|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давайте, уважаемые братья по сайту, поразмышляем о роли литературы в нашей жизни. В этой теме приветствуется все: тексты полюбившихся вам стихов; отвлеченно-теоретические рассуждения о том, что такое литература, зачем она нужна и нужна ли она вообще;забавные истории о писателях; рецензии на прочитанные вами прозаические тексты; ваши собственные произведения - но, конечно, не первые попавшиеся, а те, которые вы считаете вершиной вашего творчества.
Лично у меня любимых стихов - сотни. Например, "Ночь.Улица.Фонарь.Аптека..." Блока. Не так давно, когда моему сыну было 2 года и 3 месяца, он попросил меня прочесть ему какой-нибудь стих. Сначала я прочитал детский стишок своего собственного производства. Мой сын отнесся к нему довольно прохладно. Мое авторское самолюбие было уязвлено. Я прочел ему стихотворение Блока, втайне надеясь, что оно найдет у моего сына столь же холодный прием. Ничуть не бывало! Он попросил прочитать ему стих во второй, в третий, в четвертый раз... На следующий день он улегся на диван и потребовал:"Папа, про улицу!". И мне снова пришлось читать ему Блока. Смысла стихотворения он, конечно, не понимал. Но, видимо, сама музыка стиха действовала на него завораживающе.
Однако это стихотворение всем известно. Поэтому я лучше процитирую произведение автора, который на этом сайте еще ни разу не упоминался - В.Ходасевича.
Входя ко мне, неси мечту
Иль дьявольскую красоту
Иль Бога, если сам ты Божий.
А маленькую доброту,
Как зонтик, оставляй в прихожей.
Здесь, на горошине Земли,
Будь или ангел, или демон.
А человек - иль не затем он,
Чтобы забыть его могли?
А теперь спустимся с заоблачных высот великой поэзии, чтобы здесь, на нашей грешной земле, ознакомиться с моим собственным творением - одним из тех детских стишков, которые я сочинил для своего сына:
Дракон свиреп, дракон силен.
Любому зверю может он
с рычанием вцепиться в глотку.
А если б был он не дракон,
а скромный кроткий шампиньон -
давно б попал на сковородку... |
|
|
|
|
Хоть в чём-то совпали :-) "Ночь, улица" как в первый раз было потрясением, так и до сих пор - одно из любимых. :-) |
|
|
|
|
|
Вот видите, Григорий: Мориц и Долина разъединяют, а Блок - объединяет! А как вам это стихотворение Ходасевича? Романтизму в нем, конечно, многовато, но, по-моему, все-таки здорово? |
|
|
|
|
|
Ходасевича очень уважаю, но это стихотворение - не для меня. |
|
|
|
|
|
Ну, тогда другое стихотворение того же автора:
Когда б я долго жил на свете,
Должно быть, на исходе дней
Упали бы соблазнов сети
С несчастной совести моей.
Какая может быть досада,
И счастья разве хочешь сам,
Когда нездешняя прохлада
Уже бежит по волосам?
Глаз отдыхает, слух не слышит,
Жизнь потаенно хороша,
И небом невозбранно дышит
Почти свободная душа. |
|
|
|
|
|
видимо, сама музыка стиха действовала на него завораживающе. |
в советском "Кругозоре" - ж-л с пластинками - был такой факт о Блоке - мол, он принадлежал к редкому типу людей, которые при написании не произносят про себя слов. Слышат некий гул и музыку - смысл же после написания. Тогда , да и сейчас мне трудно это представить. Но Блок всегда меня завораживал, как и кроху Пиррона. |
|
|
|
|
|
Блока я в своё время сделал подборку - лучших на мой взгляд стихов - для образования одной дамы :-)
http://nikitin.wm.ru/cgi/forum2/message.pl?chain=1148931993&id=1148959564 |
|
|
|
|
|
Вислава Шимборская.
Элегическая арифметика
Сколько тех, кого я знала
(если вправду я их знала)
мужчин, женщин
(если такое деленье остается в силе)
ступило за тот порог
(если это порог)
перебежало через этот мост
(если назвать это мостом) —
Сколько их после жизни долгой или короткой
(если для них это какая-нибудь разница)
хорошей, ибо началась
плохой, ибо кончилась
(если они не считают что наоборот)
оказалось на том берегу
(если оказалось
и если есть тот берег) —
Не дано мне знать определенно
их дальнейший жребий
(если даже это общий их жребий
и еще это жребий) —
Всё
(если это слово не слишком узко)
у них позади
(если не впереди) —
Сколько их выскочило из мчащегося времени
и в отдалении все жалостнее тает
(если стоит верить перспективе) —
Сколько
(если вопрос имеет смысл,
если можно прийти к окончательной сумме,
прежде чем ты добавишь себя самого)
уснуло глубочайшим сном
(если нет более глубокого) —
До свиданья.
До завтра.
До следующей встречи.
Этих слов они уже не хотят
(если не хотят) повторить.
Обречены на бесконечное
(если не иное) молчанье.
Заняты только тем
(если только тем),
к чему их принуждает отсутствие.
Перевела с польского НАТАЛЬЯ АСТАФЬЕВА. |
|
|
|
|
|
Спасибо, салюки. Об этой Виславе Шимборской я даже ничего не слышал. Приятно включить утром компьютер - и сразу же наткнуться на отличные стихи совершенно неизвестного тебе автора. |
|
|
|
|
|
арт.: видимо, сама музыка стиха действовала на него завораживающе. |
в советском "Кругозоре" - ж-л с пластинками - был такой факт о Блоке - мол, он принадлежал к редкому типу людей, которые при написании не произносят про себя слов. Слышат некий гул и музыку - смысл же после написания. Тогда , да и сейчас мне трудно это представить. Но Блок всегда меня завораживал, как и кроху Пиррона. |
Блок, говорят, писал так: садился перед камином и глядел неподвижно в огонь, пока у него не появлялась галлюцинация, всегда одна и та же - цапля в гроте. Только после этого начинал писать. Вот как, кстати, воспринимал Блока Георгий Иванов:
Это звон бубенцов издалека,
Это тройки широкий разбег,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег. |
|
|
|
|
|
Pirron: Спасибо, салюки. Об этой Виславе Шимборской я даже ничего не слышал. Приятно включить утром компьютер - и сразу же наткнуться на отличные стихи совершенно неизвестного тебе автора. |
КОЕ-ЧТО О ДУШЕ
Душа бывает по временам.
Ни у кого ее нет непрестанно
и навсегда.
День за днем,
год за годом
могут пройти без нее.
Порой разве что в восторгах
и детских страхах
заводится на подольше.
Порой разве что в удивленье,
что вот и настала старость.
Изредка ассистирует
нам при надсадных занятиях,
таких, как двиганье мебели,
таскание чемоданов
и ходьба в неразношенной обуви.
При заполненье анкет
и рубке бифштексов
она берет выходной.
На тысячу разговоров
участвует разве в одном,
да и то не всегда,
предпочитая молчание.
Когда наше тело болит и болит,
незаметно уходит с дежурства.
Привередливая,
не любит видеть нас в толпе,
ей претит наша страсть к превосходству
и деловой крутеж.
Печаль и радость
для нее не разные чувства.
Только их сочетанье
держит ее при нас.
На нее можно рассчитывать,
когда мы ни в чем не уверены,
но до всего любопытны.
Из материальных предметов
по нраву часы ей с маятником
и зеркала, что усердствуют,
даже когда в них не смотришь.
Не скажет, откуда является
и куда опять подевается,
но явно ждет этих вопросов.
Похоже,
что, как и она нам,
мы ей тоже
зачем-то нужны.
Перевод Асара Эппеля
http://magazines.russ.ru/authors/s/shimborskaya/ |
|
|
номер сообщения: 160-1-10 |
|
|
|
Да, хотел бы я уметь писать стихи как эта Шимборская. Но, увы: чертова Муза диктует мне только детские стишки для домашнего пользования. Зато у меня в письменном столе лежат стихи и переводы моих знакомых, некоторые - удачные. Вот, например, перевод стихотворения Германа Гессе, который в России значительно больше известен как прозаик, чем как поэт.
СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ ДАМЕ
(вольный перевод А.Кудряшова)
Был бы я маком, родился б пионом,
Если б в саду безмятежно дремал
Чайною розой на ложе зеленом,-
Может быть, вы, уезжая на бал
Слугам меня повелели сорвать и
Свежим бутоном украсили платье.
Но, к сожалению, я - не цветок:
Сплю беспокойно, не благоухаю
И увяданию предпочитаю
Нож под ребро или пулю в висок.
Вы же умрете, по счастью, иначе:
Дома, в гостинице или на даче,
Сонмом наследников окружены,
На простыне неземной белизны.
Я предрекаю подагры припадок,
Кислый и приторный запах мочи
И напоследок свечей и лампадок -
Сквозь полумглу - ледяные лучи.
Будь я гвоздикою, будь резедою,
Будь я фиалкой - я мог бы собою
Ваш погребальный украсить венок.
Но, к сожалению, я - не цветок. |
|
|
номер сообщения: 160-1-11 |
|
|
|
не знаю, не знаю... мне всегда казалось, что поэты - несчастные люди, а дар этот - скорее проклятье.
"если можешь не писать стихи - не пиши их"
перевод понравился, спасибо! |
|
|
номер сообщения: 160-1-12 |
|
|
|
11- неплохо. А я люблю порезче :-)
Впервые в жизни собственным умом
Под старость лишь раскинул я немного.
Не осознал себя твореньем бога,
Но душу вдруг прозрел в себе самом.
Я душу наконец прозрел —
и вот
Вдруг ощутил, что плоть моя вместила
В себе неисчислимые светила,
Которыми кишит небесный свод.
Я душу наконец в себе прозрел,
Хотя и без нее на свете белом
Вполне хватало каждодневных дел,
И без нее возни хватало с телом.
ВЫЖИЛ
Итак, всё кончено. Я выжил.
Обмотки. В недрах вещмешка
Буханка. В тряпке соль. Я вышел,
Держась за притолку слегка.
Я приобрёл за две недели
Те утончённые черты,
Что, может быть, и в самом деле
Уже сильнее красоты.
Страданье, что огромным было,
Раздумьем тронуло чело.
Оно подглазья углубило,
У рта морщины провело.
Как тень, стоял я еле-еле...
Душа, где ты была дотоль?
Её я чуял ясно в теле,
Как хлеб в мешке, как в тряпке соль.
1962 |
|
|
номер сообщения: 160-1-13 |
|
|
|
Понравилось, спасибо. В свое время (когда Шимборской дали нобелевку) я пытался ее читать, но не пошло.
Мы тут на днях говорили о Мориц и разошлись во мнениях по поводу ее поэзии. Я же к ее творчеству отношусь с большим уважением, но совсем не из-за взрослых стихов (которые почти не читал), а потому, что Мориц пишет милые стихи для детей. Не знаю, Pirron, какая ситуация у Вас, а мы большое внимание уделяем сохранению (хорошего) русского языка у детей, что не так просто. Один из секретов успеха в том, что детям должно быть интересно. В частности, детские песенки Никитиных на стихи Мориц, - на мой взгляд, просто замечательные, - и кассета с ними всегда в машине. Вот, послушайте (не самые известные песни):
Любимый пони (Когда на улице прохладно или жарко...)
Оловянный всадник (На лошадке оловянной...)
Собака и артист (Собака бегала одна...) |
|
|
номер сообщения: 160-1-14 |
|
|
|
saluki: не знаю, не знаю... мне всегда казалось, что поэты - несчастные люди, а дар этот - скорее проклятье.
"если можешь не писать стихи - не пиши их"
перевод понравился, спасибо! |
Да, скорее всего, вы правы. Вечно жить с расхристанными чувствами, постоянно зависеть от мнения людей, ничего в твоем деле, в общем-то, не смыслящих... Ни очков, ни рейтинга, ни даже Е-рейтинга, которые могли бы точно показать, какое место ты занимаешь под солнцем...Участь малоприятная. То ли дело - теория литературы: солидно, понятно - люди деньги заробатывают... |
|
|
номер сообщения: 160-1-15 |
|
|
|
Pirron: Да, скорее всего, вы правы. Вечно жить с расхристанными чувствами, постоянно зависеть от мнения людей, ничего в твоем деле, в общем-то, не смыслящих... Ни очков, ни рейтинга, ни даже Е-рейтинга, которые могли бы точно показать, какое место ты занимаешь под солнцем...Участь малоприятная. То ли дело - теория литературы: солидно, понятно - люди деньги заробатывают... |
Сегодняшний поэт скептичен и подозрителен даже - а возможно, прежде всего - по отношению к самому себе. Он неохотно вслух называет себя поэтом - словно бы немножечко этого стыдится. В нашу крикливую эпоху куда легче признать собственные недостатки - конечно, если они эффектно выглядят, - чем достоинства, которые глубже спрятаны и в которых мы сами не до конца уверены... В различных анкетах или в беседах со случайными попутчиками, когда поэт вынужден обозначить род своих занятий, он обходится неопределенным "литератор" - или называет свою дополнительную специальность. Сообщение о том, что перед ними поэт, чиновники или пассажиры автобуса принимают с легким недоверием и опаской. Думаю, с подобной реакцией сталкивается и философ. Однако философ все-таки в лучшем положении: он сплошь и рядом имеет возможность украсить свою профессию каким-нибудь ученым званием. Доктор философии - это звучит уже гораздо солидней. |
это как раз из ее нобелевской лекции |
|
|
номер сообщения: 160-1-16 |
|
|
|
jenya:
Понравилось, спасибо. В свое время (когда Шимборской дали нобелевку) я пытался ее читать, но не пошло.
Мы тут на днях говорили о Мориц и разошлись во мнениях по поводу ее поэзии. Я же к ее творчеству отношусь с большим уважением, но совсем не из-за взрослых стихов (которые почти не читал), а потому, что Мориц пишет милые стихи для детей. Не знаю, Pirron, какая ситуация у Вас, а мы большое внимание уделяем сохранению (хорошего) русского языка у детей, что не так просто. Один из секретов успеха в том, что детям должно быть интересно. В частности, детские песенки Никитиных на стихи Мориц, - на мой взгляд, просто замечательные, - и кассета с ними всегда в машине. Вот, послушайте (не самые известные песни):
Любимый пони (Когда на улице прохладно или жарко...)
Оловянный всадник (На лошадке оловянной...)
Собака и артист (Собака бегала одна...) |
А ведь детские стихи у Мориц и вправду талантливые ( жаль, нет смайлика, который выражал бы крайнюю степень изумления). Откуда что берется - ярко, мило,свежо... |
|
|
номер сообщения: 160-1-17 |
|
|
|
2Григорий.
А что это за поэт, Григорий, которого вы процитировали? Стихи очень толковые, но я лично угадать их автора не могу. |
|
|
номер сообщения: 160-1-18 |
|
|
|
мне кажется там два автора - Межиров и Винокуров. |
|
|
номер сообщения: 160-1-19 |
|
|
|
Б.Слуцкий
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
**********************************
ЛОШАДИ В ОКЕАНЕ
И.Эренбургу
Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.
"Глория" - по-русски - значит "Слава",-
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли. |
|
|
номер сообщения: 160-1-20 |
|
|
|
Валенки
Мой товарищ в смертельной агонии...
Не кричи, не зови людей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
И не плачь, не кричи, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки:
Мне еще воевать предстоит |
|
|
номер сообщения: 160-1-21 |
|
|
|
Из этого стихотворения Слуцкого про лошадей народ сделал песню, которую я слышал в глубочайшем детстве - в пионерском лагере. Стихи мне и сейчас нравятся, но испытать такое же потрясение, как тогда, в детстве, я уже не могу. Даже не знаю, радоваться этому или печалиться. |
|
|
номер сообщения: 160-1-22 |
|
|
|
Pirron: Из этого стихотворения Слуцкого про лошадей народ сделал песню, которую я слышал в глубочайшем детстве - в пионерском лагере. Стихи мне и сейчас нравятся, но испытать такое же потрясение, как тогда, в детстве, я уже не могу. Даже не знаю, радоваться этому или печалиться. |
Ну не совсем народ . Никитин и квинтет МГУ (музыка Берковского)
Лошади в океане
А про Слуцкого я уже писал, не так давно я открыл для себя его лирику. Этого поэта часто недооценивают, говоря, что он писал грубые гражданские стихи, что его стихи от ума, и что у Слуцкого нет лирики. В феврале 1977 года у Слуцкого умерла жена, Татьяна Дашковская. Вот одно из стихотворений того времени:
Каждое утро вставал и радовался,
как ты добра, как ты хороша,
как в небольшом достижимом радиусе
дышит твоя душа.
Ночью по нескольку раз прислушивался:
спишь ли, читаешь ли, сносишь ли боль?
Не было в длинной жизни лучшего,
чем эти жалость, страх, любовь.
Чем только мог, с судьбою рассчитывался,
лишь бы не гас язычок огня,
лишь бы ещё оставался и числился,
лился, как прежде, твой свет на меня. |
|
|
номер сообщения: 160-1-23 |
|
|
|
актуально, мне кажется:-((
Н.Глазков
Лез всю жизнь в богатыри да в гении,
Небывалые стихи творя.
Я без бочки Диогена диогеннее:
Сам себя нашел без фонаря.
Знаю: души всех людей в ушибах,
Не хватает хлеба и вина.
Даже я отрекся от ошибок -
Вот какие нынче времена.
Знаю я, что ничего нет должного...
Что стихи? В стихах одни слова.
Мне бы кисть великого художника:
Карточки тогда бы рисовал.
Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней! |
|
|
номер сообщения: 160-1-24 |
|
|
|
Н.Глазков
...Люблю грозу в начале мая,
Когда идёт физкультпарад
И мрачно мокнет на трибуне
Правительственный аппарат |
|
|
номер сообщения: 160-1-25 |
|
|
|
Э.Асадов "Стихи о рыжей дворняге"
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
-Прощай,брат!Хоть жаль мне,не скрою,
Но всё же тебя я покину
Швырнул под скамейку ошейник,
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою
Старик у вокзального входа
Спросил:-что? оставлен,бедняга?
Эх,будь ты хорошей породы:
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что-есть мочи,
На месте,как бык,потоптался
И ринулся в непогодь ночи
В вагонах забыв передряги,
Курили,смеялись,дремали:
Тут,видно,о рыжей дворняге
Не думали,не вспоминали
Не ведал хозяин,что где-то
По шпалам,из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит,задыхаясь
Споткнувшись,кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой!
Не ведал хозяин,что силы
Вдруг разом оставили тело
И,стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги:
Старик! ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце- чистейшей породы! |
|
|
номер сообщения: 160-1-26 |
|
|
|
Э.Асадов
Нет ,не льщусь я словом "ветераны",
Хоть оно почётно,может быть.
Только рано,абсолютно рано,
Мне такое звание носить!
Есть в том слове что-то от усталости,
От поникших плеч и тишины,
От морщин,от грустной седины,
А короче-от дороги к старости
...А усталость,хвори да покой-
Для поэта это не годится
Я уйду,как улетают птицы
До прихода стужи снеговой
Будет сумрак розоветь слегка,
Будут спать ещё цветы и дети
И лишь я однажды на рассвете
Растворюсь,как тают облака... |
|
|
номер сообщения: 160-1-27 |
|
|
|
Судя по стихотворению Слуцкого, посвященному его жене, поэтам тоже доступно семейное счастье. А вот это стихотворение Гумилева, в котором речь явно идет о его первой супруге А.Ахматовой, рисует совсем иную картину:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.
Твержу ей:"Крещеному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору"...
А вот у Георгия Иванова семейная жизнь, судя по всему, была довольно гармоничной:
Дымные пятна соседних окон,
Розы под ветром вздыхают и гнутся.
Если б поверить, что жизнь это сон,
Что после смерти нельзя не проснуться.
Будет в раю - рай совсем голубой -
Ждать так прохладно, блаженно-беспечно
И никогда не расстаться с тобой!
Вечно с тобой. Понимаешь ли? Вечно... |
|
|
номер сообщения: 160-1-28 |
|
|
|
Pirron: Судя по стихотворению Слуцкого, посвященному его жене, поэтам тоже доступно семейное счастье. |
опять же, мне всегда казалось что для мужчины-поэта семейное счастье - штука прямо противопоказаная. любовь (и конечно ейные муки) должна быть свежа, что бы питать чувства... не очень себе представляю как "семейное счастье" может к этому располагать.
Маяковский по части любви был на мой взгляд эталоном поэта. поэту стоит любить чужую жену... или хотя бы всех женщин мира сразу ;) |
|
|
номер сообщения: 160-1-29 |
|
|
|
saluki: Pirron: Судя по стихотворению Слуцкого, посвященному его жене, поэтам тоже доступно семейное счастье. |
опять же, мне всегда казалось что для мужчины-поэта семейное счастье - штука прямо противопоказаная. любовь (и конечно ейные муки) должна быть свежа, что бы питать чувства... не очень себе представляю как "семейное счастье" может к этому располагать.
Маяковский по части любви был на мой взгляд эталоном поэта. поэту стоит любить чужую жену... или хотя бы всех женщин мира сразу ;) |
Семейная жизнь у Маяковского была в высшей степени оригинальной. Его семья состояла из трех человек: самого Маяковского, его любовницы Л.Брик и мужа его любовницы - О.Брика. Все трое жили в одной квартире и полагали, что это и есть - настоящая новая, социалистическая семья.
Блок в этом смысле был не менее оригинален. Он чтил в своей жене воплощение Вечной Женственности. А потому считал интимные отношения с ней святотатством. Для этих целей он использовал актрис и проституток. Его жене это было как-то не совсем по душе... |
|
|
номер сообщения: 160-1-30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|