shcherb: Вот странно, читал всего Пелевина, (кроме последних вещей, которые уже просто публицистика а не литература), а "Чапаева" не читал.
Пирон уговорил, пойду читать
P.S.Я вспомнил, почему охладел к Пелевину! Я прочитал Кастаньеду "Разговоры с Доном Хуаном" и понял что Пелевин его тоже прочитал
Ну,я не согласен. Помимо постмодернистской, кстати очень талантливой и остроумной, игры, Чапаев и Пустота - это чистейшей воды буддизм, причем подлинный, из первоисточников взятый и глубоко понятый буддизм.Кастанеду Пелевин, конечно, читал, но Пелевин интеллектуально гораздо сильней Кастанеды, и попасть под его влияние, вдобавок великолепно зная первоисточники, которые опошляют как Кастанеда, так и все остальные западные псевдогуру- физически бы не смог.Сходство возникает только потому, что и Кастанеда, понятно, не с луны упал, и уж с основными-то доктринами восточной религиозной философии наверняка был знаком - кто же с ней не был знаком в шестидесятые годы?Даже битлы приобщились. Кастанеду как мыслителя и мистика можно было бы сравнить с героем пелевинского романа бизнесменом Володиным, который балуется мистическими состояниями сознания с помощью грибов - популярное, кстати, развлечение и в Германии, я тоже в молодости испытал.
Пауль Флеминг
Чтоб в этой вечной битве тьмы и света,
в которую мы все вовлечены,
соблазнам не поддаться сатаны,
всегда прошу у Бога я совета -
пусть даже и в ничтожнейшем из дел.
Ведь я - не свят, и знать мне невозможно,
что в этом мире важно, что - ничтожно,
что смертному сулит благой удел,
а что его приводит к краю бездны,
для глаз его незримой до поры.
За миг окинуть взором все миры
способен только наш Отец Небесный.
Поэтому всегда, везде, во всем
его всесильной воле я покорен.
Пускай мое страданье станет морем,
пусть радость станет жалким островком,
пусть и его зальет волна страданья -
я все же буду знать наверняка,
что жизнь моя - прекрасная строка
в таинственной поэме мирозданья.
И если я с дороги не сверну,
указанной Всевышним мне когда-то,
то яркий луч последнего заката
вдруг выхватит из мрака ту страну,
где миг блаженный вечно будет длиться,
где все, что я оплакал и забыл -
друзья, любовь, кипенье юных сил,-
ко мне, как птицы в мае, возвратится.
Но если все же я с пути сойду,
смутят мой дух соблазны и загадки
и тьма восторжествует в нашей схватке-
что ж, буду славить Бога и в аду.
Так ведь, Макс, мы так договорились с народом - я помещаю текст здесь, народ обсуждает, я обдумываю мнение народа и дальше уже решаю,поместить ли текст и в каком виде поместить в отдельной теме.
Мне уже не то удивительно, что Пиррон клепает шедевры с легкостью опытного пекаря, ежедневно пекущего пирожки. Мне удивительно, как матерый материалист и непримиримый богоборец может вживаться в подобные тексты, делать их органической частью своей, не побоюсь этого слова, души.
Сие велика тайна есть.
__________________________
Спасение там, где опасность.
Vova17: Мне уже не то удивительно, что Пиррон клепает шедевры с легкостью опытного пекаря, ежедневно пекущего пирожки. Мне удивительно, как матерый материалист и непримиримый богоборец может вживаться в подобные тексты, делать их органической частью своей, не побоюсь этого слова, души.
Сие велика тайна есть.
Я, как и Вы, тоже думаю: как же так? Что с Пирроном?
Думаю тут есть объяснение.
Во-первых, не такой уж он Пиррон, материалист и богоборец. Во-вторых, известно, что чем талант выше, тем больше в нем противоречий и они противоборствуют неистово в его душе. Тут, наверное, можно приводить всякие классические (и не только!) приимеры.
И все-таки мы вправе ждать от Пиррона ответа. А он вправе нам не отвечать.
Vova17: Мне уже не то удивительно, что Пиррон клепает шедевры с легкостью опытного пекаря, ежедневно пекущего пирожки. Мне удивительно, как матерый материалист и непримиримый богоборец может вживаться в подобные тексты, делать их органической частью своей, не побоюсь этого слова, души.
Сие велика тайна есть.
Я, как и Вы, тоже думаю: как же так? Что с Пирроном?
Думаю тут есть объяснение.
Во-первых, не такой уж он Пиррон, материалист и богоборец. Во-вторых, известно, что чем талант выше, тем больше в нем противоречий и они противоборствуют неистово в его душе. Тут, наверное, можно приводить всякие классические (и не только!) приимеры.
И все-таки мы вправе ждать от Пиррона ответа. А он вправе нам не отвечать.
Лучше, наверно, не углубляться в эту проблематику, Лев. Могу только сказать, что в стихосложении вообще и в образе поэтов других эпох и культур в особенности, я не чувствую себя обязанным соблюдать пресловутую интеллектуальную честность, все подвергать сомнению - и поэтому, наверно, прорывается с особой энергией то, что обычно с особенной силой вытеснено скептицизмом. Но и связывать себя обязательной набожностью мне бы тоже не хотелось - во всяком случае, сейчас.
Какая-то тварь дрожащая! Я, разумеется, о персонаже Флеминга. Животное со встроенной функцией веры в бога.А эта его приверженность к прославлению бога в момент всевозможных грехопадений носит даже комический характер.
Всю ночь метель кружится за окном,
касаясь головой седою неба,
но светом и теплом наполнен дом,
и вдоволь на столе вина и хлеба.
Окно заметив яркое вдали,
войдя во двор походкою несмелой,
бродяга, повидавший край земли,
стучится в дверь рукой окоченелой.
Полночи он скитался в снежной мгле,
тропы не находя, не видя неба,
но дверь не заперта, и на столе
сияет чистый свет воды и хлеба.
Всю ночь метель кружится за окном,
касаясь головой седою неба,
но светом и теплом наполнен дом,
и вдоволь на столе вина и хлеба.
Окно заметив светлое вдали,
чье золото в ночи не потускнело,
бродяга, повидавший край земли,
стучится в дверь рукой окоченелой.
Полночи он бродил в продрогшей мгле,
тропы не находя, не видя неба,
но дверь не заперта, и на столе
сияет чистый свет вина и хлеба.
Прочел твой стих.
Чуть не попал в дурдом.
Россия, перестройка,
Нету хлеба.
Мы уезжаем.
Вьюга за окном,
А сверху -
Только прорезь неба.
Где ты увидел
золото в ночи?
Откуда свет вина
Тебе пролился?
Скажи скорее,
Только не молчи!
Ну чем Господь
Перед тобою
Провинился?
Пиррон заинтересовал меня этим автором, нашёл посвящённый ему сайт на русском. Кроме того прочитал примерно пять разных переводов этого стихотворения, они сделаны так плохо, что я не буду их показывать. Правда мне показалось, что в оригинале был некий религиозный момент, смягчённый в переводе Пиррона.
Всю ночь метель кружится за окном,
касаясь головой седою неба,
но светом и теплом наполнен дом,
и вдоволь на столе вина и хлеба.
Окно заметив светлое вдали,
чье золото в ночи не потускнело,
бродяга, повидавший край земли,
стучится в дверь рукой окоченелой.
Полночи он бродил в продрогшей мгле,
тропы не находя, не видя неба,
но дверь не заперта, и на столе
сияет чистый свет вина и хлеба.
Прочел твой стих.
Чуть не попал в дурдом.
Россия, перестройка,
Нету хлеба.
Мы уезжаем.
Вьюга за окном,
А сверху -
Только прорезь неба.
Где ты увидел
золото в ночи?
Откуда свет вина
Тебе пролился?
Скажи скорее,
Только не молчи!
Ну чем Господь
Перед тобою
Провинился?
Это вы, Лев, еще легко отделались. А представьте, что в вашем мозгу закачались бы страусиные перья?
Даже если б сбылись наконец упованья
и Спаситель на землю вернулся - пути
к избавлению мы б не сумели найти.
Той любви, что навек утоляет желанья,
нам и в вечной обители не обрести,
и без фальши не вымолвить слов покаянья.
Не благие дела и не светоч познанья -
лишь отчаянье нас еще может спасти.
Roger: Мне кажется, религиозный мотив никуда не делся.
Вино,хлеб, стучите, и откроют...Куда уж религиозней. Символика, по-моему, даже слишком очевидная.
Да, теперь то ясно, а мне сразу пришёл в голову Окуджава. В доме на столе вино и хлеб, - так это символ тепла и уюта: уставшего путника напоят и накормят. Совсем я далёк от религиозных ассоциаций.
Всю ночь метель кружится за окном,
касаясь головой седою неба,
но светом и теплом наполнен дом,
и вдоволь на столе вина и хлеба.
Окно заметив светлое вдали,
чье золото в ночи не потускнело,
бродяга, повидавший край земли,
стучится в дверь рукой окоченелой.
Полночи он бродил в продрогшей мгле,
тропы не находя, не видя неба,
но дверь не заперта, и на столе
сияет чистый свет вина и хлеба.
Прочел твой стих.
Чуть не попал в дурдом.
Россия, перестройка,
Нету хлеба.
Мы уезжаем.
Вьюга за окном,
А сверху -
Только прорезь неба.
Где ты увидел
золото в ночи?
Откуда свет вина
Тебе пролился?
Скажи скорее,
Только не молчи!
Ну чем Господь
Перед тобою
Провинился?
Это вы, Лев, еще легко отделались. А представьте, что в вашем мозгу закачались бы страусиные перья?
Представил. Не слишком здорово. Но почему-то больше опасаюсь облитых снежной сывороткой крыш.
а на первый взгляд, мёртвые берега: ни геолога, ни ночлега,
только вьюга, дорога, каторга, кали-юга;
всякая книга - "десять столетий снега",
всякая песня - "где нам искать друг друга".
но как боль неостра, бери к роднику канистры,
как стемнеет, пой у костра про года и вёрсты;
женщины хохочут так, что вокруг рассыпают искры,
и глядят на тебя как сёстры.
кроме нефти, тут разной скани есть и финифти,
рюмочки готовьте, на скатерть ставьте;
старики прозрачны, как детский палец на кнопке в лифте,
всё тебе расскажут и о вожде, и о космонавте.
медицина здесь угрожает здоровью, врачи - леченью,
бездна часто подходит к самому изголовью,
между мифом и явью много веков кочевье,
постигаемое не логикой, но любовью.
но как боль неостра, сразу кажется: столько детства,
столько мудрого юмора, горестного богатства.
стоит, чудится, пообвыкнуться, оглядеться -
и всему пригодиться,
сбыться
и оправдаться.