|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛХаритон:
Я как-то написал такие строки:
И хочется слова изобрести,
Чтоб позабыть все муки и печали,
Чтобы иные чувства к нам пришли,
Чтоб даже этими словами мы молчали. |
Непонятно, зачем изобретать слова, которыми "молчать", когда можно просто молчать. "Слово - серебро, молчанье - золото". |
|
|
номер сообщения: 160-1-3121 |
|
|
|
Уважаемый Sad Donkey,
Вы - человек образованный и немало поживший. Неужели Вы не понимаете, что в поэзии есть своя иносказательность, что простые слова часто, очень часто - как правило! - приобретают иной смысл, чем в прозе.
Надеюсь, что стихотворение на которое я ссылаюсь, Вам что-то объяснит:
http://chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=64&id=44&page=777#bp |
|
|
номер сообщения: 160-1-3122 |
|
|
|
ЛХаритон: Уважаемый Sad Donkey,
Вы - человек образованный и немало поживший. Неужели Вы не понимаете, что в поэзии есть своя иносказательность, что простые слова часто, очень часто - как правило! - приобретают иной смысл, чем в прозе.
Надеюсь, что стихотворение на которое я ссылаюсь, Вам что-то объяснит:
http://chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=64&id=44&page=777#bp |
Уважаемый Лев!
Спасибо Вам за Ваши бескорыстные попытки объяснить мне, образованному и немало пожившему, но недостаточному умному и тонкому человеку кое-что о высоких материях, которые, увы, не всем дано понять. И мы с вами, как я понимаю, в паре, являем и положительный и отрицательный пример тому.
Все же, хочу заметить, что Ваши общего вида сентенции о Поэзии мне понятны и я с ними согласен. Если же говорить об отдельных стихах, то, я полагаю, Вы согласитесь с тем, что стихи, являясь продуктами поэтического творчества, могут быть, при этом, гениальными, талантливыми.... и слабыми. При всем том, насколько величественна, прекрасна и загадочна Поэзия, как один из видов искусства... |
|
|
номер сообщения: 160-1-3123 |
|
|
|
Уважаемый Sad Donkey,
Спасибо за Ваш ответ, с которым я абсолютно согласен.
В дополнение к тому, что написали Вы и, в общем-то, я, есть, наверное, смысл именно сейчас вчитаться в эти знаменитые слова Пушкина, объясняющие насколько субъективны всякие попытки оценить поэтическое произведение (и возможно, любое творческое произведение):
ПОЭТУ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
----------------
PS Обратите внимание:
с одной стороны, "и долго буду тем любезен я народу..."
и с другой - "Поэт! не дорожи любовию народной..."
В этом противоречии пушкинское, глубинное понимание непостижимости искусства, его эфемерности в лучшем смысле слова... |
|
|
номер сообщения: 160-1-3124 |
|
|
|
Не вижу противоречия.
Мне кажется, что в этом стихотворении:
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца."
просто, первые четыре четверостишия - про одно (публицистика, так сказать), а последнее - про другое. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3125 |
|
|
|
Это любимая пушкинская тема - свобода поэтического творчества.
<XIII.>
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем Арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты поэт,
И для тебя условий нет.
<XIV.>
Исполнен мыслями златыми,
Непонимаемый никем,
Перед распутьями земными
Проходишь ты, уныл и нем.
С толпой не делишь ты ни гнева,
Ни нужд, ни хохота, ни рева,
Ни удивленья, ни труда.
Глупец кричит: куда? куда?
Дорога здесь. Но ты не слышишь,
Идешь, куда тебя влекут
Мечты златые; тайный труд
Тебе награда; им ты дышишь,
А плод его бросаешь ты
Толпе, рабыне суеты.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3126 |
|
|
|
Тут, думаю, даже не противоречие Пушкина самому себе,а скорее, его терзание: мол, подождите черти, критиканы всякие (а у него их хватало, не все было причесано, как в теперешней пушкиниане), но настанет время, и тропа не зарастет. Самоуспокоение ему самому, и успокоение для всех, кто дерзнет сочинять стихи после него... |
|
|
номер сообщения: 160-1-3127 |
|
|
|
Псалом 104 (103)
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,
18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во [всю] жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! |
|
|
номер сообщения: 160-1-3128 |
|
|
|
Совсем запустил своего Пегаса Пиррон. Не кормит, не чистит и не выгуливает.
Опустился Пегас на дно форума.
Придется выручать.
На злобу дня.
Пастернак
Рождественская звезда.
Стояла зима. Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
...Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
...Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
- Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды...
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие? - спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то, в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3129 |
|
|
|
Немного Философии - о сговоре Года и Времени:
Год и Время
У Года свой разбег незримый,
А Время с Годом заодно.
И от рожденья до могилы,
Должно быть, так заведено.
Ты просыпаешься ребенком,
А к вечеру уже старик.
Промчались все земные сроки,
Но ничего ты не постиг.
И может, только в этом счастье:
Глядишь на темный циферблат,
Не обвиненный в соучастье,
Ты Времени и Году рад.
Бруклин. Январь 2, 2011 9:10am ЛХ |
|
|
номер сообщения: 160-1-3130 |
|
|
|
Мандельштам (120)
Скажи мне, чертежник пустыни,
Сыпучих песков геометр,
Ужели безудержность линий
Сильнее, чем дующий ветр?
- меня не касается трепет
Его иудейских забот -
Он опыт из лепета лепит
И лепет из опыта пьет.
ноябрь 1933, Москва
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
январь 1934, Москва |
|
|
номер сообщения: 160-1-3131 |
|
|
|
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами...
Браво, Женя! Это мое самое любимое из Мандельштама! |
|
|
номер сообщения: 160-1-3132 |
|
|
|
Левитанский
(Говорят, 15 лет со дня смерти)
И щебет, и кукованье,
и посвисты, и раскаты...
Все больше люблю рассветы.
Все меньше люблю закаты.
Прелюдия дня и утра,
их трепетное рожденье.
Какой-нибудь новой жизни
начало и пробужденье...
Но
скажешь ты,
это утро
и раннее это поле -
всего только образ, символ,
метафора, и не боле.
И все же - зачем так быстро
сменяются дни и даты!..
Все дальше наши рассветы.
Все ближе наши закаты.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3133 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-3134 |
|
|
|
Извините,Jenya, но до Окуджавы эти стихи совершенно не дотягивают. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3135 |
|
|
|
ЛХаритон: Извините,Jenya, но до Окуджавы эти стихи совершенно не дотягивают. |
Ну, у Окуджавы тоже разные стихи бывают, но я не говорил про "дотягивают", а про влияние. Это еще Быков отмечает в книжке про Окуджаву, а я как-то сейчас заметил в первом стихотворении. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3136 |
|
|
|
Памяти Бориса Чичибабина.
Чичибабин читает свои стихи:
http://www.youtube.com/watch?v=cXnGzFQqOIA&NR=1
&&&&&&&&
Молчанье
Между печалью и ничем
Мы выбрали печаль…
/ Борис Чичибабин /
Сегодня критики молчат.
Молчат седые критиканы.
За стенкой тихо говорят
Их расфуфыренные дамы.
Стихи, что выплеснул поэт,
Не бабочка, не однодневка,
Они нежней, чем лунный свет,
И тверже крепкого орешка.
Уж не дрожит его рука,
Свое, наверно, отдрожала.
От Музы все ждала звонка.
Ничто ей не казалось мало.
Покинул стихотворец мир.
Осиротели его строки.
У критиков - молчанья пир.
Пришла пора платить оброки.
ЛХ |
|
|
номер сообщения: 160-1-3137 |
|
|
|
http://kushner.poet-premium.ru/semidesyatye.html
* * *
Контрольные. Мрак за окном фиолетов,
Не хуже чернил. И на два варианта
Поделенный класс. И не знаешь ответов.
Ни мужества нету еще, ни таланта.
Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни.
Учебник достать — пристыдят и отнимут.
Бывал ли кто-либо в огромной отчизне,
Как маленький школьник, так грозно покинут!
Быть может, те годы сказались в особой
Тоске и ознобе? Не думаю, впрочем.
Ах, детства во все времена крутолобый
Вид — вылеплен строгостью и заморочен.
И я просыпаюсь во тьме полуночной
От смертной тоски и слепящего света
Тех ламп на шнурах, белизны их молочной,
И сердце сжимает оставленность эта.
И все неприятности взрослые наши:
Проверки и промахи, трепет невольный,
Любовная дрожь и свидание даже —
Всё это не стоит той детской контрольной.
Мы просто забыли. Но маленький школьник
За нас расплатился, покуда не вырос,
И в пальцах дрожал у него треугольник.
Сегодня бы, взрослый, он это не вынес. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3138 |
|
|
|
Между печалью и ничем
Мы выбрали печаль…
/ Борис Чичибабин / |
Вероятно, заимствование. "Between grief and nothing I will take grief" (William Faulkner, "The Wild Palms").
И конечно, стоит упомянуть фильм "На последнем дыхании" Годара, где эту фразу произносит Патриция. Полагаю, из этого фильма фраза и ушла в "неанглоязычные" народы. Хотя кто знает.
Роман "Дикие пальмы" опубликован, согласно Википедии, в 1939 году. Фильм вышел на экраны в 59-м. Стихотворение Чичибабина датируется 1977-м. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3139 |
|
|
|
Jenya и Илья, моя благодарность! |
|
|
номер сообщения: 160-1-3140 |
|
|
|
Борис Рыжий.
Господи, это я
мая второго дня.
— Кто эти идиоты?
Это мои друзья.
На берегу реки
водка и шашлыки,
облака и русалки.
Э, не рви на куски.
На кусочки не рви,
мерзостью назови,
ад посули посмертно,
но не лишай любви
високосной весной,
слышь меня, основной!
— Кто эти мудочёсы?
Это — со мной! |
|
|
номер сообщения: 160-1-3141 |
|
|
|
peBu3opkms: Борис Рыжий.
Господи, это я
мая второго дня.
— Кто эти идиоты?
Это мои друзья.
На берегу реки
водка и шашлыки,
облака и русалки.
Э, не рви на куски.
На кусочки не рви,
мерзостью назови,
ад посули посмертно,
но не лишай любви
високосной весной,
слышь меня, основной!
— Кто эти мудочёсы?
Это — со мной! |
последний шанс |
|
|
номер сообщения: 160-1-3142 |
|
|
|
Э, не рви на куски.
На кусочки не рви,
мерзостью назови,
ад посули посмертно,
но не лишай любви
високосной весной,
слышь меня, основной!
|
Мало прошел я дорогой земной,
что же рвешь ты не в срок пополам мое сердце?
Ну не спеши, это будет со мной,
ведь никуда мне не деться. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3143 |
|
|
|
Спасибо. Но я его представлял совсем другим. И стихи эти надо читать по другому :-) :-) :-) |
|
|
номер сообщения: 160-1-3144 |
|
|
|
По наводке ЛБ зашел на страницу, посвященную творчеству В.Шефнера. Ткнул в первое попавшееся, на удачу.
ПИСЬМЕНА
В этом парке стоит тишина,
Но чернеют на фоне заката
Ветки голые — как письмена,
Как невнятная скоропись чья-то.
Осень листья с ветвей убрала,
Но в своем доброхотстве великом
Вместо лиственной речи дала
Эту письменность кленам и липам.
Только с нами нарушена связь,
И от нашего разума скрыто,
Что таит эта древняя вязь
Зашифрованного алфавита.
Может, осень, как скорбная мать,
Шлет кому-то слова утешений,—
Лишь тому их дано понимать,
Кто листвы не услышит весенней.
1966
Взгрустнулось. Концовка особенно сильна.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3145 |
|
|
|
Мне почему-то запомнился такой пустячок:
Зачем, зубодер распроклятый,
Мучительный тянешь момент?!
Тебе, стоматолог, сто матов
Измученный шлет пациент! |
|
|
номер сообщения: 160-1-3146 |
|
|
|
Вот и весна...
Впечатления А.Блока, взятые из Возмездия.
Весна, но солнце светит глупо,
До Пасхи - целых семь недель,
А с крыш холодная капель
Уже за воротник мой тупо
Сползает, спину холодя...
Куда ни повернись, всё ветер...
"Как тошно жить на белом свете" -
Бормочешь, лужу обходя;
Собака под ноги суется,
Калоши сыщика блестят,
Вонь кислая с дворов несется,
И "князь" орет: "Халат, халат!"
И встретившись лицом с прохожим,
Ему бы в рожу наплевал,
Когда б желания того же
В его глазах не прочитал...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3147 |
|
|
|
Далеко Блоку до наших местных поэтов. Они не стали бы рифмовать "глупо" с "тупо". Старик написал бы примерно так:
Весна. Но солнце светит глупо.
Пусть я предчувствую беду,
но все ж, доев остатки супа,
храню уверенность в звезду.
А какую рифму выдумал бы Чич, легко догадаться... |
|
|
номер сообщения: 160-1-3148 |
|
|
|
Согласен, Блоку до Старика далеко.
Однако, последние четыре строчки очень сильны. Наизусть запомнил после первого прочтения...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-3149 |
|
|
|
Макс: Ошанин-орденоносный чурбан
Давно уж с Максом дело ясное:
Быка свирепей, видя красное...: |
|
|
номер сообщения: 160-1-3150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|