваш собеседник) являются _общепринятыми_ в том смысле, что по умолчанию их разделяет большинство аудитории. в этом случае не стоит прямо со входа пытаться крушить определения сложившейся системы, если вы в этом не испытываете абсолютной потребности.
а я пока этой потребности не заметил. если ваши практические цели покрываются задачей "придумать условия, при которых изобретательная производительность человека (киборга) повысится в n раз по сравнению с (чем угодно)", то это никак не противоречит ни моему определению (по)знания, ни какой-либо из серьезных философских систем. и никак это не делает "творчество" познаваемым с точки их зрения.
если же у вас есть какие-то иные задачи, то какие?

На формальную логику я не нападаю. А если я скажу, что штаны - не единственный предмет одежды, Вы заявите, что я нападаю на штаны? Но я вовсе не против штанов, когда их носят на том месте, для которого они предназначены.

я возмущусь в тот момент, когда вы начнете обзывать штанины и рукава одним словом и их путать на основании того, что и туда, и туда суют конечности. или когда вы начнете упрекать штаны в том, что в них нельзя засунуть еще и руки, как в комбинезон)
номер сообщения: 160-3-10131

1658

LB


Петербург

23.10.2014 | 10:14:56
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: saluki, просто смиритесь с тем фактом, что существуют разные философские системы, нередко расходящиеся даже в базовых понятиях.

это я в курсе этого факта. но и вы смиритесь, пожалуйста, с тем, что все эти системы обладают разным весом, и некоторые из них (в данном случае вот те, которые отстаивает ваш собеседник) являются _общепринятыми_ в том смысле, что по умолчанию их разделяет большинство аудитории. в этом случае не стоит прямо со входа пытаться крушить определения сложившейся системы, если вы в этом не испытываете абсолютной потребности.
а я пока этой потребности не заметил. если ваши практические цели покрываются задачей "придумать условия, при которых изобретательная производительность человека (киборга) повысится в n раз по сравнению с (чем угодно)", то это никак не противоречит ни моему определению (по)знания, ни какой-либо из серьезных философских систем. и никак это не делает "творчество" познаваемым с точки их зрения.
если же у вас есть какие-то иные задачи, то какие?


Нет никаких особых задач, просто "таков мой организм"

1. Вопросы истины не решаются голосованием
2. Если все, то не я


Как-то остро чувствую противоречия, ценю равновесие и не люблю перекосов. Когда все бросаются на левый борт, иду на правый, когда все норовят влезть в первый или последний вагон, иду в середину, хотя понимаю, что потом до эскалатора тащиться дольше.
По-моему, левополушарные теперь очевидно преобладают, перекос явный, поэтому активно на стороне правополушарных, хотя сам явно не "лирик". И еще не люблю обрывать причинно-следственные цепочки, не успокаиваюсь пока не понимаю истоков, первопричины.
Общепринятость для меня - скорее признак заблуждения, во всяком случае, очень подозрительна.
Что же касается "непознаваемости" творчество, то как я могу согласиться, если уже лет 50 этим познанием активно занимаюсь? И ведь если бы только я. Творчество уже неплохо изучено и знаем о нем немало - таковы факты. Познать нельзя, но познавать можно и необходимо. Да я и не понимаю, что Вы и Ваши сторонники подразумеваете под непознаваемостью. Каков критерий "познанности"?
номер сообщения: 160-3-10133

1659

Хайдук

чайник

23.10.2014 | 18:26:50

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
по самому смыслу слова творчество вообще должно быть непредсказуемым; можно принимать некоторые меры, чтобы улучшить производительность башки, но это не гарантия, что будут результаты. У большинства классов задач и проблем прошлым опытом уже выработан некоторый перечень подходов и методов решения, но это тоже не гарантия. К примеру, для многих математических задач имеются известные методы тупого исчерпывающего перебора, но они неэффективные даже с применением компов, потому приходится искать другие, более остроумные пути. Из аксиом в принципе можно вывести всё, но никто этим не занимается, потому что безнадёжно - указаний как найти путь к решению в джунглях вариантов и подходов нет и никакое "познание творчества" не поможет с этим
номер сообщения: 160-3-10134

1660

saluki

23.10.2014 | 18:46:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: По-моему, левополушарные теперь очевидно преобладают, перекос явный, поэтому активно на стороне правополушарных, хотя сам явно не "лирик".

это деление не представляется мне точным - я вот вполне себе лирик, это не избавляет от обязанности понимать немного физики.

Познать нельзя, но познавать можно и необходимо.

это хорошая формулировка, и она по-прежнему работает)

Да я и не понимаю, что Вы и Ваши сторонники подразумеваете под непознаваемостью. Каков критерий "познанности"?

теоретическая модель с точными результатами, разумеется
при этом, конечно, если вы вдруг откроете школу, выпускники которой будут творить успешнее всех прочих - это будет большим прорывом и достижением, но не сделает творчество более познанным. примерно как гениальный врач может спасать пациентов - для этого зачастую не требуется двигать вперед всю медицину; единственная проблема - когда такой врач умирает, его некем потом заменить. но это проблемы уже не врача)

знание - это далеко не все. но полагаться твердо можно только на него, поэтому к нему особые требования.
и этот никак не отменяет всего остального.
номер сообщения: 160-3-10135

1661

LB


Петербург

23.10.2014 | 19:10:46
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
Познать нельзя, но познавать можно и необходимо.

это хорошая формулировка, и она по-прежнему работает)


Разве Вы не утверждали, что о "непознаваемом" не следует и говорить?
номер сообщения: 160-3-10136

1662

LB


Петербург

23.10.2014 | 19:13:07
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
Да я и не понимаю, что Вы и Ваши сторонники подразумеваете под непознаваемостью. Каков критерий "познанности"?

теоретическая модель с точными результатами, разумеется


С какими результатами? Практическими?
номер сообщения: 160-3-10137

1663

saluki

23.10.2014 | 19:34:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
saluki:
Познать нельзя, но познавать можно и необходимо.

это хорошая формулировка, и она по-прежнему работает)


Разве Вы не утверждали, что о "непознаваемом" не следует и говорить?


да боже ж мой)
ну вы же уже начали говорить не о непознаваемом) вы уже поставили себе реальные цели - "познавать", а не "познать". далее вы потихоничку найдете на границе явлений тот кусочек, который таки может быть последовательно препарирован (условно, влияние музыки Бетховена на творческий процесс в процентах) - и, сделав это, получите наконец знание, которым я смогу воспользоваться)

в том и фокус, что видя принципиальные границы проще находить то, что можно отгрызть и использовать. а использованию всегда будет подлежать только та часть, которая про творца и условия вокруг. метафизика самого творчества никакой практической пользы не принесет, задачу надо переформулировать - и тогда и только тогда можно находить полезные ответы. истинные в том смысле, что будут подтверждены практикой на благо вида
номер сообщения: 160-3-10138

1664

saluki

23.10.2014 | 19:35:56

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
saluki:
Да я и не понимаю, что Вы и Ваши сторонники подразумеваете под непознаваемостью. Каков критерий "познанности"?

теоретическая модель с точными результатами, разумеется


С какими результатами? Практическими?


в условиях невозможности практики подходит и чистая математика, как я понимаю)
номер сообщения: 160-3-10139

1665

LB


Петербург

23.10.2014 | 20:08:51
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
ну вы же уже начали говорить не о непознаваемом) вы уже поставили себе реальные цели - "познавать", а не "познать".

Интересное кино. Почему "уже" ?
В непознаваемости в смысле неисчерпаемости я никогда и не сомневался.
Вы мне прямо ответьте: творчество нужно изучать или не нужно? Или о нём "следует молчать" ?
номер сообщения: 160-3-10140

1666

saluki

23.10.2014 | 20:15:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Вы мне прямо ответьте: творчество нужно изучать или не нужно? Или о нём "следует молчать" ?

изучать следует творцов, о них можно что-нибудь сказать и их можно определять
с "творчеством" эти штуки просто не проходят - никакого внятного вопроса нет)
номер сообщения: 160-3-10141

1667

LB


Петербург

23.10.2014 | 20:42:33
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Вы мне прямо ответьте: творчество нужно изучать или не нужно? Или о нём "следует молчать" ?

изучать следует творцов, о них можно что-нибудь сказать и их можно определять
с "творчеством" эти штуки просто не проходят - никакого внятного вопроса нет)


Вопрос есть, и даже не один. Но если я хоть один приведу, начнется спор о внятности...
Изучать творцов, начиная с Творца, конечно надо. Но как изучать творцов, не изучая творчества, плохо себе представляю. Ну разве что в форме беллетристики. Прочел я тут роман про Стейница, интересно, жалко только, что автор дебюты с этюдами перепутал.
-------------------------------

Если бы для изучения всегда требовалось прежде научно определить изучаемое, то никакое изучение просто не могло бы начаться. Тем более когда "следует молчать"
"о чем невозможно говорить, о том следует молчать" Может быть лучше так: "О чем следует молчать, о том невозможно говорить"?
номер сообщения: 160-3-10142

1668

saluki

23.10.2014 | 21:12:27

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:Если бы для изучения всегда требовалось прежде научно определить изучаемое, то никакое изучение просто не могло бы начаться

речь не идет про "научно" определить
речь идет про то, что бы определить так, что бы другие заинтересованные проблемой понимали, о чем идет речь
номер сообщения: 160-3-10143

1669

LB


Петербург

23.10.2014 | 21:16:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А Вы не понимаете?
И как можно заинтересоваться проблемой, не понимая о чем речь?
номер сообщения: 160-3-10144

1670

saluki

23.10.2014 | 22:16:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: А Вы не понимаете?

очень часто - нет

И как можно заинтересоваться проблемой, не понимая о чем речь?

о, для этого даже есть специальное слово - метафизика.
номер сообщения: 160-3-10145

1671

LB


Петербург

23.10.2014 | 22:57:48
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: А Вы не понимаете?

очень часто - нет


Вы считаете непознаваемым то, чего не понимаете. Но я спрашивал про объективные критерии непознаваемости.
Что такое творчество, знают даже малые дети. Но Вы и творчество объявляете непознаваемым.
Это не логика, saluki, это - кредо.
номер сообщения: 160-3-10146

1672

Хайдук

чайник

24.10.2014 | 09:38:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
а что Вы лично (наряду с маленькими детьми) знаете/понимаете о творчестве? если думаете, что знаете, то наверное много-чего удалось напосотворить до сих пор благодаря этому знанию способов и алгоритмов творчества
номер сообщения: 160-3-10147

1673

LB


Петербург

24.10.2014 | 10:08:51
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Хайдук

См. здесь
номер сообщения: 160-3-10148

1674

saluki

24.10.2014 | 16:24:01

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Вы считаете непознаваемым то, чего не понимаете. Но я спрашивал про объективные критерии непознаваемости.
Что такое творчество, знают даже малые дети. Но Вы и творчество объявляете непознаваемым.
Это не логика, saluki, это - кредо.


а давно у нас критерием логики стали малые дети?
что у нас там с познаваемостью деда мороза? мой сын вот к нему в гости ездил, в Великий Устюг

и вообще с возрастом ответы на "простые вопросы" принято пересматривать)
номер сообщения: 160-3-10149

1675

saluki

24.10.2014 | 16:25:28

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Хайдук

См. здесь

там нет ни одного ответа на вопрос Хайдука
там есть пространные и ничего не дающие сами по себе рассуждения о том, что вы знание понимаете шире, чем стоило бы - но никаких алгоритмов, по-прежнему...
номер сообщения: 160-3-10150

1676

LB


Петербург

24.10.2014 | 17:39:16
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Хайдук

См. здесь

там нет ни одного ответа на вопрос Хайдука
там есть пространные и ничего не дающие сами по себе рассуждения о том, что вы знание понимаете шире, чем стоило бы - но никаких алгоритмов, по-прежнему...


Алгоритмы не имеют отношения к творчеству. Потому что творчество по определению НЕ является логическим процессом.
номер сообщения: 160-3-10151

1677

saluki

24.10.2014 | 17:40:22

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Потому что творчество по определению НЕ является логическим процессом.

а чем является-то?
номер сообщения: 160-3-10152

1678

Хайдук

чайник

24.10.2014 | 17:42:10

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
действительно Ваш ответ малоинформативен, ЛБ; в любых деятельности и потугах присутствуют творческие элементы, поскольку всегда будет масса уникальных деталей и обстоятельств (которыми можно воспользоваться с выгодой), а знакомые систематические подходы оказываются неподходящими и/или неэффективными.
номер сообщения: 160-3-10153

1679

Хайдук

чайник

24.10.2014 | 17:46:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Алгоритмы не имеют отношения к творчеству. Потому что творчество по определению НЕ является логическим процессом.

как тогда познаваемо, если выходит за пределы логики?
номер сообщения: 160-3-10154

1680

LB


Петербург

24.10.2014 | 17:49:37
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
LB: Вы считаете непознаваемым то, чего не понимаете. Но я спрашивал про объективные критерии непознаваемости.Что такое творчество, знают даже малые дети. Но Вы и творчество объявляете непознаваемым. Это не логика, saluki, это - кредо.

а давно у нас критерием логики стали малые дети?
что у нас там с познаваемостью деда мороза? мой сын вот к нему в гости ездил, в Великий Устюг
и вообще с возрастом ответы на "простые вопросы" принято пересматривать)


saluki: речь идет про то, что бы определить так, что бы другие заинтересованные проблемой понимали, о чем идет речь


Всякий, умеющий читать и понимать прочитанное, может открыть любой словарь - от школьного до академического - и найти там определение творчества.
номер сообщения: 160-3-10155

1681

saluki

24.10.2014 | 18:03:34

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Всякий, умеющий читать и понимать прочитанное, может открыть любой словарь - от школьного до академического - и найти там определение творчества.

открыл. читаю:

— деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п. Применяется и соответствующая методология: естественно-научная, филос. или психологическая. Во всех работах такого рода изучаются прикладные аспекты Т., в них не ставится и не исследуется собственно филос. вопрос: как вообще возможно Т.? С т.зр. философии каждый человек занимается в своей жизни Т., когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место Т. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.


словарю вы уже поверите, что этот вопрос не имеет никакого смысла, почему и не исследуется?
номер сообщения: 160-3-10156