Надежды прочь, сомнения долой,
забыты и досада, и бравада.
Граница между небом и водой
уже неразличима, и не надо.
По-прежнему свободный свой разбег
сверяя с параллелью голубою,
плывёт неутомимый наш ковчег,
волнуемый лишь смертью и любовью.
Проблемы вечной - бысть или не бысть -
решенья мы не знаем и не скажем,
зато ни жажда славы, ни корысть
уже не овладеют экипажем.
И если мы несёмся через льды,
не чувствуя ни холода, ни боли,
то это всё ни для какой нужды,
а только ради смерти и любови.
Воистину ничем не дорожа
за этим легкомысленным занятьем,
мы верим, что не будет платежа,
но если он и будет, мы заплатим.
Чего бояться нам - тюрьмы, тоски,
ущерба очагу, вреда здоровью?..
Но это всё такие пустяки
в сравнении со смертью и любовью.
Песня хорошая, а поэзия вполне посредственная. Все недостатки бардовского стихосложения тут налицо: поверхностность, неряшливость, любовь к красивым банальностям, дешевые эффекты, упрощенность образов и метафор.
это в Вас, как всегда, говорит мелкая зависть, почтенный Пиррон
а вот мнение Дмитрия Быкова:
Большинство коллег и тем более ровесников Щербакова, пишут они стихи или песни, печатаются в России или за границей, распространяются в Интернете или в списках, -- не могут не понимать, что Щербаков обогнал их давно и навеки. Лучшего поэта сейчас нет -- признание, нелегкое для другого поэта. Лучшим Щербакова сделала не только виртуозность словесной игры, не эрудиция, не безупречность формы, но своеобразие интонации, рискованная работа на передовых рубежах поэтического поиска. Щербаков сегодня едва ли не в одиночестве двигает русскую поэзию вперед, находя принципиально новые возможности для ее развития и новые формы ее существования.
В данном случае текст Щербакова у нас перед глазами. Виртуозность словесной игры, совершенство формы, рискованный поиск на передовых рубежах поэзии? И все это сказано по отношению к такому тексту?! Уже Горький, подсмеиваясь над Климом Самгиным, вложил в его уста высокопарную фразу: " Все это - ничто в сравнении со смертью и любовью". Это и в те времена было красивой банальностью. А в чем тут риск? Где этот пресловутый поиск, о котором пишет балаболка Быков? Сравните с Мандельштамом, Пастернаком, Цветаевой, Бродским...
С творчеством Щербакова, к сожалению, мало знаком, но в любом случае я бы отметил, что у Быкова, как у настоящего таланта, нет зависти к другим талантам - у него до фига комплиментов в адрес коллег, правда круг их узок, еще он очень уважает Орлова и Лосева.
Я, кстати, у Щербакова тоже читал только вот это одно стихотворение. Так что не исключена возможность, что он написал и тексты, хоть отчасти оправдывающие славословия Быкова. Но, судя по тому, что они нравятся Чичу...
КИБИТКА
Всё скрылось, отошло, и больше не начнётся.
Роман и есть роман. В нём всё как надлежит.
Кибитка вдаль бежит, пыль вьётся, сердце бьётся.
Дыхание твоё дрожит, дрожит, дрожит.
И проку нет врагам обшаривать дорогу,
им нас не отыскать средь тьмы и тишины.
Ведь мы теперь видны, должно быть, только Богу.
А может, и ему – видны, да не нужны.
А где-то позади, за далью и за пылью
остался край чудес. Там человек решил,
что он рождён затем, чтоб сказку сделать былью.
Так человек решил. Да, видно, поспешил.
И сказку выбрал он с печальною развязкой,
и призрачное зло в реальность обратил.
Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой,
да слишком много дел и слишком мало сил.
А мы всё мчимся вдаль, печаль превозмогая,
как будто ничего ещё не решено,
как будто век прожив и всё-таки не зная,
что истина, что нет, что свято, что грешно.
И бесконечен путь, и далека расплата.
Уходит прочь недуг, приходит забытьё.
И для меня теперь так истинно, так свято
чуть слышное в ночи дыхание твоё.
ДУША
Оставлю всех, пройду повсюду,
пускай ни с чем, но не в долгу,
себя раздам, тебя забуду, мне всё равно, я всё могу.
А вот душа... она не может, небесный свет в неё пролит,
неясный зов её тревожит, она поёт, она болит…
__________________________
Спасение там, где опасность.
Правда, настроения разные - зато размер совпадает.
Мне вообще показалось что строчка "да слишком много дел, да слишком мало сил" - прямая цитата из Егорова, ан нет.
Он, пожалуй, не мастер пения -
ветер, воющий ноту "до".
Пью из горлышка сок забвения -
дар неведомого Бордо.
То ли горе со мной прощается,
то ли душу зовет Алла,
но в моей голове сгущается
петербуржская полумгла.
Негде выяснить - что там сбудется,
за кулисами белой мглы,
но душа моя, как верблюдица,
пролезает в ушко иглы
и в пустыню бредет с поклажею,
откликаясь на властный зов.
Вечность, схожая с жидкой сажею,
потекла по усам часов.
Мне-то думалось, что неплохо там -
за кулисами белой мглы.
Только филин залился хохотом
на могучем плече Аллы.
Огневого не вынес взгляда я
и порядком намял бока
в око филина грузно падая,
замирая на дне зрачка.
Не по чину мне сок забвения,
равный сладостью "гран мерси"...
Он,пожалуй, не мастер пения -
ангел,ноющий ноту "си".
Pirron: Я, кстати, у Щербакова тоже читал только вот это одно стихотворение. Так что не исключена возможность, что он написал и тексты, хоть отчасти оправдывающие славословия Быкова. Но, судя по тому, что они нравятся Чичу...
это стихотворение мне не нравится, хотя сама по себе банальность, вызвавшая неудовольствие Пиррона, те так уж и банальна
но есть у Щербакова и кое-что получше
я в последнее время на ИШФ разместил с десятка два его песен, вот одна из них:
Я, Пиррон, никак не собираюсь Вас убеждать, что Щербаков хорош, от этого никакой пользы ни мне, ни Вам, ни Щербакову. Но раз уж зашла речь, вот хорошие (на мой вкус) стихи
ШАРМАНЩИК
Мало ли чем представлялся и что означал
твой золотой с бубенцами костюм маскарадный -
в годы, когда италийский простор виноградный
звонкие дали тебе, чужаку, обещал...
Ведь не вышло, и музыка не помогла.
Небо поникло, померкло. Дорога размокла.
Даль отзвенела и, сделавшись близкою, смолкла -
и оказалась не сказкой, а тем, чем была.
Мало ли что под руками твоими поёт -
скрипка, гитара, волынка, шарманка, челеста...
Время глядит на тебя, как на ровное место,
будто бы вовсе не видит. Но в срок призовёт.
Ворожишь ли, в алмаз претворяя графит,
или чудишь, бубенцы пришивая к одежде, -
в срок призовёт тебя время; вот разве что прежде
даст оправдаться - и только потом умертвит.
Мало ли кто, повторяя канцону твою,
скажет, вздохнув, что «в Италии этаких нету»...
Самый крылатый напев, нагулявшись по свету,
так же стремится к забвенью, как ты к забытью.
Не вздохнуть невозможно, но верен ли вздох?
Право, шарманщиком меньше, шарманщиком больше...
Всё, кроме боли, умолкнет и скроется, боль же -
вечно была и останется вечно. Как Бог.
1991
Еще на итальянскую тему:
ПАМЯТИ ВСЕХ
Что в чужом краю, что в отчем -
на высоком небосводе
не увидишь ты алмазов.
Да и кто их видел, впрочем?
При какой такой погоде?
Счастье капризно, даль тревожна.
А жизнь - она и вовсе
одна, второй не будет.
Рим с собою взять не можно.
Помаячь пока что возле,
папа римский не осудит.
Рим нисколько не в упадке, он щебечет и хлопочет.
Нарасхват идут напитки, курс в порядке биржевой.
Люд заморский по руинам резво скачет, пальцем тычет во что хочет.
Отчего бы, в самом деле, не скакать, пока живой?
За сто лир (цена смешная)
ты пломбир купи с изюмом -
и направься вдоль дель Корсо,
юных барышень смущая
серым в клеточку костюмом.
Ах, эти барышни глазами
серьёзными своими
моргают так прелестно!
Мы умрём - и чёрт бы с нами,
а вот что случится с ними?
Совершенно неизвестно.
На скамейке ренессансной, у античного забора,
не забудь, что ехать скоро, и бесед не проводи.
Что там за архитектура, синьорина? Что за флора там, синьора?
Не твоя печаль, приятель, погулял и проходи.
В свой черёд коснётся слуха
тот сигнал валторны строгой,
что вязать велит пожитки.
Ни пера тебе ни пуха.
Отдохни перед дорогой.
Влажный рассвет тебя разбудит,
портье ключами щёлкнет,
а дальше - как придётся.
Жизнь одна, второй не будет.
Но пока валторна смолкнет,
колокольчик распоётся.
Вы это сами читали, Чич? Текст в отрыве от музыки вообще, по-моему, не существует как таковой.
тексты Высоцкого тоже не существуют в отрыве от музыки
и что с того?
уж во всяком случае щербаковские стихи получше Ваших, почтенный Пиррон
нащот того, что лучше моих, правда, не скажу
Вы это сами читали, Чич? Текст в отрыве от музыки вообще, по-моему, не существует как таковой.
тексты Высоцкого тоже не существуют в отрыве от музыки
и что с того?
уж во всяком случае щербаковские стихи получше Ваших, почтенный Пиррон
нащот того, что лучше моих, правда, не скажу
Да,Женя,эти стихи действительно хорошие. Недостатков, которые бросились мне в глаза в "Ковчеге", в них нет. Поэт мыслит нетривиально, образы свежие и естественные, чрезвычайно необычный ритмический рисунок. Субъективно мне ритм его стихов не нравится, но в нем есть новизна и смелость. Таково мое уточненное мнение.
Pirron: Да,Женя,эти стихи действительно хорошие. Недостатков, которые бросились мне в глаза в "Ковчеге", в них нет. Поэт мыслит нетривиально, образы свежие и естественные, чрезвычайно необычный ритмический рисунок. Субъективно мне ритм его стихов не нравится, но в нем есть новизна и смелость. Таково мое уточненное мнение.
Первое стихотворение на меня не произвело сильного впечатления. Второе "пленяет" оригинальностью стиля, проявлением внутренней свободы автора; и еще чем-то, что отличает по-настоящему хорошее стихотворение от "просто стихотворения"...