Было то свиданье над прудом
кратким, убивающим надежду,
Было понимание с трудом,
потому что столько было между
полюсами разными земли,
здесь, на двух концах одной скамьи,
и мужчина с женщиной молчали
заслонив две разные семьи,
словно две чужих страны, плечами
И она сказала не всерьез,
вполушутку, полувиновато,
"Только разве кончики волос
помнят, как ты гладил их когда-то".
Отведя сближенье как беду,
крик внутри смогла переупрямить:
"Завтра к парикмахеру пойду-
вот и срежу даже эту память".
Ничего мужчина не сказал,
Он поцеловал ей тихо руку,
и пошел к тебе, ночной вокзал, -
к пьяному и грязному, но другу.
И расстались вновь на много лет,
но кричала, словно неизбежность,
рана та, больней которой нет, -
Вечная друг к другу принадлежность.
Евгений Евтушенко
-----------------------------
Сегодня у Евгения Александровича день рождения, аж 77 лет исполняется!
На тв Культура 17.05 -вечер Евг.Евтушенко,
на ТВЦ 0.10-"Временно доступен" Евгений Евтушенко
Полезно было б всем эстетам
С Пирроном важным во главе
Тот вечер видеть по ТВ
Или присутствовать при этом
Здесь на Некрасова табу
Смотрелось просто бы уродски:
Все ждут тебя - поэт,трибун,
Пусть дарованьем ты не Бродский...
Кстати, стихотворение Евтушенко о Политехническом довольно симпатичное. И Боженька в конце стиха уже появился - все, как положено. Не сомневаюсь, что когда Евгений Александрыч нарежет коньки, его официально по телевидению объявят "великим русским поэтом".
Pirron: Кстати, стихотворение Евтушенко о Политехническом довольно симпатичное. И Боженька в конце стиха уже появился - все, как положено. Не сомневаюсь, что когда Евгений Александрыч нарежет коньки, его официально по телевидению объявят "великим русским поэтом".
И уже назвали вчера несколько раз прямо в лицо!
А между прочим
Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).
Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится...», «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие
В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).
...Даже Твардовский сказал мне про "Наследников Сталина" с горькой иронией: "Спрячьте эти стихи и никому не показывайте". Я, однако, этого не сделал, я пошел к редактору Косолапову, который в 61-м совершил героический поступок - напечатал мой "Бабий Яр". И он мне посоветовал пойти к одному из помощников Хрущева с этим стихотворением. Я уже тогда читал эти стихи с эстрады, после чего председатель Союза писателей России Соболев выступил с заявлением, что Евтушенко везде читает антисоветские стихи, перечеркивающие исторический путь советского народа. Тем не менее, советник Хрущева Лебедев носил эти стихи с собой, что называется, за пазухой.
Хрущев был импульсивным, в нем боролись два человека - выходец из бедной семьи, ненавидящий бюрократию и Сталина, он был еще и партийным аппаратчиком с большим опытом, который по указанию Сталина участвовал в партийных чистках. И вот в одном селе в Абхазии, когда кто-то рассказывал про сталинские ужасы, Хрущев сказал: "Да, мы со Сталиным недорасcчитались". Тут Лебедев и прочитал эти стихи. Рукопись была тут же направлена в Москву на военном самолете и напечатана в "Правде". Это было полным потрясением....
Безмолвствовал мрамор.
Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул,
на ветру бронзовея.
А гроб чуть дымился.
Дыханье из гроба текло,
когда выносили его
из дверей мавзолея.
Гроб медленно плыл,
задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был -
тоже! -
но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая
набальзамированные кулаки,
в нём к щели глазами приник
человек, притворившийся мёртвым.
Хотел он запомнить
всех тех, кто его выносил, —
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли,
и до них,
неразумных,
добраться.
Он что-то задумал.
Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить,
утроить у этой стены караул,
чтоб Сталин не встал
и со Сталиным — прошлое.
Мы сеяли честно.
Мы честно варили металл,
и честно шагали мы,
строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся.
Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны
величия цели.
Он был дальновиден.
В законах борьбы умудрён,
наследников многих
на шаре земном он оставил.
Мне чудится будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять
сообщает свои указания Сталин.
Куда ещё тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер. Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
из мавзолея
его.
Но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
Иные наследники
розы в отставке стригут,
но втайне считают,
что временна эта отставка.
Иные
и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
переполнены.
Велела не быть успокоенным Родина мне.
Пусть мне говорят: «Успокойся...» -
спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
живы ещё на земле,
мне будет казаться,
что Сталин - ещё в мавзолее.
Вспомнил, что однажды, в юности, мне понравилось стихотворение Евтушенко. По крайней мере, пару куплетов оттуда - понравились.
Было опубликовано, кажется, в "Огоньке".
ПОЛОВИНЧАТОСТЬ
Смертельна половинчатость порывов,
Когда, узду от ужаса грызя,
Мы прядаем, все в пене, у обрывов,
Но полуперепрыгнуть их нельзя.
Тот слеп, кто пропасть лишь полуувидел.
Не полупяться, в трех соснах кружа -
Полумятежник, полуподавитель
Родившегося полумятежа.
При каждой полумере полугодной
Полународ остатный полурад.
Кто полусытый - тот полуголодный,
Полусвободный - это полураб.
Полубоимся, полубезобразим...
Немного тот, а все же полу-тот -
Партийный слабовольный Стенька Разин
Полу-идет на полу-эшафот.
Определенность фронда потеряла -
Нельзя, шпажонкой попусту коля,
Быть и в полугвардейцах кардинала,
И полумушкетерах короля.
Неужто полу-Родина возможна?
И полусовесть может быть в чести?
Свобода половинная - острожна,
И Родину нельзя полу-спасти.
1989
Конечно, эти стихи - не высокое искусство. Снобов и эстетов впечатлить может едва ли.
Но как же Евтушенко оказался прав по существу вопроса.
(...) Это потом, отматывая назад, приходили к пониманию, что "гадину" надо было давить раньше - в 91-м, тогда не пришлось бы тонуть в ее зловониях в 93-м, не говоря уже о 2000-х.
http://xlarina.livejournal.com/167694.html
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Я даже не знаю, что сказать... Когда автора подобных виршей телекозлы официально провозгласят " великим русским поэтом", я, пожалуй, повешусь. Зачем после этого жить? Во всяком случае, уйду в многолетний запой. Прощайте, друзья!
Pirron: Я даже не знаю, что сказать... Когда автора подобных виршей телекозлы официально провозгласят " великим русским поэтом", я, пожалуй, повешусь. Зачем после этого жить? Во всяком случае, уйду в многолетний запой. Прощайте, друзья!
МОЯ ЭПИТАФИЯ
Чтец-декламатор. Бабник. Пустобрех.
Что ни строка – то фальшь, подлог, подвох.
Чтоб сделать наш народ к нему добрей,
он в «Бабьем Яре» скрыл, что он еврей.
Его стишки, им запросто руля,
начальство диктовало из Кремля.
Чтоб имидж свой на Западе спасти,
он танки в Праге сбить хотел с пути.
Он Бродскому отмстил хитро, с умом,
его из ссылки вызволив письмом.
Прикинувшийся смелым, скользкий трус,
он с Горбачевым развалил Союз.
Он от чеченцев принял в дар кинжал
в брильянтах! И в Америку сбежал.
По отношенью к женам – негодяй.
По стилю одеваться – попугай.
Он бомбы доставлял для Че Гевары
и прочие подпольные товары.
Он,
КГБ секретный генерал,
вновь на заданье.
Он не умирал.
Pirron: Я даже не знаю, что сказать... Когда автора подобных виршей телекозлы официально провозгласят " великим русским поэтом", я, пожалуй, повешусь. Зачем после этого жить? Во всяком случае, уйду в многолетний запой. Прощайте, друзья!
От здешних я Женю не рвусь защищать:
Такому поэту не гоже
Футболу лишь перлы свои посвящать-
Писал бы о шахматах тоже...
Поведал он всем,что лет сорок назад
Не всё в СССР было смрадно..
Забанить его бы два раза подряд,
Чтоб было другим неповадно!
Вот сравнивал я раньше Старика с Ахматовой, с Мандельштамом, с Бродским... И, что греха таить, не всегда это сравнение было в пользу Старика. А вот сейчас сравнил Старика с Евтушенко - и меня как молнией ударило: мать честная, да ведь это один и тот же человек! Сравните послание о Сталине и вот эти стихи Старика - один стиль, один уровень, одна интонация! Так что хватит валять дурака, Евгений Александрович! Маска, мы вас знаем!
...Похвалился, что закончил перевод «Слова о полку Игореве» и что на данном этапе его перевод ему кажется самым лучшим.
Мэтр русской поэзии собрался со всеми попрощаться, но кто-то слёзно стал просить прочесть:
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит…
Выразительно, сочувственно, с удивлением и возмущением, свойственным этим знаменитым строкам, Евтушенко выполняет чью-то просьбу, концерт длился почти три часа, и 76-летний поэт, честно отработав выступление, очень быстро ушёл со сцены…
У меня осталось ощущение величайшего события моей жизни- встречи с большим поэтом, блестящим мыслителем и прекрасным актёром, великолепно распоряжающимся своим голосом, сильным и очень красивым.Сверкнул, как метеор на нашем Витебском небосклоне, осветил наши души, как огонёк в ночи…
Pirron: Я даже не знаю, что сказать... Когда автора подобных виршей телекозлы официально провозгласят " великим русским поэтом", я, пожалуй, повешусь. Зачем после этого жить? Во всяком случае, уйду в многолетний запой. Прощайте, друзья!
От здешних я Женю не рвусь защищать:
Такому поэту не гоже
Футболу лишь перлы свои посвящать-
Писал бы о шахматах тоже...
Поведал он всем,что лет сорок назад
Не всё в СССР было смрадно..
Забанить его бы два раза подряд,
Чтоб было другим неповадно!
Вот сравнивал я раньше Старика с Ахматовой, с Мандельштамом, с Бродским... И, что греха таить, не всегда это сравнение было в пользу Старика. А вот сейчас сравнил Старика с Евтушенко - и меня как молнией ударило: мать честная, да ведь это один и тот же человек! Сравните послание о Сталине и вот эти стихи Старика - один стиль, один уровень, одна интонация! Так что хватит валять дурака, Евгений Александрович! Маска, мы вас знаем!
Снобизмом с института Вы грешили-
Он вам служил подспорьем и оплотом:
Поэта славного унизить Вы решили
Сравнением с обычным рифмоплётом...
Pirron: Я даже не знаю, что сказать... Когда автора подобных виршей телекозлы официально провозгласят " великим русским поэтом", я, пожалуй, повешусь. Зачем после этого жить? Во всяком случае, уйду в многолетний запой. Прощайте, друзья!
От здешних я Женю не рвусь защищать:
Такому поэту не гоже
Футболу лишь перлы свои посвящать-
Писал бы о шахматах тоже...
Поведал он всем,что лет сорок назад
Не всё в СССР было смрадно..
Забанить его бы два раза подряд,
Чтоб было другим неповадно!
Вот сравнивал я раньше Старика с Ахматовой, с Мандельштамом, с Бродским... И, что греха таить, не всегда это сравнение было в пользу Старика. А вот сейчас сравнил Старика с Евтушенко - и меня как молнией ударило: мать честная, да ведь это один и тот же человек! Сравните послание о Сталине и вот эти стихи Старика - один стиль, один уровень, одна интонация! Так что хватит валять дурака, Евгений Александрович! Маска, мы вас знаем!
Снобизмом с института Вы грешили-
Он вам служил подспорьем и оплотом:
Поэта славного унизить Вы решили
Сравнением с обычным рифмоплётом...
Да бросьте вы, Евгений Александрович. Ну какой вы славный поэт? Понятно, что можно при желании отыскать дюжину простых и хороших стихов, подписанных вашим именем. Но кто из профессионалов не может похвастаться таким достижением? А насчет института... Да, лет двадцать назад, когда вы тоже, с Вознесенским и Рождественским, канали по городам и весям нашей Родины, было три места, где при упоминании ваших имен люди морщились и плевались: филфак МГУ, филфак МГПУ и Литинститут. Не знаю, что с ними сталось теперь. Возможно, и их поглотил смрадный поток путинизма...
Mikhail_Golubev: Высоцкий как поэт мало соприкасался с советским официозом, но что было - то было. .....
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. .....
Pirron: Да бросьте вы, Евгений Александрович. Ну какой вы славный поэт? Понятно, что можно при желании отыскать дюжину простых и хороших стихов, подписанных вашим именем. Но кто из профессионалов не может похвастаться таким достижением? А насчет института... Да, лет двадцать назад, когда вы тоже, с Вознесенским и Рождественским, канали по городам и весям нашей Родины, было три места, где при упоминании ваших имен люди морщились и плевались: филфак МГУ, филфак МГПУ и Литинститут. Не знаю, что с ними сталось теперь. Возможно, и их поглотил смрадный поток путинизма...
Евгений Александрович отвечает:
.....В 1986 году Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и я снова вместе, словно в нашей молодости, один за другим выступили с трибуны Съезда писателей в Кремле с требованием демократизации, отмены цензуры, воскрешая надежды замороженной оттепели....
Знаешь,
я хочу, чтоб каждое слово
этого утреннего стихотворенья
вдруг потянулось к рукам твоим,
словно
соскучившаяся ветка сирени.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая строчка,
неожиданно вырвавшись из размера
и всю строфу
разрывая в клочья,
отозваться в сердце твоем сумела.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая буква
глядела бы на тебя влюбленно.
И была бы заполнена солнцем,
будто
капля росы на ладони клена.
Знаешь,
я хочу, чтоб февральская вьюга
покорно у ног твоих распласталась.
И хочу,
чтобы мы любили друг друга
столько,
сколько нам жить осталось.
Cтатью можно на цитаты разбирать, хотя, может, это и стёб.
Читал поэт стихотворение, как великий артист.
Я запомнила один катрен:
Тот России спаситель,
В ком нет совсем раба,
Кто стыда хранитель,
Но стыдящийся и за себя.
Привлекли внимание заблуждения поэта.
- Самое лучшее воспитание,- произносит задумчиво Евгений Александрович,- через литературу, через великое искусство.
Трудно с этим согласиться, изучая постинги Пиррона, исполненные и так понятно чего.
Ну, и непрекращающийся поиск истины поэтом.
Евгений Александрович говорит, что принято русских считать сердобольными, но последнее время русские в душе поэта вызывают сомнения, и он рассказывает, как был из-за цвета кожи убит друг Хемингуэя, приехавший в Москву посмотреть первый раз на белый и пушистый снег.
Он вышел из кубинского ресторана, наклонился над снегом, и тут его скинхеды и растерзали, и забили до смерти
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Все будет так же, как при мне,
хотя меня уже не будет:
щербинка эта на луне
и суетящиеся люди.
И золотое Рождество
с его цинизмом, китчем, сказкой,
и детской правды торжество
в тетрадке, названной “раскраской”.
Мы наполняем трафарет
беспечной зеленью надежды.
Шальной прибой, полночный бред,
зимы веселые одежды.
И вдруг в предчувствии конца
печаль под сердцем шелохнется.
И от Небесного отца
лицо к земному обернется.
Какой отчаянный бедлам
трудов и дней, беспутно ленных…
И сердце рвется пополам
на Здесь и Там, на две Вселенных…
09.12.05
================================
Ольга Юрьевна Бешенковская, родилась в 1947 году в Ленинграде. Умерла в 2006 году в Штутгарте (Германия). Вся её жизнь была служением Слову, служением высокой Поэзии.
Неуловима та черта,
Где жизнь проходит как лавина.
Как странно тихо... Даль чиста.
И страх – пуста... Неуловимо.
Как будто в комнату – врасплох.
Такой порядок – даже зябко...
И смехом вырвавшийся вздох –
Да так, невысохшая тряпка...
Коснуться дрогнувшей рукой,
Неуловимо измениться:
Над спичкой, речкой и строкой
Не наклониться – надломиться...
Склоняться вроде бы с ленцой
В полуулыбке полумаски,
И зелень мокрая в лицо –
Слепой щенячий поиск ласки.
И грусть откуда ни возьмись,
Но всё острей и постоянней,
И чувство переходит в мысль,
И ощущенье – в состоянье.
Мне всё дороже отсвет, шелест
Беседы, ласточки, листвы,
И вместо дружеских нашествий,
И путешествий, и, увы,
Книг, даже книг – неровный почерк,
Что так единственно поник...
Всё то, что как бы между прочим –
Как музыка или дневник.
Скользящий лучик... Тёплый локоть...
Всё то, чего, собравшись в путь,
Не взять, и даже не потрогать,
А лишь коснуться – и вздохнуть...
* * *
Досмотреть эту жизнь до конца, проморгав переход
в тишину Тишины и в Господне пространство иное…
Отчего негатив? Бело-черный булгаковский кот
на ученой цепи… (Метафизика иль паранойя?)
Я не верую в рай, кроме детства, когда махаон
трепетал на ладошке, ее перепутав с ромашкой.
С рельс взлетел паровоз. Отмелькал золотой марафон…
Гол Приемный Покой. И невидимый почерк размашист.
Снег слепит, как в саду царскосельском в крещенский мороз.
Я не верую в суд, кроме честного взгляда в зерцало…
Этот легкий дымок изо рта - этот вечный вопрос:
неужели Душа? Неужели уже отмерцало?
Дотерпеть эту жизнь, эту боль - и очнуться в другой,
где Иисус не распят, не отравлены реки и книги.
Доверяя земле, трогать тропы босою ногой
и не знать, что за крылья повсюду расплата - вериги…
Все будет так же, как при мне,
хотя меня уже не будет:
щербинка эта на луне
и суетящиеся люди.
И золотое Рождество
с его цинизмом, китчем, сказкой,
и детской правды торжество
в тетрадке, названной “раскраской”.
Мы наполняем трафарет
беспечной зеленью надежды.
Шальной прибой, полночный бред,
зимы веселые одежды.
И вдруг в предчувствии конца
печаль под сердцем шелохнется.
И от Небесного отца
лицо к земному обернется.
Какой отчаянный бедлам
трудов и дней, беспутно ленных…
И сердце рвется пополам
на Здесь и Там, на две Вселенных…
09.12.05
================================
Ольга Юрьевна Бешенковская, родилась в 1947 году в Ленинграде. Умерла в 2006 году в Штутгарте (Германия). Вся её жизнь была служением Слову, служением высокой Поэзии.
==================================
Хорошие стихи, ИМХО, тем более, что на извечную тему.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Трудно с этим согласиться, изучая постинги Пиррона, исполненные и так понятно чего.
-----------------------------------------------------------------------------------
Как-то грустно стало, читая этот выпад Михаила Голубева в мой адрес. Ладно, завязываю с этим делом: обсуждение литературных произведений пусть проходит без моего участия.
Pirron:Как-то грустно стало, читая этот выпад Михаила Голубева в мой адрес. Ладно, завязываю с этим делом: обсуждение литературных произведений пусть проходит без моего участия.
При таком развороте событий грустно станет мнгоим читателям форума, почтенный Pirron. Как же мы без ваших постов ...
А с МГМГ мы еще разберемся по всей строгости закона.