|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mikhail_Golubev: ...просто терпеть не могу советских поэтов, шоб их черти побрали ...
|
25 июля будет на тв5 передача
19:00
«Картина маслом»: «Советский поэт Высоцкий». Ведущий Дмитрий Быков |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2851 |
|
|
|
http://www.belousenko.com/books/bykov/bykov_okudzhava.htm
Окуджава и Высоцкий, как уже было здесь сказано, соотносятся примерно как Блок и Есенин: множества их поклонников пересекаются, хотя и не полностью совпадают. Есенин и Высоцкий не то чтобы демократичнее Блока и Окуджавы — они пришли позже и рассчитаны на другую аудиторию. Верхом наивности было бы утверждать, что Окуджава писал для интеллигенции, а Высоцкий стал голосом народа: в шестидесятые Окуджаву распевал именно народ. Но с народом что-то произошло — он расслоился; оттепельная монолитность, связавшая власть и население кратковременным компромиссом, закончилась бесповоротно. Одни разочаровались, другие опустились, третьи озлобились. И если на кого-то еще действовал Окуджава — другим уже требовалось средство посильней.
Ведь — если продолжить параллель с Блоком и Есениным — дело тут не в утонченной культурности первого и демократизме второго и не в том, что у Есенина есть стихи безвкусные и безграмотные (кстати, и у Высоцкого со вкусом обстоит непросто: сам Окуджава говаривал, что «его многовато» — в смысле краски подчас слишком густы, а интонации плакатны). Дело в темпераменте — который у Есенина, конечно, взрывной, а у Блока, при всем бешенстве его страстей, глубоко спрятан. Дело в инструментарии — Блок елико возможно скрывает свою жизнь, она протекает потаенно, мы мало знаем о ее глубинах и водоворотах, а Есенин превращает собственную биографию в одно из средств воздействия на читателя, в самостоятельный, тщательно просчитанный текст. В случае Окуджавы и Высоцкого — то же самое: последние тридцать пять лет жизни Окуджавы в их внешнем рисунке — ровное, почти ничем не нарушаемое течение, при всем трагизме страстей и тайной, мало кем отслеженной ломке мировоззрения; Высоцкий же своей бешеной саморастратой существенно добавил энергетики текстам, изменив и усилив их звучание.
Все это не значит, что Высоцкий слабее Окуджавы как поэт. Может быть, он менее одарен как музыкант (хотя лучше играет на гитаре), менее мелодичен, вообще уделяет музыке роль служебную — но как поэт он разнообразнее, искуснее, техничнее Окуджавы, а по блеску словесной игры временами превосходит и Галича. Ему одинаково удаются сатирические, патетические, повествовательные, лирические песни, палитра его богаче, чем у Окуджавы и Галича вместе взятых, язык демократичен, гибок, разнообразен, метафоры неожиданны и допускают полярные прочтения — словом, он действительно большой поэт, хотя далеко не все его вещи выдержаны на одном уровне — в большинстве случаются длинноты (из-за расчета на мгновенное восприятие), провисания и небрежности. Он уступает Окуджаве по единственному параметру — который для многих и оказывается решающим: Окуджава работает тоньше. Способы воздействия Высоцкого на аудиторию гораздо грубее, проще, резче. В них меньше иррациональности, его песни не смягчают душу, хотя действуют по-своему не слабее — заряжать слушателя энергией тоже важно, особенно в анемичные и вялые времена. |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2852 |
|
|
|
Спасибо за ссылку на книгу, Женя.
Правда, приведенный отрывок скучный какой-то Как будто из диссертации, доказывающей долго и упорно, что дважды два четыре. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2853 |
|
|
|
У нас тут оказались рядом Мережковский и Бродский.И вроде случайно.
Но вот читаю вчера эссе Бродского Полторы комнаты
и...надо же
...Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам... |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2854 |
|
|
|
Кстати, Друинна, а Абельскую Вы знаете? |
|
|
номер сообщения: 160-1-2855 |
|
|
|
jenya: Все это не значит, что Высоцкий слабее Окуджавы как поэт. Может быть, он менее одарен как музыкант (хотя лучше играет на гитаре), менее мелодичен, вообще уделяет музыке роль служебную — но как поэт он разнообразнее, искуснее, техничнее Окуджавы, а по блеску словесной игры временами превосходит и Галича. |
Оба трое писали не стихи как стихи, а тексты песен, то есть эта поэзия только часть произведения, песни, баллады и без музыки и, более того, без собственного исполнения, не звучит. Потому что личное обаяние авторов сильнее их стихов.
Ну, как "Собрание на ликеро-водочном" в исполнении Табакова, к примеру. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2856 |
|
|
|
Grigoriy: Кстати, Друинна, а Абельскую Вы знаете? |
Да, немножко знаю. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2857 |
|
|
|
БУЛАТ ОКУДЖАВА
К старости косточки стали болеть,
старая рана нет-нет и заноет.
Стоило ли воскресать и гореть?
Все, что исхожено, что оно стоит?
Вон ведь какая прогорклая мгла!
Лето кончается. Лета уж близко.
Мама меня от беды берегла,
Бога просила о том, атеистка,
карагандинской фортуны своей лик,
искореженный злом, проклиная...
Что там за проволокой? Соловей,
смолкший давно, да отчизна больная.
Все, что мерещилось, в прах сожжено.
Так, лишь какая-то малость в остатке.
Вот, мой любезный, какое кино
я посмотрел на седьмом-то десятке!
"Так тебе, праведник!" -- крикнет злодей.
"Вот тебе, грешничек!" -- праведник кинет...
Я не прощенья прошу у людей:
что их прощение? Вспыхнет и сгинет.
Так и качаюсь на самом краю
и на свечу несгоревшую дую...
Скоро увижу я маму свою,
стройную, гордую и молодую.
1989 |
|
|
номер сообщения: 160-1-2858 |
|
|
|
Август в Латвии
Булочки с тмином. Латышский язык.
Красные сосны. Воскресные радости.
Все, чем живу я, к чему я приник
в месяце августе, в месяце августе.
Не унижайся, видземский пастух,
пестуй осанку свою благородную,
дальней овчарни торжественный дух
пусть тебе будет звездой путеводною.
Не зарекайся, видземский король,
ни от обид, ни от бед, ни от хворости,
не обольщай себя волей, уволь:
вольному -- воля, а гордому -- горести.
Тот, кто блажен, не боится греха.
Бедность и праведность перемежаются.
Дочку отдай за того пастуха,
пусть два источника перемешаются.
Между удачей, с одной стороны,
и неудачею жизнь моя мечется
в сопровождении медной струны
августа месяца, августа месяца.
1989 Булат Окуджава |
|
|
номер сообщения: 160-1-2859 |
|
|
|
Арбата больше нет: растаял, словно свеченька,
весь вытек, будто реченька; осталась только Сретенка.
Ах, Сретенка, Сретенка, ты хоть не спеши:
надо, чтоб хоть что-нибудь осталось для души!
1989 Булат Окуджава |
|
|
номер сообщения: 160-1-2860 |
|
|
|
zodino: но вот увидел фамилию Коган и вспомнил,что интерес к поэзии возник у меня не после школьных Пушкина и Лермонтова,а после когановской "Грозы".
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза... |
Вадим Черняк
РАССУЖДЕНИЕ
«Люблю грозу в начале мая» –
заметил некогда поэт.
Но мне свиная отбивная
милее с самых детских лет.
Её на завтрак и на ужин
с горчицей есть готов всегда!
А к грозам, в общем, равнодушен –
мне их эстетика чужда. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2861 |
|
|
|
Сильное, того же автора. У Слуцкого есть на ту же тему.
Все проходит мимо,
Годы и гроза,
Были у любимой
Карие глаза.
Памятью последней
На излете дней
Как в одной вселенной
Я остался в ней.
Ты меня не путай,
Слов я не пойму.
Я живу минутой,
В данный миг - пою.
Я служу в газете,
Мне не тяжело,
Будущего нету,
Прошлое - прошло. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2862 |
|
|
|
Между тем уже 4 апреля Сталин (вместе с Молотовым и Кагановичем) подписал список лиц, подлежащих суду военной коллегии Верховного суда СССР. Окуджава был в этом списке под номером 27. А военная коллегия не оправдывала и к срокам не приговаривала — она расстреливала.
3 августа 1937 года Шалве Окуджаве было вручено обвинительное заключение. 4 августа состоялся суд. В последнем слове он повторял, что боролся с троцкистами, что его оговорили, что Марьясина он несколько раз порывался снять, но секретарь обкома Кабаков говорил, что решение не утверждает ЦК. В конце он попросил объективно разобрать дело. Суд удалился на совещание — ни о чем, естественно, не совещаясь — и вынес расстрельный приговор, немедленно приведенный в исполнение.
Шалва Окуджава был расстрелян в подвале Свердловского НКВД 4 августа 1937 года. |
Убили моего отца
ни за понюшку табака.
Всего лишь капелька свинца —
зато как рана глубока!
Он не успел, не закричал,
лишь выстрел треснул в тишине.
Давно тот выстрел отзвучал,
но рана та еще во мне.
Как эстафету прежних дней,
сквозь эти дни ее несу.
Наверно, и подохну с ней,
как с трехлинейкой на весу.
А тот, что выстрелил в него,
готовый заново пальнуть,
он из подвала своего
домой поехал отдохнуть.
И он вошел к себе домой
пить водку и ласкать детей,
он — соотечественник мой
и брат по племени людей.
И уж который год подряд,
презревши боль былых утрат,
друг друга братьями зовем
и с ним в обнимку мы живем.
1979 |
|
|
номер сообщения: 160-1-2863 |
|
|
|
Письмо к маме
Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне -- намордник, воля -- за стеной,
ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат...
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет --
он не за себя ведь -- он за весь народ.
Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть...
Или ему тоже в камере сидеть!
В голове убогой -- трехэтажный мат...
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет --
он не за себя ведь -- он за весь народ.
Чуть за Красноярском -- твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд...
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет --
он не за себя ведь -- он за весь народ.
Вождь укрылся в башне у Москвы-реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
словно сам построил для себя тюрьму.
Все ему подвластно, да опять не рад...
Прости его, мама: он не виноват,
он себе на душу греха не берет --
он не за себя ведь -- он за весь народ.
1987 Булат Окуджава |
|
|
номер сообщения: 160-1-2864 |
|
|
|
Grigoriy: Нет, мы с Друинной Вас не поймём. Да и Пиррон тоже. Как это небо голубое не главное?! А уж презрительно так отозваться о святом - сиськах ... Обьявляю Вас изгоем! |
Тут я с Григорием согласен. Куда же мы без неба? Не обязательно, конечно, чтобы поэт упоминал его в каждом стихотворении. Но оно должно подразумеваться, должно быть фоном всего, что видит, мыслит и чувствует поэт. Он ведь вечности заложник у времени в плену. Вот и должен мыслить время на фоне вечности, которую нам, смертным, проще всего представить в виде неба, звезд,речной воды.Да и перси - весьма возвышенный источник поэтического вдохновения. Я уж не говорю о женских ножках. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2865 |
|
|
|
Pirron:Да и перси - весьма возвышенный источник поэтического вдохновения. |
Как сказано у классика:
Я забыл, перси – это какие места? |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2866 |
|
|
|
СС: Pirron:Да и перси - весьма возвышенный источник поэтического вдохновения. |
Как сказано у классика:
Я забыл, перси – это какие места? |
|
В процитированном мною посте Григория есть перевод.Но как же он вульгарен!
Нет, не сиськи, брат, а перси
вдохновляют нас на песни. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2867 |
|
|
|
Pirron:
Нет, не сиськи, брат, а перси
вдохновляют нас на песни. |
Вот как раз песня, почтенный Пиррон, и вызвала этот вопрос.
Пропел пару песен: «Тетя Мотя, ваши плечи, ваши перси и ланиты, как у Нади Команечи, физкультурою развиты…» Юра позорился, вылезал со своим невежеством, громко шептал посреди пения: «Я забыл, перси – это какие места?» |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2868 |
|
|
|
Евгений Евтушенко
Между Лубянкой и Политехническим
стоял мой дом родной -
"Советский спорт".
Мой первый стих был горько
поучительным,
а всё же мой -
ни у кого не спёрт!
Я в том стихе разоблачал Америку,
в которой не бывал я и во сне,
и гонорар я получал по метрикам,
и женщин всех тогда хотелось мне!
И бабушка встопорщилась на внука вся,
поняв, что навсегда потерян внук,
и в краску типографскую я внюхивался,
боясь газету выпустить из рук.
Я сладко повторял "Евг. Евтушенко ",
как будто жемчуг выловил в лапше,
хотя я был такой Несовершенко,
из школы Исключенко,
и вообще.
И внутренние штирлицы дубовые,
надеясь по старинке на "авось",
меня
там, на Лубянке, привербовывали,
стращали,
подкупали...
Сорвалось.
Тянул другой магнит -
Политехнический,
неподкупаем и непокорим,
не в полицейский воздух -
в поэтический.
Мое дыханье тоже стало им.
Там отбивался Маяковский ранено
от мелкого богемного шпанья,
и королём поэтов Северянина
там выбрали...
Не дождались меня.
Здесь "Бабий Яр" услышала Россия,
и прямо у сексотов за спиной
случились в зале
схватки родовые
С Галиной Волчек,
и со всей страной.
И, словно воплощённая опасность,
чаруя этих и пугая тех,
Москву трясла, как погремушку, гласность
в тебе, как в колыбели,
Политех!
Булат нам пел про Лёньку-Короля.
Кавказской чёрной тучей шевелюра
мятежными кудрями шевелила,
над струнами опальными паря.
И среди тысяч свеч,
в страданьях сведущих,
в ожогах слёз тяжёлых, восковых,
стоял я со свечой за моих дедушек
у стен Лубянки,
где пытали их,
А если и не создан я для вечного,
есть счастье -
на российском сквозняке
быть временным,
как тоненькая свечечка,
но у самой истории в руке.
Между Лубянкой и Политехническим
теперь стоит валун из Соловков.
А кем он был открыт?
Полумифическим
подростком из "сов. спортовских" портков.
Железный Феликс в пыль подвалов
тычется.
Я этому немножечко помог.
Между Лубянкой и Политехническим
вся жизнь моя...
Так положил мне Бог. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2869 |
|
|
|
Кончики волос
Было то свиданье над прудом
кратким, убивающим надежду,
Было понимание с трудом,
потому что столько было между
полюсами разными земли,
здесь, на двух концах одной скамьи,
и мужчина с женщиной молчали
заслонив две разные семьи,
словно две чужих страны, плечами
И она сказала не всерьез,
вполушутку, полувиновато,
"Только разве кончики волос
помнят, как ты гладил их когда-то".
Отведя сближенье как беду,
крик внутри смогла переупрямить:
"Завтра к парикмахеру пойду-
вот и срежу даже эту память".
Ничего мужчина не сказал,
Он поцеловал ей тихо руку,
и пошел к тебе, ночной вокзал, -
к пьяному и грязному, но другу.
И расстались вновь на много лет,
но кричала, словно неизбежность,
рана та, больней которой нет, -
Вечная друг к другу принадлежность.
Евгений Евтушенко
-----------------------------
Сегодня у Евгения Александровича день рождения, аж 77 лет исполняется!
На тв Культура 17.05 -вечер Евг.Евтушенко,
на ТВЦ 0.10-"Временно доступен" Евгений Евтушенко |
|
|
номер сообщения: 160-1-2870 |
|
|
|
СС: Pirron:
Нет, не сиськи, брат, а перси
вдохновляют нас на песни. |
Вот как раз песня, почтенный Пиррон, и вызвала этот вопрос.
Пропел пару песен: «Тетя Мотя, ваши плечи, ваши перси и ланиты, как у Нади Команечи, физкультурою развиты…» Юра позорился, вылезал со своим невежеством, громко шептал посреди пения: «Я забыл, перси – это какие места?» |
|
Совершенно, надо сказать, справедливый вопрос возник у Юры, и не у него одного.
И домой вернувшись вместе, стоя на крыльце
Я найду губами перси на твоем лице |
|
|
номер сообщения: 160-1-2871 |
|
|
|
Анна Андреевна Ахматова считала это стихотворение "шедевром лирики" |
Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном,
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным,
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окраинам,
Меж домиков тесных,
по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки
сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.
Тропинка все выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй
поднебесный?..
Числа я не знаю,
но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.
Мария Петровых
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2872 |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2873 |
|
|
|
Очень затянуто. Всё по отдельности - замечательно, но нет напряжения, которое бы связало в одно столь длинный(для лирического стиха) текст.
Имхо, естественно. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2874 |
|
|
|
Я бы сказала- статья замечательная.
Еще раз , Женя, спасибо за книгу Быкова об Окуджаве.вчера почти всю ночь читала.Памятник он воздвиг Булату Шалвовичу. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2875 |
|
|
|
МУЗА
Когда я ошибкой перо окуну,
Минуя чернильницу, рядом, в луну,-
В ползучее озеро черных ночей,
В заросший мечтой соловьиный ручей,-
Иные созвучья стремятся с пера,
На них изумленный налет серебра,
Они словно птицы, мне страшно их брать,
Но строки, теснясь, заполняют тетрадь.
Встречаю тебя, одичалая ночь,
И участь у нас, и начало точь-в-точь -
Мы обе темны для неверящих глаз,
Одна и бессмертна отчизна у нас.
Я помню, как день тебя превозмогал,
Ты помнишь, как я откололась от скал,
Ты вечно сбиваешься с млечных дорог,
Ты любишь скрываться в расселинах строк.
Исчадье мечты, черновик соловья,
Читатель единственный, муза моя,
Тебя провожу, не поблагодарив,
Но с пеной восторга, бегущей от рифм.
Мария Петровых |
|
|
номер сообщения: 160-1-2876 |
|
|
|
Мария Петровых
НАДПИСЬ НА ПОРТРЕТЕ
(Мадригал)
Я вглядываюсь в Ваш портрет
Настолько пристально и долго,
Что я, быть может, сбита с толку
И попросту впадаю в бред,
Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый — веселей, моложе
И больше выражает Вас,
Но оба тем и хороши,
Что Вы на мир глядите в оба,
И в их несхожести особой —
Таинственная жизнь души.
Они мне счастья не сулят,
А лишь волненье без названья,
Но нет сильней очарованья,
Чем Ваш разноречивый взгляд.
====================================== |
|
|
номер сообщения: 160-1-2877 |
|
|
|
Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый — веселей, моложе
И больше выражает Вас,
|
Как специально для Александра Иванова написано. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2878 |
|
|
|
Druinna: Mikhail_Golubev: ...просто терпеть не могу советских поэтов, шоб их черти побрали ...
|
25 июля будет на тв5 передача
19:00
«Картина маслом»: «Советский поэт Высоцкий». Ведущий Дмитрий Быков |
|
Высоцкий как поэт мало соприкасался с советским официозом, но что было - то было. В определенной мере и Быков тоже советский поэт - фанат Артека и сторонник объединения постсоветских стран обратно, проводил на эту тему "Картину маслом" с участием Вассермана. Естественно, это его право, и всё такое. У меня тоже есть право относиться соответствующе к проявлениям бурной ностальгии по СССР; после подобных излияний 20-летние начинают рассказывать, как в СССР всё было офигительно. Вообще, хотелось бы видеть какой-то здоровый в целом тренд, чтобы мавзолей от Ленина очистили в першу чергу, и дали тем самым сигнал все сочувствующим, а то сколько можно.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 160-1-2879 |
|
|
|
Однодворец:
Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый — веселей, моложе
И больше выражает Вас,
|
Как специально для Александра Иванова написано. |
Тоже хотел отметить этот момент. У Модильяни есть картины, где глаза персонажа вырисованы по-разному.
|
|
|
номер сообщения: 160-1-2880 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|