|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и еще:
В альбом
Я видел однажды, как подрались муха и клоп. Это было так страшно, что я выбежал на улицу и убежал черт знает куда.
Так и в альбоме: напакостишь, а потом уже поздно будет. |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-751 |
|
|
|
арт.: получил классный подарок: Даниил Хармс «СЛУЧАИ И ВЕЩИ» |
Тут уже мелькало кое-что из детских стихотворений Хармса. Добавлю ещё одно:
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
1938 |
|
|
номер сообщения: 160-1-752 |
|
|
|
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Hа металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.
И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!» |
|
|
номер сообщения: 160-1-753 |
|
|
|
Grigoriy: Ночное кафе
Здесь вовек не бывало попойки
Полуночный стоит полусон...
|
Хорошее стихотворение, Григорий. Спасибо... |
|
|
номер сообщения: 160-1-754 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-755 |
|
|
|
как выяснилось, Хармса здесь любят не только за это |
|
|
номер сообщения: 160-1-756 |
|
|
|
Хармс и шахматы
Кувшинов Ф.В. "Шахматы и Хармс: к истории взаимоотношений"
В середине 30-х гг. (В.Н. Сажин, в редактируемом им ПСЧ, проставляет 1935-1936) Даниил Хармс в V тексте мини-цикла "Однажды я пришел в Госиздат…" пишет: "Когда два человека играют в шахматы, мне всегда кажется, что один другого околпачивает" (Хармс II: 298). В этом высказывании видна определенного рода раздраженность, но не раздраженность недавним проигрышем (-ами), а самой игрой. Шахматы в семье Ювачевых занимали не последнее место. Эту заслугу, очевидно, нужно отнести к И.П. Ювачеву, отцу Хармса. Иван Павлович был большим поклонником Л.Н. Толстого, состоял с ним в переписке и несколько раз навещал его в Ясной Поляне. Известно, что сам Толстой к шахматам относился очень серьезно и играл регулярно, записывая партии. Возможно, именно как последователь учения Толстого, Ювачев-старший пришел к шахматам. Нет никаких сведений о силе Ювачева-старшего как шахматиста. Однако в дневнике Д. Хармс записывает:
Папа любит очень выигрывать в шахматы.
Я попрошу его сыграть со мной и проиграю.
Он будет очень рад. (Хармс V: 223)
Из этой записи становится очевидным, что отец Хармса в шахматы играл регулярно, и также регулярно его противником был Даниил Иванович. Но в семье в шахматы играли не только отец с сыном. Как становится видным из приведенной ниже сетки игранных дома партий, сохраненной в записной книжке Хармса, в число его соперников входила и его сестра Елизавета (Хармс V: 159)
Как видно, Хармс за месяц сыграл с сестрой 4 партии, одну из которых проиграл, и один раз с Сергеем Цимбалом, у которого выиграл. Не ясно, почему первые две партии четко обозначены (гамбит королевской пешки), а другие три нет: может быть, познания Хармса в области дебютов были не очень широки? Однако насколько серьезными были намерения Хармса заняться шахматами видно из его библиографического списка книг, посвященных этой теме:
Библиография по шахматной игре. Б.Н.К.
И. Бергер. - Шахматная игра.
Н. Греков и В. Ненароков. - Руководство к изучению
Шахматной
игры.
Капабланка. - Основы Шахматной игры.
Ласкер. - Здравый смысл в Шахмот. Игре.
Лёвенфиш. - первая книга шахматиста 1.
Шифферс. - Самоучитель Шах. Игры. (Хармс V: 89)
Почти все книги являются руководствами для начинающих игроков, ведь если бы Хармс был достаточно осведомленным любителем, вряд ли бы он стал обращать внимание на самоучитель. Но о серьезности намерений Хармса свидетельствует расписание занятий шахматами. В записной книжке от 1926 г. читаем:
Вторн. с 12 - 2 ч. Шахматы. <...>
Среда с 12 - 2 Шахматы. <...> с 8 - 9 шахматы. (Хармс V: 84)
Довольно упорно!
Несмотря на сильное (по крайней мере, в молодости) увлечение шахматной игрой, самих реалий игры у Хармса не найти. Исключением является один (!) случай, связанный с упоминанием громкого имени - А.А. Алехина, который в зачеркнутом черновом варианте "Лапы" выступает одним из персонажей, беседующим с Ангелом Копустой (Сажин 2000: 502).
Очевидно, интерес Хармса к шахматам, столь явный в конце 20-х гг., скоро угас. Если в указанное время на страницах записных книжек писателя довольно часто встречаются шахматные задачи, окончания партий, то к концу 30-х подобных записей намного меньше. Потому ли, что Хармс не реализовал себя как шахматист? Или, быть может, увлечение было навеяно модой или чьим-то влиянием? Недаром Н.М. Олейников в разговоре с Я.С. Друскиным обронил весьма примечательную фразу: "Он [Д.И. Хармс. - Ф.К.] - соглашатель, это в нем основное. Если он говорит, что Бах плох, а Моцарт хорош, это значит всего-навсего, что кто-то так говорит или мог бы говорить и он с ним соглашается…" (Липавский 2000: 225). Однако в "Разговорах" Липавского тема шахматной доски затронута непосредственно, только характер внимания к ней несколько необычен (для шахмат, но не для чинарей): "В собрание священных предметов должна войти и шахматная доска. Потому что она представляет собой замкнутый мир, вариантный нашему миру. Так же в ней есть время, но свое - пространство, предметы, сопротивление, - все свое. Там механика, точная и не худшая, чем наша, которую изучаем на земле и на небе. И с этим особым миром можно проделать решающий опыт: дематериализовать его.
Начать с того, что видимые фигуры заменить тем, что они на самом деле есть, силовыми линиями на доске. Затем разрезать шахматную доску на поля, составить колоду, разыграть шахматную партию в карты. Затем заменить эту колоду подобранной по соответствующей системе таблицей знаков; превратить ее в одну формулу, в которой при изменении одного знака претерпевают изменения все. Обозначить конечный вид этой формулы, то, что зовется в партии матом, и вывести законы преобразования формулы из начального вида в конечный.
Так один из миров превратится в саморазвивающийся рассказ неизвестно о чем" (Липавский 2000: 247). Нетрудно заметить, что здесь больше разговор не о самих шахматах, а об извечных чинарских понятиях: время, пространство, связь, причинность, замкнутость. Теперь становится понятным, какую роль выполняли шахматы для Хармса (как, наверное, и для других чинарей). Помимо самого игрового аспекта шахматы были для него неким инструментом, с помощью которого можно моделировать мир. Весьма показательно продолжение чернового варианта приведенного в начале статьи текста: "Все таки я фигура удивительная, хотя и не люблю часто говорить об этом" (Хармс II: 393, комментарий). "Фигура" ассоциативно связана с шахматами, и Хармс в окончательном варианте текста избавляется от этой ассоциации. Очевидно, инструмент оказался не столь подходящим, каким он видился в середине 20-х гг. Именно об этом свидетельствует запись Хармса об "Обязанностях мужа". 6-ой пункт - "Играть в шахматы" - заменен иным занятием - "Заводить часы". Вместе с тем, нельзя отрицать и истинное, пусть и кратковременное, увлечение Хармса шахматной игрой. К тому же, по объективным причинам, до нас дошли не все записные книжки Хармса, и многое, к великому сожалению, утеряно навсегда.
ЛИТЕРАТУРА:
Хармс II - Хармс Д.И. Полное собрание сочинений. - СПб., 2000. - т. II
Хармс V - Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник: В 2 кн. Кн.1. - СПб., 2002
Хармс VI - Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник: В 2 кн. Кн.2. - СПб., 2002
Сажин 2000 - Сажин В.Н. Комментарии//Хармс Д.И. Полное собрание сочинений: В 3 т. - СПб., 2000. - т. 1
Липавский 2000 - Липавский Л.С. Разговоры// "…Сборище друзей, оставленных судьбую". А. Введенский, Л. Липавский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: "чинари" в текстах, документах и исследованиях: В 2 т. - М., 2000. - т.1
Длуголенский, Зак 1988 - Длуголенский Я.Н., Зак В.Г. Люди и шахматы: Страницы шахматной истории Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л., 1988. |
|
|
номер сообщения: 160-1-757 |
|
|
|
ДАЧА
Плещется пламя в чугунной печи,
на стену тени косые бросая.
Черную кошку на крыше сарая
ласково лунные гладят лучи.
Луже свирепая грезится буря,
смытые за борт волной моряки...
И не устанут никак мотыльки
на золотом танцевать абажуре. |
|
|
номер сообщения: 160-1-758 |
|
|
|
Sad_Donkey: Grigoriy: Ночное кафе
Здесь вовек не бывало попойки
Полуночный стоит полусон...
|
Хорошее стихотворение, Григорий. Спасибо... |
Кстати, хочу присоединиться к Sad Donkey. Хорошие грустные стихи. Жаль только, автора я так и не опознал... |
|
|
номер сообщения: 160-1-759 |
|
|
|
С чего это они грустные?! Я бы сказал - горькие, но спокойные. Автор на мои слова, что он неправ - он нужен несомненно многим, мне например, сказал: "Ну, это настроение" :-) Дело было в 78 кажется, году. |
|
|
номер сообщения: 160-1-760 |
|
|
|
Grigoriy: С чего это они грустные?! Я бы сказал - горькие, но спокойные. Автор на мои слова, что он неправ - он нужен несомненно многим, мне например, сказал: "Ну, это настроение" :-) Дело было в 78 кажется, году. |
Мне кажется, такое стихотворение мог написать и довольно известный поэт и неизвестный вовсе.
Если кто-то воспринял стихотворение, как "грустное" (например), то это он рассказывает о его своем восприятии, которое... Можно было бы, в связи с этим, порассуждать про "вообще". Но уместно ли?.. |
|
|
номер сообщения: 160-1-761 |
|
|
|
Та женщина костлявая была.
Одна лишь только слава, что женщина.
Как 2 прямых угла торчали плечи
- так была костлява
А волосы! Как будто на клею.
Но между тем с улыбкой светской львицы
лукаво клала голову свою
как будто бы на доски на ключицы.
Висело платье длинное как сеть.
а брошки были будто бы грузила.
Она игриво принималась петь,
мне пальчиком суставчатым грозила.
Была бы страшной и улыбка та,
и пальчик тот в игривой укоризне -
когда б не глаз зелёных доброта.
Всё, что осталось
от прожитой жизни. |
|
|
номер сообщения: 160-1-762 |
|
|
|
Николай Доризо
Помнишь, мама моя, как девчонку чужую
Я привёл к тебе в дом,никого не спросив,
Строго глянула ты на жену молодую
И заплакала вдруг, нас поздравить забыв.
Я её согревал и теплом, и заботой,
Не тебя, а её я хозяйкою звал.
Я её целовал, уходя на работу,
А тебя, как всегда, целовать забывал.
Если ссорились мы - ты её защищала,
Упрекала меня, что неправ я во всём,
Наш семейный покой, как могла, сохраняла,
Как всегда позабыв о покое своём.
Может быть мы бы с ней и расстались, не знаю,
Только руки твои ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе, что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоём мы б сберечь не смогли. |
|
|
номер сообщения: 160-1-763 |
|
|
|
интересно было бы послушать комментарий психоаналитика к этому стишку |
|
|
номер сообщения: 160-1-764 |
|
|
|
chich: интересно было бы послушать комментарий психоаналитика к этому стишку |
Мне кажется, что для психоаналитика это стихотворение не представляет никакого интереса. |
|
|
номер сообщения: 160-1-765 |
|
|
|
Sad_Donkey: chich: интересно было бы послушать комментарий психоаналитика к этому стишку |
Мне кажется, что для психоаналитика это стихотворение не представляет никакого интереса. |
это Вам так кажется
я Вам больше скажу: для психоаналитика представляет интерес даже эта Ваша реплика |
|
|
номер сообщения: 160-1-766 |
|
|
|
chich: Sad_Donkey: chich: интересно было бы послушать комментарий психоаналитика к этому стишку |
Мне кажется, что для психоаналитика это стихотворение не представляет никакого интереса. |
это Вам так кажется
я Вам больше скажу: для психоаналитика представляет интерес даже эта Ваша реплика |
Объясню, что я имел ввиду. Для психоаналитика могут представлять интерес любые проявления психической деятельности любого человека. Проще говоря, любое действие любого человека. Но людей очень много и они все время совершают поступки. Заниматься всеми и всем психоаналитику ресурса не хватит. Поэтому психоаналитику приходится выбирать. И в этом смысле, мне кажется, что данное стихотворение для психоаналитика (нормального профессионала) интереса не представляет.
Мне интересно было бы узнать, почему вы проявили интерес к этому стихотворению; что вас в нем "зацепило"... Стихотворение-то - старое, давно известное. Совершенно понятное и совершенно заурядное, на мой взгляд... |
|
|
номер сообщения: 160-1-767 |
|
|
|
лично меня в нём ничего не зацепило - прошу внести это в протокол
а вообще для психоанализа оно представляет интерес потому, что в нём представлена классическая эдипальная ситуация |
|
|
номер сообщения: 160-1-768 |
|
|
|
chich: лично меня в нём ничего не зацепило - прошу внести это в протокол
а вообще для психоанализа оно представляет интерес потому, что в нём представлена классическая эдипальная ситуация |
Стихотворение и меня ничем не зацепило, но где в нем эдипальная ситуация? Я не вижу. Видимо, ничего я не смыслю в психоанализе. |
|
|
номер сообщения: 160-1-769 |
|
|
|
ей богу, вы как дети
вы вынуждаете говорить меня очевидные вещи, которые снова вызовут неудовольствие администрации
ну возьмите хотя бы этот пассаж:
Я её целовал, уходя на работу,
А тебя, как всегда, целовать забывал.
уж я не знаю, то ли сам лирический герой хотел трахнуть свою маму, то ли мама хотела, чтобы он её трахнул, но что-то там у них там явно было не в порядке
и это только один из перлов
а по сути, ими заполнены все четыре четверостишия
только вдумайтесь:
чтобы жениться, лирический герой обязательно должен был спросить разрешения у мамочки
та, соответственно, отреагировала на появление в доме соперницы в самой грубой и вызывающей форме - забыла поздравить, да еще и разрыдалась на глазах у невестки
статус госпожи, хозяйки, на который по-прежнему претендовала мама/свекровь, она утратила
дальше идёт процитированный перл про скрытые нереализованные инцестуальные намерения
в третьем четверостишии выясняется, что утрата оного статуса была с лихвой компенсирована мамой/свекровью тотальным вмешательством в жизнь молодой пары - вплоть до полной утраты собственного покоя
ну а в четвертом четверостишии имеет место лицемерная перелицовка реальности: несмотря на все сознательные и подсознательные усилия свекрови/мамы по разрушению новой семьи, семья устояла |
|
|
номер сообщения: 160-1-770 |
|
|
|
Вот что значит доцент - сразу все увидел, все понял, все постиг... Развожу руками в восхищении. |
|
|
номер сообщения: 160-1-771 |
|
|
|
chich: ей богу, вы как дети
вы вынуждаете говорить меня очевидные вещи, которые снова вызовут неудовольствие администрации
ну возьмите хотя бы этот пассаж:
Я её целовал, уходя на работу,
А тебя, как всегда, целовать забывал.
уж я не знаю, то ли сам лирический герой хотел трахнуть свою маму, то ли мама хотела, чтобы он её трахнул, но что-то там у них там явно было не в порядке
|
Ну, с вами не соскучишься!..
Надеюсь, администация сайта сохранит эти ваши сообщения. Для истории сайта, во всем ее многообразии.
Вспомнился старый анекдот.
Был объявлен конкурс на лучшую подпись под фотографией весьма откровенного содержания.
У человека, который получил первые пять призов, спросили, как ему это удалось.
Объяснил.
Берем газету и примеряем заголовки ее статей на любые темы.
Например:
"Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня"
"Пятилетку - в четыре года!" и т.д. |
|
|
номер сообщения: 160-1-772 |
|
|
|
Sad_Donkey:Надеюсь, администация сайта сохранит эти ваши сообщения. Для истории сайта, во всем ее многообразии.
|
мои сообщения местная администрация не только бережно хранит
она еще и перетаскивает их сюда - сотнями - с других форумов
правда, хранит их в таких местах, куда Вам вход заказан |
|
|
номер сообщения: 160-1-773 |
|
|
|
Это стихотворение Николая Доризо- не стихотворение в общеупотребительном смысле,а текст песни,ставшей поистине народной.
Поэтому имело смысл сравнить его с текстом популярных современных песен,чтобы ещё раз убедиться в деградации современной массовой
культуры... |
|
|
номер сообщения: 160-1-774 |
|
|
|
и Старик, как выдающийся представитель современной массовой культуры, служит тому живым примером |
|
|
номер сообщения: 160-1-775 |
|
|
|
cтарик: Николай Доризо
Помнишь, мама моя, как девчонку чужую
Я привёл к тебе в дом,никого не спросив,
Строго глянула ты на жену молодую
И заплакала вдруг, нас поздравить забыв.
Я её согревал и теплом, и заботой,
Не тебя, а её я хозяйкою звал.
Я её целовал, уходя на работу,
А тебя, как всегда, целовать забывал.
Если ссорились мы - ты её защищала,
Упрекала меня, что неправ я во всём,
Наш семейный покой, как могла, сохраняла,
Как всегда позабыв о покое своём.
Может быть мы бы с ней и расстались, не знаю,
Только руки твои ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе, что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоём мы б сберечь не смогли. |
Я считаю, что стихи - достойные, а жить с родителями молодым семьям лучше отдельно, чтобы не приходилось проявлять в отношениях героизм на грани и за гранью человеческих возможностей.
Квартирный вопрос их испортил. |
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 160-1-776 |
|
|
|
chich: и Старик, как выдающийся представитель современной массовой культуры, служит тому живым примером |
Хотя бы как старик, в отличие от Вас , я не могу являться её представителем.Вот если без "массовой и современной",то, пожалуй, соглашусь с Вами и тогда-спасибо за комплимент! |
|
|
номер сообщения: 160-1-777 |
|
|
|
Mikhail_Golubev:
Я считаю, что стихи - достойные, а жить с родителями молодым семьям лучше отдельно, чтобы не приходилось проявлять в отношениях героизм на грани и за гранью человеческих возможностей.
Квартирный вопрос их испортил. |
|
Наконец, мы услышали мнение фининспектора о поэзии...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают... |
|
|
номер сообщения: 160-1-778 |
|
|
|
как-то я отнес одному достойному человеку свои юношеские опыты, повертев их и так и сяк, он сказал: стихи достойные, оптимистические!. |
|
|
номер сообщения: 160-1-779 |
|
|
|
Arbatovez: Mikhail_Golubev:
Я считаю, что стихи - достойные, а жить с родителями молодым семьям лучше отдельно, чтобы не приходилось проявлять в отношениях героизм на грани и за гранью человеческих возможностей.
Квартирный вопрос их испортил. |
|
Наконец, мы услышали мнение фининспектора о поэзии...
|
Уважаемый Арбатовец, по-моему, в данном случае Вы не справедливы в отношении Мих.Голубева |
|
|
номер сообщения: 160-1-780 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|