|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лет 30 назад я был влюблен в поэзию Гумилева без памяти. Наверно потому, что и сам был молод и силен, как его стихи.
Если рассматривать каждое стихотворение Гумилева в отдельности, они производят впечатление простоватости. Однако, все его творчество, как один мега стих, наполнено глубиной и загадками. Думаю, что в отличии от вас, Пиррон, Ницше оценил бы эту поэзию по достоинству.
Вот как он написал о себе сам.
ПАМЯТЬ
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака -
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.
И второй... Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь - его подруга,
Коврик под его ногами - мир.
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
Я - угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.
И тогда повеет ветер странный -
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я... но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5494 |
|
|
|
Pirron: chich: Природная способность к версификации, хорошее образование, честолюбие, прилежание - вот м все, что нужно, чтобы нанизывать такие рассудочно-правильные, натужно-эффектные строчки, из которых состоит большинство его стихов |
хотите сказать, почтенный Пиррон, что Гумилёв был навроде нашего Мэтра?
|
Ну, у Мэтра есть только природная способность к версификации. |
а как насчет честолюбия?
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5495 |
|
|
|
Да, Вова, я не отрицаю, что у Гумилева есть и хорошие стихи.Пожалуй, даже три-четыре.А если считать и те восемь, то двенадцать. Но я бы их не считал. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5496 |
|
|
|
chich: Pirron: chich: Природная способность к версификации, хорошее образование, честолюбие, прилежание - вот м все, что нужно, чтобы нанизывать такие рассудочно-правильные, натужно-эффектные строчки, из которых состоит большинство его стихов |
хотите сказать, почтенный Пиррон, что Гумилёв был навроде нашего Мэтра?
|
Ну, у Мэтра есть только природная способность к версификации. |
а как насчет честолюбия?
|
Ну я же сказал - только способность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5497 |
|
|
|
У меня в школьные годы был товарищ, пламенно почитавший тогда еще запрещенного Гумилева. Фамилия у этого юноши была, как ни странно, Ржевский. А прозвище - тут уж нет ничего странного - Поручик.При встрече он всегда отдавал честь, а при расставании еще и щелкал каблуками.Сейчас работает директором книжного магазина. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5498 |
|
|
|
Pirron: Да, Вова, я не отрицаю, что у Гумилева есть и хорошие стихи.Пожалуй, даже три-четыре.А если считать и те восемь, то двенадцать. Но я бы их не считал. |
Вот вы все шутите, а мне стало грустно, что я перестал чувствовать колдовскую красоту в стихах Гумилева.
"Мы меняем души, не тела."
Хотя и тела тоже.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5499 |
|
|
|
Pirron: У меня в школьные годы был товарищ, пламенно почитавший тогда еще запрещенного Гумилева. |
Я переписал всего Гумилева от руки. Тетрадки до сих пор сохранились.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5500 |
|
|
|
Pirron:
Ну, у Мэтра есть только природная способность к версификации. |
То есть, он шпиллер, вроде Магнуса Карлсена. Рейтинг только надо на два разделить.
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5501 |
|
|
|
Я знаю только:
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 160-1-5502 |
|
|
|
Pirron: chich: Pirron: chich: Природная способность к версификации, хорошее образование, честолюбие, прилежание - вот м все, что нужно, чтобы нанизывать такие рассудочно-правильные, натужно-эффектные строчки, из которых состоит большинство его стихов |
хотите сказать, почтенный Пиррон, что Гумилёв был навроде нашего Мэтра?
|
Ну, у Мэтра есть только природная способность к версификации. |
а как насчет честолюбия?
|
Ну я же сказал - только способность. |
Чтоб эпиграммой доставало
И корчились под ней враги,
Одной Способности тут мало,
Смекалистые надобны мозги
Чичей и сэдов он сметает просто,
Хотя ему почти под девяносто... |
|
|
номер сообщения: 160-1-5503 |
|
|
|
cтарик:
Одной Способности тут мало |
говорят, что судьба - не индейка,
и за это я песню пою,
как фашистская пуля-злодейка
оторвала Способность мою (с)
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5504 |
|
|
|
один мз местных недоброжелателей Старика, пожелавший остаться неизвестным, сочинил едкий пасквиль на Мэтра:
иметь мозгов такой смекалки
марксистско-ленинской закалки
поэту музою дано
замена счастию оно |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5505 |
|
|
|
chich: один мз местных недоброжелателей Старика, пожелавший остаться неизвестным, сочинил едкий пасквиль на Мэтра:
иметь мозгов такой смекалки
марксистско-ленинской закалки
поэту музою дано
замена счастию оно |
|
Не зря мой недруг пожелал
Остаться неизвестным-
Подобным способом нечестным
Лет семь он правду искажал..
ЗЫ.Когда ж Старик прищутит их и свиту,
У модератора спешат найти защиту |
|
|
номер сообщения: 160-1-5506 |
|
|
|
Да, я вот говорил о хорошем образовании, прилежании, надлежащем исполнении всех требований, предъявляемых к поэзии... Все это в стихотворении Гумилева есть:сколько сил потрачено, сколько небанальных философических и религиоззных размышлизмов использовано, как отшлифованы отдельные детали, чтобы все было "превосходно". А вот желторотая девчонка, не потратив ни капли усилий, не коснувшись ни одной гносеологической проблемы, не проявив никакой посвященности в заоблачные тайны культуры, небрежно и сбивчиво выпаливает:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил:" Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила:"Милый, милый!
И я тоже...Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи.
Равнодушно-желтым огнем.
И воот это-то как раз и называется - найти прекрасное там, где его никто и не думал искать. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5507 |
|
|
|
Ахматова, понятно, великий поэт. Но от этого стихи Гумилева не становятся ни лучше, нн хуже. И вообще... если бы Гумилев не был мужем Ахматовой, Вам, Пиррон, скорее всего, и в голову бы не пришло их сравнивать. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5508 |
|
|
|
Pirron: Да, я вот говорил о хорошем образовании, прилежании, надлежащем исполнении всех требований, предъявляемых к поэзии...
|
И что?!! У Гумилева надо ценить то хорошее, что есть в его стихах (и вы об этом хорошем написали). Ну нет легкости, не его это форма, если говорить о совершенстве.
Есть стихи, в которых надо понимать (и хочется) каждое слово, а есть другие - как музыка.
И не надо их сравнивать; надо пытаться понять, что поэт хотел сказать, какие чувства хотел передать.
Речь, конечно, идет о настоящих поэтах, а не о тех, которые "ни уму, ни сердцу".
Простите, что-то на банальность потянуло.
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5509 |
|
|
|
Pirron: Да, Вова, я не отрицаю, что у Гумилева есть и хорошие стихи. |
По-моему, один из лучших, а может и лучший наш поэт-романтик-путешественник. Очень энергичная поэзия, красочная, даже в минорных образах. Что-то такое сказочно-киплингианское. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5510 |
|
|
|
Ну, я не хочу спорить. Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. Как поэт- путешественник, он, по-моему, противоположен Бальзаку:тот никогда не покидал своей квартиры, но описывал дальние страны так, словно изъездил их вдоль и поперек;этот объездил дальние странны вдоль и поперек, но описывал их так, словно видел только на глянцевой открытке. Но навязывать своего мнения общественности я не смею. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5511 |
|
|
|
Pirron: Ну, я не хочу спорить. Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. Как поэт- путешественник, он, по-моему, противоположен Бальзаку:тот никогда не покидал своей квартиры, но описывал дальние страны так, словно изъездил их вдоль и поперек;этот объездил дальние странны вдоль и поперек, но описывал их так, словно видел только на глянцевой открытке. Но навязывать своего мнения общественности я не смею. |
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
- Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф | .
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 160-1-5512 |
|
|
|
Вот это, наверное, лучшее стихотворение Гумилева.Одно из тех четырех, которые я имел в виду. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5513 |
|
|
|
Кстати, я не хотел бы давать уважаемому Григорию повод думать, что у меня вдруг пробудился хороший вкус и глубокое понимание поэзии.Я исхожу как из само собой разумеющегося, что Гумилев, несомненно, не уступает по уровню своих достижений Дельвигу или Батюшкову. То есть это оригинальный и цельный стихотворец, который вполне заслуживает того, чтобы остаться в памяти потомства.А о многих любимцах Григория я этого с уверенностью сказать не могу. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5514 |
|
|
|
Фридрих Готтлиб Клопшток
Добро пожаловать, Луна,
серебряный прекрасный спутник ночи!
Как, ты уходишь? Не спеши, останься,
друг одиноких мыслей!
Посмотрите -
она осталась. Только облака
скользят куда-то.
Прекрасней только пробужденье мая,
чем ночь июньская, когда
мерцает в ней роса, когда холмы
уже обагрены лучами солнца.
О благородные! Гробницы ваши
уже покрылись первым мхом.
Ах, как я счастлив был, когда
я вместе с вами любовался
мерцаньем ночи! |
|
|
номер сообщения: 160-1-5515 |
|
|
|
Pirron: Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. |
У меня где-то список был, там авторов что-то около сотни, ну может поменьше. Писали, видимо все, кому не лень. Сам вот Пастернака, Ахматову и Мандельштама не осилил - дело вкуса. Кстати, Гумилев написал не так и много, четыре небольших тома, может чуть больше Есенина. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5516 |
|
|
|
Однодворец: Pirron: Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. |
У меня где-то список был, там авторов что-то около сотни, ну может поменьше. Писали, видимо все, кому не лень. Сам вот Пастернака, Ахматову и Мандельштама не осилил - дело вкуса. Кстати, Гумилев написал не так и много, четыре небольших тома, может чуть больше Есенина. |
Что такое "осилил" ( или не "осилил") применительно к чтению поэзии?
Не понравилось? Недозрел? Плохой поэт? Или сам плох? |
|
|
номер сообщения: 160-1-5517 |
|
|
|
Ясный день, поэт плох. Правда, коллега Пиррон? |
|
|
номер сообщения: 160-1-5518 |
|
|
|
ЛХаритон: Однодворец: Pirron: Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. |
У меня где-то список был, там авторов что-то около сотни, ну может поменьше. Писали, видимо все, кому не лень. Сам вот Пастернака, Ахматову и Мандельштама не осилил - дело вкуса. Кстати, Гумилев написал не так и много, четыре небольших тома, может чуть больше Есенина. |
Что такое "осилил" ( или не "осилил") применительно к чтению поэзии?
Не понравилось? Недозрел? Плохой поэт? Или сам плох? |
Это смотря, кто читает, Лев.Если читает, например, гроссмейстер Корнеев и не может осилить сборник, то поэт хорош. Если не осиливет В.Иванов, то поэт плох. В моем случае этот факт сам по себе ничего не означает - тут всякое может быть. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5519 |
|
|
|
Любопытное стихотворение Набокова. Тема очень редкая.
ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ
Нам, потонувшим мореходам,
похороненным в глубине
под вечно движущимся сводом,
являлся старый порт во сне:
кайма сбегающая пены,
на камне две морских звезды,
из моря выросшие стены
в дрожащих отблесках воды.
Но выплыли и наши души,
когда небесная труба
пропела тонко, и на суше
распались с грохотом гроба.
И к нам туманная подходит
ладья апостольская, в лад
с волною дышит и наводит
огни двенадцати лампад.
Все, чем пленяла жизнь земная,
всю прелесть, теплоту, красу
в себе божественно вмещая,
горит фонарик на носу.
Луч окунается в морские,
им разделенные струи,
и наших душ ловцы благие
берут нас в тишину ладьи.
Плыви, ладья, в туман суровый,
в залив играющий влетай,
где ждет нас городок портовый,
как мы, перенесенный в рай.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-5520 |
|
|
|
Pirron: ЛХаритон: Однодворец: Pirron: Я прочитал, кажется, всех стихотворцев Серебряного века, но сборник Гумилева так не осилил. |
У меня где-то список был, там авторов что-то около сотни, ну может поменьше. Писали, видимо все, кому не лень. Сам вот Пастернака, Ахматову и Мандельштама не осилил - дело вкуса. Кстати, Гумилев написал не так и много, четыре небольших тома, может чуть больше Есенина. |
Что такое "осилил" ( или не "осилил") применительно к чтению поэзии?
Не понравилось? Недозрел? Плохой поэт? Или сам плох? |
Это смотря, кто читает, Лев.Если читает, например, гроссмейстер Корнеев и не может осилить сборник, то поэт хорош. Если не осиливет В.Иванов, то поэт плох. В моем случае этот факт сам по себе ничего не означает - тут всякое может быть. |
Дорогой Пиррон,
Вообще, Вы излагаете хорошо, а сегодня даже лучше. (Фраза моя, не Черномырдина!). |
|
|
номер сообщения: 160-1-5521 |
|
|
|
никогда такого не было, и вот опять?
|
|
|
номер сообщения: 160-1-5522 |
|
|
|
И.-В. Гете
Не осушайте, не осушайте
слезы вечной любви!
Очи, в которых слезы
высохли наполовину -
о, каким же пустынным
и мертвым им видится мир!
Не осушайте, не осушайте
слезы несчастной любви! |
|
|
номер сообщения: 160-1-5523 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|