|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Даниил Хармс
А.И. Введенскому
В смешную ванну падал друг
Стена кружилася вокруг
Корова чудная плыла
Над домом улица была
И друг мелькая на песке
Ходил по комнатам в носке
Вертя как фокусник рукой
То левой, а потом другой
Потом кидался на постель
Когда в болотах коростель
Чирикал шапочкой и выл
Уже мой друг не в ванне был. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13840 |
|
|
|
Почти год назад на это же стихотворение мы ответили Введенским. Теперь самим Хармсом. :)
Когда дубов зеленый лист
среди росы,
когда в ушах мы слышим свист
кривой косы,
когда земля трещит в длину
и пополам,
тогда мы смотрим на луну
и страшно нам.
Но лишь в ответ ударит в пень
стальной топор -
умчится ночь, настанет день,
и грянет хор,
тогда во мне, открыв глаза,
проснется вновь
волна морей, небес гроза,
моя любовь. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13841 |
|
|
|
С Хармсом, значит, получилась накладка. Меня, как сказано в классическом фильме, терзали смутные сомнения: я подозревал, что это стихотворение уже здесь появлялось. Но потом подумал: а кто его знает - может, и не появлялось. Может, это футбол на меня так действует? Недаром предостерегала нас арабелла: не увлекайтесь этим сомнительным зрелищем, не доведет это вас до добра! Мы отнеслись к ее словам легкомысленно - и вот результат. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13842 |
|
|
|
Я обычно Поиском проверяю, чтобы не повторяться. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13843 |
|
|
|
Геннадий Шпаликов
Три посвящения Пушкину
1
Люблю Державинские оды,
Сквозь трудный стих блеснет строка,
Как дева юная легка,
Полна отваги и свободы.
Как блеск звезды, как дым костра,
Вошла ты в русский стих беспечно,
Шутя, играя и навечно,
О легкость, мудрости сестра.
2
Влетел на свет осенний жук,
В стекло ударился, как птица,
Да здравствуют дома, где нас сегодня ждут,
Я счастлив собираться, торопиться.
Там на столе грибы и пироги,
Серебряные рюмки и настойки,
Ударит час, и трезвости враги
Придут сюда для дружеской попойки.
Редеет круг друзей, но — позови,
Давай поговорим как лицеисты
О Шиллере, о славе, о любви,
О женщинах — возвышенно и чисто.
Воспоминаний сомкнуты ряды,
Они стоят, готовые к атаке,
И вот уж Патриаршие пруды
Идут ко мне в осеннем полумраке.
О собеседник подневольный мой,
Я, как и ты, сегодня подневолен,
Ты невпопад кивай мне головой,
И я растроган буду и доволен.
3
Вот человеческий удел —
Проснуться в комнате старинной,
Почувствовать себя Ариной,
Печальной няней не у дел.
Которой был барчук доверен
В селе Михайловском пустом,
И прадеда опальный дом
Шагами быстрыми обмерен.
Когда он ходит ввечеру,
Не прадед, Аннибал–правитель,
А первый русский сочинитель
И — не касается к перу.
1963 г. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13844 |
|
|
|
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13845 |
|
|
|
Владимир Набоков
Шекспир
Среди вельмож времен Елизаветы
и ты блистал, чтил пышные заветы,
и круг брыжей, атласным серебром
обтянутая ляжка, клин бородки —
все было, как у всех… Так в плащ короткий
божественный запахивался гром.
Надменно-чужд тревоге театральной,
ты отстранил легко и беспечально
в сухой венок свивающийся лавр
и скрыл навек чудовищный свой гений
под маскою, но гул твоих видений
остался нам: венецианский мавр
и скорбь его; лицо Фальстафа — вымя
с наклеенными усиками; Лир
бушующий… Ты здесь, ты жив — но имя,
но облик свой, обманывая мир,
ты потопил в тебе любезной Лете.
И то сказать: труды твои привык
подписывать — за плату — ростовщик,
тот Вилль Шекспир, что «Тень» играл в «Гамлете»,
жил в кабаках и умер, не успев
переварить кабанью головизну…
Дышал фрегат, ты покидал отчизну.
Италию ты видел. Нараспев
звал женский голос сквозь узор железа,
звал на балкон высокого инглеза,
томимого лимонною луной
на улицах Вероны. Мне охота
воображать, что, может быть, смешной
и ласковый создатель Дон Кихота
беседовал с тобою — невзначай,
пока меняли лошадей — и, верно,
был вечер синь. В колодце, за таверной,
ведро звенело чисто… Отвечай,
кого любил? Откройся, в чьих записках
ты упомянут мельком? Мало ль низких,
ничтожных душ оставили свой след —
каких имен не сыщешь у Брантома!
Откройся, бог ямбического грома,
стоустый и немыслимый поэт!
Нет! В должный час, когда почуял — гонит
тебя Господь из жизни — вспоминал
ты рукописи тайные и знал,
что твоего величия не тронет
молвы мирской бесстыдное клеймо,
что навсегда в пыли столетий зыбкой
пребудешь ты безликим, как само
бессмертие… И вдаль ушел с улыбкой. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13846 |
|
|
|
Пушкинский Памятник покруче будет, пусть державинский и взят за основу. Это - но часть меня большая- особенно режет слух. То ли дело - Душа в заветной лире меня переживет.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13847 |
|
|
|
У Державина есть стихи и похуже. Но стихотворение "Бог" - которое, по-моему, вы помещали здесь в незапамятные времена - несмотря на свои солидные размеры, написано на одном дыхании и производит мощное впечатление. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13848 |
|
|
|
Vova17: Пушкинский Памятник покруче будет, пусть державинский и взят за основу. Это - но часть меня большая- особенно режет слух. То ли дело - Душа в заветной лире меня переживет. |
Что ж, язык Шекспира современному англичанину тоже режет слух. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13849 |
|
|
|
Мне не хватает здесь Есенина. Бабушка рассказывала, что видела его. Он стоял на столе одного из ресторанов и читал стихи. На литературных форумах отношение снобов к нему презрительное как к плебейскому поэту. Для них вообще, кроме Бродского и Вознесенского, никого не существует.
Вознесенского (и Сергея Михалкова) видел я. Он стоял, одетый по-зимнему, в коридоре здания правления Союза писателей СССР и курил. Я был тогда студентом 5-го курса ИСАА при МГУ и работал переводчиком арабского языка на Международной конференции детских писателей. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13850 |
|
|
|
Pirron:
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить. |
Тут ссылка на три стихотворения - "Фелица", "Бог" и "Истина".
В последнем, правда, нет ничего специфически адресованного царям, но это, наверное, отсылка на общение Державина с Екатериной. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13851 |
|
|
|
Возможно, всё же есть:
Пускай предерзкий мрака сын
Кощунствует в своей гордыне,
Что правда — слабость в властелине,
Что руль правлений — ум один,
Что златом тверды царства, грады;
Но ах! сих правил тщетен блеск:
Имперьи рушатся без правды…
Се внемлем мы престолов треск! |
|
|
|
номер сообщения: 160-1-13852 |
|
|
|
Pirron: У Державина есть стихи и похуже. Но стихотворение "Бог" - которое, по-моему, вы помещали здесь в незапамятные времена - несмотря на свои солидные размеры, написано на одном дыхании и производит мощное впечатление. |
Да, давненько.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13853 |
|
|
|
Eagle_2: Мне не хватает здесь Есенина. Бабушка рассказывала, что видела его. Он стоял на столе одного из ресторанов и читал стихи. На литературных форумах отношение снобов к нему презрительное как к плебейскому поэту. Для них вообще, кроме Бродского и Вознесенского, никого не существует.
Вознесенского (и Сергея Михалкова) видел я. Он стоял, одетый по-зимнему, в коридоре здания правления Союза писателей СССР и курил. Я был тогда студентом 5-го курса ИСАА при МГУ и работал переводчиком арабского языка на Международной конференции детских писателей. |
Мнением людей, которые не видят существенной разницы между Бродским и Вознесенским, я бы лично пренебрег. Что касается Есенина, то лучшие его стихи появлялись здесь еще в начале этой темы. Но каждый ведь может поместить здесь то, что лично ему нравится, вход в тему открыт для всех. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13854 |
|
|
|
На футбольном матче
Приятель мой неузнаваем:
он шляпу скомкал сгоряча,
слова бессвязные крича.
А мы всего лишь наблюдаем
передвижения мяча.
Толстяк, сидящий перед нами,
слегка подвыпивший на вид,
судье возмездием грозит.
А мяч стремглав над игроками
несется как метеорит.
Мы тонем в рокоте набатном.
Суров болельщика удел!
Толстяк багров, приятель бел:
вратарь в прыжке невероятном
с мячом в ворота залетел.
Печаль приятеля безбрежна.
Толстяк глядит на вратаря,
слезы незваной не тая -
всё, пораженье неизбежно,
а так близка была ничья!
Я слышу мат многоэтажный:
опять команде не везет,
но было б все наоборот,
когда бы не судья продажный
и тренер - полный идиот!
Еще поспорим мы с судьбою!
Однако время истекло.
С трибун плетемся мы гурьбою,
порой поглядывая с болью
на равнодушное табло |
|
|
номер сообщения: 160-1-13855 |
|
|
|
Вячеслав Иванов
Поэты духа
Снега, зарей одеты
В пустынях высоты,
Мы — Вечности обеты
В лазури Красоты.
Мы — всплески рдяной пены
Над бледностью морей.
Покинь земные плены,
Воссядь среди царей!
Не мни: мы, в небе тая,
С землей разлучены,-
Ведет тропа святая
В заоблачные сны. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13856 |
|
|
|
Иванов, видимо, осознанно и с гордостью украсил текст каламбуром "не мнимы". Правда, призыв не мнить можно поначалу перепутать с призывом не мять. Но Иванов, видимо, подумал, что подлинному поэту духа такая вульгарная трактовка его строки просто не придет в голову. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13857 |
|
|
|
Сергей Есенин
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13858 |
|
|
|
Большое спасибо за Есенина! В 2012 г. я записал такое категоричное суждение:
Тему яркой образности в поэзии закрыл Есенин. Лучше его никто не напишет. Поэтому и соревноваться с ним в этой области – бесполезное занятие. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13859 |
|
|
|
Максимилиан Волошин
Гражданская война
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…
В других весь цвет, вся гниль Империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других волна вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, —
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
— «Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13860 |
|
|
|
Полагаю, что симметрия в данном случае глубоко неуместна, а как мещанский рай, так и великие фетиши приписаны противоположным сторонам. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13861 |
|
|
|
Да, конечно. Волошин явно не считает, что в марксизме содержатся великие фетиши - ничего, кроме бреда, на мещанских мечтаниях замешанного, он в нем не находит. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13862 |
|
|
|
И глубоко ошибается. Марксизм весь замешан на фетишах, а вот белое движение, за исключением маргиналов типа Унгерна, не стремилось ни к чему, кроме восстановления нормального "мещанского" правопорядка. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13863 |
|
|
|
Я так и не смог заставить себя прочитать "Капитал". "Ни при какой погоде я этих книг, конечно, не читал", как сказал Есенин. Правда, я еще в школе читал Энгельса и философский труд Ленина. Я всегда полагал, что в марксизме достаточно фетишей, и обаяние его в глазах людей вроде Ленина заключалось в том, что он придает разнообразным полуфантастическим планам вид строгой научности. Но я не знаю, что подразумевает под "блеском великих фетишей" Волошин. Возможно, по сравнению с этими его фетишами марксизм и вправду выглядит слишком "мещанским" Хотя освободить людей от материальной нужды, механического труда, политики, дать возможность им свободно развивать свои способности - это достойная цель, вполне совместимая и с любыми другими достойными целями. Правда, нет никакой необходимости связывать ее непременно с марксизмом. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13864 |
|
|
|
Насчёт "Капитала" Маркса наш заведующий кафедрой арабской филологии говорил:
- Не хотел бы я познакомиться с девушкой, которая понимает политэкономию.
Маркс невообразимо скучен, хотя я и понимал, что он пишет. Язык его тяжеловесен. А вот Энгельс великолепен, временами перечитываю его. Ленина приходилось, конечно, конспектировать больше всего. Отношение к его трудам скорее индифферентное. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13865 |
|
|
|
Pirron: Я так и не смог заставить себя прочитать "Капитал"... |
Не вы один, Пиррон, не вы один... Однако, я встречал людей, которые зачитывались Марксом и утверждали, что политэкономия в марксизме не главное, а главное то, что Маркс будто бы указал путь к раскрытию творческого потенциала человека, указал направление к его восхождению. Ничего путного и четкого я от этих людей не добился, но им верилось, что подспудно, под нагромождением Капитала бьется живое сердце...
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 160-1-13866 |
|
|
|
Pirron: Я так и не смог заставить себя прочитать "Капитал". . |
Внимательно прочесть «Капитал» это, конечно,» дело, требующее самоотречения». Но, нужно быть справедливым-«фетишей» там нет, а вот довольно удачное объяснение как работает вульгарнейшая рыночная система там есть. Удивляться этому не приходится, так как в то «дикое» время другого рынка то и не было.
Фетиши это скорее к «Манифесту». |
|
|
номер сообщения: 160-1-13867 |
|
|
|
"Капитал" читать можно, Энгельса и дети поймут. А вот Ленина лучше не читать, кроме ругательств там ничего нет.
__________________________
Audiatur et altera pars |
|
|
номер сообщения: 160-1-13868 |
|
|
|
FIBM: Внимательно прочесть «Капитал» это, конечно,» дело, требующее самоотречения». Но, нужно быть справедливым-«фетишей» там нет, а вот довольно удачное объяснение как работает вульгарнейшая рыночная система там есть. |
Так фетиши - это не про Маркса, а про марксизм. Маркс, как известно, утверждал, что он не марксист |
|
|
номер сообщения: 160-1-13869 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|