В 1913 году вышел первый поэтический сборник поэта «Близнец в тучах» тиражом 200 экземпляров. За густоту насыщения ассоциативными образами и парадоксальными метафорами Пастернака обвинили в «нерусской лексике».
Борис Пастернак
* * *
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год
* * *
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.
П. Коган
Меня, как видно, Бог не звал
И вкусом не снабдил утонченным.
Я с детства полюбил овал,
За то, что он такой законченный.
Я рос и слушал сказки мамы
И ничего не рисовал,
Когда вставал ко мне углами
Мир, не похожий на овал.
Но все углы, и все печали,
И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущаю,
Что с детства полюбил овал.
1944
Druinna: ...
Когда вставал ко мне углами
Мир, не похожий на овал.
Но все углы, и все печали, И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущаю,
Что с детства полюбил овал.
Мне, честно говоря, не очень нравится, когда в том или ином цитируемом стихотворении какие-то строчки выделяются жирным шрифтом. Ведь сами-то поэты доверяют читателю, а не держат его за несмышленыша, которому нужны подсказки.
СС: Мне, честно говоря, не очень нравится, когда в том или ином цитируемом стихотворении какие-то строчки выделяются жирным шрифтом. Ведь сами-то поэты доверяют читателю, а не держат его за несмышленыша, которому нужны подсказки.
Да, крут был Никита Сергеич! А как Вознесенский-то заикался - весь закоченел, бедняга, от страха. Эх, был еще Страх, боялся народ своей любимой советской власти! Только Горбачев нас всех, подлецов, распустил - спустил нас с цепи, псов бешеных.
Pirron: Да, крут был Никита Сергеич! А как Вознесенский-то заикался - весь закоченел, бедняга, от страха. Эх, был еще Страх, боялся народ своей любимой советской власти! Только Горбачев нас всех, подлецов, распустил - спустил нас с цепи, псов бешеных.
Не так все однозначно.Как раз Аксенов, Вознесенский, Евтушенко никого особо не боялись, судя по воспоминаниям.А Н.С.потом очень даже сожалел о своем буйстве...
(У Вас личная неприязнь к А.А? )
Pirron: Да, крут был Никита Сергеич! А как Вознесенский-то заикался - весь закоченел, бедняга, от страха. Эх, был еще Страх, боялся народ своей любимой советской власти! Только Горбачев нас всех, подлецов, распустил - спустил нас с цепи, псов бешеных.
Не так все однозначно.Как раз Аксенов, Вознесенский, Евтушенко никого особо не боялись, судя по воспоминаниям.А Н.С.потом очень даже сожалел о своем буйстве...
(У Вас личная неприязнь к А.А? )
Ну, я ориентируюсь не на воспоминания,Друинна, а на предоставленные вами в наше распоряжение факты. Вы послушайте, как Вознесенский заикается. Хотя бояться-то действительно особенно было нечего.
Ладно, не будем спорить.Говорят, что после такого пиара А.А.стал и на Западе известен.И стал очень даже выездным.С кем только не встречался.Даже вот в Америке с Татьяной Яковлевой, которую еще Маяковский грозился из Парижа забрать.: )
Мне без тебя так трудно жить,
А ты - ты дразнишь и тревожишь.
Ты мне не можешь заменить
Весь мир...
А кажется, что можешь.
Есть в мире у меня свое:
Дела, успехи и напасти.
Мне лишь тебя недостает
Для полного людского счастья.
Мне без тебя так трудно жить:
Все - неуютно, все - тревожит...
Ты мир не можешь заменить.
Но ведь и он тебя - не может.
...Сразу после войны один из сотрудников московского горкома пытался приручить политически неустойчивого поэта и даже обещал устроить его вечер, но попросил придумать себе коренной русский псевдоним вместо неблагозвучной фамилии Мандель: «Вы же русский поэт, а не еврейский». Эма получил полчаса на изобретение приемлемого псевдонима. Он вышел и встретил прозаика Елизара Мальцева, попросил помощи. Тот наморщил лоб и сказал: «Ну так и быть, дарю тебе из моих запасов самую-самую русскую фамилию – Коржавин». Эма сразу согласился, потому что звук ему понравился, и только через много лет открыл, что слово «коржавый» в говорах не связано ни с «коржом», ни с «кряжем», а означает «неказистого» и даже «плюгавого» человечка...(Из антологии Евгения ЕВТУШЕНКО «Десять веков русской поэзии»)
Вариации из Некрасова
...Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год —
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони — всё скачут и скачут.
А избы горят и горят.
Как вам кажется, Друинна: этот Коржавин - вообще поэт? Интересен он чем-нибудь, кроме своей политической неблагонадежности и редких проблесков еврейского юмора?Вознесенский, по крайней мере, способен порой удивить неожиданной метафорой, вообще он постоянно дерзает, все время чего-то ищет, хотя и никогда не находит ничего особенно интересного. У Коржавина и этого нет. Посмотртите, как выделяются две вдохновенные, полные энергии и жизни строчки Когана на фоне вялых рассуждизмов Коржавина. По-моему, он и вправду какой-то коржавый.
Ни_Фуа: Пиррон, даешь зачистку в реестре поэтов Несколько кандидатур уже названы - Некрасов, Коржавин, Вознесенский. Ждём продолжения в том же духе.
Это только начало, Ни Фуа. Со временем мы перепишем всю историю русской словесности.
Я, было, хотела ответить на Ваш пост ко мне, но после этого эпохального заявления воздержусь.
Как говорится "качественный глум"
Это мое эпохальное заявление можно смело проигнорировать, поскольку на самом деле я очень консервативен и не склонен к революционным преобразованиям в области словесности. Но я много лет провел в среде, где, к примеру, слова "вознесенский" и "евтушенко" были словами бранными.
Pirron: Это мое эпохальное заявление можно смело проигнорировать, поскольку на самом деле я очень консервативен и не склонен к революционным преобразованиям в области словесности.
Как с Вами трудно, Пиррон! Заявление-контрзаявление...
Но я много лет провел в среде, где, к примеру, слова "вознесенский" и "евтушенко" были словами бранными.
Наконец-то Вы проговорились.Огласите весь список, плиз.А пока подкормлю Вас Коржавиным.
* * *
Дети, выросшие дети,
Рады ль, нет, а мы в родстве.
Как живется вам на свете —
Хоть в Нью-Йорке, хоть в Москве?
Как вам наше отливалось —
Веры, марши, плеск знамен?
Чем вам юность открывалась
В дни почти конца времен?
И какими вам глазами
Видеть жизнь теперь дано? —
Хоть в Париже, хоть в Казани,
Хоть в Кабуле — все равно.
Что для веры остается
Вам?.. Над чем скорбеть уму?..
Как обжить вам удается
Мир, сползающий во тьму?
* * *
Я пока еще не знаю,
Что есть общего у нас.
Но все чаще вспоминаю
Свет твоих зеленых глаз.
Он зеленый и победный -
Словно пламя в глубине.
Верно, скифы не бесследно
Проходили по стране.
* * *
От дурачеств, от ума ли
Жили мы с тобой, смеясь,
И любовью не назвали
Кратковременную связь,
Приписав блаженство это
В трудный год после войны
Морю солнечного света
И влиянию весны...
Что ж! Любовь смутна, как осень,
Высока, как небеса...
Ну, а мне б хотелось очень
Жить так просто и писать.
Но не с тем, чтоб сдвинуть горы,
Не вгрызаясь глубоко, -
А как Пушкин про Ижоры -
Безмятежно и легко.
Разделяю негодование присутствующих по поводу пренебрежительного отношения одного из поэтических столпов нашего форума к творчеству Коржавина. Эдак Вы рискуете потерять народное признание, почтенный Пиррон. Не идите неверным путём Григория!